- На этапе формирования основные процессы в российской автомобильной промышленности совпадали с общемировыми отраслевыми тенденциями, что свидетельствует о конкурентоспособности, высокой ступени развития экономической, научной и технологической компонент России конца ХIХ в., ее готовности к производству такого технологически сложного продукта, как автомобиль. Правительственные планы 1916 г. об ускоренном переходе отечественного автопрома со стадии единичного на стадию серийного типа производства не были реализованы в связи со сменой политического строя в государстве. Затянувшийся этап единичного производства положил начало «догоняющей» стратегии развития российского автопрома.
- Правительство СССР реализовало планы правительства имперской России по стремительному, к 1924 г., достижению серийного производства грузовых автомобилей. Основой перехода к серийному производству грузовых автомобилей стало заимствование технологических и конструкторских решений Италии.
- Стадия серийного производства для грузовых автомобилей являлась кратковременной - менее 13 лет. Используя мобилизационные возможности советской экономики и перенимая достижения американского автопрома, СССР к концу 30-х гг. освоил массовое производство грузовых автомобилей и занял устойчивые позиции в числе восьми стран - лидеров мировой автоиндустрии. Стадия серийного производства для легковых автомобилей заняла в отечественной индустрии почти полвека. Нетрадиционное распределение объемов производства грузовых и легковых автомобилей в пользу первых являлось особенностью отечественного автопрома, отражающей идеологически обоснованное превалирование товаров группы «А» над группой «Б» в советской экономике.
- Великая Отечественная война ускорила развитие советской автомобильной промышленности. Стратегия развития автоиндустрии с преобладанием количества производимых грузовых автомобилей была сохранена, объем выпускаемой продукции уменьшился. Однако именно в этот период произошло существенное увеличение числа автомобильных заводов, изменение находящегося в эксплуатации и формирование послевоенного модельного ряда, активное внедрение западных технологий и стандартов в отечественное производство. Одним из ключевых средств интенсификации отечественного автопрома, его конструктивного и технологического обновления в условиях войны стало изучение трофейной и поставляемой по ленд-лизу техники.
- В течение двадцати послевоенных лет дисбаланс между количеством выпускаемой грузовой и легковой автомобильной техникой сохранялся. Увеличение объемов производства в грузовом автомобилестроении, значительное расширение модельного ряда грузовых и легковых автомобилей, экспорт легковых автомобилей в этот период стали возможны за счет использования оборудования автомобильных заводов, полученных СССР в счет репарационных платежей, привлечения западных специалистов и интенсивного создания собственных НИИ в сфере автомобилестроения.
- Переход к массовому типу производства легковых автомобилей в СССР состоялся в начале 70-х гг. ХХ в., что является особенностью отечественной автоиндустрии. Для мировой автоиндустрии характерно изначально существенное превалирование выпуска легковых автомобилей над грузовыми. Массовый тип производства легковых автомобилей, также как и в свое время грузовых, основывался на зарубежном (итальянском) опыте.
- Как в легковом, так и в грузовом автомобилестроении на протяжении всего изучаемого периода автомобильные заводы в СССР создавались по принципу замкнутых полноцикловых производств, что позволяло оптимизировать логистические затраты. Это также являлось специфической чертой отечественной автомобильной промышленности. Интенсивный процесс формирования смежных производств начался в 1970-е гг. в связи с переходом к массовому типу производства легковых автомобилей.
- Система управления автомобильной индустрией выстраивалась параллельно ее развитию в направлении формирования самостоятельного министерства. Особенностью управления в автомобилестроении с 70-х гг. ХХ в. являлось стремление к двухзвенной системе. Производственные объединения, формирующиеся вокруг одного крупного производителя, обеспечивали устойчивость товарных взаимоотношений между предприятиями, включенными в процесс выпуска автомобиля.
- Форсирование научной компоненты отечественной автоиндустрии осуществлялось с дореволюционного периода развития отрасли. Базовым институтом в автопроме являлся НАМИ. Развитие конструкторской и технологической мысли в СССР шло с учетом достижений мировой автоиндустрии. Перспективной формой организации взаимодействия науки и производства в условиях социалистической системы хозяйствования стало создание крупного научного центра при крупном производителе автомобилей (НТЦ Волжского автомобильного завода).
- Поздний, в сравнении с общемировым переход к массовому типу производства легковых автомобилей обусловил минимизацию государственных усилий по формированию культурно-правового и инфраструктурного пространства эксплуатации автомобиля. Восприятие отечественным потребителем продукции отечественного автопрома и в советский, и в постсоветский периоды являлось позитивным и положительным.
1. Прокофьева, Е.Ю. Отечественная автомобильная промышленность: этапы развития, структура и организация управления, научно-исследовательская база (1896–1991 гг.) / Е.Ю. Прокофьева. – Тольятти-Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2010. – 290 с. – 16,86 п.л.
2. Прокофьева, Е.Ю. Отражение развития отечественной автомобильной индустрии в массовом сознании россиян: историко-социлогический анализ / Е.Ю. Прокофьева. – Тольятти: ТГУ, 2011. – 104с. – 6,04 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
1. Прокофьева, Е.Ю. Становление автомобильной индустрии России (1896–1914 гг.) / Е.Ю. Прокофьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2008. – № 12(50). – С. 92 – 97, 84 – 88. – 0,77 п.л.
2. Прокофьева, Е.Ю. Историографический обзор истории отечественной автомобильной промышленности / Е.Ю. Прокофьева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2009. – Том 11. – № 2 (28). – С. 257 – 261. – 0,47 п.л.
3. Прокофьева, Е.Ю. Управление автомобильной промышленностью в имперской и советской России / Е.Ю. Прокофьева // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. – 2009. – № 5 (71). – С. 174 - 178. – 0,4 п.л.
4. Прокофьева, Е.Ю. Российский автопром и НАМИ / Е.Ю. Прокофьева // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. – 2010. – № 1. – С. 67 – 71. – 0,35 п.л.
5. Прокофьева, Е.Ю. Роль научно-исследовательских институтов министерства автомобильной промышленности СССР в развитии отечественной автоиндустрии / Е.Ю. Прокофьева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, – 2010. – Том 12. – № 2 (34). – С. 170 – 174. – 0,47 п.л.
6. Прокофьева, Е.Ю. История отечественной автомобильной промышленности 1896–1985 годов: неопубликованные источники / Е.Ю. Прокофьева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия <Общественные науки>. – 2010. – № 3. – С. 79 – 83. – 0,5 п.л.
7. Прокофьева, Е.Ю. Формирование модельного ряда отечественной автомобильной индустрии послевоенного периода / Е.Ю. Прокофьева // Вестник Орловского государственного университета. Серия <Новые гуманитарные исследования>. – 2010. – № 4 (12). – С. 91 – 96. – ,8 п.л.
8. Прокофьева, Е.Ю. Автомобиль – средство передвижения или?... / Е.Ю. Прокофьева // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. – 2011. – № 1/1 (82). – С. 216 – 219. – 0,25 п.л.
9. Прокофьева, Е.Ю. Направления отраслевого развития автоиндустрии СССР во второй половине 40-х – конце 60-х гг. ХХ в. / Е.Ю. Прокофьева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2011. – № 23. – С. 564 – 568. – 0,46 п.л.
Отчет по НИР по тематическому плану Министерства образования и науки РФ
1. Прокофьева, Е.Ю. Исследование процессов возникновения и развития отечественного автомобилестроения первой половины XX века в контексте изменения мировой и отечественной экономико-политической ситуации. Отчет о НИР. № государственной регистрации 0120.0801980. 2010. – 28 с. – 1,62 п.л.
Статьи в журналах, сборниках научных работ, разделы учебно-методических пособий
1. Прокофьева, Е.Ю. Отечественное автомобилестроение: от единичного к массовому производству / Е.Ю. Прокофьева // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность: Материалы I Всероссийской научной конференции. – Тольятти: Изд-во ОАО «АВТОВАЗ», 2003. – С. 166 – 172. – 5 п.л.
2. Прокофьева, Е.Ю. Организация проектирования Волжского автозавода и Автозаводского района г. Тольятти / Е.Ю. Прокофьева // Наука производству. – 2004. – № 4. – С. 10 – 11. – 0,25 п.л.
3. Прокофьева, Е.Ю. Становление массового производства отечественного автостроения / Е.Ю. Прокофьева // Автотракторное электрооборудование. – 2004. - № 3. – С. 45 – 47. – 0,5 п.л.
4. Прокофьева, Е.Ю. Отечественное автомобилестроение в годы Великой Отечественной войны / Е.Ю. Прокофьева // Автотракторное электрооборудование. – 2004. – № 5. – С. 45 – 47. – 0,15 п.л.
5. Прокофьева, Е.Ю. К вопросу об изобретении автомобиля / Е.Ю. Прокофьева // Исторический вестник. Сборник материалов ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов исторического факультета Урало-Поволжского регионального конкурса по истории. – Тольятти: ТГУ, 2004. – С. 202 – 212. – 0,5 п.л.
6. Прокофьева, Е.Ю. Отечественное автомобилестроение и автомобильные войска в годы Великой Отечественной войны / Е.Ю. Прокофьева, С.В. Голосилов // Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в современной исторической науке. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Тольятти: ТГУ, 2005. – С. 132 – 141. – 0,6/0,3 п.л.
7. Прокофьева, Е.Ю. Производство автомобилей в СССР в годы Великой Отечественной войны / Е.Ю. Прокофьева, С.В. Голосилов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы Международной научной конференции. – Тольятти: Изд-во Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2005. – С. 35 – 42. – 0,5/0,25 п.л.
8. Прокофьева, Е.Ю. Состояние автомобильной промышленности Российской Федерации в годы Великой Отечественной войны / Е.Ю. Прокофьева, С.В. Голосилов // Мы выстояли и победили. Материалы Международной научной конференции, посвященной 60-летию Победы советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией. – Смоленск: «Смядынь», 2005. – С. 230 – 232. – 0,15/0,07 п.л.
9. Прокофьева, Е.Ю. Из истории изобретения автомобиля / Е.Ю. Прокофьева // История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность. Материалы II Всероссийской научной конференции. – Тольятти: Изд-во ОАО «АВТОВАЗ», 2005. – С. 115 – 120. – 0,3 п.л.
10. Прокофьева, Е.Ю. Отечественная автомобильная промышленность (историко-библиографический обзор) / Е.Ю. Прокофьева // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2007. – № 1. – С. 15 – 21. – 0,5 п.л.
11. Прокофьева, Е.Ю. Автомобильная промышленность России (1896–1914 гг.) / Е.Ю. Прокофьева // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2008. – № 3. – С. 90 – 98. – 0,5 п.л.
12. Прокофьева, Е.Ю. Изобретение автомобиля и становление мировой автомобильной промышленности во второй половине XIX – начале XX вв. / Е.Ю. Прокофьева // История отечественного автомобилестроения и ОАО «АВТОВАЗ»: учебное пособие. Гриф УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов по специальности 190201 «Автомобиле- и тракторостроение» № 41 от 20.09.2005. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2006. – С. 3 – 14. – 10,7/0,8 п.л.
13. Прокофьева, Е.Ю. Возникновение и развитие отечественного автомобилестроения: конец XIX – 20-е гг. XX вв. / Е.Ю. Прокофьева // История отечественного автомобилестроения и ОАО «АВТОВАЗ»: учебное пособие. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2006. – С. 15 – 27. – 10,7/0,8 п.л.
14. Прокофьева, Е.Ю. Отечественная автомобильная промышленность: историко-библиографический очерк / Е.Ю. Прокофьева // История отечественного автомобилестроения: учебное пособие. Гриф УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов по специальности 190201 «Автомобиле-и тракторостроение» № 230-04 от 21.06.2007. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2007. – С. 5 – 10. – 9,0/0,4 п.л.
15. Прокофьева, Е.Ю. К истокам автомобилестроения / Е.Ю. Прокофьева // История отечественного автомобилестроения: учебное пособие. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2007. – С. 11 – 24. – 9,0/0,8 п.л.
16. Прокофьева, Е.Ю. Возникновение и развитие отечественного автомобилестроения: конец ХIХ в. – 20-е годы ХХ в. / Е.Ю. Прокофьева // История отечественного автомобилестроения: учебное пособие. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2007. – С. 25 – 38. – 9,0/0,9 п.л.
17. Прокофьева, Е.Ю. Отечественный автопром: перспективные направления развития / Е.Ю. Прокофьева // История отечественного автомобилестроения: учебное пособие. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2007. – С. 134 – 136. – 9,0/3 п.л.
18. Прокофьева, Е.Ю. Тенденции развития российского автопрома в 1965 – 1985 годах / Е.Ю. Прокофьева, Т.Л. Ралка // Автомобильная промышленность: история, современность и перспективы: сб. материалов региональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2009. – С. 10 – 20. – 0,7/0,35 п.л.
19. Прокофьева, Е.Ю. Столица отечественного легкового автомобилестроения / Е.Ю. Прокофьева // История Ставрополя-Тольятти: учебное пособие / под ред. Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 246 с. – 19,99/0,81 п.л.