Научная тема: «ОНТОЛОГИЯ ВЕРЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Гносеологический (когнитивный), религиозный (метафизический) и внерелигиозный (психологический) подходы к вере существенно дополняются онтологическим (бытийно-ценностным) подходом к этому феномену. В таком ракурсе вера предстает не столько как посредник и инструмент гносеологии и религии, сколько как внутренняя характеристика человеческого бытия, выраженная в устойчивом ценностном отношении к истине, способствующая становлению личностной индивидуальности и определяющая результат преемственности ценностей.
  2. Онтологический подход к вере позволяет переосмыслить человеческое существование не как конечное и разорванное, но как связанное с истинным бытием посредством образования, определяемого в качестве становления личности истинной. Если фундаментом образования является осознание человеком конечности и неполноты собственного наличного существования, переживаемых как беспомощность, слабость, невежество, то стержнем образования является неподдельный интерес к истинному, привлеченность истинным, преобразующие присущие наличному человеку недостатки в истинные качества.
  3. Вера возможна только на фундаменте культуры отношений и только в форме ценностного отношения. Ценностное отношение веры является результатом устойчивого единения и единства Мира, Другого, Истины с одной стороны и внутреннего мира самого человека с другой, идентифицируемых через призму анализа символа и его восприятия. В этой связи сформулированный И. А. Ильиным закон, согласно которому человек постепенно уподобляется тому, во что он верит, приобретает следующую интерпретацию: человек постепенно качественно уподобляется тому, кому он служит.
  4. Многообразие альтернатив личностной идентичности, которые позволяет представить онтологическая модель личности, представляют собой разнообразные проявления индивидуального эго и порождаемого им эгоизма. В целом многообразие качественных разновидностей бытия предполагает многообразие типов веры, качественно отличных друг от друга. С другой стороны, бытийная вера возвращает человека к самому себе до тех пор, пока он не изменит свое отношение к ожидаемому бытию и не изменится сам.
  5. Использование герменевтического, феноменологического, экзистенциального и персоналистического подходов к вере позволяет конкретизировать сущность исследуемого феномена. Инициирующая, образовательная, ориентирующая, моделирующая, вневременная, символическая, индивидуализирующая, рефлективная, коммуникационная, эмоциональная, перформативная, интегрирующая, созидательная и другие функции веры раскрывают ее личностные и социокультурные механизмы.
  6. Характерное для веры последовательное становление личности предполагает, что предыдущая ступень выступает фундаментом последующей. При этом преемственность ценностей возможна только на более низком уровне по сравнению с тем, на котором личность переживает кризис становления: культурный кризис становления делает невозможным принятие духовных ценностей, социальный кризис становления делает невозможным принятие культурных и духовных ценностей, а индивидуальный кризис становления делает невозможным принятие каких бы то ни было ценностей от других. Кризис становления как потеря веры и связанных с ней личностных возможностей в перспективе есть такая принципиальная привязанность к части, которая неизбежно приводит к разрушению целого.
  7. Бытийная вера является неотъемлемым условием и механизмом сохранения и преемственности ценностей. Если активность традиции, предполагающей позицию передающего ценности, носит нисходящий характер, то активность преемственности, напротив, предполагает позицию принимающего ценности и потому носит восходящий характер. Онтологический поворот в этом случае заключается в переводе фокуса с передающего ценности на принимающего их: правильным настроением преемника ценностей является такое отношение к окружающим, при котором каждый рассматривается как носитель ценностей. В целом эвристическая ценность онтологии веры для образования и управления заключается в том, что этот подход акцентирует внимание на человеке как ответственном за те отношения, субъектом которых он является.
Список опубликованных работ
ПУБЛИКАЦИИ В ИЗДАНИЯХ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ВАК РФ:

1.Омельчук Р. К. Вера как экзистенциальная ценность // Известия Иркутской гос. экономической академии. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. № 3 (48). С. 91-93. (0,2 п. л.)

2.Омельчук Р. К. Бытийная вера как воспитательно-образовательный фактор становления личности // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. № 14 (85). С. 104-109. (0,4 п. л.)

3.Омельчук Р. К. Вера и образование: онтологический аспект // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. № 1. С. 143-149. (0,6 п. л.)

4.Омельчук Р. К. Вера как характеристика человеческого бытия // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. № 6 (46). С. 313-319. (0,7 п. л.)

5.Омельчук Р. К. Вера, бытие и время в свете фундаментальной онтологии М. Хайдеггера // Вестник Тихоокеанского гос. экономического ун-та. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. № 4 (56). С. 88-98. (0,7 п. л.)

6.Омельчук Р. К. На пути к онтологии веры // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010. № 2. С. 217-220. (0,3 п. л.)

7.Омельчук Р. К. Человечность как сущность веры и вера как сущность человека // Вестник Орловского гос. ун-та. Серия: Новые гуманитарные исследования. Орел: Изд-во ОрелГУ, 2010. № 5 (13). С. 202-207. (0,5 п. л.)

8.Омельчук Р. К. Экзистенциальные и онтологические особенности веры в условиях воспитательно-образовательного процесса // Вестник Бурятского гос. ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. № 5. С. 99-107. (0,8 п. л.)

9.Омельчук Р. К. Этимологический анализ понятия веры. Онтологический подход // Философские науки. М.: Гуманитарий, 2010. № 9. С. 72-86. (0,7 п. л.)

10.Омельчук Р. К. Вера и логос как объекты герменевтического анализа // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. № 2. С. 95-102. (0,6 п. л.)

11.Омельчук Р. К. Вера и праздник в контексте идеи преемственности ценностей // Вестник Башкирского гос. ун-та. Уфа: Изд-во БашГУ, 2011. Т. 16. № 2. С. 565-568. (0,4 п. л.)

12.Омельчук Р. К. Вера и праздник как символы единения и единства // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2011. № 6 (53). С. 233-237. (0,4 п. л.)

13.Омельчук Р. К. Вера как фундаментальная экзистенциальная ценность // Ценности и смыслы. М.: Институт эффективных технологий, 2011. № 5 (14). С. 87-102. (1 п. л.)

14.Омельчук Р. К. Механизмы веры на личностном и социокультурном уровнях // Вестник Новосибирского гос. ун-та экономики и управления. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. № 1. С. 237-246. (0,6 п. л.)

15.Омельчук Р. К. Онтология веры: личностные и социокультурные механизмы преемственности ценностей // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Кострома: Изд-во КГУ, 2011. Т. 17. № 2. С. 68-72. (0,4 п. л.)

16.Омельчук Р. К. Символичность веры в свете онтологического подхода // Философия и культура. М.: Nota Bene, 2011. № 4 (40). С. 24-35. (1 п. л.)

17.Омельчук Р. К. Типы эгоизма как ситуации потери веры // Психология и психотехника. М.: Nota Bene, 2011. № 5 (32). С. 6-16. (1 п. л.)

18.Омельчук Р. К. Феноменология веры как ценностного отношения // Известия Тульского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. Вып. 1. С. 65-74. (0,5 п. л.)

19.Omelchuk R. K. Belief: ontology and etymology // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. Красноярск: Изд-во СФУ, 2011. V. 4 Issue 7. P. 930-944. (1,1 п. л.)

МОНОГРАФИИ:

20.Омельчук Р. К. На пути к онтологии веры. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. 193 с. (9,5 п. л.)

21.Омельчук Р. К. Вера – экзистенциальный ответ истине. СПб.: Алетейя, 2011. 144 с. (9,2 п. л.)

22.Омельчук Р. К. Онтология веры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 280 с. (17,5 п. л.)

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ:

23.Омельчук Р. К. Вера как универсальная основа культуры // Россия в современном мире: материалы межвузовской научно-теоретической конференции (Иркутск, 27 апреля 2004 г.) Часть 2: Гуманитарные проблемы развития России в условиях глобализации / Восточно-Сибирский филиал Российской академии правосудия. Иркутск, 2004. С. 119-126. (0,3 п. л.)

24.Омельчук Р. К. Интерпретация веры в восточных учениях // Вестник молодых ученых: Приложение к журналу Известия ИГЭА. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. С. 188-189. (0,1 п. л.)

25.Омельчук Р. К. Роль веры в духовном становлении личности // Роль культуры в процессе формирования и развития личности: материалы региональной научной конференции. Выпуск 2. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. С. 103-107. (0,2 п. л.)

26.Омельчук Р. К. Роль знания и веры в образовательном процессе // Роль культуры в процессе формирования и развития личности: материалы региональной научной конференции. Выпуск 2. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2005. С. 108-114. (0,3 п. л.)

27.Омельчук Р. К. Вера – экзистенциальный ответ истине // Вестник молодых ученых: Приложение к журналу Известия ИГЭА. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. С. 182-186. (0,3 п. л.)

28.Омельчук Р. К. Истина и вера. Подходы и решения // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы, Первая Всероссийская научная конференция (2006; Омск). Первая Всероссийская научная конференция «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы», 15 мая 2006 г. [материалы]. Омск: СИБИТ, ИПЭК, СРШБ (колледж), 2006. С. 194-203. (0,5 п. л.)

29.Омельчук Р. К. Бытийная вера – инструмент интеллигенции // Интеллигенция в изменяющемся обществе: социальный статус, облик, ценности, сценарии развития: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ: БГУ, 2010. С. 216-219. (0,3 п. л.)

30.Омельчук Р. К. Бытийная вера и образовательные аспекты динамики развития России // Социально-экономические и образовательные аспекты динамики развития России: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Иркутск: ВСГАО, 2010. С. 160-167. (0,4 п. л.)

31.Омельчук Р. К. Вера и человек в свете обновления современной онтологии // Четвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010 года. В 3 т. Т. 2: материалы. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. С. 171-176. (0,4 п. л.)

32.Омельчук Р. К. Логос и человек в свете онтологического подхода к вере // Актуальные проблемы социально-гуманитарного познания: сб. науч. тр. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 144-151. (0,4 п. л.)

33.Омельчук Р. К. На пути к онтологии веры // Социально-экономические и образовательные аспекты динамики развития России: материалы межвузовской научно-практической конференции. Иркутск: ВСГАО, 2010. С. 156-160. (0,3 п. л.)

34.Омельчук Р. К. Вера и фанатизм. Определение границ понятий // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. № 2 (4). С. 165-169. (0,4 п. л.)

35.Омельчук Р. К. Образование и проблема истины // Педагогика и просвещение. 2011. № 1. С. 85-95. (1 п. л.)

36.Омельчук Р. К. Потеря бытийной веры как препятствие в образовании личности // Современное российское общество: экономика, политика, культура: Материалы межвузовской научно-практической конференции (Иркутск, 22 апреля 2011 года). Иркутск: ВСГАО, 2011. С. 86-89. (0,2 п. л.)

37.Омельчук Р. К. Преемственность ценностей в обществе и философии // Наука философии и современность: материалы международной научной конференции. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; Издатель Воробьев А. В., 2011. С. 105-109. (0,2 п. л.)

38.Омельчук Р. К. Эго и эгоизм в контексте преемственности ценностей // Человек, культура и общество в изменяющемся мире: сб. науч. тр. в 2 ч. Ч. 2. Улан-Удэ: БГУ, 2011. С. 7-10. (0,4 п. л.)