2. Факторы, определившие развитие системы образования кадров для работы с молодежью в России с 1919 по 2010 гг.: «ресурсный фактор» - практика по формированию и использованию ресурсов молодежи для решения государственных социально-экономических задач; «организационный фактор» - динамика создания организационных структур и расширения функциональных обязанностей кадров; фактор «зарубежный опыт» - влияние зарубежной практики профессионального образования для работы с молодежью и опыта организации этой работы в условиях глобализации; «региональный фактор» - отечественный опыт дифференциации и регионализации системы подготовки кадров.
3. Этапы развития системы образования кадров для работы с молодежью в России с 1919 по 2010 гг.: этап поиска теоретических и структурных оснований образования кадров для работы с молодежью (1919 - 1961 гг.) завершился определившейся структурой системы образования, в которую в разные периоды входили краткосрочные курсы внешкольного образования, политпросвета, советских партийных школ, Академия коммунистического воспитания, Центральной комсомольская школа и специальный курс в педагогических институтах; этап формирования педагогики комсомольской работы (1962 - 1990 гг.) завершился сложившейся системой образования, обладающей о единством комсомольских школ, дифференцированных территориально и по составу слушателей; этапе становления системы профессионального образования кадров для работы с молодежью (1991-2000 гг.) завершился окончательным выделением направления «работа с молодежью» из рамок социального профессионального образования и оформлением границ профессиональной работы; современный этап (2001 г. - по настоящее время) происходит оформление непрерывного профессионального образования специалистов по организации работы с молодежью в вузовском и дополнительном профессиональном образовании: высшее профессиональное образование (специальность «Организация работы с молодежью»); дополнительное профессиональное образование (квалификация «Работник сферы государственной молодежной политики»); курсы повышения квалификации и переподготовки для работы с молодежью разных направлений и уровней. Этап профессионализации работы с молодежью нуждается в модернизации профессионального образования, поскольку ему присущи недостатки: целевые ограничения, в результате которых не формируется целостное представление о субъекте профессиональной деятельности; необходимы более высокий уровень интегрированности учебных дисциплин и согласованность учебно-методических ресурсов; выпускники вузов не способны прогнозировать свою деятельность и работать в изменяющихся условиях.
4. Инновационно-опережающая концепция развития профессионального образования кадров для работы с молодежью, соответствующая современному этапу, способная модернизировать профессиональную подготовку в вузе, поскольку опирается: 1) на прогностические идеи ответственности молодых людей за собственное развитие и возможности применения себя в жизни; необходимости вовлечения молодежи в политическую, экономическую, культурную жизнь общества и местных сообществ, обусловленной наличием большого количества рисков в современном обществе; уважения и признания государством и обществом самостоятельности и активности молодежи; потребности в сильной молодежи, способной развивать свой потенциал, инвестировать в себя и обеспечивать свою полноценную жизнедеятельность; создания условий для социальной практики и вовлечения в жизнь общества как ведущих видов профессиональной деятельностью специалистов по организации работы с молодежью; 2) на традиционное и современное теоретико-методологическое основание, включающее проектный, системный, прогностический, личностно-деятельностный и компетентностный подходы и принципы организации профессиональной подготовки: принцип природосообразности; принцип системности; принцип прогностичности; принцип фундаментальности; принцип диалогичности и принцип интерактивности.
Концепция ориентирована на введение системных новшеств, направленных на изменение всех компонентов педагогического процесса: на формирование и развитие инновационного потенциала у студентов и преподавателей, что является условием и результатом развития профессионального образования; на разработку и создание эффективных образовательных технологий, формирующих инновационную личность как базовый элемент опережающего образования; на раскрытие и развитие профессиональных компетенций и умений пользоваться ими в прогностическом, инновационном режиме в целях повышения конечной результативности своей деятельности; на опережающую информацию о содержании образовании, что предполагает фиксацию внимания на тех аспектах практики, которые сейчас еще не актуальны, но могут стать таковыми в течение некоторого времени или при изменении определенных условий; на разработку инновационных проектов, направленных на молодежь и вовлекающих ее в инновационную деятельность; на подготовку таких специалистов, которые способны генерировать новое знание, готовы осуществлять профессиональную деятельность не только в условиях сегодняшнего общества, но ориентированы на деятельность, которая будет востребована в будущем.
5. Модель профессиональной подготовки специалиста по организации работы с молодежью в вузе, включающую цель - выпускник, обладающий вовлеченностью, социальной ответственностью, ориентацией на проблемы, потребности, интересы молодого человека и владеющий проектной компетенцией, компетенцией вовлечения молодежи в проектную деятельность, компетенций модерации; принципы природосообразности, системности, прогностичности, фундаментальности, диалогичности, интерактивности, определяющие содержательный (фундаментальные и интегративные знания о молодежи, о прогнозировании возможностей ее развития в ходе социальных практик, о технологиях вовлечения молодежи в экономическую, политическую, культурную и социальную жизнь общества) и процессуальный (комплекс образовательных технологий: проектная технология; технология обучения в сотрудничестве; образовательные дебаты; тренинговые технологии; технология модерации; имитационные методы, метод анализа ситуаций, «мозговой штурм»; мотивационные и организационные условия) компоненты.
6. Образовательный результат высшего профессионального образования специалиста по организации работы с молодежью, содержащий критерии «профессионально важные качества» и «типы профессиональной деятельности, соответствующие ключевым компетенциям», генеральным показателем которого является уровень сформированности ведущих типов деятельности. Образовательный результат оценивается также по критерию «социально-значимый эффект», показателем которого является количественная и качественная характеристика проектов, выполненных молодежью в ходе волонтерской деятельности.
1.Бобкова Н.Д. Подготовка специалистов для молодежной сферы в условиях глобализации: историко-методологический аспект: Монография. – Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2009. – 182 с.
2.Бобкова Н.Д. Становление и развитие системы образования кадров для работы с молодежью в России (1919-2010 г.г.): Монография. – Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2011.- 210 с.
3.Бобкова Н.Д. Развитие потенциала молодежи в процессе профессионального образования: Коллективная монография. – Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2010.-110 с. (введение, заключение, Гл.1 п.2., Гл.2.п.1, 2).
Статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях
4.Бобкова Н.Д., Фомичев К.А. Социально-исторические этапы взаимодействия молодежи и общества // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Спец. вып. «Актуальные проблемы гуманитарных наук». -2006. -№4. - С. 161-165.
5.Бобкова Н.Д. Специальность «Организация работы с молодежью»: миссия и перспективы //Образование и наука. -2008.-№4(52).- С.91-96.
6.Бобкова Н.Д. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (историко-педагогический аспект) //Сибирский педагогический журнал -2008. -№8. - С.193-200.
7.Бобкова Н.Д. Проблема определения профессионального поля деятельности выпускников специальности «Организации работа с молодежью» //Сибирский педагогический журнал -2008.-№12. -С. 107-114.
8.Бобкова Н.Д. Специальность «Организация работы с молодежью»: становление и перспективы //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Педагогические науки». -2009. -№1(35). -С.120-123.
9.Бобкова Н.Д. Возможности мобильного профессионального образования в решении задач подготовки специалистов молодежной сферы в России // Сибирский педагогический журнал - 2009. -№10. - С. 353- 358.
10.Бобкова Н.Д. Социально-историческая функция специальности «Организация работы с молодежью»//Теория и практика общественного развития. -2010. - № 3.-С.141-144.
11.Бобкова Н.Д. Теоретическое основание концепции развития профессионального образования в сфере работы с молодежью// Теория и практика общественного развития. -2010. - №4.-С.148-152.
Учебные пособия, программы, методически рекомендации
12.Бобкова Н.Д. Профессиональное самоопределение учащихся 8-9 классов в процессе учебных игр при изучении естественных наук: Методические рекомендации.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 1999. -14с.
13.Бобкова Н.Д. Теория социальной работы. Программы и планы семинарских занятий: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 022100- «Социальная работа».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2000.-31c
14.Бобкова Н.Д. Технология социальной работы. Программы и планы семинарских занятий: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 022100- «Социальная работа».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2000.-31c.
15.Бобкова Н.Д., Еговцева Н.Н. Социальный педагог. Программа и планы семинарских занятий: Учебно- методическое пособие для студентов специальностей 022100 «Социальная работа» и 020300 «Социология».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2000.-44c.
16.Бобкова Н.Д. Теория социальной работы (Часть 2). Программы и планы семинарских занятий: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 022100- «Социальная работа». - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2001.-30c.
17.Бобкова Н.Д. Технология социальной работы: Комплект методических рекомендаций для студентов заочного обучения специальности «Социальная работа».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2002.-26c.
18.Бобкова Н.Д. Социальная экология. Словарь – справочник: Учебно-методическое пособие для студентов специальностей 022100, 350500, 020300 «Социальная работа», «Социология».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2003.-33 c.
19.Бобкова Н.Д. Основы профессионального саморазвития специалиста: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по специальности 040104 «Организация работы с молодежью».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2005.-18 c.
20.Бобкова Н.Д. Введение в специальность: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по специальности 040104 «Организация работы с молодежью».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2005. -23 c.
21.Бобкова Н.Д. Проблемы социальной работы с молодежью. Программы и планы семинарских занятий: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 040101- «Социальная работа».- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2005.-17 c.
22.Бобкова Н.Д., Еговцева Н.Н. Теория социальной работы. Программы и планы семинарских занятий: Учебно-методическое пособие для студентов специальности 040101- «Социальная работа». - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2005.-38 c.
23.Бобкова Н.Д. Введение в специальность: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Организация работы с молодежью». -Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2006.-88 c.
24.Бобкова Н.Д., Коряковцева О.А.Комплексная поддержка молодой семьи: Учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2007. -117 c.
25.Бобкова Н.Д., Колмакова О.Г. Образовательные дебаты как средство самоорганизации студентов: Учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2008.-68 c.
26.Справочные материалы для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Организация работы с молодежью»/ Под общей ред. Н.Д. Бобковой - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2009. -124с.
27.Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. Профориентация молодежи: теории и практики: Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2009. -116 с.
28.Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. Управление проектами в молодежной сфере: Учебное пособие. -Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2009.-132 с.
29.Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. и др. Технологии интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь современного российского общества: Учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2009.-92с.
Научно-методические статьи
30.Соколова Н.Д., Курбаченко Н.В. Профессиональная направленность учащихся // Проблемы профессиональной ориентации учащийся и работающей молодежи: Сборник статей Курганского пединститута. - Курган, 1992.-С.58 – 61.
31.Соколова Н.Д., Азеева Г.Г. Мотивы выбора абитуриентами педагогического института // Проблемы подготовки специалистов по профориентации в педвузе: Тезисы докладов в межвуз. семинар-совещание –Курск, 1992.-С.71.
32.Бобкова Н.Д. Организация жизнедеятельности студентов в периоде их адаптации в педвузе //Проблема повышения эффективности обучения в школе и вузе: Сборник научных трудов. - Курган, 1995. -С. 32-35.
33.Бобкова Н.Д. Профессиональное самоопределение учащихся на уроках географии // Профессиональное самоопределение молодежи: Сборник научных статей. - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 1997. -С.9-11.
34.Бобкова Н.Д. Имитационно - ролевые игры на уроках географии - форма профадаптации учащихся в школе // Трудовое воспитание и профориентация молодежи в условиях рынка труда: Сборник тезисов докладов и сообщений к региональной научно- практической конференции. Зона Урала.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 1998. -С.38-39.
35.Бобкова Н.Д. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профильного обучения //Сборник научных докладов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета (общественные науки): Сборник научных трудов.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 1999. -С.45-47.
36.Бобкова Н.Д. Проблема формирования профессиональных ценностей у будущих социальных педагогов //Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки социального педагога: Материалы межрегиональной научно- практической конференции. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2002.-С.16-17.
37.Бобкова Н.Д. Профессиональные ценности и проблема их формирования у студентов специальности «Социальная работа» //Система ценностей человека как социокультурная реальность: Сборник научных трудов. - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2002.-С.138 -145.
38.Бобкова Н.Д. Поликультурное образование в многонациональном обществе //Модернизационные процессы в обществе: философско-теоретические, исторические, социально-практические аспекты: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тверь: Лилия Принт, 2003.-С.216-221.
39.Бобкова Н.Д. Социальная работа в условиях модернизации общества//Россия в поисках национальной стратегии развития: Материалы всероссийской научной конференции. - Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2003.-С.38 -41.
40.Бобкова Н.Д. Формирование профессионально важных качеств у студентов специальности «Социальная работа» //Подготовка специалистов для работы в социальной сфере: проблемы, опыт, решение: Материалы Международной научно-практической конференции 14-16 октября 2003 года. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. -С.185 -189.
41.Бобкова Н.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2005.-21 c.
42.Бобкова Н.Д. Педагогический компонент в системе подготовки специалистов по работе с молодежью //Университеты и современная образовательная политика: Материалы Международной научно-практической конференции.Ч.1.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2005.-С.128 -131.
43.Бобкова Н.Д. Необходимость профессионального образования специалистов по работе с молодежью //Самоопределение личности. Новые подходы и технологии: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.Д. Сазонова (24-25 февраля 2005г.).- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2005. -С. 48-49.
44.Бобкова Н.Д. Проблемы реализации молодежной политики в Курганской области //Наука и образование Зауралья. -2005. -№1.- С.101-104.
45.Бобкова Н.Д., Колмакова О.Г. Необходимость гуманитарной подготовки будущих специалистов по работе с молодежью //Материалы научно-практической конференции «Неделя науки»: Сборник материалов научно-практической конференции. -Чита: ЧитГУ, 2006. - Ч.2. -155с.
46.Бобкова Н.Д. Возможности профессионального образования для формирования профессиональных ценностей специалистов по социальной работе //Система ценностей человека как социокультурная реальность: Сборник научных трудов. Вып.2. -Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2006.-С.9-13.
47.Бобкова Н.Д. Необходимость профессионального сообщества специалистов, работающих с молодежью //4 Всероссийская научно- практическая конференция «Кулагинские чтения». Ч. 1: Материалы научно–практической конференции. - Чита: ЧитГУ, 2006.-С.122 -125.
48.Бобкова Н.Д. Специфика профессионального сообщества специалистов, работающих с молодежью //Молодежь. Проекты. Перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2006.-С.3 -6.
49.Бобкова Н.Д., Кожевников А.Е. Туристические клубы как возможность эффективной социализации молодежи //Молодежь. Проекты. Перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2006.-С.73 -77.
50.Бобкова Н.Д. Становление системы подготовки специалистов по работе с молодежью в вузе //Актуальные вопросы подготовки специалистов в молодежной сфере в системе высшего профессионального образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 июня 2006).- Новосибирск: НГПУ, 2006.-С.6 -14.
51.Бобкова Н.Д., Манакова А.А. Молодежная общественная приемная как средство помощи в профессиональном самоопределении молодежи //Деструкции в самоопределении личности и способы их коррекции: Материалы Международной научно-практической конференции (10 февраля 2006г.).- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2006.-С.125 -126.
52.Бобкова Н.Д. Организация работы с молодежью: от номенклатурного к профессиональному сообществу //Вестник Курганского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». - Вып. 2.- №3 (07). - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета. - 2006.- С. 201-204.
53.Бобкова Н.Д. Опыт скаутинга в подготовке специалистов по работе с молодежью //Наука и образование в Зауралье.-2006.-№1.- С.89-92.
54.Бобкова Н.Д., Копытина О.И., Самойлова М.Л. Детские педагогические отряды //I Всероссийский студенческий форум «Студенческие проекты в образовательном пространстве региона» (30 ноября - 1 декабря 2007 г.): Материалы форума. -Чита: ЧитГУ, 2007.-С.115 -120.
55.Бобкова Н.Д. Изменение и преемственность политики в отношении молодежи в России с 80-х годов до конца 20 века //Вестник Курганского госуниверситета. Сер. «Гуманитарные науки». - Вып. 3.- №2 (10). - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2007. - С. 14-17.
56.Бобкова Н.Д. Профессиональное образование, ориентированное на работу с молодежью. Европейский опыт //Организация работы с молодежью: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2008.-С.6 -12.
57.Бобкова Н.Д., Фомичев К.А. История социального образования в Германии 20 века //Организация работы с молодежью: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов.- Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2008.-С.65 -69.
58.Бобкова Н.Д., Малин С.В. Возможности мобильного профессионального образования в решении задач подготовки специалистов сферы работы с молодежью в России // Актуальные вопросы подготовки специалистов молодежной сферы в системе высшего профессионального образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции- Новосибирск: НГПУ, 2009.- С.12-19.
59.Бобкова Н.Д., Гиль С.С., Малин С.В. Оценка трудной жизненной ситуации молодыми людьми и возможные способы решения этой проблемы //Вестник Курганского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». –Вып.5.- Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2009.-С.103-105.
60.Бобкова Н.Д., Малин С.В. Возможности личностно-ориентированного подхода при организации работы с молодежью (на примере международных документов, регулирующих молодежную политику)// Вестник Курганского государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». –Вып.5.- Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2009.-С.105-108.
61.Бобкова Н.Д. Основные тенденции в подготовке специалистов по работе с молодежью в вузах России // Молодежь- будущее России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19-20 ноября 2009 года. -Тюмень: Тюменская областная дума, Правительство Тюменской области, Тюменский государственный университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, ООО «Вектор Бук», 2009.-С 13-17.
62.Бобкова Н.Д. К вопросу об основах построения профессиональной работы с молодежью // Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- Самара: ООО «Издательство АсГранд», 2009.-С 63-66.
63.Бобкова Н.Д. Общество и молодежь в СССР: начальный этап// Модернизация России: власть, общество, экономика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Курган: Дамми, 2010.- С.257-259.