- В системе социального знания социальный аудит приобретает характер аналитической и прогностической категории, связанной с переходом от классической к неклассической парадигме социального знания, включающей и легитимирующей взаимодействие экономической и социальной сфер, как связанных с рациональным социальным выбором, предполагающим «контракт» по взаимному выполнению обязательств в контексте установления и защиты правил игры в контексте социального регулирования. В теоретическом смысле социальный аудит имеет социально-проективную направленность, так как выявляет и реальный уровень социальных притязаний, и согласование социальных ожиданий с возможностями, ресурсами и перспективами совершенствования отношений внутри триады «бизнес - общество - государство». Если анализ социального аудита выявляет позитивный смысл согласования ожиданий, то исследование перспектив социального аудита показывает аксиологический характер, социально-ценностный смысл аудита, обусловливающий привыкание субъектов социального управления к новой модели социального взаимодействия.
- Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме социального аудита приводит к выводам о необходимости критической рефлексии классического (структурно-функционального и институционального) подходов, отражающих становление социального аудита как системы социального мониторинга социально ответственного поведения экономических и социальных субъектов и катализатора социально-инвестиционной деятельности, что характеризует переход к субъектно-деятельностной модели, включающей учет таких факторов, как изменение отношений между бизнес-сообществом и государством и гражданским обществом в сторону транспарентности системы взаимных обязательств на условиях сдерживания экспансионистских устремлений к завоеванию рынка ценой ограничения социальных обязательств и демонополизации государственных структур в сфере социального регулирования через мотивацию социально-контрактного, социально-ответственного поведения субъектов социального регулирования.
- Теоретико-методологический конструкт, ориентированный на выявление специфики развития социального аудита в российском обществе, связан с формированием многомерной модели верификации социального аудита, включающей как операциональные показатели социально-инвестиционной деятельности бизнес-структур, так и интегративные, определяющие социальный аудит на уровне участия в реализации общенациональных и региональных социальных программ. Наиболее существенным показателем выступает критерий социально ответственного поведения, основанный на реальной оценке способности субъектов социального аудита к деятельности, направленной на устранение социальных диспропорций в российском обществе и совершенствование отношений в социальной сфере.
- В институциональном аспекте социальный аудит представляет расширение рамок внутриорганизационных отношений для возможностей перевода требований внешней социальной среды (общества) на режим повышения социальной эффективности бизнес-сообщества путем перехода от модели «власть - собственность», основанной на вертикальном социальном контракте, к деятельности в рамках социального партнерства с привлечением гражданских ассоциаций как независимых экспертов социального аудита, что обусловлено пониманием социального аудита как имманентной характеристики институционального воспроизводства и развития субъектов социального регулирования.
- Нормативные и организационные рамки социального аудита определяются становлением системы доверительных отношений и использованием институциональных ресурсов в целях усиления стимулирования роли человеческого капитала (социально-мотивационных и социально-мобилизационных ресурсов) в социальном развитии. Кризис предшествующего корпоративного, направленного на удовлетворение групповых инвестиционных усилий, определяется трансакционными издержками, возникающими в результате монополизации социального регулирования, ведущего к напряженности в отношениях государства и бизнес-структур через практики принуждения и использования должностного ресурса, редуцирующие социальный аудит к формам внешнего контроля и вмешательства.
- Институционализация практик социального аудита связана с повышением роли критерия социально ответственного поведения субъектов социального регулирования и формированием готовности к социальному аудиту на уровне привлечения экспертных (гражданских) сообществ, что, не исключая возможности участия государства, понижает риски бюрократического воздействия и выявляет возможности использования социального аудита в качестве инструмента формирования социальных альтернатив в рамках множественности форм социальных приоритетов. Это означает, что социальный аудит ориентирован на переход от корпоративистских и этатистских стандартов к созданию системы горизонтального социального контракта в сфере социального регулирования.
- Классификация социального аудита, в основном, основывается на «отраслевых» критериях (социально-экологических, социально-благотворительных), на представлении о социальном аудите как операциональном уровне, характеризующим институциональные «успехи» субъектов социального регулирования. В перспективе социальный аудит имеет стратегической целью совокупный социальный эффект, включающий интегративные показатели в оппозиции к критерию социально ответственного/безответственного поведения, связанного с вовлеченностью субъектов (адресатов) социального аудита в систему устойчивого социального мониторинга. Очевидна потребность в классификационных процедурах по показателю сохранения и развития человеческого капитала как основного ресурса социального развития и повышающего степень предупреждения дисфункциональности субъектов (адресатов) социального аудита.
- Стандарты социального аудита находятся в состоянии становления, что характеризует «засилье» стандартов, заимствованных из практики экономического и финансового аудита, непостоянство, дефицит единых базовых требований, но и определяет гибкость и деформализованность предлагаемых рекомендаций по реализации. С ужесточением внутренних стандартов аудиторской деятельности возникает диспаритет в отношениях с заказчиком, склонным в силу тех или иных сложившихся обстоятельств игнорировать рекомендации или снижать планку предъявляемых требований. Социальный аудит может в этой ситуации восприниматься как требование желаемого поведения, способствующее формированию иерархии целей субъекта социального регулирования, реализация которых зависит от степени принятия/отклонения результатов социального аудита.
- Социальный аудит стимулирует переход участников социального взаимодействия от патерналистских и прагматистских ожиданий к умеренно достижимым целям, базирующимся на оптимизации распределения социальных благ как условия повышения возможностей равенства доступа к социальным ресурсам в контексте устойчивого социального развития, что требует реализации концепции интегративного (сквозного) социального участия и признания социально-инвестиционной деятельности, как имеющей непосредственный экономический эффект в форме расширения потребителей производимых услуг и использования потенциальных возможностей социальной настройки институциональной среды в условиях существующей высокой неопределенности и отсутствия социального доверия.
- Роль социального аудита как системы процедур проверки, уточнения и сравнения показателей социального баланса в росте социально ответственного поведения субъектов социального управления выражается в определении системы взаимных социальных обязательств, связанных с оценкой социального потенциала субъектов управления и степенью их готовности к социальному партнерству. Социальный аудит эффективен как имеющий рамочный характер, что позволяет перераспределить социальную компетентность при сохранении свободы использования внутренних организационных и социальных ресурсов.
- В системе социального партнерства социальному аудиту как процедуре социального мониторинга принадлежит стимулирующая роль в повышении социальной компетентности субъектов социального регулирования, согласовании взаимных обязательств на основе социальной информации, полученной в процессе социального аудита. Адекватность информации применительно к процессу социального партнерства означает расширение возможностей для приведения целей социального партнерства в оптимальное состояние, а также прогнозирование деструктивных и позитивных факторов в процессе изменения положения участников социального партнерства. Это означает, что в долгосрочном плане необходим переход к ориентации на спрос со стороны общества, предполагающий активную роль адресатов социального аудита.
- Опыт участия адресатов социального аудита в реализации общенациональных и региональных социальных программ показывает, что он сводится к традиционной практике «долевого» участия и слабо влияет на жизнедеятельность локальных и региональных сообществ, что определяет необходимость переопределения социально ответственного поведения с высшего федерального уровня на региональный, позволяющий адресатам социального аудита работать на «вверенной» территории, исходя из критериев согласования экономического роста и повышения качества социальной региональной среды. Для этого существуют основания в виде необходимости координации социального регулирования, легитимации деятельности бизнес-структур в восприятии населения регионов, построения надежной основы отношений общества, государства и бизнеса.
1.Тер-Акопьян В.А., Дюжиков С.А. Адаптационный потенциал современной российской молодежи // Научная мысль Кавказа. Дополнительный выпуск. 2006. 0,4 п.л.
2.Тер-Акопьян В.А., Магомедов М.Г., Сажин А.В. Институциональные возможности восстановления социального доверия в российском социуме // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. 0,6 п.л.
3.Тер-Акопьян В.А., Байрамов В.Д., Денисова О.В. Социальная структура российского общества: сегментация социальных отношений в социуме // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 12. 0,6 п.л
4.Тер-Акопьян В.А. Социальный аудит в контексте отношений бизнеса и власти // Социально-гуманитарные знания. 2009.№ 7. 0,5 п.л.
5.Тер-Акопьян В.А. Социальный аудит: теоретико-методологические основания социологического анализа // Социально-гуманитарные знания. 2009.№ 11. 0,4 п.л.
6.Тер-Акопьян В.А. Роль социального аудита в реализации общенациональных и региональных социальных программ // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. 0,4 п.л.
7.Тер-Акопьян В.А. Особенности институциональных стратегий субъектов социального аудита в российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 11.0,4 п.л
8.Тер-Акопьян В.А. Институциональные стратегии субъектов социального аудита // Власть.2011.№ 4.0,4 п.л.
9.Тер-Акопьян В.А. Система социального аудита и ее нормативные параметры // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. 0,4 п.л.
10.Тер-Акопьян В.А. Организационные рамки социального аудита // Поиск. 2011.0,4 п.л
В других изданиях:
Монографии, брошюры
11.Тер-Акопьян В.А. Социальный аудит и социальное регулирование. Москва, Вузовская книга, 2011.13,44 п.л.
12. Тер-Акопьян В.А. Социальный аудит: субъектно-деятельностный аспект, Москва. ИЦ Евразийского открытого института, 2009. 2 п.л.
13.Тер-Акопьян В.А. Социальный аудит в социологическом дискурсе. Москва, ИЦ Евразийского открытого института, 2008. 3 п.л.
Статьи, тезисы
14. Тер-Акопьян В.А. Основные тенденции развития образования в современном мире//Социально-экономические проблемы развития Южного региона: материалы внутривузовских научных конференций. Азов, 2009.0,4 п.л.
15. Тер-Акопьян В.А., Аршакян М.В. Инновационная составляющая высшего профессионального образования в регионе//Инновационная политика в образовании как фактор развития региона : межвузовская научно-практическая конференция студентов Донского филиала ЕАОИ. Ростов-на-Дону, 2009.0, 5 п.л.
16. Тер-Акопьян В.А., Заяц К.А. Жилищные проблемы на современном этапе и пути их решения //Инновационная политика в образовании как фактор развития региона: межвузовская научно-практическая конференция студентов Донского филиала ЕАОИ. Ростов-на-Дону, 2009.0, 5 п.л.
17.Тер-Акопьян В.А., Осиян М.Ю. Анализ доступности жилья для различных слоев населения // Инновационная политика в образовании как фактор развития региона : межвузовская научно-практическая конференция студентов Донского филиала ЕАОИ. Ростов-на-Дону, 2009.0, 5 п.л.
18.Тер-Акопьян В.А., Масан Г.А. Меры государственной поддержки граждан в обеспечении жильем (сравнительный анализ) // Инновационная политика в образовании как фактор развития региона : межвузовская научно-практическая конференция студентов Донского филиала ЕАОИ. Ростов-на-Дону, 2009.0, 5 п.л.
19.Тер-Акопьян В.А., Хоменко Т.Е. Реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» //Инновационная политика в образовании как фактор развития региона: межвузовская научно-практическая конференция студентов Донского филиала ЕАОИ. Ростов-на-Дону, 2009.0, 8 п.л.
20.Тер-Акопьян В.А., Бедрикова Н.С. Анализ кредитных продуктов на региональном рынке Ростовской области в сфере образовательных услуг //Инновационная политика в образовании как фактор развития региона: межвузовская научно-практическая конференция студентов Донского филиала ЕАОИ. Ростов-на-Дону, 2009.0, 3 п.л.
21. Тер-Акопьян В.А. Инвестиционный маркетинг города: зарубежный и российский опыт. Технологии формирования привлекательного имиджа города. Брэндинг города.//Азов, 2010.0,4 п.л.
22. Тер-Акопьян В.А., Третьякова О.И. Малый бизнес: прогноз последствий вступления России в ВТО//Азов, 2010.0,5 п.л.
23.Тер-Акопьян В.А.Особенности выбора адаптационной стратегии в молодежной среде в условиях рискогенности современного российского общества//Материалы III Всероссийской научно-практической конференции// Ростов-на-Дону, 2010.0,8 п.л.
24.Тер-Акопьян В.А. Социальный аудит в контексте отношений бизнеса и власти// «IDO» business, Москва: IDO press, 2010. 0,4 п.л.
25.Тер-Акопьян В.А. Роль социального аудита в развитии системы социального партнерства//Сборник докладов международной научно-практической конференции «Модернизация российской экономики: проблемы и перспективы». Ростов-на-Дону, 2011. 0,5 п.л.
26.Тер-Акопьян В.А. Организационные и нормативные рамки социального аудита// Межвузовский научный сборник « Право, политика и современный российский социум». Москва, 2011. 0,4 п.л.
27.Тер-Акопьян В.А. Аудит в развитии системы социального партнерства//Сборник докладов межвузовской научной конференции «Грани международного взаимодействия: экономика,политика,культура».Ростов-на-Дону,2011.0,2 п.л.