- Современная информационная политика формируется и реализуется в трех сферах общественной жизни: социальной, информационной и технической. Основной средой для этого вида политики является информационное пространство, которое составляет невидимую, нематериальную часть жизни социума. Основными институтами современного общества демократического (гражданского) выступили: реальная возможность безграничной эксплуатации природы; институт частной собственности; урбанизация; развитая форма демократии; гражданское общество; национальный тип государственности.
- Снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существующая модификация традиционной социальной структуры - являются социально-политическими трансформациями, детерминирующий изменения информационной политики. Ускорение социального развития постепенно стало сопрягаться с повышением роли технологического фактора, науки и образования, качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве.
- Политическое значение и роль информационного пространства в современном социуме постоянно объективно возрастает, т.к. это пространство постоянно расширяется, вовлекая в себя все новые и новые субъекты, институты, сети, т.е. структура информационного пространства также постоянно усложняется. По объективным причинам информационное пространство современного общества все в большей степени интересует власть и все в большей степени становится ее объектом. Политическая роль современного информационного пространства изменяется за счет его способности изменять политическую систему и менять власть (Твиттер-технологии, мобильная связь и т.д.).
- Основное содержание государственной информационной политики в современном социуме составляют несколько взаимосвязанных процессов. Это формирования информационного законодательства и информатизация деятельности власти и общества, повсеместное создание института связей с общественностью, разработка, создание и внедрение в политический и управленческий процессы информационно-коммуникационных технологий. Функциями информационной политики являются: стимулирование информационными средствами гармоничного развития личности, общества и государства, регулирование общественных отношений и взаимоотношений личности, общества и государства со стороны высшей власти информационными средствами, упрощение и облегчение информационных взаимоотношений между личностью, обществом и государством, обеспечение личности, общественности и органов госвласти объективной информацией о состоянии и развитии социума, создание максимальных возможностей для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве.
- Основное содержание информационной политики в Российской Федерации составляют планомерные действия политической элиты, органов государственной власти и общественных организаций по регулированию информационных отношений. Среди таких действий основными являются создание электронного правительства и электронного государства, выработка полноценной системы информационного законодательства, формирование системы институтов по связям с общественностью, создание и интеграция многочисленных корпоративных и социальных сетей, постоянное внедрение в политические и управленческие процессы современных информационно-коммуникативных технологий. Информационная политика в нашей стране далека от завершенности, но в целом она формируется по общим тенденциям и принципам, которые уже сформированы в демократических государствах.
- Специфика государственной политики в европейских государствах и США неоднозначна. Во всех странах власть осуществляет нормативное регулирование информационных отношений и процессов, государственное регулирование деятельности печатных и электронных СМИ. Во многих странах вещание с самого начала своего возникновения развивалось как общественное и независимое (частные каналы появились сравнительно недавно). Развитие Интернета рассматривается в качестве социально-политического ресурса. Во многих странах в качестве политической поставлена задача создания единого информационного пространства. В прикладную плоскость переведено создание электронного правительства (перевод большинства государственных услуг в электронный вариант), реализуется концепция «Нового государственного менеджмента».
- Формирование электронного государства осуществляется, в первую очередь, путем реализации концепции электронного правительства. При этом достигаются общие (для власти и общества) цели деятельности государства: укрепляются и расширяются формы сотрудничества между обществом и государством; более эффективно осуществляется экономическое и социальное развитие общества; повышается эффективность реагирования власти на социальные проблемы; уменьшается стоимость услуг населению; развивается кадровый потенциал государственного управления; повышается ответственность государственных служащих, поощряется их инициатива и повышается прозрачность государственного управления.
- Структуры по связям с общественностью в настоящее время являются важнейшим механизмом формирования общественного мнения и институтом информационной политики. С помощью основных методов пиара осуществляется своеобразное «связывание» внутреннего и внешнего информационных пространств в единое целое. Если ранее СМИ являлись основным информационным инструментом, то в последние годы эта роль все в большей степени переходит к Интернету, при этом многие СМИ все активнее действуют в Интернет-пространстве. Основная роль в развитии данного процесса, в его корректировке и регулировании принадлежит политической элите.
- На примере законодательной власти доказана важность использования информационных технологий в политическом процессе. В настоящее время практически все законодательные органы используют в практике своей работы локальные компьютерные сети, на базе которых применяются правовые автоматизированные информационные системы. В целом ряде законодательных органов нашей страны реализованы автоматизированные системы электронного голосования, делопроизводства и документооборота, компьютерной записи и расшифровки стенограмм заседаний. При этом собственные информационные ресурсы в большинстве регионов объединены в информационные системы, обеспечивающие централизованное накопление и хранение документов с возможностью поиска и просмотра информации на рабочих местах пользователей.
- Среди основных направлений и перспектив формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти в диссертации выделены информатизация деятельности государственного аппарата и процесса подготовки и принятия важнейших социально значимых решений; развитие у политиков и чиновников компьютерной грамотности; компьютеризация экспертного обеспечения подготовки политических решений; повышение статуса информационной работы в государственном аппарате; повышение статуса действий по формированию позитивного имиджа власти и государства; организация связей с общественностью во всех органах государственной и муниципальной власти; повышение качества медиапланирования в органах государственной власти.
- Механизм формирования и реализации государственной информационной политики в нашей стране только складывается. Основными компонентами этого механизма являются мировоззренческо-ценностный, нормативно-правовой, функционально-деятельностный и институционально-организационный. В настоящее время основным при формировании информационной политики является мировоззренческо-ценностный компонент, как непосредственно связанный с целеполаганием. Без нормативно-правового компонента, скорее всего, информационная политика не будет проводиться постоянно и целенаправленно в связи с отсутствием четких и обязывающих правовых норм. При реализации информационной политики приоритетным является функционально-деятельностный компонент, поскольку только путем той или иной активности различные социально-политические акторы могут реализовать свои многочисленные интересы.
- Моделировать государственную информационную модель оказалось достаточно сложно. Авторская модель государственной информационной политики позволяет участникам основных социальных коммуникаций ее оптимизировать. Реализация этой модели на практике не позволит кому-либо монополизировать информационное пространство и, значит, обеспечит динамичное развития современного социума. В прикладном плане эта модель может служить реальной помощью в проведении дальнейших научных изысканий (в том числе комплексных научно-исследовательских работ и диссертаций), выполнении грантов и при подготовке доктринальных документов по тематике государственной информационной политики.
1.Судоргин О.А. Теоретические основы и механизм государственной информационной политики: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2007. 144 с. (9 п.л.).
2.Судоргин О.А. Политика в информационном пространстве: теоретический анализ: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. 160 с. (10 п.л.).
3.Судоргин О.А. Генезис современного общества: информационные и политические аспекты: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. 192 с. (12 п.л.).
4.Герменевтика госрегулирования информационных отношений / Судоргин О.А. [и др.] // Государственное регулирование в современном политическом процессе России: Монография / Под ред. В.Ф. Ницевича. М.-Орел: ОРАГС, 2009. С. 192-203 (14,5/0,8 п.л.).
В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
5.Судоргин О.А. Информационная политика в информационном обществе: тавтология или смысловой детерминант? // Власть. 2008. № 9. С. 20-25 (1 п.л.).
6.Судоргин О.А. Новая роль информационного пространства в ХХI веке // Власть. 2009. № 1. С. 27-32 (0,9 п.л.).
7.Судоргин О.А. Мировой опыт формирования и реализации информационной политики // Безопасность Евразии. 2009. № 2. 248-251 (0,8 п.л.).
8.Судоргин О.А. Электронное государство – реакция власти на сетевизацию общества // Среднерусский вестник. 2010. № 2. С. 167-170 (1,2 п.л.).
9.Судоргин О.А. Минобороны России и позитивное общественное мнение: герменевтика взаимодействия // Вестник академии военных наук. 2010. № 3. C. 104-107 (0,8 п.л.).
10.Судоргин О.А. Как сделать Интернет полезным для российского Минобороны // Вестник академии военных наук. 2010. № 4. С. 125-129 (0,8 п.л.).
11.Судоргин О.А. Армия и война в информационном пространстве: размышления о сетевой трансформации // Вестник академии военных наук. 2010. № 4. С. 96-99 (0,8 п.л.).
Публикации в материалах международных конференций:
12.Судоргин О.А. Информационное пространство – среда реализации современной информационной политики // Социально-политические проблемы ментальности/менталитета: Материалы 8 Международной научной конференции / Редкол. А.Г. Егоров, В.А. Сонин, В.Т. Богданова и др. Смоленск: СмолГУ, 2008. Ч. 2 (0,6 п.л.)..
13.Судоргин О.А. Мировой опыт государственной информационной политики // Актуальные проблемы и тенденции развития науки: Материалы международной научно-методической конференции. Вып. 2. Смоленск: ООО «Маджента», 2009 (0,8 п.л.).
14.Судоргин О.А. Демократический стандарт в современной российской информационно-правовой культуре // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Сб. материалов международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В.И. Бырлэдяну. Орел: Изд-во ОРАГС (0,8 п.л.).
15.Судоргин О.А. Постиндустриальное общество и права человека: диалектика взаимосвязи в современной России // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сб. материалов I международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Н.А. Щеголевой, О.В. Ефремовой, Н.А. Внукова. Орел: Изд-во ОРАГС, 2009 (0,6 п.л.).
Другие публикации по теме исследования:
16.Судоргин О.А. Информационная политика: миф или объективная необходимость? (Тезисы) // Материалы III Всероссийского социологического конгресса, 21-24 октября 2008 г. М.: Институт социологии РАН, 2008. Секция 13 (0,2 п.л.).
17.Судоргин О.А. От анализа информационного пространства к анализу информационной политики: Постановка проблемы // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ: Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции, 21-22 мая 2008 г. М.: ИНИОН РАН, 2009. Ч. 2 (0,6 п.л.).
18.Судоргин О.А. Каким образом общество и СМИ в России участвуют в противодействии терроризму? // Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. А.В. Кулакова. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009 (0,8 п.л.).
19.Судоргин О.А. Как анализировать механизм информационной политики? // Общество и безопасность: история, перспективы, эволюция, современное состояние: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. Н.П. Шебанова. Саратов: СВИБХБ, 2009. Вып. 5 (0,8 п.л.).
20.Судоргин О.А. Политическая герменевтика развития информационного общества // Актуальные проблемы экономики, культуры и права: Материалы четвертой межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. А.В. Герасимов. М.: РУДН, 2009 (0,6 п.л.).
21.Судоргин О.А. Герменевтика механизма государственной информационной политики // Ориентир: Сборник научных трудов (кафедра социальных наук и государственного управления МГОУ). - М.: МГОУ, 2009 (1 п.л.).