Научная тема: «СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА»
Специальность: 23.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современная информационная политика формируется и реализуется в трех сферах общественной жизни: социальной, информационной и технической. Основной средой для этого вида политики является информационное пространство, которое составляет невидимую, нематериальную часть жизни социума. Основными институтами современного общества демократического (гражданского) выступили: реальная возможность безграничной эксплуатации природы; институт частной собственности; урбанизация; развитая форма демократии; гражданское общество; национальный тип государственности.
  2. Снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существующая модификация традиционной социальной структуры - являются социально-политическими трансформациями, детерминирующий изменения информационной политики. Ускорение социального развития постепенно стало сопрягаться с повышением роли технологического фактора, науки и образования, качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве.  
  3. Политическое значение и роль информационного пространства в современном социуме постоянно объективно возрастает, т.к. это пространство постоянно расширяется, вовлекая в себя все новые и новые субъекты, институты, сети, т.е. структура информационного пространства также постоянно усложняется. По объективным причинам информационное пространство современного общества все в большей степени интересует власть и все в большей степени становится ее объектом. Политическая роль современного информационного пространства изменяется за счет его способности изменять политическую систему и менять власть (Твиттер-технологии, мобильная связь и т.д.).
  4. Основное содержание государственной информационной политики в современном социуме составляют несколько взаимосвязанных процессов. Это формирования информационного законодательства и информатизация деятельности власти и общества, повсеместное создание института связей с общественностью, разработка, создание и внедрение в политический и управленческий процессы информационно-коммуникационных технологий. Функциями информационной политики являются: стимулирование информационными средствами гармоничного развития личности, общества и государства, регулирование общественных отношений и взаимоотношений личности, общества и государства со стороны высшей власти информационными средствами, упрощение и облегчение информационных взаимоотношений между личностью, обществом и государством, обеспечение личности, общественности и органов госвласти объективной информацией о состоянии и развитии социума, создание максимальных возможностей для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве.
  5. Основное содержание информационной политики в Российской Федерации составляют планомерные действия политической элиты, органов государственной власти и общественных организаций по регулированию информационных отношений. Среди таких действий основными являются создание электронного правительства и электронного государства, выработка полноценной системы информационного законодательства, формирование системы институтов по связям с общественностью, создание и интеграция многочисленных корпоративных и социальных сетей, постоянное внедрение в политические и управленческие процессы современных информационно-коммуникативных технологий. Информационная политика в нашей стране далека от завершенности, но в целом она формируется по общим тенденциям и принципам, которые уже сформированы в демократических государствах.
  6. Специфика государственной политики в европейских государствах и США неоднозначна. Во всех странах власть осуществляет нормативное регулирование информационных отношений и процессов, государственное регулирование деятельности печатных и электронных СМИ. Во многих странах вещание с самого начала своего возникновения развивалось как общественное и независимое (частные каналы появились сравнительно недавно). Развитие Интернета рассматривается в качестве социально-политического ресурса. Во многих странах в качестве политической поставлена задача создания единого информационного пространства. В прикладную плоскость переведено создание электронного правительства (перевод большинства государственных услуг в электронный вариант), реализуется концепция «Нового государственного менеджмента».
  7. Формирование электронного государства осуществляется, в первую очередь, путем реализации концепции электронного правительства. При этом достигаются общие (для власти и общества) цели деятельности государства: укрепляются и расширяются формы сотрудничества между обществом и государством; более эффективно осуществляется экономическое и социальное развитие общества; повышается эффективность реагирования власти на социальные проблемы; уменьшается стоимость услуг населению; развивается кадровый потенциал государственного управления; повышается ответственность государственных служащих, поощряется их инициатива и повышается прозрачность государственного управления.
  8. Структуры по связям с общественностью в настоящее время являются важнейшим механизмом формирования общественного мнения и институтом информационной политики. С помощью основных методов пиара осуществляется своеобразное «связывание» внутреннего и внешнего информационных пространств в единое целое. Если ранее СМИ являлись основным информационным инструментом, то в последние годы эта роль все в большей степени переходит к Интернету, при этом многие СМИ все активнее действуют в Интернет-пространстве. Основная роль в развитии данного процесса, в его корректировке и регулировании принадлежит политической элите.
  9. На примере законодательной власти доказана важность использования информационных технологий в политическом процессе. В настоящее время практически все законодательные органы используют в практике своей работы локальные компьютерные сети, на базе которых применяются правовые автоматизированные информационные системы. В целом ряде законодательных органов нашей страны реализованы автоматизированные системы электронного голосования, делопроизводства и документооборота, компьютерной записи и расшифровки стенограмм заседаний. При этом собственные информационные ресурсы в большинстве регионов объединены в информационные системы, обеспечивающие централизованное накопление и хранение документов с возможностью поиска и просмотра информации на рабочих местах пользователей.
  10. Среди основных направлений и перспектив формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти в диссертации выделены информатизация деятельности государственного аппарата и процесса подготовки и принятия важнейших социально значимых решений; развитие у политиков и чиновников компьютерной грамотности; компьютеризация экспертного обеспечения подготовки политических решений; повышение статуса информационной работы в государственном аппарате; повышение статуса действий по формированию позитивного имиджа власти и государства; организация связей с общественностью во всех органах государственной и муниципальной власти; повышение качества медиапланирования в органах государственной власти.
  11. Механизм формирования и реализации государственной информационной политики в нашей стране только складывается. Основными компонентами этого механизма являются мировоззренческо-ценностный, нормативно-правовой, функционально-деятельностный и институционально-организационный. В настоящее время основным при формировании информационной политики является мировоззренческо-ценностный компонент, как непосредственно связанный с целеполаганием. Без нормативно-правового компонента, скорее всего, информационная политика не будет проводиться постоянно и целенаправленно в связи с отсутствием четких и обязывающих правовых норм. При реализации информационной политики приоритетным является функционально-деятельностный компонент, поскольку только путем той или иной активности различные социально-политические акторы могут реализовать свои многочисленные интересы.
  12. Моделировать государственную информационную модель оказалось достаточно сложно. Авторская модель государственной информационной политики позволяет участникам основных социальных коммуникаций ее оптимизировать. Реализация этой модели на практике не позволит кому-либо монополизировать информационное пространство и, значит, обеспечит динамичное развития современного социума. В прикладном плане эта модель может служить реальной помощью в проведении дальнейших научных изысканий (в том числе комплексных научно-исследовательских работ и диссертаций), выполнении грантов и при подготовке доктринальных документов по тематике государственной информационной политики.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Судоргин О.А. Теоретические основы и механизм государственной информационной политики: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2007. 144 с. (9 п.л.).

2.Судоргин О.А. Политика в информационном пространстве: теоретический анализ: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2008. 160 с. (10 п.л.).

3.Судоргин О.А. Генезис современного общества: информационные и политические аспекты: Монография. М.-Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. 192 с. (12 п.л.).

4.Герменевтика госрегулирования информационных отношений / Судоргин О.А. [и др.] // Государственное регулирование в современном политическом процессе России: Монография / Под ред. В.Ф. Ницевича. М.-Орел: ОРАГС, 2009. С. 192-203 (14,5/0,8 п.л.).

В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

5.Судоргин О.А. Информационная политика в информационном обществе: тавтология или смысловой детерминант? // Власть. 2008. № 9. С. 20-25 (1 п.л.).

6.Судоргин О.А. Новая роль информационного пространства в ХХI веке // Власть. 2009. № 1. С. 27-32 (0,9 п.л.).

7.Судоргин О.А. Мировой опыт формирования и реализации информационной политики // Безопасность Евразии. 2009. № 2. 248-251 (0,8 п.л.).

8.Судоргин О.А. Электронное государство – реакция власти на сетевизацию общества // Среднерусский вестник. 2010. № 2. С. 167-170 (1,2 п.л.).

9.Судоргин О.А. Минобороны России и позитивное общественное мнение: герменевтика взаимодействия // Вестник академии военных наук. 2010. № 3. C. 104-107 (0,8 п.л.).

10.Судоргин О.А. Как сделать Интернет полезным для российского Минобороны // Вестник академии военных наук. 2010. № 4. С. 125-129 (0,8 п.л.).

11.Судоргин О.А. Армия и война в информационном пространстве: размышления о сетевой трансформации // Вестник академии военных наук. 2010. № 4. С. 96-99 (0,8 п.л.).

Публикации в материалах международных конференций:

12.Судоргин О.А. Информационное пространство – среда реализации современной информационной политики // Социально-политические проблемы ментальности/менталитета: Материалы 8 Международной научной конференции / Редкол. А.Г. Егоров, В.А. Сонин, В.Т. Богданова и др. Смоленск: СмолГУ, 2008. Ч. 2 (0,6 п.л.)..

13.Судоргин О.А. Мировой опыт государственной информационной политики // Актуальные проблемы и тенденции развития науки: Материалы международной научно-методической конференции. Вып. 2. Смоленск: ООО «Маджента», 2009 (0,8 п.л.).

14.Судоргин О.А. Демократический стандарт в современной российской информационно-правовой культуре // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Сб. материалов международной научно-практической конференции / Под общ. ред. В.И. Бырлэдяну. Орел: Изд-во ОРАГС (0,8 п.л.).

15.Судоргин О.А. Постиндустриальное общество и права человека: диалектика взаимосвязи в современной России // Права и свободы человека и гражданина: актуальные проблемы науки и практики: Сб. материалов I международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Н.А. Щеголевой, О.В. Ефремовой, Н.А. Внукова. Орел: Изд-во ОРАГС, 2009 (0,6 п.л.).

Другие публикации по теме исследования:

16.Судоргин О.А. Информационная политика: миф или объективная необходимость? (Тезисы) // Материалы III Всероссийского социологического конгресса, 21-24 октября 2008 г. М.: Институт социологии РАН, 2008. Секция 13 (0,2 п.л.).

17.Судоргин О.А. От анализа информационного пространства к анализу информационной политики: Постановка проблемы // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ: Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции, 21-22 мая 2008 г. М.: ИНИОН РАН, 2009. Ч. 2 (0,6 п.л.).

18.Судоргин О.А. Каким образом общество и СМИ в России участвуют в противодействии терроризму? // Экстремизм и терроризм как угрозы национальной безопасности России: Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. А.В. Кулакова. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009 (0,8 п.л.).

19.Судоргин О.А. Как анализировать механизм информационной политики? // Общество и безопасность: история, перспективы, эволюция, современное состояние: Межвузовский сборник научных статей / Под ред. Н.П. Шебанова. Саратов: СВИБХБ, 2009. Вып. 5 (0,8 п.л.).

20.Судоргин О.А. Политическая герменевтика развития информационного общества // Актуальные проблемы экономики, культуры и права: Материалы четвертой межвузовской научно-практической конференции / Отв. ред. А.В. Герасимов. М.: РУДН, 2009 (0,6 п.л.).

21.Судоргин О.А. Герменевтика механизма государственной информационной политики // Ориентир: Сборник научных трудов (кафедра социальных наук и государственного управления МГОУ). - М.: МГОУ, 2009 (1 п.л.).