- Интегральной целью бюджетного регулирования территориального развития является расширение бюджетной емкости (емкости бюджета), которая представляет собой возможный объѐм расходов бюджета, определяемый, с одной стороны, размерами бюджетного потенциала, трансфертов и займов, а, с другой стороны, эффективностью и результативностью расходов бюджета. Бюджетная емкость в отличие от бюджетного потенциала отражает возможности осуществления дополнительных расходов при неизменном уровне бюджетных доходов. Бюджетный потенциал превышает налоговый на величину неналоговых поступлений в бюджет. Финансовый потенциал - это совокупность бюджетного потенциала, денежных и иных ресурсов населения, потенциала реального и финансового секторов экономики, потенциала роста (снижения) финансовых ресурсов территории. Субординация понятий «налоговый потенциал», «бюджетный потенциал», «финансовый потенциал» и «бюджетная емкость» позволяет формализовать взаимосвязь данных понятий и описать возможности абсолютного увеличения бюджетной емкости за счет роста налогового потенциала, неналоговых доходов, трансфертов и займов и возможности ее относительного увеличения в результате эффективного и результативного расходования бюджетных средств.
- Система бюджетного регулирования территориального развития - это когерентная совокупность форм регулирования доходов, расходов территориальных бюджетов и межбюджетных отношений, являющаяся частью государственного регулирования и осуществляемая финансово-экономическими методами прямого и косвенного действия в целях конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития территорий. Системность бюджетного регулирования территориального развития проявляется во взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов, выраженных в его объектах (доходы, расходы, трансферты), субъектах, содержательном наполнении механизма бюджетного регулирования и его принципах. В условиях бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетное регулирование приобретает существенную особенность, выражающуюся в направленности на повышение бюджетной емкости, которая обеспечивает синергетический эффект системы бюджетного регулирования территориального развития.
- Механизм бюджетного регулирования проявляется в триаде механизмов бюджетного регулирования государственных (муниципальных) доходов; бюджетного регулирования государственных (муниципальных) расходов; регулирования межбюджетных отношений по перераспределению финансовых ресурсов между субъектами бюджетной системы. Механизм бюджетного регулирования имеет организационно-управленческую и функциональную структуру, объединяющую функциональные (финансовые методы и финансовые рычаги) и обеспечивающие элементы (правовое, нормативное и информационное обеспечение). Элементы организационно-управленческой структуры и обеспечивающие элементы едины для всего механизма бюджетного регулирования, а функциональные элементы отражают специфику функций финансов и имеют раз личные финансовые методы и рычаги (инструменты) в зависимости от объекта, на который направлено действие механизма бюджетного регулирования.
- Бюджетное регулирование доходов направлено на абсолютное увеличение бюджетной емкости за счет налоговых и неналоговых доходов. Специфика механизма бюджетного регулирования налоговых доходов заключается в одновременном использовании трех моделей разделения налоговых полномочий, не имеющих единых методик, и трансфертного механизма регулирования доходов от акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию, направленного на выравнивание горизонтальных фискальных диспропорций. Устранение множественности моделей и дальнейшая децентрализация налоговых полномочий позволит увеличить бюджетную емкость посредством стимулирования фискальных усилий. Чистые неналоговые доходы являются значимыми для территориального развития и абсолютного роста бюджетной емкости территорий за счет эффективного использования государственной (муниципальной) собственности и повышения качества оказания платных услуг.
- Показатель налогового потенциала должен использоваться не только в рамках межбюджетных отношений (в качестве основы для распределения дотаций), но и в механизме бюджетного регулирования доходов (в качестве одного из индикаторов экономического развития территории и основы построения типологических группировок регионов по уровню бюджетных доходов). Методика оценки влияния различных видов экономической деятельности на формирование и реализацию налогового потенциала основана на кластеризации и типологической группировке видов экономической деятельности по удельному весу текущих и просроченных налоговых платежей и выявляет возможности абсолютного увеличения бюджетной емкости.
- Механизм бюджетного регулирования расходов реализуется инструментами бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Инструментами БОР, обеспечивающими относительный рост бюджетной емкости являются закупки для государственных и муниципальных нужд (количественный рост), государственные (муниципальные) задания (качественный рост). Количественный относительный рост бюджетной емкости предполагает повышение эффективности расходов (достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств). Качественный относительный рост бюджетной емкости направлен на повышение результативности расходов (достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств).
- В механизме бюджетного регулирования территориального развития необходимо применение финансовой эквализации, которая в отличие от традиционного финансового выравнивания предполагает многопараметрическую оптимизацию финансовых ресурсов по уровням бюджетной системы и проводится в три этапа: распределение расходных обязательств; распределение источников доходов, достаточных для покрытия бюджетных расходов при отсутствии горизонтального фискального дисбаланса; предоставление блочных трансфертов территориям с объективно низким уровнем доходов.
- Эффективность бюджетного регулирования территориального развития достигается при определенных целевых значениях показателей совокупной по всем регионам (муниципальным образованиям) и внутрирегиональной эффективности. Совокупная эффективность бюджетного регулирования отражает достаточность собственного финансово-ресурсного базиса по всей совокупности территориальных бюджетов в целом, а внутренняя эффективность отражает относительное увеличение финансово-ресурсного базиса территориального развития, которое зависит от эффективности и результативности расходования бюджетных средств, то есть определяется эндогенными факторами. Выделение групп условных собственных и чистых собственных доходов позволяет существенно дополнить классификацию бюджетных доходов и точно идентифицировать доходы при проведении различных аналитических исследований, в частности показатель совокупной эффективности определяется средним арифметическим соотношением чистых собственных доходов и расходов, рассчитанным по всей совокупности территориальных бюджетов (целевое значение 1). Показатель внутренней эффективности бюджетного регулирования выражает эластичность расходов территориального бюджета по отношению к его доходам (целевое значение >1).
- Эволюционность развития механизма межбюджетного регулирования выражается в трансформации форм и методов предоставления межбюджетных трансфертов и изменении методики их распределения. Для повышения эффективности межбюджетного регулирования предложено: 1) объединение всех дотаций в одном фонде, который предназначен исключительно для выравнивания вертикального дисбаланса российской бюджетной системы; 2) отказ от дополнительных выравнивающих механизмов (распределение акцизов) за счет повышения эффективности распределения необусловленной финансовой помощи; 3) замена узкоспециализированных трансфертов целевыми блочными трансфертами на финансирование определенных направлений деятельности без жестких условий расходования получаемых средств.
1.Дьякова, Е. Б. Межбюджетное регулирование и распределение финансовой помощи регионам: опыт, проблемы, пути совершенствования / Л. В. Перекрестова, А. В. Дорждеев, С. И. Веденеев, Е. Б. Дьякова, Д. Ю. Завьялов, С. В. Подобряев; Под общей ред. проф., д. э. н. Л. В. Перекрестовой, к. э. н. А. В. Дорждеева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007. – 155 с. (9,07 п. л. / 2,5 п. л.)
2.Дьякова, Е. Б. Взаимодействие субъектов государственного финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и пути решения / Е. Б. Дьякова, О. В. Глазунова, Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – 397 с. (23,07 п. л. / 5,76 п. л.)
3.Дьякова, Е. Б. Исполнение бюджетов по расходам в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат : монография / Л. В. Перекрестова, Е. Б. Дьякова, С. А. Овчинцева. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 190 с. (11 п. л. / 3,7 п. л.)
4.Дьякова, Е. Б. Актуальные вопросы экономической науки и хозяйственной практики в современных условиях : коллективная монография / ВФ РГТЭУ; Под общ. ред. к. э. н., профессора С. Н. Морозовой, к. э. н. В. С. Телятниковой. – Волгоград: Парадигма, 2011. – 248 с. (14,4 п. л. / 0,65 п. л.)
5.Дьякова, Е. Б. Теория и методология бюджетного регулирования территориального развития / Е. Б. Дьякова. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. – 144 с. (8,5 п. л.)
6. Дьякова, Е. Б. Механизм бюджетного регулирования доходов бюджетов в условиях реализации бюджетного федерализма / Е. Б. Дьякова. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2011. – 148 с. (8,6 п. л.)
7. Дьякова, Е. Б. Бюджетное регулирование территориального развития: теория, методология, механизм / Е. Б. Дьякова. – Волгоград: Радуга, 2011. – 344 с. (21,5 п. л.)
Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК Минобрнауки России
8. Дьякова, Е. Б. Направления развития финансово-бюджетного потенциала Волгограда / Е. Б. Дьякова, Л. В. Перекрестова // Вестник Волгоградского государственного университета : научно-теоретический журнал. – Серия 3. Экономика. Экология. – 2008. – № 2 (13). – С. 168-177. (0,75 п. л. / 0,35 п. л.)
9. Дьякова, Е. Б. Бюджетная поддержка предпринимательства Волгоградской области в условиях кризиса / Е. Б. Дьякова // Предпринимательство. – 2009. – № 8. – С. 126–130. (0,35 п. л.)
10.Дьякова, Е. Б. Бюджетное регулирование предпринимательства на региональном уровне / Е. Б. Дьякова // Вестник Волгоградского государственного университета : научно-теоретический журнал. – Серия 3. Экономика. Экология. – 2010. – № 1 (16). – С. 101–109. (0,65 п. л.)
11.Дьякова, Е. Б. Тенденции развития межбюджетных отношений в Российской Федерации / Е. Б. Дьякова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 26 (207). – Выпуск 28. Экономика. – С. 70–77. (0,7 п. л.)
12.Дьякова, Е. Б. Эволюция межбюджетных трансфертов в условиях российской модели бюджетного федерализма / Е. Б. Дьякова // Финансы и кредит. – 2010. – № 31 (415). – С. 44–48. (0,45 п. л.)
13.Дьякова, Е. Б. Формирование государственных (муниципальных) заданий в условиях бюджетной реформы / Е. Б. Дьякова // Бизнес. Образование. Право. Вестник института бизнеса. – 2010. – № 2. – С. 165–167. (0,4 п. л.)
14.Дьякова, Е. Б. Совершенствование программно-целевых методов бюджетного планирования / Е. Б. Дьякова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – №6. – С. 79–83. (0,5 п. л.)
15.Дьякова, Е. Б. Проблемы и перспективы развития налогово-бюджетного федерализма в России / Е. Б. Дьякова // Вестник Волгоградского государственного университета : научно-теоретический журнал. – Серия 3. Экономика. Экология. – 2010. – № 2 (17). – С. 145–150. (0,55 п. л.)
16.Дьякова, Е. Б. Финансовая эквализация как способ обеспечения устойчивого баланса интересов всех уровней власти / Е. Б. Дьякова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 9. – С. 23–26. (0,3 п. л.)
17.Дьякова, Е. Б. Развитие механизма бюджетного регулирования региональных социально-экономических процессов / Е. Б. Дьякова // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2010. – № 3 (20). – С. 110–112. (0,3 п. л.)
18.Дьякова, Е. Б. Налоговая система Российской Федерации в условиях реализации бюджетного федерализма / Е. Б. Дьякова, И. А. Сушкова // Финансы и кредит. – 2011. – № 7 (439). – С. 55–63. (1,1 п. л. / 0,55 п. л.)
19.Дьякова, Е. Б. Финансовый механизм бюджетного регулирования: теория и методология / Е. Б. Дьякова // Философия социальных коммуникаций. – 2011. – № 2. – С. 136–146. (1,0 п. л.)
20.Дьякова, Е. Б. Концептуальные основы бюджетного регулирования территориального развития в Российской Федерации / Е. Б. Дьякова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. – № 4 (28). – № гос. рег. статьи 0421100034/. – Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru. (0,5 п. л.)
21.Дьякова, Е. Б. О механизме распределения налоговых доходов бюджетов / Е. Б. Дьякова // Финансы. – 2011. – № 5. – С. 19–23. (0,6 п. л.)
22.Дьякова, Е. Б. Неналоговые финансовые источники и механизм их регулирования / Е. Б. Дьякова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2011. – № 19 (61) – май. – С. 33-40. (1,0 п. л.)
Статьи и тезисы докладов в других изданиях
23.Дьякова, Е. Б. Позиционирование предприятий на основе кластерного анализа / Е. Б. Дьякова // III Всероссийский симпозиум «Математическое моделирование и компьютерные технологии», Кисловодский институт экономики и права, Кисловодск, 1999. – С. 49–50. (0,1 п. л.)
24.Дьякова, Е. Б. Проблема оценки налогового потенциала региона / Е. Б. Дьякова // Материалы научной сессии Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, 16–23 апреля 2001 года. Вып. 1. Экономика и финансы. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – С. 105–107. (0,1 п. л.)
25.Дьякова, Е. Б. Анализ налогового и экономического потенциала региона / Е. Б. Дьякова // Проблемы конкурентоспособности, безопасности и защиты интересов экономических субъектов: Материалы круглого стола, г. Волгоград, 8 апреля 2002 г. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. – С. 47–52. (0,3 п. л.)
26.Дьякова, Е. Б. Налоговый потенциал в экономике и управлении регионом (на примере оценки и анализа налогового потенциала Волгоградской области) / Е. Б. Дьякова // Экономические проблемы предприятий: Материалы научной сессии Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, 22 апреля 2002 г. – С. 313–315. (0,1 п. л.)
27.Дьякова, Е. Б. Место и роль налогового потенциала в социально-экономическом потенциале региона / Е. Б. Дьякова // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством», ИГХТУ, 2002. – С. 171–179. (0,8 п. л.)
28.Дьякова, Е. Б. Налоговый паспорт региона как инструмент оценки налогового потенциала региона / Е. Б. Дьякова // Проблемы конкурентоспособности, безопасности и защиты интересов экономических субъектов: Материалы круглого стола, г. Волгоград, 8 апреля 2002 г. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. – С. 53–58. (0,3 п. л.)
29.Дьякова, Е. Б. О проблеме мягких бюджетных ограничений регионов / Е. Б. Дьякова // Материалы научной сессии Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, 16-23 апреля 2007 года. Приоритетные направления бюджетно-налоговой политики России — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2007. – С. 86–90. (0,23 п. л.)
30.Дьякова, Е. Б. Развитие методов распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ / Л. В. Перекрестова, Е. Б. Дьякова, Л. А. Ерошкина // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы : ежегодник. – Вып. 8. / ООН РАН, ЮС-СРЭН, ЮНЦ РАН, ВолГУ ; гл ред. О. В. Иншаков ; редкол.: В. В. Курченков (зам. гл. ред.) [и др.] ; редсовет : Л. А. Аносова [и др.] – Волгоград, Изд-во ВолГУ, 2007. – С. 446–457. (0,9 п. л. / 0,3 п. л.)
31.Дьякова, Е. Б. О совершенствовании системы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации / Е. Б. Дьякова, Л. А. Ерошкина, Л. В. Перекрестова // Вестник Волгоградского государственного университета: научно-теоретический журнал. – Серия 3. Экономика. Экология. – 2008. – № 1 (12). – С. 57–62. (0,55 п. л. / 0,2 п. л.)
32.Дьякова, Е. Б. О программно-целевом подходе при бюджетном финансировании приоритетных национальных проектов / Е. Б. Дьякова // Экономика и социум: современные модели развития общества в аспекте глобализации : материалы второй международной научно-практической конференции (15 октября 2008 г.). – В 3-х частях. – Ч. 2. / отв. Ред. Л. А. Тягунова. – Саратов: Научная книга. – 2008. – С. 175–178. (0,2 п. л.)
33.Дьякова, Е. Б. О финансовом механизме государственно-частного партнерства при финансировании национальных проектов / Е. Б. Дьякова // Актуальные вопросы управления экономическими системами: материалы Всероссийской научно-практической Internet-конференции 27 октября-8 декабря 2008 года / под общей ред. О. Н. Андреевой. – Тамбов: Изд-во ИП Чесноко-ва А. В., 2008. – С. 9–12. (0,2 п. л.)
34.Дьякова, Е. Б. Анализ современных тенденций развития отношений между федеральным и региональными бюджетами / Л. В. Перекрестова, Л. А. Ерошкина, Е. Б. Дьякова // Теория и практика функционирования финансовой и денежно-кредитной системы России : материалы международной научно-практической конференции (26.11.2008). – Воронеж: ВГПУ, 2008. – С. 172–181. (0,6 п. л. / 0,2 п. л.)
35.Дьякова, Е. Б. О подходах к определению социально-экономического потенциала региона как основы территориального развития / Е. Б. Дьякова // Развитие финансово-кредитной сферы и социальная политика региона : сборник научных трудов. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – С. 213–224. (0,6 п. л.)
36.Дьякова, Е. Б. О финансовых механизмах государственного регулирования территориального развития / Е. Б. Дьякова // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 21–30 апр. 2008 г. – Вып. 4: Мировая экономика и финансы : в 2 ч. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т» ; редкол.: Б. Н. Сипливый (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – С. 180–183. (0,25 п. л.)
37.Дьякова, Е. Б. Проблемы взаимодействия органов государственного финансового контроля / Е. Б. Дьякова, О. В. Глазунова // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 21–30 апр. 2008 г. [Текст]. – Вып. 4: Мировая экономика и финансы : в 2 ч. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т» ; редкол.: Б. Н. Сипливый (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – С. 176–180. (0,25 п. л. / 0,15 п. л.)
38.Дьякова, Е. Б. Проектное финансирование: поиск новых финансовых механизмов реализации государственных национальных приоритетов / Е. Б. Дьякова, Н. Г. Пискова // Вестник Волгоградского государственного университета : научно-теоретический журнал. – Серия 10. Инновационная деятельность. – 2008. – Выпуск 3. – С. 12–17. (0,55 п. л. / 0,25 п. л.)
39.Дьякова, Е. Б. Направления развития налогового регулирования малого предпринимательства в сельском хозяйстве / Е. Б. Дьякова, Е. А. Шкарупа // Развитие финансово-кредитной сферы и социальная политика региона : сборник научных трудов. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – С. 26–34. (0,45 п. л. / 0,2 п. л.)
40.Дьякова, Е. Б. О совершенствовании бюджетного регулирования социально-экономических процессов в регионе/ Е. Б. Дьякова // Актуальные проблемы региональной экономики и финансов [Текст] : материалы круглого стола, сентябрь 2009 г. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т» ; редкол.: А. В. Гукова (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 92–96. (0,25 п. л.)
41.Дьякова, Е. Б. Особенности бюджетного регулирования региональных социально-экономических процессов / Е. Б. Дьякова // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 20–30 апреля 2009 г. [Текст] . – Вып. 5 : Мировая экономика и финансы : в 2 ч. – Ч. 1 / ВолГУ; редкол. Б. Н. Сипливый (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. – C. 7–11. (0,25 п. л.)
42.Дьякова, Е. Б. О сущности и классификации бюджетных рисков / Е. Б. Дьякова, Л. В. Разумейченко // Актуальные проблемы региональной экономики и финансов [Текст] : материалы круглого стола, сентябрь 2009 г. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т» ; редкол.: А. В. Гукова (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 114–118. (0,3 п. л. / 0,15 п. л.)
43.Дьякова, Е. Б. Об экономической сущности государственных доходов и расходов / Е. Б. Дьякова // Социально-политические аспекты реформирования экономической системы современного общества: материалы международной научно-практической конференции (30 октября 2009 г.) – в 3-х частях. – Ч. 1. / отв. ред Л. А. Тягунова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – С. 167–172. (0,4 п. л.)
44.Дьякова, Е. Б. Организация регулирования и управления финансовыми потоками на местном уровне/ Е. Б. Дьякова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях : 4-я международная научно-практическая конференция, г. Пятигорск, 23– 24 октября 2009 г. / Международная академия финансовых технологии; отв. за вып. А. Е. Медовый. – Пятигорск: издательство МАФТ, 2009. – С. 156–160. (0,3 п. л.)
45.Дьякова, Е. Б. Бюджетное регулирование как часть финансово-бюджетной политики/ Е. Б. Дьякова, А. М. Непомнящих // Актуальные проблемы региональной экономики и финансов [Текст] : материалы круглого стола, сентябрь 2009 г. / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т» ; редкол.: А. В. Гукова (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. – С. 100–107. (0,4 п. л. / 0,2 п. л.)
46.Дьякова, Е. Б. Регулирование межбюджетных отношений и их совершенствование / Е. Б. Дьякова, О. И. Пономарева // Проблемы социально-экономической устойчивости региона / VII международная научно-практическая конференция : сборник статей / МНИ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – С. 69–72. (0,25 п. л. / 0,15 п. л.)
47.Дьякова, Е. Б. О содержании бюджетной политики / Е. Б. Дьякова // Проблемы социально-экономической устойчивости региона / VII международная научно-практическая конференция : сборник статей / МНИ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – С. 65–69. (0,3 п. л.)
48.Дьякова, Е. Б. Налоговое регулирование малого бизнеса: проблемы и решения / Е. Б. Дьякова, Е. А. Шкарупа // Проблемы и перспективы модернизации налоговых систем / Материалы международной интернет-конференции 20 октября-22 октября 2009 года. – Орел: Орел-ГТУ, 2010. – С. 192–199. (0,35 п. л. / 0,2 п. л.)
49.Дьякова, Е. Б. Концепция фискального пространства: содержание и возможности применения на региональном уровне / Е. Б. Дьякова // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 26–30 апреля 2010 г. [Текст]. Вып. 4. Мировая экономика и финансы / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. ГОС. ун-т» ; редкол.: Б. Н. Сипливый (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. – С. 7–11. (0,2 п. л.)
50.Дьякова, Е. Б. Структуризация резервов мобилизации доходов бюджетов / Е. Б. Дьякова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Часть 2 / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – С. 59–66. (0,55 п. л.)
51.Дьякова, Е. Б. О механизме формирования бюджетных доходов / Е. Б. Дьякова // Наука в современном мире // Материалы III Международной научно-практической конференции (Таганрог, 30 октября 2010 г.) / под ред. Г. Ф. Гребенщикова. – М.: Издатетельство «Перо», 2010. – С. 422–426. (0,35 п. л.)
52.Дьякова, Е. Б. О финансовом механизме бюджетного регулирования территориального развития [Текст] / Е. Б. Дьякова // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: Материалы IV Всероссийской научно-практической internet-конференции. В 2-х частях. Часть II. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. – С. 24–29. (0,3 п. л.)
53.Дьякова, Е. Б. Бюджетное регулирование: сущность и содержание / Е. Б. Дьякова // Развитие финансово-кредитной сферы и социальная политика региона : сборник научных трудов. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – С. 32–37. (0,25 п. л.)
54.Дьякова, Е. Б. Теоретические основы финансового механизма бюджетного регулирования территориального развития / Е. Б. Дьякова // Актуальнi проблеми розвитку соцiально-економiчних систем: матерiали Мiжнар. наук.-практ. конф. студетiв i молодих учених (м. Бердянск, 18–19 квiтня 2011 р): в 2-х т. – Т. 2. Донецьк: Видавництво «Донбас», 2011. – С. 116–117. (0,15 п. л.)
55.Дьякова, Е. Б. Совершенствование механизма формирования бюджетных доходов в России / Е. Б. Дьякова // Iнновационнiйний розвиток нацiональноï економiки : матерiали мiжнар. наук.-практ. Iнтернет-конф.7–8 квiтн. 2001 р. – Тернопiль: Крок, 2011. – С. 163–164. (0,15 п. л.)
56.Дьякова, Е. Б. Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов в современных условиях / Е. Б. Дьякова // Научные труды Могилевского филиала БИП : Право. Политика. Экономика / БИП – Институт правоведения; редкол: Л. И. Василевский, Г. Ф. Дубинчик, А. А. Скикевич [и др.]; под общ. ред. А. А. Скикевича. – Вып. 11. – Могилев, МФ ЧУО БИП, 2011. – С. 60–65. (0,3 п. л.)
57.Дьякова, Е. Б. Концептуальные основы бюджетного регулирования территориального развития на основе формирования регионального фискального пространства / Е. Б. Дьякова. – Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. – Серия: Экономика. – 2011. – № 1 (5). – С. 20–28. (1,0 п. л.)
58.Дьякова, Е. Б. Совершенствование механизма бюджетного регулирования неналоговых доходов бюджетов / Е. Б. Дьякова // Efektivnн nбstroje modernн ved -2011 : materiбly VII mezinбrodnн vĕdecko-praktickб conference, 27 dubna – 05 kvĕtna 2011 roku. – Dil 3. Ekonomickй vĕdy. – Praha: Pulishing House «Education and Science», 2011. – C. 38–41. (0,2 п. л.)
59.Дьякова, Е. Б. Сущность и содержание бюджетного регулирования территориального развития в современных условиях / Е. Б. Дьякова // Новината за напреднали наука – 2011 : материа-ли за 7-а международна научна практична конференция., 17–25-ти май, 2011. – Том 3. Икономи-ки. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. – C. 22-25. (0,25 п. л.)
60.Дьякова, Е. Б. Совершенствование механизма межбюджетных отношений / Е. Б. Дьякова // Efektivnн nбstroje modernн ved -2011 : materiбly VII mezinбrodnн vĕdecko-praktickб conference, 27 dubna – 05 kvĕtna 2011 roku. – Dil 3. Ekonomickй vĕdy. – Praha: Pulishing House «Education and Science», 2011. – C. 62-65. (0,25 п. л.)