- выявлен двойственный характер функционирования регионов как институтов инновационной экономической деятельности, обладающих ресурсами и возможностями для конкуренции, с одной стороны, и, с другой стороны, как подсистемы государства, основной задачей которого является создание режима наибольшего благоприятствования не только для компаний и предпринимателей, но и для населения;
- определены принципы проектного управления, ранее не формализованные в теоретических и научных исследованиях для регионального уровня, особенностью которых является партисипативность (вовлеченность) управления и комплексный подход к системе взаимоотношений участников инновационного процесса в регионе, управление активами взаимоотношений;
- предложена классификация инновационных проектов с учетом оценки факторов конкурентоспособности регионов как на федеральном уровне, так и в глобальной экономике, основанная на модели К.Кристенсена. Классификационными являются такие признаки, как сфера применения инноваций, уровень конкурентности, транслируемость на международный уровень, регионально-зависимые предпосылки проектов.
2. Обоснована необходимость смены парадигмы приоритетов регионального социально-экономического развития на основе выявления современных подходов к определению приоритетов социально-экономического развития регионов, а именно:
- выявлена тенденция гуманизации социально-экономического развития регионов и оценки социально-экономической эффективности развития с выделением качественных и количественных показателей, таких как мера экономического благосостояния, индикаторы подлинного прогресса (оценивающие устойчивое и ответственное развитие государства), благосостояние населения, как приоритетных для формирования стратегии социально-экономического развития регионов и государства. Данная тенденция подтверждается результатами научных исследований международных организаций, разрабатывающих модели смены приоритетов развития на уровне отдельных государств и территорий;
- установлена необходимость использования сбалансированных экономических количественных оценок приоритетов развития регионов, определяющих уровень экономического развития (таких, как валовой региональный продукт, объем бюджетных расходов на душу населения, объем инвестиции на душу населения), качественных социальных показателей для принятия управленческих решений в условиях новой экономики. Ограниченность оценки перспектив стратегического развития региона и нацеленность на отражение текущего и ретроспективного экономического состояния без учета динамики качественных показателей регионального развития предопределяют появление глобальных проблем на региональном уровне, таких как негативные демографические и миграционные тренды, ухудшение экологической и социальной обстановки. Таким образом, определена необходимость разработки и использования дополнительных показателей, имеющих социальную направленность, в том числе качественных оценок уровня социально-экономического развития.
3. На основе анализа предпосылок и составных элементов определена современная парадигма социально-экономического развития региона в условиях инновационной экономики:
- определены стратегические приоритеты и обоснована система целей и задач регионального развития, являющаяся базой для инициации и реализации инновационных проектов;
- сформулированы предпосылки и принципы новой парадигмы социально-экономического развития регионов, а именно: конкуренция регионов как открытых систем за человеческие ресурсы высокого качества; отход от локальной и переход к сетевой экономике; изменение активов взаимоотношений от модели «бизнес-власть» к модели «бизнес- население-власть»; ориентация на международные стандарты качества и уровня жизни.
4. Разработан и теоретически обоснован новый подход к оценке влияния инновационных проектов на регион присутствия и предложены инструменты интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему регионального управления:
- выявлены условия повышения эффективности инновационных проектов для регионального уровня на всех стадиях проектного цикла, отражающие кумулятивный результат изменения благосостояния населения и хозяйствующих субъектов, основанные на принципе согласованности интересов;
- разработана матрица сбалансированных приоритетов социально-экономического развития, являющаяся основной для отбора и приоритезации инновационных проектов;
- обоснована необходимость создания стратегически согласованной среды для инновационных проектов и определен механизм приоритезации инновационных проектов на основе «воронки стратегических ограничений»;
- введено понятие «совокупная стоимость владения инновационным проектом», отражающие социально-экономический эффект реализуемых инновационных проектов через совокупность таких показателей, как прямой социальный эффект проекта, содержательная трансформационность и экстерриториальность инновационного проекта.
5. Разработан методический подход к определению и оценке критичности заинтересованных сторон (стейкхолдеров) инновационного проекта, в том числе:
- определены состав и структура заинтересованных сторон (стейкхолдеров) инновационных проектов;
- уточнена модель связей М. Сторпера, которую автор дополняет блоком «инновационные проекты»;
- сформулированы принципы выявления заинтересованных сторон проекта на всех стадиях проектного цикла, в том числе определены основные группы стейкхолдеров и их интересы, предпосылки изменения приоритетов стейкхолдеров с течением времени, выявлены темпоральные дисбалансы интересов;
- разработаны матрицы оценки уровня критичности стейкхолдеров для инновационного проекта на основе следующих параметров: «влияние», «изменение интересов», «управляемость».
6. Разработана методология и методы интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему регионального управления, в том числе:
- обоснована необходимость совершенствования системы регионального управления, исходя из поставленных целей повышения устойчивости социально-экономического развития регионов в инновационной экономике и роста благосостояния населения, разработаны методологические принципы построения системы регионального управления на основе проектного менеджмента, совершенствования системы инициации, планирования и реализации проектов, мониторинга и контроля проектов;
- разработан цикл проектного управления инновационной деятельностью, включающий такие стадии, как создание среды для инноваций, принуждение к инновациям, приоритезация проектов, мониторинг инновационных проектов;
- разработана система мониторинга реализации проектов, основанная на предложенной совокупности показателей критичности в системе «регион-проект-стейкхолдеры»;
- определены предпосылки и условия реализации проектного управления инновационной деятельностью на каждой стадии проектного цикла;
- предложена и обоснована развернутая классификация затрат региона на проектное управление инновационной деятельностью, на основе существующих теоретических разработок выявлены основные компоненты затрат, разработана система сбалансированных показателей по видам затрат на инновационные проекты на региональном уровне. В том числе, выделены такие группы затрат, как экстернализационные, прямые бюджетные, скрытые (отражающиеся через социально-экономические индикаторы - снижение стоимости региональных активов, природно-экологические индикаторы - использование невозобновимых ресурсов, увеличение площади нарушенной земли, изменение социально-экономических условий жизни и др.);
- определена схема детализации затрат в зависимости от стадий жизненного цикла проектов и направленности комплекса мероприятий и методов их реализации (стратегические, оперативные, антикризисные);
- предложен и обоснован механизм расчета приведенной региональной стоимости с использованием социальной ставки дисконтирования для отбора, приоритезации инновационных проектов. Разработана концептуальная модель оценки условного притока денежных средств от реализации проектов.
7. Предложен метод оценки влияния взаимных рисков и изменения затратной части проекта на основе мультиатрибутивной модели с учетом факторов взаимодействия региона присутствия и инновационных проектов:
- определены факторы влияния инновационных проектов на регион присутствия, такие, как прямая социальная нагрузка (включая социально-экономические, эколого-экономические факторы), экстерриториальность и содержательная трансформационность проектов;
- разработан метод оценки влияния стейкхолдеров на реализацию инновационного проекта на основе создания карты рисков, мониторинга и управления рисками;
- определены взаимные риски инновационных проектов и региона присутствия;
- разработан и апробирован метод оценки рисков на основе мультиатрибутивной модели и метод оценки изменения затратной части проекта, включающий расчет математического ожидания удорожания и взаимного влияния рисков.
1.Грошева, Н.Б. Управление инновационными проектами в регионах: Монография / Н.Б. Грошева. – Иркутск: ИрГУПС, 2010. – 193 c. - 12 п.л.
2.Грошева, Н.Б. Приоритезация проектов на региональном уровне / Н.Б. Грошева // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комлексами: Монография / Н.Б. Грошева, В.Г. Абрамян, Н.И Белоконь и др. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. - 19 п.л. (авт. 3 п.л.).
3.Грошева, Н.Б. Модель оценки риска затратной части проекта и методика ее реализации / Н.Б. Грошева // Управление инвестиционной деятельностью: Монография / Н.Б. Грошева, В.А. Бубнов, А.В. Бубнова и др. – Иркутск: ИрГУПС, 2008. – 254 с. - 14 п.л. (авт. 4 п.л.).
4. Грошева, Н.Б. Методика оценки затрат на построение системы проектного управления: планирования, учета и контроля / Н.Б. Грошева // Практические финансы: Монография / Н. Б. Грошева, М.А. Потапкина. – Иркутск: ИГУ, 2008. – 211 с. - 12 п.л. (авт. 7 п.л.)
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
5. Грошева, Н.Б. Дисконтирование результата инновационных проектов на основе ССД / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. / ИрГУПС. - 2011. - №3 - 0,6 п.л.(авт. 0.4 п.л.).
6.Грошева, Н.Б. Подход к управлению инновационными проектами на основе инструментов партисипативного управления / Н.Б. Грошева, И.Ю. Сольская // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. / ИрГУПС. - 2011. - №2 - 0,6 п.л. (авт. 0,4 п.л.)
7.Грошева, Н.Б. Современные подходы и тенденции определения приоритетов социально-экономического развития регионов: смена парадигмы развития / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. /ИрГУПС. - 2011. - №2 -0,6 п.л.(авт. 0.4 п.л.).
8.Грошева, Н.Б. Признаки инновационных проектов и их влияние на эффективность для региона / Н.Б. Грошева // Вестник ИрГТУ. - Иркутск, 2010. - № 9(38). – с. 117-123. - 0,7 п.л.
9.Грошева, Н.Б. Определение стейкхолдеров инновационных проектов / Н.Б. Грошева // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. /ИрГУПС. - 2010. - №4 (28) – с. 240 – 244. - 0,6 п.л.
10.Грошева, Н.Б. Региональная добавленная стоимость в оценке проектов / Н.Б. Грошева // Сибирская финансовая школа. - 2010. - N 1(78). – с. 101-103. - 0,3 п.л.
11.Грошева, Н.Б. Оценка необходимости внедрения инновационных проектов для региона / Н.Б. Грошева // Сибирская финансовая школа. -2010. - N 3(80). – с. 100 – 103. - 0,4 п.л.
12.Грошева, Н.Б. Инструменты для управления затратами проекта / Н.Б. Грошева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2009. - N 4(81). – с. 240-246. - 0,6 п.л.
13.Грошева, Н.Б. Методика расчета затрат на построение и функционирование системы бюджетирования / Н.Б. Грошева // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки.- Новосибирск, 2009. – Т. 9, Вып. 1- с. 71-77. - 0,5 п.л.
14.Грошева, Н.Б. Управление стоимостью проекта с помощью календарного планирования работ проекта / Н.Б. Грошева // Сибирская финансовая школа. - 2009. - N 3(74). – с. 129-135. - 0,5 п.л.
15. Грошева, Н.Б. Определение участников проекта / Н.Б. Грошева // Вестник СибГАУ. – Красноярск, 2009. - №4 (25) – с. 205-207. - 0,3 п.л.
16.Грошева, Н.Б. Определение границ проекта / И.Ю. Сольская, Н.Б. Грошева // Вестник СибГАУ. – Красноярск, 2009. - №4 (25) – с. 207-210. -0,4 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
17.Грошева, Н.Б. Модель расчета затрат на построение системы планирования финансовых ресурсов / Н.Б. Грошева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Инноватика - 2008. - N 3(56). – с. 175-179. - 0,4 п.л.
18.Грошева, Н.Б. Экономическая оценка экологического риска / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. /ИрГУПС. - 2005. - №3 (7) - с. 95-97. - 0,6 п.л. (авт.0,3 п.л.).
19.Грошева, Н.Б. Бизнес и местная власть: взаимная ответственность или взаимная поддержка / Н.Б. Грошева // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. /ИрГУПС. - 2005. - №1 - с. 133-137.-0,5 п.л.
20.Грошева, Н.Б. Использование реестра проектных обязательств для формирования бюджета проекта / Н.Б. Грошева // Корпоративные финансы (электронный журнал) - 2009. - N 2(10). – с.83-87.- 0,6 п.л.
21. Грошева, Н.Б. Казначейские технологии в управлении / Н.Б. Грошева //Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. / ИрГУПС. - 2004. - №4 - с.118-122. - 0,5 п.л.
Публикации в других печатных изданиях:
22. Грошева, Н.Б. Оценка влияния инновационных проектов на территорию присутствия / Н.Б. Грошева // Логистика и экономика регионов. Материалы межд. науч.-практ. конф. - Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2011. – 0,4 п.л.
23. Грошева, Н.Б. Частно-государственное партнерство в инновационной экономике / Н.Б. Грошева // Инновационные технологии в управлении бизнесом и регионом. Материалы межд. науч.-практич. конф. - Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2011. – 0,5 п.л.
24.Грошева, Н.Б. Риски для заинтересованных сторон проекта / Н.Б. Грошева, И.Ю. Сольская// Логистика и экономика регионов. Материалы межд. науч.-практ. конф. - Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2011. – 0,3 п.л. (авт. 0,15 п.л.).
25.Grosheva, N. Prosperity of the population as a prior direction in the choice of innovation projects / N.B. Grosheva // European Journal of Business and Economics – Autumn. - 2010. – 0,4 п.л.
26. Грошева, Н.Б. Благосостояние населения как приоритетное направление при выборе инновационных проектов / Н.Б. Грошева // Сб. научных трудов по материалам МНПК «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2010 - Одесса, 2010. – 0,2 п.л.
27. Грошева, Н.Б. Влияние территории на реализацию инновационных проектов / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Вестник ИГУ: ежегод.науч.-теорет.конф.аспирантов и студентов: материалы./ИГУ -Иркутск, 2010. – 0,35 п.л. (авт.0,3 п.л.).
28. Грошева, Н.Б. Определение инновационных проектов с позиции территории присутствия / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков// Бизнес- образование в экономике знаний: материалы науч.-практ. конф./ИГУ. - Иркутск, 2010. – 0,3 п.л. (авт. 0,25 п.л.).
29. Грошева, Н.Б. Приоритезация проектов с точки зрения стратегического развития моногородов / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков// Вестник ИРО АН ВШР - № 2(17)./ИРО Академия наук высшей школы России. - Иркутск, 2010. – 0,3 п.л. (авт. 0,25 п.л.).
30.Грошева, Н.Б. Реализация проектов на территории региона с позиции частно-государственного партнерства / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Инновационное развитие современной России: ориентиры и перспективы. Сб. статей – М.: ЦПНИ, - 2010. – 0,3 п.л. (авт. 0,25 п.л.).
31.Грошева, Н.Б. Приоритезация инновационных проектов / Н.Б. Грошева, А.С.Чанчиков // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2010: Сб. науч. тр. по материалам МНПК - Одесса, 2010.- 0,4 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
32.Грошева, Н.Б. Расчет затрат на реализацию инновационных проектов для региона присутствия / Н.Б. Грошева // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2010: Сб. науч. тр. по материалам МНПК - Одесса, 2010. - 0,3 п.л.
33.Грошева, Н.Б. Модели приоритезации проектов / Н.Б. Грошева // Бизнес-образование в экономике знаний. Материалы науч.-практ. конф.-Иркутск: Изд-во ИГУ, 2009. - 0,5 п.л.
34.Грошева, Н.Б. Реестр проектных обязательств / Н.Б. Грошева // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. Материалы всерос. науч.-практ. конф. - Иркутск, 2009. – 0,3 п.л.
35.Грошева, Н.Б. Приоретизация проектов на региональном уровне / Н.Б. Грошева // Бизнес-образование в условиях кризиса. Материалы науч.-практ. конф. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2009. – 0,6 п.л.
36. Грошева, Н.Б. Экстернализация издержек при реализации инвестиционных проектов / Н.Б. Грошева // Современные проблемы финансовой и денежно-кредитной политики России. Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 0,3 п.л.
37. Грошева, Н.Б. Риски в инвестиционных проектах / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Логистика и экономика регионов. Материалы 5 НПК – Красноярск: Изд-во СибГАУ, 2010. – 0,4 п.л. (авт.0,3 п.л.).
38. Грошева, Н.Б. Управление затратами с помощью реестра проектных обязательств / Н.Б. Грошева // Бизнес-образование в условиях кризиса: Материалы науч.-практ. конф.- Иркутск: Изд-во ИГУ, 2009. – 0,6 п.л.
39.Грошева, Н.Б. Управление финансами проекта / Н.Б. Грошева // Вестник Иркутского университета: ежег.науч.-теорет.конф.аспирантов и студентов: материалы / ИГУ. - Иркутск, 2009. - С. 0,3 п.л.
40.Грошева, Н.Б. Модель расчета затрат на построение системы планирования финансовых ресурсов / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Бизнес-образование в экономике знаний: материалы науч.-практ. конф. / ИГУ. - Иркутск, 2009. - С. 0,5 п.л.(авт.0,3 п.л.).
41.Грошева, Н.Б. Планирование и управление инвестициями в градообразующие предприятия с применением идеологии управления проектами для моногородов Иркутской области / Н. Б. Грошева, И.Ю. Сольская // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики: Материалы всерос. науч.-практ. конф.- Иркутск: ИрГУПС, 2009 - 0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
42. Грошева, Н.Б. Моделирование рисков при управлении проектами / Н.Б. Грошева // Бизнес-образование в экономике знаний. Материалы науч.- практ. конф. / ИГУ. - Иркутск, 2006. – 0,3 п.л.
43.Грошева, Н.Б. Модель расчета затрат на построение системы планирования финансов / Н.Б. Грошева. // Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. Материалы всерос. науч.-практ. конф.- Иркутск, 2008. – 0,6 п.л.
44.Грошева, Н.Б. БОР на уровне государства и корпорации / Н.Б. Грошева, А.С. Чанчиков // Бизнес-образование в экономике знаний. Материалы науч.-практ. конф. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2007. - 0,4 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
45.Грошева, Н.Б. Управление проектами в банковской сфере / Н.Б. Грошева, И.Ю. Сольская / Менеджмент, маркетинг в банковской сфере // Перспективы российских реформ в условиях макроэкономической нестабильности.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. – 0,6 п.л. (авт.0,4 п.л.)
46.Грошева, Н.Б. Бизнес и местная власть: взаимные обязательства или взаимная поддержка. / Н.Б. Грошева // Реформирование политических и экономических процессов в современной России. Сб. статей.- Иркутск: ИГУ, 2003. – 0,4 п.л.
47.Грошева, Н.Б. Критерии оценки взаимодействия государства и экономики / Н.Б. Грошева // Равновесные модели экономики и энергетики: Труды Всерос. конф. и секции Математической экономики 13 Байкальской международной школы-семинара.- Иркутск: Изд-во ИСЭМ СО РАН, 2005.-0,4 п.л.
48. Грошева, Н.Б. Способы повышения эффективности расходов региональных и местных бюджетов в рамках действующего законодательства / Н.Б. Грошева, А.А. Пакштайте // Тренды и стратегии российской экономики: Сб. науч. трудов. – Иркутск: ИГУ, 2005.– 0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.).
49. Грошева, Н.Б. Бюджетный процесс как частный случай процесса управления / Н.Б. Грошева, И.Ю. Сольская // Финансовая система Иркутской области: проблемы и перспективы: Сб.статей.- Иркутск, 2002. – 0,4 п.л. (авт. 0,2 п.л.).
50. Грошева, Н.Б. Управление государством как коммерческой структурой / Н.Б. Грошева // Реформирование политических и экономических процессов в современной России: Сб. статей. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2003. – 0,3 п.л.
51. Грошева, Н.Б. Концепция организации финансовых потоков областного бюджета / Н.Б. Грошева // Вестник ИнЭк ИрГТУ, серия: Институт экономики - Иркутск, 1999. – 0,4 п.л.
52. Грошева, Н.Б. Схема бюджетирования проекта / Н.Б. Грошева // Бизнес-образование в экономике знаний. Материалы науч.-практ. конф.- Иркутск: ИГУ, 2009. – 0,5 п.л.