2. В основе гражданско-правового регулирования социальной сферы лежит принцип обеспечения баланса интересов частного собственника и государства, при котором часть затрат на удовлетворение социальных потребностей должна возлагаться на частного собственника.
Реализация этого принципа возможна через создание, во-первых, системы гарантий приобретения и прекращения права собственности, ее защиты в соответствии с законом; во-вторых, механизма справедливого перераспределения материальных благ путем закрепления в законе способов принудительного их изъятия для достижения социальных целей; в-третьих, эффективной системы использования публичной собственности, предусматривающей не только возможность бюджетного финансирования социальной сферы, но и извлечение прибыли за счет использования государственного и муниципального имущества.
3. В законодательство, регулирующее отношения социального обеспечения за счет имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц (в частности, денежных средств, составляющих накопительную часть трудовой пенсии), необходимо включить правила о возможности применения к такого рода отношениям норм об осуществлении права собственности в его вещно-правовом контексте, обеспечения возможности применения вещно-правовых способов защиты в отношении отдельных видов имущества, не являющихся вещами.
4. В целях решения социальных задач признается возможность ограничения государством правомочий частного собственника в тех случаях, когда объект права частной собственности необходим для решения социальных задач государства. В связи с этим целесообразно закрепить в п. 2 ст. 209 ГК РФ положение о юридических основаниях ограничения права собственности, среди которых должно быть названо возложение на собственника социальных функций.
5. Возможно существование двух различных режимов публичного (государственного и муниципального) имущества, первый из которых должен устанавливаться в отношении имущества, находящегося исключительно в публичной собственности (так называемое имущество общественного назначения: стратегические объекты, используемые для обеспечения экономической и политической безопасности государства и всего общества; объекты, обеспечивающие реализацию социальных функций государства; объекты, реализующие экономические функции государства (объекты фундаментальной науки, инновационные компании, государственные корпорации и т. д.); второй - касается муниципальной собственности и коммерческой собственности государства (приносящей прибыль). Следовательно, сокращение коммерческой собственности государства не является позитивной тенденцией.
6. Достижение социальных целей государства должно осуществляться преимущественно в рамках государственной и муниципальной форм собственности; однако для осуществления социальных функций в условиях возрастающей финансовой нагрузки на средства бюджета необходимо возложение обязанности по софинансированию обеспечения социальных услуг и выплат на некоммерческие организации и физических лиц за счет частной формы собственности.
7. Специальные способы приобретения права собственности публично-правовыми образованиями для последующего выполнения социальных функций систематизируются на способы, связанные: с принудительным изъятием имущества частного собственника (национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т. д.)); совершением сделок и юридически значимых действий с имуществом собственника (переход по наследству выморочного имущества; приобретение бесхозяйного недвижимого имущества; перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями); использованием публичной собственности для получения дополнительного дохода от использования имущества (добыча полезных ископаемых и других ресурсов; приобретение имущества в результате заключения соглашений о разделе продукции; осуществление государственной инвестиционной деятельности).
8. Совершенствование системы указанных способов должно включать в себя закрепление в законе правил, согласно которым при осуществлении принудительного изъятия государством имущества из частного владения решение об изъятии может приниматься только в судебном порядке; должна быть предусмотрена возможность оспаривания стоимости имущества, установленной в порядке административной процедуры.
Для исключения случаев, когда социально значимое имущество (например, объекты коммунальной инфраструктуры) является бесхозяйным, следует закрепить в законе обязанность (а не право) муниципальных образований и городов федерального значения в лице уполномоченных органов обращаться в суд с требованием о признании соответствующего права собственности (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ). По этой же причине необходимо принятие специального закона о порядке учета и принятия в собственность выморочного имущества.
9. Особенности реализации права публичного собственника в отличие от реализации прав частного собственника в социальной сфере обусловлены:
- целями осуществления права собственности, связанными с перераспределением, накоплением имущества и использованием его на социальные и публичные нужды общества;
- ограничением полномочий собственника по распоряжению разнообразными объектами права собственности в связи с необходимостью обеспечения публичных функций;
- формами осуществления права собственности, различающимися в зависимости от того, является ли имущество распределенным или нераспределенным. Имеются в виду формы вещно-правовые (при передаче имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, а в отдельных случаях и в собственность, в частности, государственным корпорациям); договорные (передача имущества публичного собственника в аренду, доверительное управление, по договору коммерческой концессии); корпоративные (осуществление управления ценными бумагами, находящимися в государственной собственности); непосредственные (при управлении имуществом, входящим в состав бюджета РФ, субъектов РФ или муниципальных образований);
- выступлением от имени публично-правовых образований при реализации правомочий собственника государственных органов, действующих в качестве юридического лица.
10. Использование вещно-правовых способов осуществления права публичной собственности, несмотря на низкую эффективность, оправдано социальными целями организаций, которым такое имущество передается. Поддерживая мнение о необходимости исключения из гражданского оборота унитарных предприятий, считаем обоснованным сохранение права хозяйственного ведения для государственных корпораций, что позволит более эффективно осуществлять государственный контроль над этими организациями. Необходимым элементом современной социальной сферы признаны также некоммерческие организации в форме учреждений, которые посредством имущества, переданного им в оперативное управление, осуществляют финансирование ряда социальных институтов, например дошкольное, среднее и высшее образование.
Эффективность договорных форм реализации права публичной собственности обусловлена возможностью контроля за осуществлением хозяйственной деятельности с использованием государственного имущества (при доверительном управлении), определения целей использования имущества (при арендных отношениях), потенциальным привлечением частного капитала к управлению коммунальным комплексом и инвестированию в него средств при преимущественном сохранении региональной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру
11. При предоставлении субъектами РФ дополнительных мер социальной поддержки, не предусмотренных федеральным законодательством, финансирование расходов на их предоставление (убытков) в рамках гражданско-правового регулирования должно быть возложено на субъект Российской Федерации. Однако вопрос о недостаточности денежных средств в бюджете субъекта РФ или муниципального образования должен решаться в рамках межбюджетных (а не гражданско-правовых) отношений.
12. Реализация отношений собственности в социальной сфере с привлечением специализированных фондов (пенсионных, социального и медицинского страхования) требует осуществления государственного финансирования (за счет средств страховых взносов, поступающих в бюджет и имеющих статус публичной собственности) и софинансирования за счет частной собственности физических и юридических лиц (посредством аккумуляции денежных средств вкладчиков, участников страховых отношений в особом порядке).
13. На денежные средства, составляющие базовую и страховую часть пенсионного обеспечения, входящие в состав казны РФ, распространяется право собственности Российской Федерации. Эти средства не могут передаваться в оперативное управление Пенсионному фонду РФ, который в отношении денежных средств выступает не собственником, а главным распорядителем. В то же время поскольку источником формирования страховой части пенсии изначально являются страховые взносы, учитываемые на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и подлежащие своевременной выплате в случаях, установленных законом, постольку с точки зрения гражданского права данная правовая конструкция представляет собой депонирование исполнения, что исключает возможность РФ и Пенсионного фонда РФ распоряжаться указанными денежными средствами.
14. Денежные средства накопительной части трудовой пенсии являются собственностью застрахованного лица, несмотря на их фактическое отражение на счетах Пенсионного фонда РФ, негосударственных пенсионных фондов либо управляющих компаний.
Для реализации механизма передачи накопительной части трудовой пенсии по распоряжению застрахованного лица управляющим компаниям либо негосударственным пенсионным фондам требуется либо закрепление в законе НПФ и управляющей компании в качестве сособственников в интересах застрахованного лица, либо оформление такой передачи договором субдоверительного управления.
В связи с признанием права собственности застрахованного лица на средства пенсионных накоплений внесено предложение об изменении п. 3 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 742 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным Пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии». Предлагается исключить из него правило о том, что правопреемники лишаются права на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, в случае если смерть этого лица наступила после назначения ему накопительной части трудовой пенсии.
15. Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, принадлежащих на праве собственности застрахованным лицам, не может направляться на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда.
16. В случае изменения правового статуса (типа) бюджетного учреждения, оказывающего социальные услуги, на автономное бюджетное учреждение его собственник должен продолжать нести субсидиарную ответственность по долгам учреждения, возникшим до изменения типа учреждения.
Отсутствие у бюджетного и автономного учреждения такой гарантии как субсидиарная ответственность собственника, лишает кредиторов уверенности в защите их прав.
В целях укрепления имущественных отношений бюджетных и автономных учреждений с кредиторами целесообразно также применение такого гражданско-правового имущественного механизма обеспечения прав кредиторов, как поручительство и предоставление возможности прибегнуть к процедурам банкротства в случае несостоятельности автономного учреждения. В этих целях должно быть изменено содержание п. 1 ст. 65 ГК РФ.
1. Соловьев В.Н., Барков А.В., Лихотникова Е.П. Собственность некоммерческих организаций: социально-правовой аспект: монография. – Рязань: Изд-во Ряз. фил. МИЭМП, 2007. – 12,4 п. л.
2. Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере: Монография. – М.: ИГ «Юрист», 2008. – 9,5 п. л.
3.Соловьев В.Н., Попов Ю.Е., Рыбаков В.А., Шуман А.В. Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты): монография. – М.: ИГ «Юрист», 2009. – 10,4 п. л.
4.Соловьев В.Н. Отношения собственности в социальной сфере с участием публично-правовых образований: монография. – М.: ИГ «Юрист», 2009. – 9,4 п. л.
II. Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов докторских диссертационных исследований
5. Соловьев В.Н. Личные неимущественные права и их соотношение с нематериальными благами // Рос. судья. – 2002. – № 3. – 0,3 п. л.
6. Соловьев В.Н. Право собственности на средства пенсионных накоплений, переданных в негосударственный пенсионный фонд // Юрист. – 2009. – № 2. – 0,3 п. л.
7. Соловьев В.Н. Имущественные права Пенсионного фонда России на бюджетные средства, предназначенные для выплаты пенсий // Юрид. мир. – 2009. – № 4. – 0,3 п. л.
8. Соловьев В.Н. Особенности осуществления права собственности публично-правовыми образованиями в форме права хозяйственного ведения и оперативного управления // Нотариус. – 2009. – № 5. – 0,55 п. л.
9. Соловьев В.Н. Муниципальная собственность как основа реализации прав граждан в сфере оказания коммунальных услуг // Адвокатская практика.– 2009. – № 6. – 0, 55 п. л.
10. Соловьев В.Н. Особенности осуществления права собственности публично-правовыми образованиями // Нотариус. – 2009. – № 6. – 0,6 п. л.
11.Соловьев В.Н. Современное учение о типах, формах и видах права собственности (научная дискуссия) // Гражданское право. – 2010. – № 2. – 0,3 п. л.
12.Соловьев В.Н. Социальная сфера как объект правового воздействия // Социальное и пенсионное право. – 2011. – № 1. – 0,5 п. л.
13. Соловьев В.Н. Принудительное изъятие имущества как основа достижения социальных функций государства // Рос. судья. – 2011. – № 2. – 0,35 п. л.
14. Соловьев В.Н. Право собственности в социальной сфере: вопросы теории и практики // Арбитражный и гражданский процесс. – 2011. – № 2. – 0,35 п. л.
15. Соловьев В.Н. Специальные основания возникновения права собственности публично-правовых образований // Финансовое право. – 2011. – № 2. – 0,35 п. л.
16. Соловьев В.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений в социальной сфере // Юрид. мир. – 2011. – № 2. – 0,45 п. л.
17. Соловьев В.Н. Правовое регулирование использования государственной собственности в целях обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан и роль судебной практики в его механизме // Гражданское право. – 2011. – № 2. – 0,35 п. л.
18. Соловьев В.Н. О формах собственности в сфере социальных правоотношений // Рос. юстиция. – 2011. – № 3. – 0,3 п. л.
III. Материалы всероссийских и международных конференций
19. Соловьев В.Н. К вопросу о вещных правах на пенсионные накопления // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ.– М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2009. – Т. 2. – 0,25 п. л.
20. Соловьев В.Н. К вопросу о формах собственности в современной цивилистике // Собственность и право собственности субъектов Российской Федерации: сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. (16 - 17 мая 2008 г.). – Коломна, 2009. – Т. 1. –0,25 п. л.
IV. Другие статьи
21.Соловьев В.Н. Право собственности Российской Федерации как социального государства: особенности осуществления социально-экономических и культурных прав гражданами // Актуальные проблемы современного права и политики: межрегиональный сб. науч. тр. / под ред. К.Я. Ананьевой. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. – Вып. 9. – 0,25 п. л.
22.Соловьев В.Н. Унитарное предприятие как форма использования государственной собственности для достижения социальных целей // Право и практика: науч. тр. Киров. ин-та МГЮА. – 2008. – № 5. – 0,3 п. л.
23. Соловьев В.Н. О формах собственности в сфере социальных правоотношений в условиях реформирования пенсионной системы // Социальное и пенсионное право. – 2008. – № 4. – С. 2-3 (0,2 п.л.).
24. Соловьев В.Н. К вопросу о функциях государственной собственности и их правовом регулировании // Правовое пространство России: опыт и современность: сб. науч. тр. памяти профессора В.Г. Тимофеева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. – Кн. 2. – 0,25 п. л.
25. Соловьев В.Н., Тархов В.А. К вопросу о формах использования имущества публичного собственника для достижения социальных целей // Актуальные проблемы современного права и политики: межрегион. сб. науч. тр. / отв. ред. К.Я. Ананьева. – Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. 2009. – Вып. 10. – 0,3 п. л.