Научная тема: «ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 09.00.11
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социально-философская концепция духовной безопасности российского общества в условиях современного геополитического соперничества, в которой обоснована  система научных понятий и принципов обеспечения данного вида безопасности. Духовная безопасность не может пониматься как исключительно религиозная или культурная безопасность. Духовная безопасность - это уникальный и универсально всеобщий феномен, характеризующийся системным единством,  целостностью культурной, религиозной, научно-образовательной, информационной и идеологической безопасности. Обеспечение духовной безопасности не есть прерогатива только государственных учреждений и органов. Субъектами обеспечения духовной безопасности являются также патриотически ориентированные граждане и институты гражданского общества, в частности, средства массовой информации, представляющие собой одну из составляющих негосударственной части системы обеспечения духовной безопасности.
  2. Духовная безопасность рассматривается как один из видов национальной безопасности и представляет собой состояние защищённости духовной сферы современного российского общества. Она включает в себя культурную, идеологическую, информационно-психологическую, научную, образовательную и религиозную безопасности как её подвиды и характеризуется соблюдением интересов личности, общества и государства, защищённостью от внутренних и внешних угроз традиционных духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) ценностей, главным образом, индивидуального, группового и массового сознания. Составляющими объекта обеспечения духовной безопасности являются: национальное самосознание, общепринятые традиции устройства общественной жизни, морально-психологическое единство нации, выражающееся в деятельной поддержке внутренней и внешней политики своего государства. В этой связи, можно выделить наиболее важную проблему обеспечения духовной безопасности российского общества и основную угрозу основам духовной жизни в современной России - культивирование чуждых менталитету российской нации духовных ценностей, внедрение деструктивных жизненных приоритетов, идеологем, целей и задач, стоящих перед отдельной личностью и обществом в целом.
  3. Эффективность обеспечения духовной безопасности российского общества зависит не только от осуществления мер по защите духовности внутри духовного пространства России, но и от реализации постоянной духовной экспансии российской нации в современных геополитических условиях по всему миру. Российская нация - это добровольный союз народов, традиционно живущих в России, объединённых русским народом на основе суверенной государственности существующим конституционным строем и общностью русского языка, территории, экономических, социальных, культурных отношений. Российская нация может сохранить свою суверенность и государственность только в случае принятия большинством общества и (или) пассионарной его частью единых национальных духовных ценностей. Духовное пространство России не ограничивается государственно-территориальными пределами. Это пространство, в рамках которого преобладает культура народов нашей страны, а в обществе (или в значительной части социальных групп) укоренены российские историко-культурные, религиозные и национальные духовные ценности. Духовная экспансия - это создание условий для формирования у нации патриотического мировоззрения, расширение влияния на сознание обществ иностранных государств посредством использования культурных, информационных, научных, этноконфессиональных, идеологических ресурсов государства в целях продвижения национальной системы духовных ценностей, активного участия  в процессах духовной эволюции мирового социума.
  4. Духовная деятельность - это деятельность, охватывающая  все аспекты функционирования человеческой психики на её личностном, коллективном и массовом уровнях. Поэтому обеспечение духовной безопасности должно быть сконцентрировано в области защиты от деструктивного влияния общественного (индивидуального, группового, массового) сознания, существующего также в форме сверхсознания и бессознательного. Обеспечение защиты общественного сознания современного российского общества происходит в условиях сетевых (информационно-психологических, кибернетических, сетецентрических) войн, а также усиления духовной конкуренции в современном духовном геостратегическом пространстве. Духовное геостратегическое пространство - это единое культурное, информационное, научное, религиозное пространство мирового социума, представляющее собой особую область ноосферы, в которой происходят процессы, оказывающие ключевое влияние на развитие человеческого сознания, взаимодействие человека и общества, общества и природы.
  5. Социальный феномен духовности существует и развивается в обществе как в позитивно-конструктивной, так и негативно-деструктивной формах. Духовность - это особая субстанция человеческого бытия, которая представляет собой естественное соединение интеллектуального - смыслополагающего (того, что пытается проникнуть в суть всех вещей и в существующей познавательной системе определить, что можно считать истиной, а что ложью), этического - нравственного (стоящего выше телесного и прагматичного, определяющего в существующей системе идеалов и ценностей, что можно считать добром и что злом), а также эстетического - миросозерцательного (устанавливающего эталоны красивого и безобразного). Развитие в нашем обществе феномена деструктивной духовности является одной из основных угроз национальной безопасности современной России. Деструктивная духовность - это особая субстанция человеческого бытия, относящаяся к сфере интеллектуально-нравственной, эстетической деятельности, характеризующаяся формированием определённой частью общества системы антиценностей, основанной на культе насилия, сопровождающегося причинением вреда окружающему миру и применяемого в целях извлечения материальной и моральной выгоды асоциальными способами. Деструктивная духовность всё чаще активно проявляется в обществе, в том числе в своих крайних делинквентных (криминальных) формах.
  6. Духовные ценности, имеющие во многих случаях и материальную основу, требуют адекватной и постоянной защиты, также как и материальные национальные ценности. Среди особых духовных ценностей необходимо выделить сознание людей, их психическое здоровье, а также язык, представляющий собой основное средство массовой коммуникации. В современном социуме (и российское общество не является исключением) приоритетное внимание уделяется защите физического здоровья человека, его материального благосостояния. При этом проблема защиты духовной составляющей человеческой личности (духовного здоровья) практически не рассматривается в организационно-правовом аспекте. Данный пробел в международном и отечественном законодательстве необходимо устранить. Следует предусмотреть широкий спектр ответственности за причинение ущерба духовным основам жизни человека, что особенно актуально для России, так как на данный момент существует реальная опасность подмены национальных духовных ценностей универсальными вестернизированными ценностями посредством внедрения в общественное сознание чуждых ментальности народов нашей страны стереотипов мышления и поведения. Можно констатировать, что нашими геополитическими конкурентами предпринимаются решительные попытки превратить российский социум в управляемый извне общественный организм. Этот процесс выражается в агрессивной западнизации всех сфер жизнедеятельности и, главным образом, духовной сферы.
  7. Россия как страна с многовековыми мессианскими традициями духовной жизни не может развиваться и эффективно обеспечивать свою безопасность без общенациональной идеи, идеологии и русской (российской) доктрины. Идеологический вакуум, образовавшийся в постсоветский период, не позволяет нашему обществу мобилизовать свой духовный  потенциал в целях плодотворного развития всех сфер социальных отношений. Российской нации необходима доступная для понимания национальная идея, мобилизующая и объединяющая идеология её существования и развития в сложных условиях современного геополитического соперничества. Духовный вакуум не может существовать долго. Любое общество, ориентированное на прогрессивную эволюцию, тем более общество, отказавшееся от прежней системы ценностей (идеологии), нуждается в формировании новых мировоззренческих установок (духовных императивов), создании духовных ценностей, базисных идеологем, взглядов, определяющих направление, принципы и саму цель существования социума (нации). Формирование качественно новых мировоззренческих императивов, их утверждение в национальном самосознании является необходимым условием существования и развития современного российского общества, а также обеспечения национальной (в том числе духовной) безопасности. Новые мировоззренческие императивы должны стать основой духовной геостратегии современной России.
  8. Духовная геостратегия является одной из важнейших составляющих общей геополитической стратегии государства. Духовная геостратегия - это один из инструментов (средств, методов) реализации геополитики, представляющей собой комплекс теорий и практических действий, направленных на достижение тактических и стратегических целей в мировом геостратегическом пространстве. Духовная геостратегия - это политическая концепция национального развития духовной сферы общества в мировом духовном геостратегическом пространстве, реализация которой направлена на формирование условий для сохранения национальных духовных ценностей, усиления влияния на духовную жизнь обществ иностранных государств посредством воздействия на массовое, групповое и индивидуальное сознание через использование национальных духовных потенциалов. Реализация духовной геостратегии России позволит нашей стране сохранить и усилить своё влияние во всём мире не только в духовной, но и в экономической, военной сферах общественных отношений мирового социума.
  9. Обеспечение духовной безопасности - это комплексная целенаправленная деятельность всех государственных и негосударственных субъектов обеспечения национальной (духовной) безопасности в сложных условиях современного геополитического соперничества.  Поэтому она должна организовываться и направляться посредством государственной политики в данной сфере. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения духовной безопасности (безопасности духовной сферы) современного российского общества должна представлять собой систему официальных научно-прагматических взглядов и принципов, определяющих направления, средства и методы совместной деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и институтов гражданского общества по защите национальных духовных (интеллектуальных, этических, эстетических, культурно-исторических) ценностей, профилактике, выявлению, ликвидации угроз (негативных тенденций, характеризующихся формированием деструктивной духовности) в религиозной, культурной, научной, информационной, идеологической сферах социальной жизни.
  10. Духовная безопасность объективно связана с информационно-психологической безопасностью и влияет не только на ментальные  основы жизни современного общества, но и является важнейшим фактором обеспечения военной и экономической безопасности. Это обусловлено существующей в мире тенденцией постепенного перехода от практики открытого (прямого военного)  геополитического противостояния к стратегии латентного ведения сетевых (информационно-психологических, кибернетических, сетецентрических) войн. Противодействие вызовам и угрозам, обусловленным усилением информационно-психологического противоборства в условиях современного геополитического соперничества, диктует необходимость создания структур, обеспечивающих защиту общественного сознания от деструктивного внутреннего и внешнего влияния. В частности, в Российской Федерации следует на приоритетной основе развивать информационные войска (силы), в задачи которых будет входить как защита духовного, морально-психологического потенциала  российского общества и его Вооружённых сил, так и воздействие на сознание социумов и вооруженных сил государств - потенциальных геополитических конкурентов России. В период открытого военного противостояния крайне важно активное и  агрессивное информационно-психологическое воздействие на личный состав боевых частей противника. Эффективные структуры, отвечающие за защиту общественного сознания, также должны быть и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Координацию деятельности данных структур следует осуществлять Совету Безопасности России.
  11. Массовая культура и неформальные общественные объединения являются важными факторами обеспечения духовной безопасности современного российского общества, оказывающими непосредственное влияние на формирование духовного пространства России. Массовая культура на данный момент развития глобальной культуры в целом представляет собой негативный феномен, но может и должна быть переориентирована с получения сверхприбыли и удовлетворения любых, даже самых низменных инстинктов индивидуумов, на создание произведений искусства, которые могут стать достойными образцами элитарной и национальной культуры. Неформальные общественные объединения способны оказывать как крайне негативное влияние на процессы, происходящие в сфере духовной жизни общества, так и стать в условиях современного  геополитического соперничества реальным субъектом негосударственной части системы обеспечения духовной безопасности российского общества.
  12. Организация эффективной деятельности по обеспечению национальной безопасности духовной сферы современного российского общества не может быть осуществлена без определения теоретических и методологических основ данной деятельности. В связи с этим представляется необходимым создание новой комплексной научной дисциплины в рамках социальной философии - философии духовной безопасности, которая будет представлять собой общую теорию, объясняющую процессы формирования и исторической эволюции представлений о духовности и духовной сфере как уникальных феноменах мирового социума, их влияние на другие сферы общественной жизни и взаимодействие с ними. Эта дисциплина позволит выявлять проблемы и перспективы духовного развития современного общества, угрозы духовности, определять общие направления обеспечения духовной безопасности социума. Философия духовной безопасности - научная дисциплина, которая ориентирована на изучение феномена духовности как фактора национальной безопасности, представляющего собой особую субстанцию человеческого бытия, интегрированного во все сферы общественной жизни, оказывающего определяющее влияние на процессы, происходящие в социуме.
Список опубликованных работ
I. Монографии:

1. Тонконогов А.В. Обеспечение духовной безопасности в современной России: Монография / А.В. Тонконогов.- М.: Академия управления МВД России, 2011. – 12,3 п.л.

2. Тонконогов А.В. Духовная геостратегия современной России: Монография / А.В. Тонконогов.- М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2010. – 11,86 п.л.

3. Тонконогов А.В. Духовная безопасность современного российского общества: Монография / А.В. Тонконогов.- М., 2009. – 12,1 п.л.

4. Тонконогов А.В. Сектантство как угроза духовной безопасности социума (основы общей секталогии): Монография / А.В. Тонконогов [в соавторстве].- М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2009. – 7,9 / 7 п.л.

II. Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:

5. Тонконогов А.В. «Деструктивная духовность» как социально-философская категория // Социально-гуманитарные знания. 2011.- № 3.- 0,5 п.л.

6. Тонконогов А.В. Философия социального управления как научная дисциплина // Закон и право. 2010.- № 7.- 0,3 п.л.

7. Тонконогов А.В. Информационно-психологическая безопасность в системе духовной безопасности современной России // Власть. 2010.- № 6.- 0,4 п.л.

8. Тонконогов А.В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России // Социально-гуманитарные знания. 2010.- № 5.- 0,6 п.л.

9. Тонконогов А.В. Война как социальная аномалия // Социально-гуманитарные знания. 2010.- № 4.- 0,6 п.л.

10. Тонконогов А.В. Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2010.- № 2.- 0,9 п.л.

11. Тонконогов А.В. Дискредитация государственной власти должностным лицом как уголовно наказуемое деяние (философско-правовые аспекты противодействия коррупции в современной России) // Закон и право. 2010.- № 2.- 0,2 п.л.

12. Тонконогов А.В. Образовательные и научные учреждения в системе обеспечения духовной безопасности российского общества // Право и образование. 2010.- № 1.- 0,5 п.л.

13. Тонконогов А.В. Деятельность неформальных общественных объединений в сфере обеспечения духовной безопасности современного российского социума // Социально-гуманитарные знания. 2010.- № 1.- 0,7 п.л.

14. Тонконогов А.В. Геополитическая стратегия России в духовном пространстве современного мирового социума // Социально-гуманитарные знания. 2009.- № 5.- 0,6 п.л.

15. Тонконогов А.В. Духовная экспансия как фактор духовной геостратегии современной России // Закон и право. 2009.- № 3.- 0,3 п.л.

16. Тонконогов А.В. Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2009.- № 3.- 0,8 п.л.

17. Тонконогов А.В. О национальной идентичности России в сфере образования // Социология образования. 2008.- № 9. - 0,4 п.л.

18. Тонконогов А.В. Философия духовной безопасности как научная дисциплина // Социально-гуманитарные знания. 2008.- № 4.- 0,7 п.л.

19. Тонконогов А.В. Философия государственного управления органами внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2008.- № 3(7).- 0,3 п.л.

20. Тонконогов А.В. Философия преступного мира, или криминальные аспекты деструктивной духовности // Закон и право. 2008.- № 1.- 0,4 п.л.

21. Тонконогов А.В. Виртуальная духовность, или российская национальная идея // Закон и право. 2007.- № 7.- 0,3 п.л.

22. Тонконогов А.В. Война сознаний, или обеспечение национальной безопасности в сфере духовной жизни России // Закон и право. 2006.- № 7. - 0,2 п.л.

23. Тонконогов А.В. Пенитенциарная наука в период реформирования уголовно-исполнительной системы России // Закон и право. 2006.- № 2. - 0,2 п.л.

24. Тонконогов А.В. Профилактика сектантства в среде осуждённых к лишению свободы // Закон и право. 2004.- № 9.- 0,3 п.л.

III. Научные статьи, опубликованные в других изданиях:

25. Тонконогов А.В. О государственной политике в сфере профилактики экстремистских форм сектантства в современной России // Сборник материалов XII международной научно-практической конференции «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие в контексте национальной и региональной безопасности». Академия управления МВД России 26 ноября 2010 г.- М., 2010.- 0,4 п.л.

26. Тонконогов А.В. Обеспечение духовной безопасности современного российского общества в условиях войны сознаний // Проблемы безопасности. Электронный научный журнал.- http://pb.littera-n.ru. 01.10.2010.- 0,8 п.л.

27. Тонконогов А.В. Проблемы и перспективы обеспечения защиты общественного сознания российского социума в условиях информационно-психологических, кибернетических и сетецентрических войн // Материалы научно-практической конференции «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск и проблемы духовно-нравственной безопасности личного состава в современных условиях строительства вооружённых сил Российской Федерации».- М.: Военная академия РВСН им. Петра Великого, 2010.- 0,8 п.л.

28. Тонконогов А.В. Информационная безопасность как компонент духовной безопасности социума // Сборник трудов XVII Международной научной конференции «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов». Академия управления МВД России 19-20 мая 2009 г.- М., 2009.- 0,5 п.л.

29. Тонконогов А.В. Средства массовой информации в системе обеспечения национальной (духовной) безопасности современной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Средства массовой информации в системе противодействия экстремизму в Российской Федерации». Академия управления МВД России 22 мая 2009 г.- М., 2009.- 0,2 п.л.

30. Тонконогов А.В. Духовные основы и стратегическое планирование правоохранительной деятельности // «Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики: Сборник статей (по материалам международной научно-практической конференции в Академии управления МВД России 31 октября 2008 г.)».- М.: Академия управления МВД России, 2009.- 0,2 п.л.

31. Тонконогов А.В. Криминализация общественных отношений как угроза духовной безопасности современной России // «Социология и общество: пути взаимодействия». Материалы III-го всероссийского социологического конгресса (21-24 октября 2008 г.).- М.: ИС РАН, РОС, 2008.- 0,2 п.л.

32. Тонконогов А.В. Духовно-нравственные аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и органов внутренних дел // «Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия, формы взаимодействия». Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России 15 ноября 2007 г.- М.: Академия управления МВД России, 2008.- 0,4 п.л.

33. Тонконогов А.В. Пенитенциарное «капелланство» в современной России // Преступление и наказание. Пенитенциарный журнал. 2006.- № 2.- 0,2 п.л.

34. Тонконогов А.В. Религиозный экстремизм в современной России // «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия». Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Академии управления МВД России 16 июня 2006 г.- М.: Академия управления МВД России; Тверь, ООО Изд. «Триада», 2006.- 0,3 п.л.

35. Тонконогов А.В. Положительный опыт сотрудничества учреждений ФСИН России с Русской Православной Церковью // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. Научно-практическое и информационное издание. 2006.- № 5.- 0,5/0,4 [в соавторстве].

36. Тонконогов А.В. Правовые аспекты профилактики социально опасных форм сектантства в России // Доклады Академии военных наук. Научное издание. Саратовский военный институт ВВ МВД РФ. 2005.- № 6 (18).- 0,5 п.л.

37. Тонконогов А.В. Пенитенциарная секталогия как научная дисциплина // Доклады Академии военных наук. Научное издание. Саратовский военный институт ВВ МВД РФ. 2005.- № 5 (17).- 0,3 п.л.