Научная тема: «ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Учебная самостоятельная деятельность представляет собой дидактическое явление, раскрывающее механизм перевода содержания образования из внешней (организационной) плоскости учебного процесса во внутреннюю (личностную) плоскость, с последующей реализацией в практической деятельности обучающихся. Педагогическая принадлежность позволяет определить данный феномен с позиции субъектов учебного процесса. С позиции преподавателя учебная самостоятельная деятельность представляет собой систему функциональных отношений между элементами процесса обучения, устанавливаемых обучающимся при опосредованном управлении со стороны преподавателя и приводящих к формированию потребности, стремления и готовности к самореализации в процессе непрерывного образования. С позиции обучающегося - это система действий, которая включает в себя: порождение мотива, формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной задачи, контроль за ходом и результатом осуществления действий; и направлена на усвоение содержания образования и развитие самостоятельности личности, ведущих к формированию самостоятельно-деятельностной компетентности. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов - это целенаправленный процесс систематического накопления в личностном опыте студентов позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих эффективно осуществлять учебную самостоятельную деятельность, которая состоит в проведении анализа учебной профессионально-ориентированной ситуации, определении оптимальных способов ее разрешения и достижении цели посредством самоопределения и самореализации в процессе профессионального образования.
  2. Концептуальными характеристиками формирования учебной самостоятельной деятельности как дидактического феномена являются сущность, структура, функции и логика осуществления учебной самостоятельной деятельности. Сущностной основой учебной самостоятельной деятельности как педагогического феномена выступает рефлексия. Она определяет механизм порождения учебной самостоятельной деятельности, последовательность этапов ее протекания и дает возможность в дидактическом контексте представить ее результат-продукт. В качестве механизма порождения учебной самостоятельной деятельности выступает рефлексивная учебная ситуация, в основе которой лежит ситуация разрыва. Последовательность этапов осуществления учебной самостоятельной деятельности приобретает интерпретированный рефлексивно-дидактический характер и включает самоанализ, самооценку, самопроектирование и самореализацию. А результатом учебной самостоятельной деятельности в дидактическом контексте является становление самостоятельно-деятельностной компетентности как продукта личностно развивающего обучения в вузе. Структура процесса формирования учебной самостоятельной деятельности представлена субъектным, мо-тивационным, содержательным, операционально-деятельностным, результативным и рефлексивным компонентами. Основными функциями учебной самостоятельной деятельности в личностно развивающем обучении выступают: организационная, стимулирующе-мотивационная, познавательная, личностно-формирующая, развивающая, рефлексивная.
  3. Концепция формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в процессе личностно развивающего обучения в вузе раскрывает суть, содержание и особенности исследуемого процесса и представляет собой теоретическую конструкцию, включающую совокупность теоретико-методологических положений; тенденции, закономерности, принципы, факторы и педагогические условия; категориальный аппарат; компоненты процесса формирования учебной самостоятельной деятельности; критерии, показатели и уровни сформированности учебной самостоятельной деятельности и самостоятельно-деятельностной компетентности как ее результата-продукта.
  4. В основе формирования учебной самостоятельной деятельности студентов лежит концептуальная модель, включающая методологический, теоретический и практико-ориентированный блоки. Методологическими основаниями выступают историко-педагогический, личностно-деятельностный, системный, герменевтический, компетентностный, полисредовой подходы, обеспечивающие всестороннее и целостное рассмотрение изучаемого феномена в процессе личностно развивающего обучения в вузе. Теоретические основы представляют собой совокупность тенденций, закономерностей и принципов формирования учебной самостоятельной деятельности. Практико-ориентированный блок определяет процесс формирования учебной самостоятельной деятельности, выраженный основными его структурными компонентами, методическим обеспечением, технологией, факторами и педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность данного процесса.
  5. Методическим обеспечением формирования учебной самостоятельной деятельности студентов выступает образовательное пространство как многоаспектное, полисредовое образование, состоящее из информационной, субъектной, ресурсной, технологической, рефлексивной, процессуальной и продуктной сред, взаимодействующих между собой, и представляющее образовательную реальность для раскрытия личностного потенциала обучающихся, обуславливающего их развитие и саморазвитие в процессе личностно развивающего обучения вузе.
  6. Эффективность формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе определяет авторская технология, структурными составляющими которой являются: концептуальная основа, содержательная и процессуальная части. Концептуальную основу технологии составляют теории: учебной деятельности, поэтапного формирования умственных действий, личностно ориентированного развивающего обучения, проблемного обучения и доминанты. Содержательная часть технологии представлена целями и содержанием учебной самостоятельной деятельности. Процессуальная часть включает совокупность активных методов и форм организации учебной самостоятельной деятельности (методы проблемного обучения, диалоговые методы, метод проектов и т.п.), сам процесс организации и управления учебной самостоятельной деятельностью и диагностический комплекс определения уровня ее сформирован-ности. Процесс организации и управления учебной самостоятельной деятельностью представлен в виде планово-прогностического, диагностико-аналитического, организационно-исполнительского и рефлексивно-оценочного этапов. Диагностический блок включает совокупность критериев и показателей сфор-мированности учебной самостоятельной деятельности.
  7. Результативность формирования учебной самостоятельной деятельности в процессе личностно развивающего обучения в вузе обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий: организационно-педагогических - построение внутривузовской системы обучения преподавателей механизмам организации и формирования учебной самостоятельной деятельности студентов; создание методического обеспечения для организации и формирования учебной самостоятельной деятельности в процессе личностно развивающего обучения в вузе; оптимальное обеспечение доступа студентов к необходимым для формирования учебной самостоятельной деятельности образовательным ресурсам; оказание управленческого содействия студенту в сохранении эмоционально положительного настроя в отношении формирования учебной самостоятельной деятельности и становления самостоятельно-деятельностной компетентности в процессе его профессионального образования; включение студентов в исследовательскую деятельность вуза, обеспечивающую их самопроявление и самореализацию; и психолого-педагогических - сформированность механизма осознанного и продуктивного осуществления учебной самостоятельной деятельности в процессе профессионального образования; диалогическое взаимодействие студента с рефлексивной и дидактической плоскостями учебной самостоятельной деятельности; свободный выбор вариативных путей осуществления учебной самостоятельной деятельности в вузе; индивидуальный стиль учебной самостоятельной деятельности.
Список опубликованных работ
Статьи в рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК

1. Федорова М.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов в дидактической компьютерной среде // Информатика и образование. - М., 2006.- №10.- С. 126-128. (0,3 п.л.)

2.Федорова М.А. Организация самостоятельной работы в дидактической компьютерной среде / М.А.Федорова, С.А.Гаврин // Информатика и образование. – М., 2007.–№7.– С.63-66. (автор. 0,15 п.л.)

3.Федорова М.А. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы в вузе / М.А.Федорова, Л.П.Якушкина // Высшее образование в России.– М., 2007.–№10–С.88-90. (автор. 0,15 п.л.)

4.Федорова М.А. Дидактическая характеристика образовательного пространства: полисредовой подход // Образование и общество.– Орел, 2008.– №4.– С.27-31. (0,6 п.л.)

5.Федорова М.А. Модельный подход к процессу обучения / А.И.Уман, М.А.Федорова // Образование и общество – Орел, 2008. – №5.– С.37-42. (автор. 0,4 п.л.)

6.Федорова М.А. Самостоятельная деятельность как дидактическая категория // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 9 (65). – Тамбов, 2008.– С.228-236. (0,9п.л.)

7.Федорова М.А. Дидактическая интерпретация понятия «учебная самостоятельная деятельность» // Образование и общество.– Орел, 2009.– №3.– С.45-49. (0,6 п.л.)

8 Федорова М.А. Концептуальная модель формирования самостоятельной учебной деятельности // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. – М., 2009.– №2 (34).– С.146-154. (0,7 п.л.)

9. Федорова М.А. Полисредовой подход к исследованию дидактических объектов в образовательном пространстве // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал.– М.–Воронеж, 2009.– №4 (16).– С.97-105. (0,6 п.л.)

10.Федорова М.А. Кабинет для самостоятельной работы студентов в современном вузе. / М.А.Федорова, Л.П.Якушкина // Высшее образование в России.– М., 2010.– №2.– С.164-166. (автор. 0,3п.л.)

11.Федорова М.А. Дидактическая характеристика соотношения понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебная самостоятельная деятельность» // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал. – М.–Воронеж, 2010.– № 1 (17).– С.136-151. (1п.л.)

12.Федорова М.А. Философско-психологические основы учебной самостоятельной деятельности // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал.– М., 2010.– № 2.–С.65-75. (0,75п.л.)

13.Федорова М.А. Учебная самостоятельная деятельность студентов в контексте компетентностного подхода // Образование и общество – Орел, 2010.– №2.– С.27-31. (0,46 п.л.)

14.Федорова М.А. Концептуальные основы технологии формирования учебной самостоятельной деятельности студентов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».– Орел, 2010.– №3(37), часть 2. – С.320-326. (0,85 п.л.)

15.Федорова М.А. Тенденции, закономерности и принципы формирования учебной самостоятельной деятельности в личностно ориентированном профессиональном образовании // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки».– Орел, 2011.– №1 (39) – С. 348-355. (0,85 п.л.)

16. Федорова М.А. О формировании учебной самостоятельной деятельности студентов // Инновации в образовании. – М., 2011.–№ 4– C.94-100. (0,5 п.л.)

Монографии и учебные пособия

17.Федорова М.А. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов в личностно развивающем профессиональном образовании: Моно-графия.– Орел: изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2011.– 312с. (19,5п.л.)

18.Федорова М.А. Формирование самостоятельной деятельности обучающихся: теоретические аспекты: Монография / под ред. А.И.Умана. – Орел: изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2008.– 132с. (8,25п.л.)

19.Федорова М.А. Самостоятельная работа в современном вузе: организационный аспект: Монография / М.А.Федорова, Л.П.Якушкина / под ред. А.И.Умана. – Орел: изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. – 138с. (автор. 5 п.л.)

20.Федорова М.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учебное пособие / под ред. А.И.Умана. – М, Педагогическое общество России, 2008.– 176с. (11 п.л.)

21.Федорова М.А. Технология формирование учебной самостоятельной деятельности студентов: Учебное пособие.– Орел: изд-во ФГБОУ ВПО «ОГУ», 2011.–120с. (7,5 п.л.)

Учебно-мет одические и методические пособия, программы

22.Федорова М.А. Введение в педагогическую деятельность: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов.– Орел, 2003. – 63с. (4 п.л.)

23.Федорова М.А. Основы управления педагогическими системами: Учебно-методическое пособие. / М.А.Федорова, В.С.Лысенко. – Орел, 2004. –73с. (автор. 1,35 п.л.)

24.Федорова М.А. Организация самостоятельной работы в сельской школе: Методическое пособие для учителей математики. – Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2005. – 23с. (1,5 п.л.)

25.Федорова М.А. Программа дисциплины «Педагогика» / М.А.Федорова, авторский коллектив. – Орел: ОГУ, 2006.– 32с. (автор. 0,4 п.л.)

26.Федорова М.А. Программа педагогической практики / М.И.Алдошина, Л.В.Воронкова, М.А.Федорова – Орел: ОГУ, 2006.–56с. (автор. 1,16 п.л.)

27.Федорова М.А. Педагогика в тестах: Учебно-методическое пособие. / А.И.Уман, М.А.Федорова – Орел: изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2008.– 80с. (автор. 2,62 п.л.)

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалы конференций

28. Федорова М.А. Учебное задание как средство организации самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа в современном Российском вузе: проблемы организации и перспективы развития: Сборник материалов между-нар. науч.-практ. конф. – Орел, ОГУ: «Картуш», 2005. – С.74 – 76. (0,2 п.л.)

29.Федорова М.А. Учебное задание как средство организации личностно - ориентированного обучения // Проблемы личностно-ориентированного образования: культурологический, психолого-педагогический, технологический аспекты. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Шадринск, Изд-во ПО «Исеть», 2005– С.100-102. (0,1 п.л.)

30.Федорова М.А. Использование информационных технологий при организации самостоятельной работы в вузовском учебном процессе // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. д.п.н., профессора М.А.Родионова – Пенза, 2006.– С. 175-177. (0,2 п.л.)

31.Федорова М.А. Дидактическая компьютерная среда как средство формирования самостоятельной деятельности студентов // Теория и практика образования: история и современность. Выпуск 15. Сборник научных трудов кафедры теории и истории педагогики Липецкого гос. пед. университета – Липецк, 2006.– С.42-48. (0,4 п.л.)

32.Федорова М.А. Информационно-технологический подход к организации самостоятельной деятельности в процессе обучения // Сельская школа: анализ педагогических систем в условиях ее реструктуризации. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Орел: «Картуш», 2006.– С.426 - 431. (0,3 п.л.)

33.Федорова М.А. Использование компьютерной технологии при организации самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа в современном российском вузе: проблемы организации и перспективы развития. Сборник материалов 2-ой Междун. науч.-практ. конф. 23-24 марта 2006г. – Орел, 2006.– С.204-210. (0,4 п.л.)

34.Федорова М.А. Самостоятельная деятельность обучающихся в контексте образовательных парадигм // Профессиональное образование / Приложение «Новые педагогические исследования» – М., 2006.– №6 – С.134-137. (0,25п.л.)

35. Федорова М.А. Инновационный подход к формированию образовательного пространства // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы Междун. науч. конф.: В 2-х т., Т.2./ Отв. Ред. Е.Н.Горохова, А.А.Романов; Ряз.гос.ун-т имени С.Есенина. – Рязань, 2007.– С.27-28. (0,1п.л.)

36.Федорова М.А. Самостоятельная деятельность в контексте системного подхода // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки» – Орел, 2007.– №1.– С.195-199. (0,7п.л.)

37.Федорова М.А. Учебный план средней школы в контексте современной образовательной парадигмы / А.И.Уман, М.А.Федорова // Инновации в образовании – М., 2008.– №12. –С.4-13. (автор. 0,25п.л.)

38.Федорова М.А. Структура рефлексивной деятельности учащихся в процессе учения. / А.И.Уман, М.А.Федорова // Инновации в образовании – М., 2009.– №1.– С.78-88. (автор. 0,35п.л.)

39.Федорова М.А. Мотивация учебной самостоятельной деятельности студентов // Теоретические и практические аспекты научно-исследовательской деятельности ученых ОГУ: Сборник статей преподавателей Орловского гос. университета, Ч.2 / под ред. Е.Н.Пузанковой – Орел, 2009.– С.179-185. (0,34 п.л.)

40.Федорова М.А. Учебная самостоятельная деятельность в личностно-ориентированной модели обучения // Проблемы современной дидактики: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междун. участием – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. – Ч 1, С.37-41. (0, 25 п.л.)

41.Федорова М.А. Современные модели процесса обучения. / А.И.Уман, М.А.Федорова // Обучение как процесс образования личности: историко-педагогические детерминанты, теоретические поиски и технологические решения / Материалы Шестых межрегион. пед. чтений, посвященных памяти И.Я.Лернера. В 2 ч. Ч.1. – Владимир: ВГГУ, 2010.– С.114-122. (автор. 0,2 п.л.)

42.Федорова М.А. Исследование процесса обучения в образовательном пространстве: полисредовой подход. / М.А.Федорова // Педагогическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: Материалы регион. науч.-практ. конф. Южного фед. округа / Под ред. Кочисова В.К. – Владикавказ, 2009 – С.571-575. (0,3п.л.)

43.Федорова М.А. Самодеятельностная компетентность как результат – продукт учебной самостоятельной деятельности студентов // Самостоятельная деятельность в образовательном пространстве современного вуза: Материалы заоч. Всерос. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. М.А.Федоровой – Орел: ОГУ, 2010.–С.107-113. (0,4 п.л.)

44.Федорова М.А. Рефлексивная деятельность преподавателя как механизм реализации рефлексивной функции его дидактической системы // Дидактическая система преподавателя: опыт, проблемы и перспективы развития / Материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф./ Отв. ред. проф. И.В. Ирхи-на – Белгород: БелГУ, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://unid.bsu.edu.ru/unid/didact/reg (0,25 п.л.)

45.Fedorova М.А. Teaching Models: From Dogmatic to a Personalized-Strategic Model. / A.I.Uman, М.А.Fedorova // Russian-American Education Forum, № 1/11/2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-ameeduforum.com (автор. 0,35 п.л.)