Научная тема: «РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТСКОЙ КИРГИЗИИ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»
Специальность: 13.00.05
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
I. Основной идеей данной концепции, выполняющей системообразую-щую функцию, является определение культурно-досуговой деятельности как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально вост-ребованный феномен, как институт социально-культурной деятельности, играющий цивилизирующую, культуронасыщающую роль в историческом развитии киргизского народа. Это определение обосновывается следующим рядом утверждений:
  1.  Создание системы культурного досуга в Киргизии было обусловлено конкретно-историческими условиями, сложным переплетением политичес-ких, национальных и экономических событий, культурными потребностями киргизского народа. Данные условия характеризовались следующими осо-бенностями: кочевой и полукочевой образ жизни киргизского народа, патри-архальные формы ведения хозяйства, отсутствие письменности, печати, национальной интеллигенции, полное отсутствие учреждений культуры, сплошная безграмотность населения и бескультурье.
  2. Источниками развития системы культурного досуга выступал диалог культур, культурно-цивилизвционное участие России, использование межна-ционального опыта других народов с учетом местных социокультурных условий. В социокультурном отношении межкультурное взаимодействие означало для киргизского народа принципиально важное явление ускорен-ного национально-культурного развития, в котором особую социально-педа-гогическую роль играла культурно-досуговая деятельность.
  3.   В контексте единого пространства система культурного досуга в Кирги-зии может рассматриваться с двух позиций: как составляющий компонент общего культурного и образовательного пространства СССР и как вполне обособленное и самодостаточное этнокультурное пространство.

 II. Теоретическое обоснование развития системы культурно-досуговой деятельности в советской Киргизии

  1.  История культурно-досуговой деятельности Киргизии представляет собой этнорегиональную систему научных знаний и представлений о зарож-дении и развитии теории и практики национального культурного досуга, сос-тавляющего содержание соответствующего педагогического инварианта социально-культурной деятельности СССР на его различных исторических этапах.
  2.  Генезис культурно-досуговой деятельности Киргизии в 1917-1991 годах, понимаемый как непрерывный процесс исторического развития и последовательной смены социально-педагогических инвариантов, включает в себя четыре периода (1917-1941; июнь 1941 - май 1945; июнь 1945-1970; 1971-1991 гг.). Эти важнейшие периоды этнокультурной жизни обусловлены трансформацией факторов исторического и социально-педагогического воздействия на личность, особыми демографическими условиями, специфи-кой целей, содержания и форм воспитательной и просветительной деятель-ности учреждений культуры, в соответствии с которыми осуществлялась эволюция системы куьтурного досуга.
  3.  Концепция опирается на следующие методологические подходы: исто-рико-культурный, этнорегиональный, аксиологический, цивилизационный, социально-стратификационный. С целью реализации избранной методологии и возможности решения теоретических проблем, актуальных для современ-ного этапа развития истории социально-культурной деятельности, нами были избраны основные принципы проблемно-генетического анализа: историзма, объективности, активности, единства логического и исторического, систем-ности, которые составили специфическую основу исследования проблем национальной культурно-досуговой деятельности, костяк его концептуаль-ного аппарата.

 III. Положения, раскрывающие культурно-досуговую деятельность Киргизии как эмпирический объект историко-педагогического исследования.

  1.  Организация и развитие ресурсной базы для обеспечения культурно-воспитательной, просветительной и досуговой деятельности осуществлялась в Киргизии в формах приоритетного государственного финансирования прог-рамм культурного строительства в восточных регионах страны, полисубъектности, культурной взаимопомощи всех народов СССР. На основе этой помощи в Киргизии была создана широкая сеть клубных учреждений, библиотек, парков культуры и отдыха, музеев и киноустановок. Стройная сис-тема культурно-досуговых учреждений создавала благоприятные предпо-сылки для осуществления культурного обслуживания, повышения культуры населения.
  2.   Основные социально-педагогические компоненты модели межкультур-ного взаимодействия в социокультурной сфере, включая его цели, задачи структуру, функции, содержание и формы: среди приоритетных целей и задач выделены такие, как ликвидация безграмотности, развитие системы образования, строительство учреждений культуры, эмансипация киргизской женщины, формирование национальной интеллигенции, ставшие основой духовного обогащения народа и ликвидации культурного неравенства; в структуре межкультурного взаимодействия выделены взаимосвязанные уровни (общесоюзный, республиканский, местный); предложенная система функций включает социологизаторскую (формирование мировоззрения социального субъекта на основе социокультурных ценностей политической сис-темы), суммативную (сумма продуктов межкультурного обмена и сотрудни-чества); предлагаемые содержание и формы межкультурного взаимодействия содержат широкий спектр образовательных, воспитательных, общекультур-ных, социальных, организационных и методических акций.
  3.  Социальная сущность и педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности, питающей культуру общества и личности, проявился в том, что она имела определенное цивилизирующее значение в жизни киргиз-ского народа. Учреждения культуры вовлекали население в разнообразные формы культурного досуга, просвещения, способствовали повышению соци-альной активности и культуры киргизского народа. Культурно-досуговая деятельность стояла у истоков национального профессионального искусства, приобщала киргизов к ценностям мировой культуры. Результатом этой деятельности явился грандиозный подъем в области социально-культурного творчества, который имел место в исследуемый период. В то же время, стремление власти к культурному единообразию, унификации духовной жизни привело к «растворению» национального компонента, к частичной утрате национальной самобытности киргизского народа.

 IV. Положения о перспективах межкультурных взаимоотношений в  социокультурной сфере.

 1. На основе анализа историко-педагогического опыта межкультурного взаимодействия в культурно-досуговой сфере Киргизии (положительного и отрицательного) можно сформулировать следующие принципы современной национальной политики в сфере культуры:

  • принцип плюрализма, многообразия, самобытности национальных культур, при которых обе стороны культурного контакта признаются равноправ-ными, независимо от их уровня «цивилизованности»;
  • принцип этноинтегрирования гармонически соотнесенных национальных и общечеловеческих ценностей в качестве основы содержания и форм педа-гогического процесса, обеспечивающего раскрытие уникального и самобытного этнического наследия и взаимообогащающего диалога в социально-культурной сфере;
  • принцип этнодифференцированного подхода, позволяющего учитывать специфические условия жизнедеятельности и социально-культурные ориен-тации различных национальных групп населения при определении содер-жания культурно-досуговой деятельности и особенностей построения педа-гогического процесса формирования у них этнокультурных и общечеловечес-ких ценностей;
  • принцип этнокультурного взаимодействия процесса воспитания и культурно-досуговой деятельности, этнизация досуга.
Список опубликованных работ
Работы, опубликованные в изданиях, включенных в список ВАК РФ.

1. Крестьянов, В.П. Историко-педагогические основания исследования советской системы культурно-досуговой деятельности: статья / В.П.Крестьянов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011, № 3.- С. 83-89 (0,6 п.л.)

2. Крестьянов, В.П. Концептуальные подходы историко-педагогического исследования генезиса национальной системы культурного досуга: статья /В.П.Крестьянов //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2011 № 2. – С. 109-111. (0,2 п.л.)

3. Крестьянов, В.П. Становление культпросвета в советской Киргизии: статья / В.П.Крестьянов // Педагогика, 2009. - № 2. – С. 119-121. (0,3 п.л.)

4. Крестьянов, В.П. Генезис педагогики досуга: статья / В.П.Крестьянов // Образование и общество, 2008. - № 6. – С. 102-104. (0,3 п.л.)

5.Крестьянов, В.П. Инновационные подходы в педагогике досуга: статья / В.П.Крестьянов //Образование и общество, 2008 - № 6. – С. 104-105. (0,2 п.л.)

6. Крестьянов, В.П. Педагогические основы социальных технологий в сфере культуры и досуга: статья / В.П.Крестьянов // Образование и общество, 2008. - № 6. – С. 105-108. (0,4 п.л.)

7. Крестьянов, В.П. Просвещение в Киргизии: страницы истории: статья / В.П.Крестьянов // Народное образование, 2008. - № 8 – С. 44-45. (0,5 п.л.)

8. Крестьянов, В.П. Социальные технологии в сфере культуры и досуга: статья / В.П.Крестьянов // Народное образование, 2008. - № 9 – С. 249-250.

( 0,5 п.л.)

9. Крестьянов, В.П. Конкретно-исторические, социально-педагогические, этнические факторы эволюции системы культурно-досуговой деятельности в советской Киргизии: статья / В.П.Крестьянов // Вестник Московского госу-дарственного университета культуры и искусств. – 2003. - № 4. - С. 73-80. (0,5 п.л.)

10. Крестьянов, В.П. История межкультурного взаимодействия Киргизии и России: статья / В.П.Крестьянов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2004. - № 1. – С. 98-103. (0,5 п.л.)

Монографии

11.. Крестьянов, В.П. Межкультурное взаимодействие Киргизии и России как основа развития национальной системы культурно-досуговой деятель-ности: Монография / В.П.Крестьянов. - Орел: ОГУ, 2006. – 379 с. (24 п.л.)

12. Крестьянов, В.П. Развитие системы культурно-досуговой деятельности в Киргизии в первые советские десятилетия : Монография / В.П.Крестьянов. Орёл: ОГИИК: 2003. – 130 с. (6 п.л.)

13. Крестьянов, В.П. Становление и развитие культурно-досуговой дея-тельности в Киргизии в составе советского государства: Монография /В.П.Крестьянов; Волгоград: ОФ СГАКИ, 1998. – 425 с.: Библиогр.: 919 назв. Деп. в НИО Информ-культура Российской гос. библиотеки. М., 06.11.98, № 3203.

Научные и учебно-методические работы

14. Крестьянов, В.П.Основы создания системы библиотечного обслужива-ния в советской Киргизии (страницы истории): статья /В.П.Крестьянов /Вест-ник библиотечной Ассамблеи Евразии. – М.: 2008, № 4, - С. 78-80. (0,4 п.л.)

15. Крестьянов, В.П. Педагогика досуга: учебн. пособ. / В.П.Крестьянов. - Орел: ОГУ, 2006 – 150 с. (7 п.л.)

16. Крестьянов, В.П. Технология досуговой деятельности: учебн. пос. для студ. социальн. ф-та ОГУ / В.П.Крестьянов.– Орел: ОГУ, 2006. – 75 с. (0,2 п.л.)

17. Крестьянов, В.П. Межкультурное взаимодействие Киргизии и России в развитии системы культурного досуга: статья / В.П.Крестьянов //Духовное воспитание как фактор интеграции образования, культуры и науки в совре-менном российском обществе: Материалы Всероссийской научно-практи-ческой конференции. - Орел: ОГИИК, 2004. – С. 54-58 (0,4 п.л.)

18. Крестьянов, В.П. Этнокультурные особенности и этапы развития сис-темы культурно-досуговой деятельности в Киргизии в 1917-1991 гг.: статья / В.П.Крестьянов // Проблемы и перспективы развития научно-исследова-тельской работы и художественной деятельности в вузах искусств и культуры России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: ОГИИК, 2003. – С. 87-91 (0,4 п.л.)

19. Крестьянов, В.П. Методы и технологии социально-культурной детель-ности: учебн. пос. для студ. ф-та СКД / В.П.Крестьянов. – Орёл: ОГИИК, 2003. – 73 с. (0,9 п.л.)

20. Крестьянов, В.П. Концепция становления и развития культурно-досу-говой деятельности в Киргизии: статья / В.П.Крестьянов //Проблемы подго-товки специалистов социально-культурной сферы в условиях реформиро-вания профессионального образования в России: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: ОГИИК, 2002. – С. 21-24. (0,3 п.л.)

21. Крестьянов, В.П. Социально-культурная деятельность: учебн. пос. для студ. ф-та СКД / В.П.Крестьянов. - Орёл: ОГИИК, 2002. – 80 с. (3 п.л)

22. Крестьянов, В.П. Проблемы культурологического образования: статья / В.П.Крестьянов // Совершенствование структуры и перспективы развития многоуровневого образования в сфере культуры и искусства: сборн. научн. статей. - Волгоград: «Перемена», 1999. – С. 78-83. (0,3 п.л.)

23. Крестьянов, В.П. К вопросу о концепции трехступенчатой системы подготовки кадров работников культуры: тезисы / В.П.Крестьянов //Тради-ции и современность: тезисы докладов межрегиональной научно-практи-ческой конференции. - Волгоград: «Перемена», 1998. – С.35-38. (0,3 п.л.)

24. Крестьянов, В.П. История культурного досуга: учебн. пос. для студ. фак. пед. профиля КГУ / В.П.Крестьянов. - Бишкек: КГУ, 1995.– 48с. (2 п.л.)

25. Крестьянов, В.П. История культурно-досуговой деятельности в Кирги-зии: учебн. пос. для студ. КГИИ / В.П.Крестьянов. - Бишкек: КГИИ, 1994. –51 с. (2 п.л.)

26. Крестьянов, В.П. Информационные аспекты культурно-просветитель-ной работы: Доклады межвузовской научно-методической конференции / В.П.Крестьянов. - Фрунзе: КГНУ, 1994. – С. 98-101. (0,2 п.л.)

27. Крестьянов, В.П. Опыт системного анализа культурно-досуговой дея-тельности: статья / В.П.Крестьянов // Национальные традиции и духовность киргизского народа: сборн. научн. работ. - Фрунзе: КГУ, 1990. – С. 69-72. (0,2 п.л.)

28. Крестьянов, В.П. Системный подход к управлению клубом как социо-культурным учреждением: Мат. респуб. научно-практической конференции: статья /В.П.Крестьянов. - Фрунзе: КГУ, 1990. – С. 87-93. (0,3 п.л.)

29. Крестьянов, В.П. Методика работы клуба с детьми и подростками: учебн. пос. для студ. вузов культуры / В.П.Крестьянов. - Харьков: ХГИК, 1996. – 79 с. (3,2 п.л.)

30. Крестьянов, В.П. По-новому: Из опыта работы парков культуры и отдыха Киргизии: брошюра / В.П.Крестьянов. – Фрунзе : Кыргызстан, 1995. – 75 с. (3,1 п.л.)

31. Крестьянов, В.П. Социальные факторы, обуславливающие воспита-тельную работу клубов Киргизии в 1959-1975 гг.: статья / В.П.Крестьянов //Особенности культурно-просветительной работы в условиях НТР: сборн. научн. работ. - Николаев, 1991. – С. 11-114.( О,4 п.л.)

32. Крестьянов, В.П. Принципы формирования показателей культурного обслуживания населения: статья / В.П.Крестьянов //Культурно-просвети-тельная работа, 1990. - № 7. – С. 46-47. (0,1 п.л.)

33. Крестьянов, В.П. Основные направления и формы межкультурного шефства города над селом: статья / В.П.Крестьянов //Блокнот пропагандиста и агитатора (ЦК КП Киргизии), 1989. - № 5. – 0,1 п.л.

34. Крестьянов В.П. Экономические аспекты культурно-просветительной работы /В.П.Крестьянов.- Фрунзе: Кыргызстан, 1991. – 104 с. (4 п.л.)

35.Крестьянов, В.П. Опыт воспитательной деятельности учреждений куль-туры / В.П.Крестьянов. - Фрунзе: Кыргызстан, 1991. – 121 с. (5 п.л.)

36. Крестьянов, В.П. Работу клубов – на научную основу: Опыт конкретно-социологического исследования проблемы повышения эффективности клуб-ной работы /В.П.Крестьянов.- Фрунзе: Кыргызстан, 1990. – 73 с. (3,1 п.л.)

37. Крестьянов, В.П. Формирование познавательной активности личности средствами клубной работы: брошюра / В.П.Крестьянов. - Фрунзе: Мектеп, 1974. – 2,1 п.л.

38. Крестьянов, В.П. Идти в ногу со временем: Поговорим о клубе и его призвании: статья / В.П.Крестьянов // Культурно-просветительная работа, 1989. - № 1. – С. 64-65. (0,2 п.л.)