Электоральный процесс включает не только формальный аспект выборов, а всю совокупность правовых, институциональных, социальных, социокультурных составляющих выборного процесса как в конкретных условиях места и времени, так и в длительной временной перспективе.
2. Специфика регионального электорального процесса связана, во-первых, со статусом регионов как составных частей федеративного государства и, во-вторых, с особенностями региональных политий, проявляющихся в политико-институциональной организации региональной власти и региональных политических режимах, в ментальности регионального социума и состоянии гражданского общества в регионах, в особенностях организации и функционирования региональных элит. Особенностью регионального электорального процесса является его развитие при участии внешних и внутрирегиональных акторов и под влиянием общефедеральных и внутрирегиональных факторов.
Региональный электоральный процесс понимается нами как фиксированный и регламентированный по времени ход политических событий и явлений, связанный с выявлением воли граждан региона и формированием по определенным правилам региональных органов государственной власти, предполагающий некую упорядоченную последовательность действий и взаимодействий преследующих свои цели федеральных и внутрирегиональных политических акторов, совокупность изменений в их поведении, взаимоотношениях, в исполнении ими своих ролей в рамках развернутой публичной конкурентной борьбы за голоса избирателей региона.
Региональный электоральный процесс развивается под воздействием федеральных и региональных институтов власти, внешних и внутрирегиональных политических акторов и факторов, в результате чего происходят изменения в персональном составе региональных институтов власти, в региональной политике и в политической системе, в региональном гражданском обществе, во взаимоотношениях региональной власти и общества.
3. Структурно-факторная модель является эффективным теоретико-познавательным инструментом изучения этапов и тенденций регионального электорального процесса. Она предполагает исследование специфического соотношения сил и влияния между внешними и внутренними акторами, их действий и взаимодействий, целей и стратегий, а также - специфической конфигурации общефедеральных и внутрирегиональных факторов, влияющих на развитие регионального электорального процесса.
4. В региональных электоральных процессах постсоветской России акторами выступали: федеральные и региональные правящие элиты, крупный федеральный бизнес, региональный директорат и бизнес, внешние независимые кандидаты (в 1991-2004 гг.) и независимые кандидаты из среды регионального гражданского общества, политические партии и общественно-политические движения, группы интересов социальной направленности, региональные средства массовой информации, Центральная избирательная и региональные избирательные комиссии.
5. Структурными факторами российских региональных электоральных процессов выступали:
- внешние и внутренние политико-институциональные и нормативно-правовые факторы, включающие как общефедеральные политико-институциональные и нормативно-правовые условия протекания региональных электоральных процессов (тип общегосударственной политической системы (форма правления, институциональный дизайн и характер системы разделения властей), модель федеративных отношений (политический статус регионов в федеративной системе), характер общенационального партийного и избирательного законодательства, степень институционализации и автономии от государства общенациональных партий и крупного бизнеса, так и внутрирегиональные (региональные политические системы и системы разделения властей, состав органов региональной государственной власти, формирующихся выборным путем, региональные избирательные системы и избирательное законодательство, уровень развитости и степень автономии от региональной власти региональных гражданских институтов (партийных структур, групп интересов, регионального бизнеса, региональных средств массовой информации);
- внутренние социальные факторы (социально-демографическая структура регионального населения и состояние регионального социума (уровень жизни населения, состав и степень остроты социально-экономических проблем региона), структура и острота социальных расколов (город/село, этнических), структура региональной элиты, степень ее конфликтности/консолидации, распределение ресурсов между группировками в региональной элите);
- внешние и внутренние культурно-психологические факторы (распространенные формы массового сознания, политической культуры, политического поведения элитных и массовых внешних и внутренних акторов региональных электоральных процессов).
Из них наибольшее влияние на развитие региональных электоральных процессов в постсоветский период оказали:
- институционализация политической системы страны и региональных политических систем; складывание федеративной и партийной систем; институционализация и легитимация элитных акторов со стороны государства - федеральной и региональных правящих элит и лидеров; процесс институционализации элитных и неэлитных акторов со стороны гражданского общества - крупного федерального и регионального бизнеса, местного директората, региональных и общефедеральных политических партий и групп интересов, независимых кандидатов;
- формирование и изменение нормативно-правовой базы и институционального контекста региональных электоральных процессов правящими региональными элитами и федеральной властной элитой;
- социальные, ментальные и политико-культурные особенности правящей российской элиты, региональной элитной и общественной среды, объективное состояние гражданской сферы в регионах.
6. Процедурные факторы региональных электоральных процессов были связаны с деятельностью, интересами и стратегиями внешних и внутренних акторов данных процессов.
Внешние процедурные факторы развития российских региональных электоральных процессов включали: фактор политики федеральной исполнительной власти, фактор интересов и деятельности крупного федерального бизнеса, фактор политики федеральных партий и руководства этих партий, фактор внешней конкуренции.
Внутренние процедурные факторы российских региональных электоральных процессов включали: фактор политики региональной исполнительной власти, фактор внутриэлитной конкуренции, фактор интересов и участия в выборах регионального директората и бизнеса, фактор региональных партийных и общественно-политических структур, групп интересов социальной направленности, фактор независимых кандидатов, фактор электорального выбора.
Главными процедурными факторами эволюции региональных электоральных процессов в постсоветский период вступали:
- интересы, действия и решения элитных акторов по расширению и сужению роли выборных процедур в региональных политико-властных процессах, а также деятельность правящих региональных и федеральных элит по адаптации региональных выборов для реализации своих интересов;
- изменение правящими элитами электоральных практик взаимодействия государственных и гражданских акторов, а также расширение государства в гражданскую сферу в части ограничения политической субъектности партий, крупного федерального и регионального бизнеса;
- изменение соотношения сил, ресурсов и практик политических взаимодействий между федеральной и региональной властью.
7. Теоретическая модель анализа регионального электорального процесса постсоветского периода представляет собой систему структурно-факторных и функциональных характеристик электорального процесса, включающую: внешний и внутренний институциональный контекст и нормативно-правовую базу региональных выборов; конфигурацию внешних и внутренних, государственных и гражданских акторов электорального процесса, активность и формы их участия; роль и влияние акторов и соответствующих процедурных факторов; плюральность, партийность/беспартийность, конкурентность, альтернативность, справедливость выборов, свободу/управляемость региональных выборов.
8. Критериями оценки динамики регионального электорального процесса выступают изменения в его структурно-факторных и функциональных характеристиках.
В качестве критериев выделения этапов развития российских региональных электоральных процессов можно рекомендовать существенное изменение общефедеральных условий их протекания (общих для региональных электоральных процессов во всех субъектах Федерации), появление новой конфигурации внешних и внутренних акторов и факторов данных процессов, а также новые результаты, явившиеся следствием деятельности акторов. Данные изменения означают переход к новой модели региональных электоральных процессов, отличной от предыдущей по базовым параметрам регионального электорального процесса.
Появление частичных изменений в отдельных элементах регионального электорального процесса (институтах, акторах, их взаимоотношениях, факторах и их значимости) - критерий выделения периодов развития региональных электоральных процессов внутри каждого из этапов.
9. Российские региональные электоральные процессы постсоветского периода прошли в своем развитии три этапа и шесть периодов: этап генезиса региональных электоральных процессов (1986-ноябрь 1993 гг.), включающий период формирования предпосылок возникновения региональных электоральных процессов (1986-1990 гг.) и период зарождения региональных электоральных процессов (1991-ноябрь 1993 гг.); этап развития региональных электоральных процессов в условиях институционализации региональных политических систем и режимов (декабрь 1993-1999 гг.), включающий период развития региональных электоральных процессов в условиях ограниченной институционализации региональных политических систем и режимов (декабрь 1993-1995 гг.) и период развития в условиях институционально оформленных региональных политических систем и консолидации региональных политических режимов (1996-1999 гг.); этап развития региональных электоральных процессов в условиях централизации власти в Российской Федерации (с 2000 г. по настоящее время), включающий период развития региональных электоральных процессов в условиях ограничения политической субъектности регионов России (2000-2004 гг.) и период развития региональных электоральных процессов в условиях институционально оформленного доминирования федеральных акторов в региональных политико-властных процессах (с 2005 г. по настоящее время).
10. Внешними и внутренними нормативно-правовыми, институциональными, политическими, социальными, идейно-психологическими предпосылками генезиса российских региональных электоральных процессов постсоветского периода стали: демократизация власти, избирательных систем и процедурных норм выборов, федеративных отношений, появление новых элитных и массовых акторов, активизация и идейная плюрализация общества, распространение в массовом сознании демократических ценностей и т.д.
Специфика процесса формирования предпосылок региональных электоральных процессов в российских республиках заключалась в ведущей роли фактора суверенизации, борьбы элит российских автономий с Россией за контроль над экономическими ресурсами регионов, за перераспределение политической власти в пользу республик.
11. Постперестроечная модель генезиса региональных электоральных процессов носила переходный характер, что выражалось: во включении в ее содержание только выборов глав исполнительной власти регионов; в ограниченно демократическом характере нормативно-правовой базы выборов и самого выборного процесса в части республик; в ограниченном плюрализме акторов, ввиду отсутствия в их числе партий, что обуславливало беспартийный характер региональных выборов; в слабой институционализации гражданских акторов; в узости круга внешних акторов и факторов в Москве, Ленинграде, в областях и в Красноярском крае и в отсутствии внешних акторов и факторов в российских республиках.
При этом отличительными чертами модели генезиса новых региональных электоральных процессов были: более плюральный состав внутренних акторов, чем в перестроечной модели, конкурентный характер взаимоотношений и автономный характер участия всех акторов; новая конфигурация внешних и внутренних акторов и факторов и разная конфигурация внешних и внутренних акторов и факторов в регионах разных типов; определяющая роль внутренних акторов и факторов; значимая роль как элитных и государственных акторов, так и неэлитных гражданских акторов; высокая степень дифференциации регионов в части уровня альтернативности и конкурентности выборов при конкурентном характере региональных выборов в большинстве субъектов федерации; высокая роль выборов как фактора региональных политико-властных и политико-трансформационных процессов, реальное выполнение региональными выборами функций легитимации, стабилизации, формирования политического курса и функции политической институционализации региональной власти.
Данная модель складывалась в результате усилий акторов со стороны государства и акторов со стороны гражданского общества, при значимом влиянии как факторов со стороны государства, так и факторов со стороны гражданского общества.
12. Базовым вектором эволюции региональных электоральных процессов в постсоветский период был вектор ослабления роли неэлитных акторов и усиления влияния элитных при одновременной утрате элитными акторами автономии от государства, ослабления роли гражданского общества и усиления влияния государства.
Данный вектор эволюции региональных электоральных процессов складывался в ходе развития следующих долгосрочных тенденций:
- формирования качественно новой нормативно-правовой базы и институционального контекста региональных выборов и их постоянных изменений, складывавшихся как равнодействующая усилий региональных и федеральной правящих элит и отличавшихся взаимовлиянием демократических и недемократических тенденций;
- возрастания роли государственных и элитных акторов, усиления влияния факторов со стороны государства и ослабления роли неэлитных акторов и факторов со стороны гражданского общества;
- изменения характера региональных электоральных процессов от свободного, неуправляемого, беспартийного, альтернативно-безальтернативного, конкурентно-неконкурентного на этапе генезиса (1991-1993 гг.) к партийному, ограниченно альтернативному и ограниченно конкурентному, высокопредсказуемому в 2008-2011 гг.;
- сокращения разнообразия региональных электоральных процессов в аспектах институционального контекста и нормативно-правовой базы, состава акторов и факторов, уровня демократизма региональных выборов;
- инструментализации региональных выборов, деволюции региональных выборов в техническую процедуру легитимации правящих региональных элит.
13. Базовым трендом развития региональных электоральных процессов на этапе институционализации региональных политических систем и режимов (декабрь 1993-1999 гг.) стало превращение выборов в механизм формирования представительной и исполнительной власти во всех регионах страны, утверждение правящих региональных элит в качестве наиболее влиятельных акторов региональных электоральных процессов, сопровождавшееся адаптацией правящих региональных элит к выборному способу формирования региональной власти, инструментализацией ими выборов для обеспечения доминирования региональной исполнительной власти в системе региональных властных институтов и независимости правящих региональных элит от федерального центра.
Вектор развития региональных электоральных процессов на этапе декабрь 1993-1999 гг. складывался в результате следующих тенденций:
- противоречивости изменений нормативно-правовой базы региональных выборов, ограничении ее демократизма в декабре 1993-1995 гг. и некоторой демократизации в 1997-1999 гг., сопровождавшейся включением в нормативно-правовую базу положений, позволявших правящим региональным элитам управлять ходом и результатами региональных выборов, и сохранением недемократических положений в нормативно-правовой базе выборов в существенной части российских регионов;
- усиления разнообразия внешних и внутренних акторов и факторов региональных электоральных процессов;
- усиления влияния во всех регионах внутренних акторов и факторов при постепенном распространении действия внешних нормативно-правовых факторов на большинство субъектов федерации;
- роста влияния государственных и элитных акторов и влияния соответствующих процедурных факторов (фактора политики региональной исполнительной власти, фактора участия в выборах регионального директората и бизнеса, фактора внутриэлитной конкуренции (в ряде регионов «красного пояса»)) и ослабления роли гражданских акторов - независимых кандидатов и электората, а также соответствующих процедурных факторов;
- институционализации партий в качестве акторов региональных выборов, постепенной, но ограниченной партизации региональных электоральных процессов, сопровождавшейся началом инструментализации партий правящими элитами в виде создания «провластных» региональных общественно-политических движений, утверждения зависимости региональных избирательных комиссий от региональной исполнительной власти, вовлечения регионального директората и бизнеса в состав клиентел региональной власти и их участия в региональных парламентских выборах в составе институционализированных и неформальных региональных «партий власти» при сохранении автономного характера участия регионального директората и бизнеса в выборах глав регионов;
- роста управляемости региональных электоральных процессов, проявившегося в нарушении избирательных прав граждан, в пристрастности избирательных комиссий, в широком применении административного ресурса в ходе региональных парламентских выборов практически повсеместно и на выборах глав регионов - в ряде субъектов федерации, что обуславливало ограничение демократизма региональных электоральных процессов;
- инструментализации региональных выборов правящими региональными элитами, превращения в существенной части регионов управляемых парламентских выборов в инструмент доминирования региональной исполнительной власти в системе региональных властных институтов.
Главными факторами развития вышеперечисленных тенденций и формирования специфической модели региональных электоральных процессов на этапе 1993-1999 гг. были интересы и усилия правящих региональных элит.
14. Ведущей тенденцией развития региональных электоральных процессов на этапе централизации власти в Российской Федерации (с 2000 г. - по настоящее время) стало утверждение федеральной власти в качестве доминирующего актора региональных электоральных процессов, инструментализация региональных выборов в целях установления федерального контроля над региональными элитами и региональными политическими процессами, деволюция региональных выборов в техническую процедуру легитимации власти.
Данная тенденция складывалась в ходе развития следующих частных тенденций:
- противоречивого изменения институциональной среды и нормативно-правовой базы региональных выборов, проявлявшегося в следующем: в их демократизации в части усиления роли федеральных партий, но ослабления роли других гражданских акторов в 2000-2003; в ограничении их демократического потенциала вследствие усиления рычагов управления партийной системой и региональными выборами со стороны государства нормативно-правовыми и институциональными средствами в период конца 2004-2008 гг.; в некотором выравнивании условий для партий, представленных в региональных парламентах, с конца 2009 г.;
- изменения состава акторов региональных электоральных процессов в направлении усиления разнообразия внешних и внутренних акторов в 2000-2005 гг. за счет расширения ареала электорального участия по территории страны крупного бизнеса, внешних кандидатов, увеличения числа партий и избирательных блоков - участников региональных выборов и сокращения круга акторов в 2006-2008 гг. в силу «сжатия» партийной системы, запрета региональных избирательных блоков, отказа ряда регионов от применения смешанных избирательных систем в пользу пропорциональных, интеграции правящих региональных элит, федерального и крупного регионального бизнеса в рамки «Единой России», ослабления электоральной активности в регионах непарламентских партий после думских выборов 2007 г.;
- усиления роли внешних и ослабления роли внутренних акторов
и факторов региональных электоральных процессов, с осени 2007 г. приведших к доминирующему влиянию внешних общероссийских акторов и факторов и второстепенной роли внутренних акторов и факторов; - возрастания роли элитных акторов и факторов со стороны государства и снижения влияния неэлитных акторов и факторов со стороны гражданского общества;
- дальнейшего сужения демократического потенциала региональных электоральных процессов, утраты ими непредсказуемого характера в 2008-2011 гг.;
- сохранения диверсификации региональных электоральных процессов в 2000-2005 гг., несмотря на определенную унификацию нормативно-правовой базы и институционального контекста региональных выборов федеральной властью, сменившегося с 2006 г. снижением уровня разнообразия, усилением унификации региональных электоральных процессов, приведших к утверждению в 2008-2010 гг. во всех регионах единообразия в части состава партий-участников региональных выборов и их результатов в избирательных кампаниях.
15. Современная модель региональных электоральных процессов характеризуется:
- нормативно-правовой базой региональных выборов, утверждающей главную роль партий в качестве акторов региональных выборов, отличающейся высоким уровнем регламентации избирательных процедур и жесткими санкциями за их нарушение; институциональным контекстом региональных выборов в форме смешанных и пропорциональных избирательных систем с высокими проходными барьерами;
- доминирующей ролью внешних акторов и факторов и второстепенной ролью внутренних акторов и факторов во всех регионах страны;
- более значимым влиянием государства по сравнению с гражданскими институтами и гражданскими акторами, доминирующей ролью элитных акторов и невлиятельной - неэлитных;
- участием федерального и регионального крупного и среднего бизнеса в региональных выборах в рамках «партии власти»;
- партийным, но деидеологизированным характером региональных электоральных процессов, обусловленным малозначимой ролью «идеологических» партий, не обладающих властной поддержкой, и доминированием в них общефедеральной «партии власти», инструментализмом роли партий, выступающих механизмом воспроизводства у власти правящих элит и высокостатусных элитных групп;
- ограниченно плюральным характером региональных электоральных процессов, ограниченно конкурентным и высокопредсказуемым характером региональных выборов, обуславливающихся несопоставимостью ресурсов партий, применением административных методов влияния на ход и результаты региональных выборов;
- ограниченной ролью выборных процедур в процессе формирования региональной власти.
16. Политическими следствиями эволюции региональных электоральных процессов в постсоветский период стали:
- усиление отчуждения власти и общества, сужение публичного пространства в российских регионах;
- авторитаризация региональных политических режимов, перекрытие каналов связи власти и общества и каналов социальной мобильности, сдерживание социальной и политической динамики региональных политий;
- институциональный кризис, рост недоверия в обществе к выборам, парламентаризму, партиям, ослабление эффективности региональной власти.
1. Чувилина Н.Б. Особенности и тенденции электоральных процессов в Республике Башкортостан в избирательных кампаниях 2007–2008 гг.: монография. Уфа : Гилем, 2009. 157 с. (9,5 п. л.).
2. Чувилина Н.Б. Региональные электоральные процессы в постсоветской России : монография. Уфа : Гилем, 2011. 287 с. (15,03 п. л.).
Научные статьи в ведущих реферируемых журналах
3. Чувилина Н.Б. Этапы российских региональных электоральных процессов: теоретико-методологический аспект // Вестник Волгоградского ун–та. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 1(15). С. 141–147. (0,62 п. л.).
4. Чувилина Н.Б. Новые тенденции в региональных электоральных процессах России // Политическая наука. Региональная политика и развитие территорий в условиях административно-политической реформы 2004–2008 гг. М.: ИНИОН РАН, 2009. № 2. С. 94–108. (0,81 п. л.).
5. Чувилина Н.Б. Региональные электоральные процессы в постсоветский период // Власть. М., 2009. № 9. С. 56–59. (0,49 п. л.).
6. Чувилина Н.Б. Выборы как фактор региональных политических процессов // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. Тюмень, 2009. № 3. С. 34–35. (0,38 п. л.).
7. Чувилина Н.Б. Политические партии как акторы российских региональных электоральных процессов // Власть. М., 2009. № 7. С. 72–75. (0,49 п. л.).
8. Чувилина Н.Б. Выборы как фактор региональных политико-властных процессов в постсоветской России // Власть. М., 2009. № 8. С. 18–20. (0,51 п. л.).
9. Чувилина Н.Б. Особенности электоральных процессов в Республике Башкортостан в избирательных кампаниях 2007–2008 гг. // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. История. Политология. Экономика. Информатика. 2009. № 4. С. 241–247. (0,65 п.л.).
10. Чувилина Н.Б. Политические партии и выборы в российских регионах в современный период (2004–2009 гг.) // Вестник Волгоградского ун-та. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 2 (16). С. 76–83. (0,64 п. л.).
11. Чувилина Н.Б. Тенденции электорального поведения избирателей Республики Башкортостан в электоральном цикле 2007–2008 гг. // Вестник Российского гос. торгово-экономического ун-та. М., 2009. № 11 (38). С. 132–138. (0,63 п. л.).
12. Чувилина Н.Б. К вопросу о методологии исследования региональных электоральных процессов в постсоветской России // Среднерусский вестник общественных наук. Орел, 2009. № 4. С. 165–168. (0,43 п. л.).
13. Чувилина Н.Б. Генезис современных электоральных процессов в регионах России // Власть. М., 2010. № 11. С. 88–91. (0,46 п.л.).
14. Чувилина Н.Б. Особенности российских региональных электоральных процессов на этапе генезиса // Научные Ведомости Белгородского гос. ун-та. История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 1 (96). Вып. 17. C. 199–203. (0,39 п. л.).
Учебники и учебные пособия
15. Чувилина Н.Б. Избирательные технологии. Уфа: Башкирская академия гос. службы и управления, 2008. 156 с. (9,75 п. л.).
Научные статьи и разделы монографий
16. Чувилина Н.Б. Роль либеральных партий в политической системе современной России // Мировое сообщество: проблемы и пути решения: сб. науч. ст. Уфа: Изд-во Уфимск. гос. нефт. техн. ун-та, 1999. С.145–156. (0,7 п. л.).
17. Дорожкин Ю.Н., Чувилина Н.Б. Либеральные партии современной России: новые тенденции и старые проблемы // Власть. М., 2002. № 6. С. 24–31. (0,23 п.л. /0,23 п. л.).
18. Лаврентьев С.Н., Чувилина Н.Б. Выборы Президента Республики Башкортостан: кандидаты, стратегии, результаты // Экономика и управление Уфа : Башк. акад. гос. службы и управл., 2004. № 1. С. 51–55. (0,19/ 0,19 п. л.).
19. Чувилина Н.Б. Парламентские выборы и стабилизация политического процесса в Чеченской Республике // Социально-экономические и политические аспекты развития субъектов Российской Федерации: сб. науч. ст. Уфа: Башк. акад. гос. службы и управл., 2005. С. 39–41. (0,64 п. л.).
20. Чувилина Н.Б. Тенденции эволюции электорального поведения и политических ориентаций избирателей Республики Башкортостан (1988–2005 гг.) // Республика Башкортостан в составе России: диалектика взаимодействия: сб. науч. ст. Уфа : Башк. акад. гос. службы и управл., 2006. С. 174–182. (0,52 п. л.).
21. Чувилина Н.Б. Политические партии на выборах в Госсобрание Республики Башкортостан в 2003 году // Избирательные кампании в России и Республике Башкортостан в 2003–2005 гг.: сб. науч. ст. Уфа: Гилем, 2006. С. 56–67. (0,7 п. л.).
22. Чувилина Н.Б. Интернет-стратегии основных кандидатов в президентской избирательной кампании 2004 года // Избирательные кампании в России и Республике Башкортостан в 2003–2005 гг.: сб. науч. ст. Уфа: Гилем, 2006. С. 28–33. (0,34 п. л.).
23. Чувилина Н.Б. Выборы в представительные органы местной государствнной власти Республики Башкортостан в марте 2004 года // Избирательные кампании в России и Республике Башкортостан в 2003–2005 гг.: сб. науч. ст. Уфа: Гилем, 2006. С. 87–94. (0,53 п. л.).
24. Чувилина Н.Б. Особенности участия групп интересов в российских региональных политических процессах // Конституционно-правовое регулирование и политическая практика реализации административной реформы в Российской Федерации и её субъектах: сб. науч. ст. Уфа: Башк. акад. гос. службы и управл., 2006. С. 134–141. (0,44 п.л.).
25. Чувилина Н.Б. Выборы представительных органов местного самоуправления 26 июня 2005 года в Республике Башкортостан // Избирательный процесс на региональном уровне: проблемы теории и практики : сб. науч. ст. Уфа : Башк. акад. гос. службы и управл., 2006. С. 127–131. (0,27 п. л.).
26. Чувилина Н.Б. Региональные электоральные процессы в современной России: структурно-факторный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 274–285. (0,6 п. л.).
27. Чувилина Н.Б. Введение // Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период: коллектив. моногр. / Н.Б. Чувилина, Ю.Н. Дорожкин, Л.О. Изиляева, Н.В. Грогуленко. Уфа : Гилем, 2007. С. 3–8. (0,32 п.л.).
28. Чувилина Н.Б. Этапы развития электоральных процессов в РБ в постсоветский период // Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период : коллектив. моногр. / Н.Б. Чувилина, Ю.Н. Дорожкин, Л.О. Изиляева, Н.В. Грогуленко. Уфа : Гилем, 2007. С. 46–56. (0,69 п. л.).
29. Чувилина Н.Б., Дорожкин Ю.Н. Институты гражданского общества как акторы электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период // Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период: коллектив. моногр. / Н.Б. Чувилина, Ю.Н. Дорожкин, Л.О. Изиляева, Н.В. Грогуленко. Уфа : Гилем, 2007. С. 57–74. (0,5/0,5 п. л.).
30. Чувилина Н.Б. Эволюция электорального поведения и политических ориентаций избирателей РБ в постсоветский период // Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период: коллектив. моногр. / Н.Б. Чувилина, Ю.Н. Дорожкин, Л.О. Изиляева, Н.В. Грогуленко. Уфа : Гилем, 2007. С. 75–133. (3,5 п. л.).
31. Чувилина Н.Б. Заключение // Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период: коллектив. моногр. / Н.Б. Чувилина, Ю.Н. Дорожкин, Л.О. Изиляева, Н.В. Грогуленко. Уфа: Гилем, 2007. С. 172–174 (0,16 п. л.).
32. Чувилина Н.Б. Тенденции развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. Т. 3, № 2. С. 227–240 (0,91 п. л.).
33. Чувилина Н.Б. Политические партии России и Республики Башкортостан в период подготовки к избирательному циклу 2007–2008 гг. // Экономика и управление. Уфа: Башк. акад. гос. службы и управл., 2007. № 3. С. 57–63. (0,65 п. л.)
34.Чувилина Н.Б. Тенденции развития электоральных процессов в российских регионах в постсоветский период (на примере Республики Башкортостан) // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 9. С. 280–290 (0,7 п. л.)
35. Чувилина Н.Б. Эволюция электорального поведения и политических ориентаций избирателей Республики Башкортостан в постсоветский период // Политическая социология / Отв. ред. В.Л. Римский. М.: Рос. ассоц. полит. науки (РАПН) : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2008. С. 290–303 (0,52 п. л.).
36. Чувилина Н.Б. Выборы как фактор развития политико-властных процессов в странах СНГ: теоретико-методологический аспект // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. Т. 4, № 4. С. 213–228 (0,85 п. л.).
37. Чувилина Н.Б. Особенности современной модели электорального процесса в Республике Башкортостан // Современные политико-властные процессы в Республике Башкортостан и региональная политика: коллектив. монография. Вып. 1. Уфа : Башк. акад. гос. службы и управл., 2011. С. 30–38 (0,43 .п.л.).
Публикации в сборниках материалов научных конференций
38. Чувилина Н.Б. Политические партии и власть в регионах России // Проблемы соответствия партийной системы интересам гражданского общества современной России: тезисы докладов и сообщений на российско-германской науч.-практ. конф., проводимой при поддержке фонда им. Ф. Эберта, май 2004 г. / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. Вып. 1. С. 173–179 (0,34 п.л.).
39. Чувилина Н.Б. Механизмы самоорганизации и формы государственной поддержки становления гражданского общества в России // Конституционно-правовое развитие Республики Башкортостан в условиях реформы политической системы Российской Федерации. Материалы республиканской конференции. Уфа: Башк. акад. гос. службы и управл. 2004. С. 118–124 (0,3 п.л.).
40. Чувилина Н.Б. Политические партии как механизм взаимодействия центральных и региональных органов власти // Общие вопросы организации взаимодействия органов власти Российской Федерации и ее субъектов : сб. науч. ст. по итогам междунар. российско-канадской конф. Уфа: Башк. акад. гос. службы и управл., 2005. С. 115–118 (0,3 п. л.).
41. Чувилина Н.Б. Формирование гражданского общества в современной России: основные механизмы государственной поддержки // Россия и современный мир: вызовы времени : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Вторая мировая война в зеркале современности» / Под. ред. Ю.Н. Дорожкина Уфа : Изд-во Уфимск. гос. нефт. технич. ун-та, 2005. Ч. 2. С. 393–397 (0,27 п.л.).
42. Чувилина Н.Б. Электоральные процессы в Республике Башкортостан в постсоветский период: роль институтов гражданского общества // Глобализация и социальные изменения в современной России: тезисы докладов III Всерос. социол. конгресса. М.: Альфа М, 2006. С. 193–197 (0,2 п. л.).
43. Чувилина Н.Б. Роль государства в формировании гражданского общества в современной России // Гражданское общество и правовое государство в России: становление и развитие: материалы Всерос. науч. конф., Казань, 19 мая 2006 г.: в 2 ч. / Отв. ред. З.А. Ахметьянова. Казань: Таглимат, 2006. Ч. 1. C. 143–147 (0,28 п. л.).
44. Чувилина Н.Б. Средства массовой информации как фактор модернизационных процессов в современной России // Человеческий потенциал модернизации России. Стратегии опережающего развития. 2006 : доклады и выступления на Междунар. конф., 20–12 апр. 2006 г. / Под общ. ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. М.: ЛЕНАНД, 2006 C. 305–308. (0,37 п. л.).
45. Чувилина Н.Б. Электоральные процессы в Республике Башкортостан: этапы развития в постсоветский период // Роль и место субъекта Российской Федерации в политической, экономической и социальной модернизации страны: сб. науч. ст. Уфа: Башк. акад. гос. службы и управл., 2006. С. 110–120 (0,54 п. л.).
46. Чувилина Н.Б. Перспективы политических партий в российских регионах в условиях модернизации избирательного и партийного законодательства // Политические и экономические условия устойчивого развития российского региона: сб. науч. ст. Уфа: Башк. акад. гос. службы и управл., 2006. С. 42–47. (0,35 п. л.).
47. Чувилина Н.Б. Выборы в парламент как фактор стабилизации политического процесса // Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций: матер. респ. школы-семинара молодых ученых. Уфа: РУНМЦ МО РБ. 2006. С. 78–81. (0,22 п. л.).
48. Чувилина Н.Б. Опыт Республики Башкортостан в сфере взаимодействия государственных органов с национально-культурными объединениями // Национальная политика и культура в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции (7 дек. 2006 г.). Уфа: Гилем, 2006. Ч. 1. С. 160–163 (0,28 п. л.).
49. Чувилина Н.Б. Конфигурация партийно-политического пространства России перед выборами в Государственную Думу 2007 года // Перспективы политического развития России: материалы Всерос. науч. конф., Саратов, 19–20 апр. 2007 г. / Отв. ред. И. Н. Тарасов. Саратов: Саратовск. гос. соц.-экон. ун-т, 2007. С. 97–100 (0,31 п. л.).
50. Чувилина Н.Б. Этапы развития электоральных процессов в Республике Башкортостан в постсоветский период // Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы: тезисы докладов Междунар. науч. конф. М.: Рос. ассоц. полит. науки, 2007. С. 331–334 (0,34 п. л.).
51. Чувилина Н.Б. Тенденции участия институтов гражданского общества в выборах в Республике Башкортостан в постсоветский период // Модернизация экономики и общественное развитие: в 3 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: ГУ ВШЭ, 2007. Кн. 1. С. 404–408 (0,27 п. л.).
52. Чувилина Н.Б. Электоральные процессы в Республике Башкортостан в постсоветский период: особенности и тенденции развития // Россия и Башкортостан: социально-политическая история и современность (к 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав России): материалы респ. школы-семинара молодых ученых, Уфа, 22 июня 2007 г. / Отв. ред. Р.М. Валиахметов. Уфа: Гилем, 2007. С. 64–72 (0,68 п. л.).
53. Чувилина Н.Б. Российские партии накануне электорального цикла 2007–2008 гг. // Политический процесс в условиях подготовки к избирательным кампаниям 2007 – 2008 гг. в Российской Федерации. Казань: Слово, 2007. С. 493–499. (0,37 п. л.).
54. Чувилина Н.Б. Особенности избирательного цикла 2007–2008 гг. в Республике Башкортостан // Новый политический цикл: повестка дня для России: тезисы докладов Междунар. науч. конф., Москва, 5–6 дек. 2008 г. М.: ИНИОН РАН, 2008. С. 277–288 (0,23 п.л.).
55. Чувилина Н.Б. Партии в избирательных кампаниях 2007–2008 годов в Республике Башкортостан // Демографическое развитие России: проблемы и перспективы: (материалы межрегион. школы-семинара молодых ученых) // Уфа: Гилем, 2008. С. 259–263 (0,25 п.л.).
56. Чувилина Н.Б. Особенности политической рекламы на выборах Президента Российской Федерации 2008 года // Выборы как механизм формирования политических институтов в России: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 15-летию избирательной системы России и 70-летию избирательных комиссий Башкортостана, 4 дек. 2008 г. Уфа : ЦИК РБ, 2008. С. 168–173 (0,3 п. л.).
57.Чувилина Н.Б. Современное электоральное поведение избирателей Республики Башкортостан: общероссийские и региональные тенденции // Россия: общество, власть, государство: тезисы докладов II Всерос. науч. конф. «Казанские социологические чтения». Казань, 2008. С. 205–212 (0,43 п. л.).
578 Чувилина Н.Б. Политические партии и выборы в российских регионах в 2004–2008 гг. // V Всероссийский конгресс политологов. Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы: тез. докл. М.: РАПН, 2009. С. 459–460 (0,24 п.л.).
59. Чувилина Н.Б. Специфика современных российских региональных электоральных процессов // Изменение России: политические повестки и стратегии: тезисы докладов Междунар. науч. конф., Москва, 25–26 нояб. 2010 г. М.: Рос. ассоц. полит. науки, 2010. С. 224–225 (0,12 п. л.).
60. Чувилина Н.Б. Роль политических партий в российских региональных электоральных процессах (1996–1999 гг.) // Современное развитие регионов России: политико-трансформационные и культурные аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа : Башк. акад. гос. службы и управл., 2010. С. 153–158 (0,2 п. л.).