- Успешность обучения химии в школе и индивидуального развития обучающихся при изучении химии обуславливается системой индивидуализированного обучения, создаваемой при интеграции различных образовательных технологий и технологических приемов, позволяющей на основе выявленных индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, обеспечить реализацию задач их предметного и метапредметного обучения.
- Система индивидуализированного обучения химии, разрабатываемая на основе компетентностного, личностно-деятельностного и технологического подходов к обучению и диагностики индивидуальных особенностей учащихся и отдающая предпочтение индивидуализированным формам и методам обучения учащихся, организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, создает условия как для их интеллектуального развития, так и для формирования ключевых компетенций учащихся.
- Учебный процесс на основе интеграции классно-урочной системы и технологического подхода к обучению обеспечивает диагностируемость поставленных целей, определяемость результатов обучения на языке наблюдаемых учебных действий, контроль и коррекцию процесса достижения целей, эффективность на воспроизводящем уровне.
- Сущность конструирования учебного процесса для решения задачи индивидуализации обучения химии заключается в создании условий, при которых индивид становится субъектом процесса обучения, то есть формирование учебно-познавательной деятельности превращается в специальную важнейшую задачу - как для учителя, так и для самого учащегося. Такие задачи требуют изменения всей логики построения процесса обучения. Конструирование педагогической системы индивидуализированного обучения учителем включает в себя этапы диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования, программирования, планирования, реализации целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной педагогической деятельности.
1. Боровских, Т.А. Индивидуализация обучения химии на основе современных образовательных технологий. – М.: МПГУ. Виртуальная галерея, 2011 – 217 с. (11,44 п.л.)
2.В статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерством образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:
2. Боровских, Т.А. Индивидуальные особенности учащихся и методы их диагностики и учета в учебном процессе/Т.А. Боровских// Наука и школа. – 2010. №5. – с. 56-59 (0,5 п.л.)
3. Боровских, Т.А. Конструирование учебного процесса на основе технологического подхода к обучению/ Т.А. Боровских//Интеграция образования. - 2011. -№1. - С. 67-73. (0,45 п.л.)
4. Боровских, Т.А. Компетентностный подход к индивидуализации обучения/ Т.А. Боровских// Школа будущего. – 2011.- №1. – С. 3-12 (0,55 п.л.)
5. Боровских, Т.А. Технология case study для решения практико-ориентированных задач по химии/ Т.А. Боровских// Профильная школа. - 2011. - № 1. – С. 21-27. (0,51 п.л.)
6. Боровских, Т.А. Работа с информацией как средство формирования и показатель сформированности ключевых общеучебных компетенций (на примере обучения химии) / Т.А. Боровских// Школа будущего. - 2010. - №6. – С. 10-21 (0,5 п.л.)
7. Боровских, Т.А. Использование технологии укрупнения дидактических единиц/ Т.А. Боровских// Химия в школе. - 2010. - №2. - С. 15-20 (0,35 п.л.)
8. Боровских, Т.А. Интегральная технология в обучении химии/ Т.А. Боровских// Химия в школе. – 2010. - №3. - С. 9-15 (0,35 п.л.)
9. Боровских, Т.А. Технологический подход к индивидуализации обучения/Т.А. Боровских// Наука и школа. – 2010. №6. – с. 81-84 (0,5 п.л.)
10. Боровских, Т.А. Групповая технология на уроках развивающего дифференцированного обучения/ Т.А. Боровских// Химия в школе. – 2010. - №4. - С. 10-16 (0,35 п.л.)
11. Боровских, Т.А Использование технологий индивидуализированного обучения на различных этапах обучения химии/ Т.А. Боровских// Наука и школа. – 2009. №5. – С. 39-42 (0,3 п.л)
12. Боровских, Т.А. Конструирование технологии индивидуализированного обучения / Т.А. Боровских// Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - Новосибирск. - 2009. - №12. - С. 105-113 (0,5 п.л.)
13. Боровских, Т.А. Об индивидуализации обучения химии в школе/ Т.А. Боровских// Наука и школа. – 2008. - №6. – С.25-29 (0,33 п.л.)
14. Боровских, Т.А. Методическая подготовка учителя в педвузе/ Т.А. Боровских// Педагогика. - 2008. - №7. - С. 59-65 (0,5 п.л.)
15. Маркачев А.Е., Боровских, Т.А. Чернобельская Г.М. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев// Химия в школе. - 2007. - №2. – С.34-36 (0,2 п.л., авторство не разделено)
16. Боровских, Т.А. Чернобельская Г.М. Пропедевтика методической подготовки будущих учителей химии/ Т.А. Боровских// Химия в школе. – 1997. - №3. - С. 55-58 (0,4 п.л., авторство не разделено)
III. В материалах научных конференций:
17. Borovskikh T. A. Tuition upon constructing the individualized chemistry teaching technology/5-th International Conference on Chemistry and Chemical Education. Sviridov Readings 2010 – Minsk: Kraiko-Print, 2010. - Р.112. (0,02 п.л.)
18. Borovskikh T. A. Forming of pupils cognitive strategies as the base of individualization of school teaching in chemistry/ 4th International Conference on Chemistry and Chemical Education. Sviridov Readings 2008. Minsk, 8-10 April, 2008/ Book of Abstracts. Minsk, 2008, - Р. 60. (0,02 п.л.)
19. Боровских, Т.А. Формирование индивидуального педагогического стиля в процессе методической подготовки будущего учителя химии в педвузе/ Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования: Материалы 56 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 8-11 апреля, 2009 года - изд. РГПУ им. Герцена А.М., 2009. – 363 с. – с. 361 (0,02 п.л.)
20. Петрова, Е.С., Боровских, Т.А. Опыт применения цифровой лаборатории «Архимед» в количественном эксперименте по химии/ Актуальные проблемы химического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 октября 2008. – Н.Новгород: НГПУ, 2008.- 259с. - С. 150 – 153 (0,13 п.л.- авторство не разделено).
21. Боровских, Т.А. Формирование когнитивных стратегий у учащихся – основа индивидуализации процесса обучения химии в школе/ Свиридовские чтения: сб. ст. Вып.4/ редкол.: Т.Н. Воробьева с. 24 (отв. Ред.) (и др.). – Минск: БГУ, 2008. – 380 с.: ил. - С. 332-338 (0,4 п.л.)
22. Боровских, Т.А. Необходимость использования современных образовательных технологий для индивидуализации обучения химии в школе/ Актуальные проблемы модернизации химического и естественнонаучного образования: Материалы 55 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 9-12 апреля, 2008 года – изд. РГПУ им. Герцена А.М., 2008. – 363 с. – С.32-35 (0,15п.л.)
23. Боровских, Т.А. Технологии индивидуализированного обучения в методической подготовке студентов педвузов/ Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции 29 сентября-1октября 2008 года. – Липецк, ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2008. - 264с. - С. 30-34. (0,2 п.л.)
24. Боровских, Т.А. Личностно-ориентированное обучение химии в средней школе/ Актуальные проблемы химического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 22-24 октября 2008. – Н.Новгород: НГПУ, 2008. - 259с. - С. 65-68 (0,12 п.л.)
25. Маркачев, А.Е. Боровских, Т.А, Чернобельская, Г.М. Проектная деятельность в практике изучения химии в школе/ Современные проблемы химического образования/ материалы всероссийской научно-практической дистанционной конференции (5-12 апреля 2006), Иркутск, 2006, - 55с. – С. 7-8 (0,1 п.л., авторство не разделено).
26. Коновалова, О.Ю., Боровских, Т.А, Чернобельская Г.М. Методика опережающего обучения в решении расчетных задач по уравнениям химически реакций/ Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук: Материалы 52 Всероссийской конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 6-9 апреля, 2005 года., - 267с. - С.86 – 91 (0,15 п.л., авторство не разделено)
27. Боровских, Т.А. Методы исследования познавательных стратегий учащихся, применяемых при изучении химии в школе/ Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук: Материалы 52 Всероссийской конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 6-9 апреля, 2005 года. - 267с. - С.112-114 (0,1 п.л.).
28. Рябушкина, Н.А., Боровских, Т.А, Индивидуальная самостоятельная работа при изучении химии в школе как форма внутриклассной индивидуализации обучения /Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук: Материалы методологического семинара с международным участием, 7-10 апреля 2004 г., г. С-Пт. - 267с. - С. 44-47 (0,13, авторство не разделено).
29. Маркачев, А.Е. Боровских, Т.А. Метод проектов как форма индивидуализации учебного процесса/ Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук: Материалы методологического семинара с международным участием, 7-10 апреля 2004 г., г. С-Пт. – 267с. - С. 48-50 (0,13 п.л. авторство не разделено)
30. Боровских, Т.А. Межпредметные связи в учебном процессе/ Проблемы преемственности в системе непрерывного педагогического образования: Материалы II международной научно-практической конференции. - Мичуринск, - 2002. – 184с. - С. 42-45 (0,25 п.л.)
31. Орехов, А.В., Беспалов, П.И., Боровских, Т.А Методические подходы к конструированию модульных программ по органической химии/ Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования: Материалы XII Всероссийского координационного совещания. Часть 1. – Курск. – 1999. - 117с. - С. 51-56 (0,13п.л., авторство не разделено)
IV. В научных статьях.
32. Маркачев, А.Е., Боровских, Т.А., Чернобельская Г.М. Возможности использования проектов с целью реализации свободы выбора в поисковой деятельности учащихся. - Научные труды МПГУ. Серия: Естественные Сборник статей. М.: ГНО Издательство «Прометей», МПГУ. 2006. - 608с. – С.277 -234. (0,6 п.л., авторский вклад - 0.2 п.л.)
33. Беспалов, П.И., Боровских, Т.А., Трухина М.Д., Чернобельская Г.М. Индивидуализация обучения студентов методике преподавания химии средствами модульной технологии/ Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Конкурс грантов 2002 //Сборник рефератов избранных работ, книга II. Екатеринбург, изд-во Уральского университета, 2005. - С.23-25 (0,2 п.л., авторство не разделено)
34. Боровских, Т.А. Самостоятельная работа учащихся как основа индивидуализированных технологий обучения/ Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: естественные науки. Сборник статей, изд-во «Прометей», М.: 2005. – 736с. - с.352 – 355 (0,163 п.л.)
35. Тонких, Д.М., Чернобельская, Г.М., Шабаршин, В.М., Боровских, Т.А. Химические кружки как форма досуговой деятельности школьников младшего возраста// Научные труды Московского педагогического государственного университета: серия «Естественные науки». – 2004. – 460с. - С. 252-265. (0,53 п.л., авторский вклад – 0,13 п.л.)
36. Боровских, Т.А. Познавательные стратегии в образовательном процессе/ Т.А. Боровских // Естествознание в школе. - 2005. - №3. – С. 50-54 (0,16 п.л.)
V. В учебно-методических пособиях
37. Боровских, Т.А. Тесты по химии. Общие свойства металлов. Первоначальные представления об органических веществах. 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 93,[3] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (7,8 п.л.)
38. Боровских, Т.А. Тесты по химии. Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 159,[1] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (13 п.л.)
39. Боровских, Т.А. Тетрадь для практических и лабораторных работ по химии: 8-9 классы. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 190 (Серия «Учебно-методический комплект») (15,6 п.л.)
40. Боровских, Т.А. Тесты по химии. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия 8 класс». - М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 93,[3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). (7,8 п.л.)
41. Боровских, Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганических соединений: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия 8 класс». - М.: Изд-во «Экзамен», 2010. – 142,[2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). (11,7 п.л.)
42. Добротин, Д.Ю., Каверина, А.А., Болотов, Д.В., Боровских, Т.А ГИА 2009. Химия: тематические тренировочные задания: 9 класс. - М.: - Эксмо, 2009. – 160с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9 класс). (10 п.л., авторский вклад – 2,5 п.л.)
43. Маркачев, А.Е., Боровских, Т.А, Чернобельская, Г.М. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации. - М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.27) (2 п.л., авторский вклад – 0,5 п.л.)
44. Боровских, Т.А, Маркачев, А.Е., Чернобельская, Г.М. Методика ученического эксперимента в учебных проектах. - М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.28). (2 п.л., авторский вклад – 1 п.л.)
45. Кошелева, О.А., Боровских, Т.А, Чернобельская Г.М. Использование модульной технологии при обобщении знаний по разделу «Углеводороды». - М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып.29) (2 п.л., авторский вклад – 0,5п.л.)
46. Боровских, Т.А, Экспресс-тесты по химии. Повторение и закрепление изученного материала: 8 класс. - М.: АСТ: Астрель, 2008. -127с.: ил. – Высшее педагогическое образование (4 п.л.)
47. Боровских, Т.А, Экспресс-тесты по химии. Повторение и закрепление изученного материала: 9 класс. - М.: АСТ: Астрель, 2008. -127с. (4 п.л.)
48. Беспалов, П.И., Боровских, Т.А, Трухина М.Д., ЧернобельскаяГ.М. Практикум по методике обучения химии в средней школе. - М.: Дрофа, 2007.-222, [2] с.:ил. (14 п.л., авторский вклад – 3,5п.л.)
49. Боровских, Т.А, Индивидуализированные технологии обучения химии. Лекция. - Издательский дом «Первое сентября» приложение «Химия» №20 от 16-31 октября 2006, С. 3-11 (0,8 п.л.)
50. Боровских, Т.А, Тематическое и поурочное планирование по химии к учебнику Л.С. Гузея и др. «Химия. 8 класс» (Серия «Учебно-методический комплект»). - М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 191 с.: ил. (10,1 п.л.)
51. Рохлов, В.С., Боровских, Т.А, Естествознание. Часть 2. Химия, Биология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 186с. (12 п.л., авторский вклад – 6 п.л.)
52. Пентин, А.Ю., Рохлов, В.С. Боровских, Т.А, Естествознание. Физика, химия, биология, экология. Экспериментальная программа для учащихся начального профессионального образования (на база основной школы). - Разработка и апробация новой образовательной программы начального профессионального образования. Общеобразовательная подготовка. – М.: ИРПО, 2004. – 46 с. (0,9 п.л., авторский вклад – 0,3 п.л.)
53. Боровских, Т.А, Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Экзамен», - 2004. – 191 с. (12 п.л.)
54. Боровских, Т.А, Обучение химии в 8 классе: Методическое пособие. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002. – 237с.:ил. – (Библиотека учителя химии). (14,9 п.л.)