Предмет космологии - Космос - чувственно проявленная и доступная онтологическому умопостижению форма Естества как пере-из-бытка Бытия. Всѐ сущее воспринимается в свете Бытия, которое открывается через эстетизм его порядка и красоты. Космос задает «меру», явно или неявно служит матрицей, по подобию которой космологически определяется культура.
2. В метафизическом плане «океаническое/вселенское чувство» указывает, что «внешнее» - звѐздное небо/Вселенная/Космос - это вывернутое наизнанку наше внутреннее. В них человек всегда узнаѐт тютчевское «наследье родовое». На индивидуальном уровне оно - важный маркер «высшего психического здоровья», отражающий его холотропический - холистическо-космический модус (С. Гроф). На родовом уровне (для человечества как «культурного организма») этот признак сцеплен с «инстинктом самосохранения» - «инстинктом культуры» (Я. Голосовкер) Homo Cosmicus: человек инстинктивно ищет, воз обновляет re-ligio - лигу (связь) с Космосом, облачая еѐ в различные формы выражения с неизменно подчѐркнутой в них идеей подобия. В космоцентрических религиях - принцип подобия/тождества с Абсолютом, в науке - космологический антропный принцип, в искусстве - принцип мимесиса, устанавливающий подобие с Абсолютом (Космос, Бог), в философии - принцип генетического подобия человека и Вселенной (В. Розанов, А. Павленко), в культуре - этико-антропный принцип культуры (К. Кедров).
3. В философской антропологии и философии культуры понятия «Вселенная» и «Космос» проявляются как антропологические универсалии: к ним обращаются как к моделям для осмысления и понимания человека. Различение смыслов на фоне смешения этих понятий и синонимии их имен исходит из мифологического образа целого, сложенного из гендерных бинарностей. Они привели к сохраняющейся и поныне артикуляции понятий: а) «Вселенная» (женский принцип, восходящий через хтонический или водный образы хаоса к архетипу Великой Матери); б) «Космос» (мужской принцип, восходящий к архетипу порядка, образам мирового древа); в) Вселенная (Ойкумена) - вселение - Дом (Космос). В культурологической плоскости мыслеобразы Космоса и Вселенной проявляют себя в буберовских эпохах Behaustheit и Hauslosigkeit.
4. Переход от мифоса к логосу - это переход внутри космологии. Поэтому присутствие в ней архетипов - несомненно. В силу универсальности явления космологии, матричности еѐ вопросительно-ответной схемы, заимствуемой другими сферами духовной культуры, можно говорить об интертеоретичности. Базисные элементы наиболее общей типологии архетипических схем К. Юнга, устойчиво функционируя в общем космологическом наборе понятий и связанных с ними образов в смысловом поле культуры, образуют интертеоретический архетип - специфический коррелят «коллективного бессознательного» в постижении Вселенной, рационализация которого в космологемах досократиков лежит в основе построения научных космологических моделей.
5. Искусство воссоздает бытие человека в его целостности, поэтому по определению космологично. Поставив во главу угла Абсолют-Космос, мы имеем античную модель - «творчество-порождение»: художественное произведение рождается подобно Космосу, Космос - подобно человеку, в своей художественности оно подобно Космосу, и подобный же космос рождает в душе человека. В этой модели красной нитью проходит идея подобия эмбрионологии и космологии, как биологическая метафора мифологической идеи подобия микро- и макрокосма. Поставив во главу угла второй Абсолют - христианского Бога, получаем модель, связанную с превращением негативной онтологии художественности в позитивную, в «абсолютную прибыль», прирост бытия - «творчество-креация» «Превращение» - маркер истинного искусства, о котором можно судить по подобию Абсолюту (Богу и Космосу) в действии и в результате. Если сотворѐн «малый космос», отражающий в себе «большой
Космос», то в сотворѐнном образе бытийствует истина, а значит, он способен создать «космос в душе». Истинно художественное произведение/ποίηζις как залог порядка посреди распадающегося мира привычных вещей, оно охраняет, «удерживает бытие». Процесс художественного творения не только глубоко космологичен, но и богоподобен. «Высокое» искусство включает в себя обе модели творчества. Оно - триединая сфера, где смыкаются теология, космология и само искусство, Бог, Космос и человек.
6. Сакральное, сопряжѐнное с Вселенной, через сакральность «начала», понимание космичности («вселенскости»), как родовой сущности человека, открывает новый аспект гуманизма. В эпоху, когда человек исчезает как антропологическая данность, весьма уместно напомнить, что он сам являет собой сакральность, а потому - должен почитаться и охраняться. Всегда. В парафраз А. Швейцеру - «гению человечности», полагавшему, что этика производна от «порыва из земного в неземное, временного в вечное», можно сформулировать как «благоговение перед человеком».
1.Максименко Л. А. Космологическое знание: природа, инварианты, динамика: монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. 160 с.
2.Максименко Л. А. Научно-художественные» аллюзии // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / Под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Книга 22. Воронеж: ВГПУ, 2010. 470 с. С. 67-104.
3.Максименко Л. А. HOMO COSMICUS: Опыт антропологической космологии: монография. Омск: изд-во ОмГПУ, 2011. 420 с.
Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в перечень для опубликования научных результатов диссертаций на соискание учѐной степени доктора наук:
4.Максименко Л. А. Знание до познания или архетипы научного бессознательного // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 6. С. 20-27. (0,53 п. л.)
5.Максименко Л. А. Космология и теология: модель взаимодействия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 1 (13). С. 119-126. (0,76 п. л.)
6.Максименко Л. А., Горнова Г. В. Космос в зеркале города // Преподаватель ХХI в. 2010. № 2. С. 257-265. (0,3/ 0,61 п. л.)
7.Максименко Л. А. Проблема «начала мира» в философии, теологии и науке // Омский научный вестник. 2010. № 4 (89). С. 60-64. (0,6 п. л.)
8.Максименко Л. А. Онтология космологических аллюзий // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3. С. 781-789. (1,2 п. л.)
9.Максименко Л. А. Homo Cosmicus: феномен «океанического чувства» // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 19-25. (0,75 п. л.)
10.Максименко Л. А. Мифологика современной науки // Омский научный вестник. 2010.№ 6 (92). С. 70-74. (0,61 п. л.)
11.Максименко Л. А. Время в культуре сквозь призму теории перспективы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2011. Вып. 16. № 9 (226). С. 143-149. (0, 92 п. л.)
Статьи, доклады, тезисы в других научных сборниках и журналах:
12.Максименко Л. А. Вселенная как объект мифологического познания и мифологическое космологическое знание // Человек в пространстве мифов: Материалы межрегиональной конференции 10-11 июня 2004 г., г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. 171 с. С. 128-132. (0,3 п. л.)
13.Максименко Л. А. Космологическо-теологический интертекст // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып. 11. Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Издательство ОмГПУ, 2006. С. 44-51. (1,1 п. л.)
14.Максименко Л. А. Интертекстуальность и архетипы «научного бессознательного» // Реальность. Человек. Культура: универсалии научного знания: Материалы Всероссийской научной конференции. г. Омск 20-21 декабря 2007 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 180 с. С. 148-153. (0, 1 п. л.)
15.Максименко Л А. Виртуальное в космологии // Генезис категории виртуальная реальность: Материалы международной научной конференции. г. Саранск 15 февраля 2008 г. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. 328 с. С. 172-176. (0,03 п. л.)
16.Максименко Л. А. От интертеоретического архетипа к образам и моделям Вселенной // Тенденции развития общества в XXI веке: материалы VI Межвузовской научной конференции. г. Омск 28-30 апреля 2008 г. Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2008. С. 17-25. (0,5 п. л.)
17.Максименко Л. А. Философские проблемы современной космологии // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Всероссийской научной конференции. Магнитогорск: МаГУ, 2008. Вып. 3. Т. 1. 203 с. С. 129-136. (0,42 п. л.)
18.Максименко Л. А. Гносеологическая ценность Вселенной // Философия ценностей: религия, право, мораль в современной России: Материалы IV международной научной конференции г. Курган 10-11 апреля 2008 г. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2008. 194 с. С. 13. (0,12 п. л.)
19.Максименко Л. А. Космология и христианство: симфония двух истин или новая контраверза? // Реальность. Человек. Культура: религия и культура: Материалы Всероссийской научной конференции. г. Омск, 11 декабря 2008 г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. 308 с. С.147-151. (0,31 п. л.)
20.Максименко Л. А. Космология в культуре: структурная и функциональная рациональность // Цивилизация – культура – образование: из прошлого в будущее: Материалы Международной научно-практической конференции 30 марта 2009 г.: в 2 ч. / Урал. гос. пед. унт; отв. ред. А. Ф. Яфальян. Екатеринбург, 2009. Ч. 1. 327 с. С. 180-185. (0,23 п. л.)
21.Максименко Л. А. «Две культуры»: полвека спустя // Философия отечественного образования: история и современность. Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции: МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2009. 310 с. С. 55-56. (0,21 п. л.)
22.Максименко Л. А. Интертекстуальность в метатекстах космологии и богословия // Научное и богословское осмысление предельных вопросов: космология, творение, эсхатология. Под ред. А. Гриба. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. 222 с. С. 96-100. (0,7 п. л.)
23.Максименко Л. А. Коперниканский гелиоцентризм: архетипические истоки // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / под ред. Е. В. Дегтярева, Д. А. Теплых. Вып. 4. Т. 2. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 151 с. С. 6-13. (0,47 п. л.)
24.Максименко Л. А. Метаморфозы рациональности в космологии // Наука – Творчество – Образование: сборник научных трудов Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Г. Ф. Миронова, г. Ульяновск, 14-15 мая 2009 г. / под ред. Т. Н. Брысиной. Ульяновск: УлГТУ, 2009. 404 с. С.99-102. (0,23 п. л.)
25.Максименко Л. А. Антропологический формат Вселенной // Антропологическая соразмерность: материалы Всероссийской научной конференции. Казань: Изд-во Казанского гос. технол. ун-та, 2009. 300 с. С. 123-128. (0,34 п. л.)
26.Максименко Л. А. Интертеория в космологии // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса 25-28 августа 2009 г. Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 2009. 531 с. С. 251-252. (0,1 п. л.)
27.Максименко Л. А. Историко-философские аспекты космического права // Международные юридические чтения: материалы ежегодной научно-практической конференции. г. Омск, 22 мая 2009 г. Ч. I. Омск: Омский юридический институт, 2009. 252 с. С.103-107. (0,27 п. л.)
28.Максименко Л. А. Космологическо-теологический интертекст // Аналитика культурологии. Вып. 3 (15). 2009. Электронное научное издание. ISSN1990-4045 // URL: http://analiculturolog.ru/ru/component/k2/itemlist/category/32-issue-15.html(датаобращения: 13.01.2011) (0,9 п. л.)
29.Максименко Л. А. Мифомышление в современной науке // Наука в различных измерениях: сборник научных трудов II Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Г. Ф. Миронова, г. Ульяновск. 17-18 мая 2010 г. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 500 с. С. 175-167. (0,53 п. л.)
30.Максименко Л. А., Горнова Г. В. Космос и город: философские параллели // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей V-ой Всероссийской научной конференции: в 5 т. / Под ред. Е. В. Дегтярева, Д. А. Теплых. Вып. 5. Т. 2. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 213 с. С. 129-136.(0,35/ 0,7 п. л.)