2. Сущностными характеристиками развития профессионального здоровья являются многоуровневость, адаптивность, динамичность, активность. Сбалансированное развитие профессионального здоровья специалиста представляет собой сложноинтегрированное личностное новообразование, включающее уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самосовершенствования.
3. Психолого-акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессионального здоровья свидетельствуют о важной роли личностного развития и активности. Активизацию личностных ресурсов, обеспечивающих сбалансированное развитие профессионального здоровья специалиста, выполняет психолого-акмеологическое сопровождение.
В контексте развития профессионального здоровья выделены социальные критерии, интегральные: внешние и внутренние и интернальные критерии. Общая тенденция в развитии профессионального здоровья отражает способность личности к накоплению базовых психолого-акмеологических умений и навыков (в области самопознания и саморегуляции) и эффективному их использованию в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях.
4. Содержание психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья специалиста включает в себя психолого-акмеологическую модель, алгоритм, систему, закономерности и механизмы, условия и факторы оптимизации процесса здоровьесбережения. Психолого-акмеологическая модель развития профессионального здоровья разработана на основе теоретических и прикладных исследований и представлена как процесс овладения способами и средствами саморазвития на базе реалистичного самопознания и высокого уровня саморегуляции. В модели качество знаний о себе, мотивация самосовершенствования и эффективные навыки саморазвития являются результирующими индикаторами сбалансированности развития профессионального здоровья.
Психолого-акмеологическая система развития профессионального здоровья специалиста включает содержательные направления развития: социально-психологическое, психологическое, педагогическое, в частности дидактическое. Социально-психологическая подсистема учитывает роль социального окружения в развитии профессионального здоровья, а также включает развитие здоровьесберегающей компетентности как фактора поддержания профессионального здоровья личности. Психологическая подсистема обеспечивает сбалансированность развития профессионального здоровья в течение всей жизни, что выражается в развитии внутрииндивидных и внутриличностных процессов и предусматривает движение от малодифференцированной к сложнодифференцированной целостности. Педагогическая подсистема включает структурно-функциональные элементы: цель, учебная информация, обучающий, обучаемый, средства педагогической коммуникации. Дидактическая подсистема отражает принципы организации учебного процесса по формированию и эффективному развитию профессионального здоровья.
Алгоритм развития профессионального здоровья разработан на основе психолого-акмеологической модели, выявленных критериях, показателях и уровнях развития профессионального здоровья и представляет технологическую систему действий, направленных на здоровьесбережение специалиста. Алгоритм развития профессионального здоровья специалиста представляет собой определенную последовательность акмеологических и психолого-педагогических действий, реализуемых в общеобразовательной системе, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов различных профилей и уровней, в высшей школе, ориентированных на формирование здоровьесберегающей компетентности.
5. Психолого-акмеологические механизмы развития профессионального здоровья специалиста (социально-психологические, личностные, педагогические, дидактические, когнитивные, социокультурные, психологические) связаны с социально-психологическими, психофизиологическими, личностными, возрастными и профессиональными особенностями специалиста и имеющейся у него системой субъективных отношений и его способностью к саморегуляции, самоорганизации, саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению и укреплению профессионального здоровья. В качестве социально-психологического механизма развития профессионального здоровья выделяется комплекс психологических воздействий и влияний. В соответствии со своей интегрирующей функцией личностный механизм развития профессионального здоровья гармонизирует взаимодействие качественно разнообразных свойств и характеристик на каждом уровне внутренней организации специалиста. Педагогические механизмы развития профессионального здоровья специалиста представляют собой сущностно-обусловленные способы достижения высокого уровня здоровьесберегающей компетентности в процессе обучения и воспитания. В качестве когнитивного механизма развития профессионального здоровья специалиста рассматривается комплекс интеллектуальных свойств (развитая способность к осознанию, интеллектуальная активность и инициатива, ретро- и антиципация), сформированность которых обеспечивает оптимизацию процесса акме-ориентированных здоровьесберегающих самопреобразований. Психологические механизмы обеспечивают сбалансированность развития профессионального здоровья специалиста в форме внутриличностной аутокоммуникации, механизмов объективации субъективного опыта, самодиагностики, самоконтроля, аутокоррекции, саморегуляции и саморазвития.
Психолого-акмеологическая закономерная тенденция развития профессионального здоровья отражает ее влияние и взаимосвязь с развитием субъекта как творца собственной активности: выступая субъектом развития опыта собственной активности, человек совершенствует и развивает свою здоровьесберегающую компетентность. Закон перерастания развития в саморазвитие заключается в том, что на определенном этапе жизни собственная самость открывается перед человеком как предмет отношения и творческого преобразования. Гетерохронность развития проявляется в наличии индивидуальных вариантов формирования компонентов структуры здоровьесберегающей компетентности, что определяется возрастными, профессиональными и психофизиологическими факторами. Возрастные закономерности отражают сложные взаимозависимости между уровнем дифференцированности опыта в использовании здоровьесберегающей компетентности, уровнем осознанности, качеством целостности, содержанием опыта. Циклические закономерности в развитии профессионального здоровья специалиста состоят в том, что индивидное и психическое здоровье претерпевает качественные изменения в периоды нормативных и ненормативных кризисов развития человека. Знание биологических, психологических и социальных законов возникновения критических периодов позволяет прогнозировать эффективность развития профессионального здоровья на каждом возрастном этапе жизни человека. Линейные и нелинейные закономерности в развитии профессионального здоровья специалиста отражают новые философские и психологические подходы к пониманию личностного изменения как необратимого нелинейного перехода в новой идентичности личности.
6. Основным макросоциальным условием развития профессионального здоровья специалиста является востребованность в обществе людей, ориентированных на повышение здоровьесберегающей компетентности, воспитанных нести ответственность за свое здоровье и жизнь, направленных на постоянные акме-ориентированные здоровьесберегающие самоизменения.
Социально-психологические условия развития профессионального здоровья (в том числе индивидного и психического здоровья) специалиста связаны с особенностями межличностного взаимодействия и определяют тенденции развития профессионального здоровья специалиста. Первым и основным педагогическим условием развития профессионального здоровья специалиста является внедрение в процесс образования (общеобразовательного, профессионального, высшего и др.) здоровьесберегающего личностно-ориентированного подхода.
Психолого-акмеологические факторы являются активными детерминантами и инициаторами процесса развития профессионального здоровья. Биохимические и конституциональные факторы определяют тип темперамента человека, особенности нервной системы, что является важной стартовой площадкой для развертывания той или иной стратегии развития профессионального здоровья. Эмоциональный фактор выделен особо, так как эмоциональная культура играет важную роль в ситуациях преодоления затруднений, в преодолении внутриличностного конфликта.
Сформированность аналитико-прогностического опыта в области самопознания, саморегуляции и саморазвития выступает как субъективный фактор развития профессионального здоровья специалиста, так как только на основе развитых умений самоанализа подготовленности к преодолению затруднений в области здоровьесберегающего самосовершенствования и умения предвидеть самоизменения и разрабатывать прогнозы в области саморазвития можно ставить и эффективно решать актуальные психолого-акмеологические задачи, вырабатывать их эффективные алгоритмы, осуществлять здоровьесберегающую самопреобразующую деятельность. Огромная роль при этом отводится собственным усилиям человека, его личностной зрелости, субъективной активности. Активность есть личностный уровень регуляции поведения и развития профессионального здоровья, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает и преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позицией личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями.
7. Исходя из разработанных в рамках концепции системы, алгоритма, механизмов развития профессионального здоровья специалиста в образовательном пространстве и опираясь на выявленные условия и факторы развития профессионального здоровья специалиста, разработаны научно-практические рекомендации, направленные на развитие здоровьесберегающей компетентности специалистов, включающих в себя систему акмеологических и психологических технологий, обеспечивающих сбалансированное развитие профессионального здоровья специалиста. Необходимость разработки в рамках психолого-акмеологической программы развития профессионального здоровья, т.е. совокупности внешних методов воздействия, способствующих формированию и развитию здоровьесберегающих психотехнологий, возникает в связи с тем, что, как показывает практика, большинство людей не умеют самостоятельно актуализировать свои внутренние ресурсы, стимулировать здоровьесберегающую деятельность и в итоге сбалансировать развитие профессионального здоровья.
Содержание психолого-акмеологического обеспечения развития профессионального здоровья специалиста базируется на системе психолого-акмеологической подготовки специалиста и включает разработку психолого-акмеологических и педагогических рекомендаций; внедрение психолого-акмеологической подготовки по конкретным направлениям. Реализация данного направления психолого-акмеологической работы с действующими и будущими специалистами базируется на трехкомпонентной модели развития здоровьесберегающей компетентности, включающей наличный психологический потенциал (особенности нервной системы, тип темперамента, характера, энергетический потенциал, мотивационно-целевой порог); психологические стратегии (комплексы психологических умений, которые помогают человеку раскрыть свой потенциал); психологическую тренировку, направленную на развитие психологических здоровьесберегающих стратегий.
8. Психолого-акмеологическая авторская программа развития профессионального здоровья специалиста опирается на два модуля: теоретический и практический. Теоретический модуль включает в себя знания из различных областей психологии (социальной, возрастной, клинической, педагогической, психологии личности, психологии здоровья и др.), физиологии, акмеологии, педагогики, социологии и др., адаптированные к нуждам сохранения и укрепления здоровья и к профессиональной деятельности специалистов различных категорий. Эти знания и служат основой для разработки и рекомендации конкретных видов здоровьесберегающих технологий для эффективного развития профессионального здоровья специалистов, для саморазвития и самосовершенствования. Практический модуль позволяет специалисту познать свои потенциальные и реальные возможности, реализовать личностный и профессиональный ресурсы, освоив необходимые здоровьесберегающие приемы, навыки, умения, техники, технологии и копинг-стратегии.
В психолого-акмеологическую авторскую программу развития профессионального здоровья специалиста входит изучение наличного уровня здоровья, отношения к здоровью, ценностных ориентаций, типа темперамента, эмоциональной сферы специалиста; индивидуальное консультирование на основе личных обращений специалистов, здоровьесберегающих и индивидуальных программ развития профессионального здоровья специалиста; тренинги и семинары по актуальным темам акмеологии и психологии здоровья, профессиональной деятельности, по формированию определенных знаний, навыков и умений здоровьясбережения, обучение здоровьесберегающим технологиям и копинг-стратегиям; проведение мероприятий (конференций, семинаров и др.) по акме-психологической проблематике; групповое и индивидуальное обсуждение «неудач» и «побед» в здоровьесбережении специалистов разных профилей и категорий; проведение акме-психологической работы по снижению уровня тревожности, снятию излишнего нервно-психического напряжения, коррекция негативных психических и эмоциональных состояний; проведение сеансов психологической разгрузки на основе данных психодиагностики и личных обращений (АТ, КПО, гештальттерапия, НЛП, медитативные техники); практика самостоятельных осознанных решений (в плане повышения здоровьесберегающей компетентности) и их обсуждение; разработка и внедрение мероприятий, направленных на поиск смысла жизни и стратегии жизнедеятельности, на создание благоприятной социально-психологической обстановки и творческой атмосферы в коллективе (семье, трудовом); психолого-акмеологическое просвещение и сопровождение специалистов разных категорий, профилей и уровней по вопросам акмеологии и психологии здоровья с целью повышения их здоровьесберегающей компетентности.
9. Оптимизация процесса развития профессионального здоровья специалиста требует внедрить психолого-акмеологическое сопровождение здоровьесберегающей подготовки специалиста в образовательный процесс, процесс профессиональной подготовки и переподготовки кадров; учитывать психолого-акмеологические условия и факторы развития профессионального здоровья личности. Психолого-акмеологическое сопровождение развития профессионального здоровья специалиста - это система общих, частных, специальных технологий психолого-акмеологической помощи специалисту, дифференцированно используемых для различных категорий специалистов, а также на различных этапах профессиональной карьеры, в различных условиях жизнедеятельности специалиста. Отталкиваясь от выявленных закономерностей, можно сформулировать следующие цели психолого-акмеологического сопровождения развития профессионального здоровья специалиста: способствовать специалисту в саморазвитии и саморегуляции; помочь начинающему специалисту в период профессиональной адаптации эффективно использовать внутренние психофизиологические ресурсы при освоении основ профессиональной деятельности; научить специалиста дифференцированно использовать психологические стратегии поведения в различных подсистемах профессиональной деятельности: "руководитель-подчиненный", "коллега-коллега", "специалист-информация", "специалист-внешняя среда", "специалист-индивидуальный потенциал", "специалист-личная жизнь", "специалист-государственный интерес" и др.; сформировать психологическую готовность к преодолению жизненных и профессиональных кризисов; помочь профессионалу найти оптимальные взаимосвязи между профессиональной деятельностью и другими сферами жизни, максимально использовать все жизненные ресурсы для успешной жизненной карьеры в целом и для сохранения и укрепления профессионального здоровья.
1. Вербина Г.Г. Эмоции и психическое здоровье предпринимателей. Чебоксары, 2002. 143 с.
2. Вербина Г.Г. Эмоциональный профиль личности руководителя. Чебоксары, 2004. 323 с.
3. Вербина Г.Г. Интеграция индивидного, психического и профессионального здоровья. Чебоксары, 2008. 245 с.
4. Вербина Г.Г. Акмеологическая концепция развития индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста. Чебоксары, 2009. 96 с.
5. Вербина Г.Г., Капланова А.Ш. Семейные взаимоотношения. Чебоксары, 2009. 95 с.
6. Вербина Г.Г. Акмеологическая концепция развития акмеологического здоровья специалиста. Чебоксары, 2010. 461 с.
Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ для публикаций научных работ, отражающих содержание докторских диссертаций
1.Вербина Г.Г. Стресс и его зависимость от особенностей эмоциональной сферы руководителей. ВИНИТИ РАН, 2004. 3 п.л.
2.Вербина Г.Г. Методические основы применения профилактических программ эмоциональной регуляции и саморегуляции руководителей. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова «Акмеология образования». Кострома, 2005, №11. 2,5 п.л.
3.Вербина Г.Г. Модели регуляции и саморегуляции эмоциональной сферы человека. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова «Акмеология образования». Кострома, 2006, №3. 2 п.л.
4.Вербина Г.Г. Эмоциональная деятельность руководителей. Научно-практический журнал «Акмеология» №3, 2007. 1 п.л.
5.Вербина Г.Г. Акмеологическая коррекция индивидного, психического и профессионального здоровья. «Акмеология» 2009, №2. 1 п.л.
6.Вербина Г.Г. Интеграция индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова «Акмеология образования». Кострома, 2009, 15, №3. 2,5 п.л.
7.Вербина Г.Г. Акмеологическое здоровье. «Акмеология», 2009, №3. 1 п.л.
8.Вербина Г.Г., Капланова А.Ш. Акмеологическая психокоррекция индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста. «Акмеология», 2009, №3. 1 п.л.
9.Вербина Г.Г. Акмеологические механизмы развития индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова «Акмеология образования». Кострома, 2010, 17, №4. 2,5 п.л.
10.Вербина Г.Г., Капланова А.Ш. Качество жизни и психическое здоровье. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова «Акмеология образования». Кострома, 2010, 17, №4. 2,5 п.л.
11.Вербина Г.Г. Акмеологические условия развития профессионального здоровья специалиста. Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2011, №4. 2,5 п.л.
Статьи, тезисы докладов и выступлений
12.Вербина Г.Г. Методы повышения стрессоустойчивости предпринимателей. Новые методы обучения студентов-экономистов и менеджеров. Чебоксары, 1997. 0,3 п.л.
13.Вербина Г.Г. Социальная напряженность и травматический стресс у предпринимателей. Международный симпозиум. Ярославль, 1999. 0,3 п.л.
14.Вербина Г.Г. Социально-психологическая регуляция эмоциональных состояний предпринимателей. Международный конгресс. Ярославль, 2001. 0,1 п.л.
15.Вербина Г.Г. Социально-психологические факторы, обуславливающие появление тревожности и стресса в жизни руководителей. Научные труды II Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов. Хабаровск, 2002. 0,1.
16.Вербина Г.Г. Методы укрепления психического здоровья руководителей. Международный конгресс. Ярославль, 2002. 0,2 п.л.
17.Вербина Г.Г. Эмоции и чувства руководителей в организационном поведении. Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПБ., 2003. 0,1 п.л..
18.Вербина Г.Г. Эмоции и чувства в организационном поведении руководителей акционерных обществ. Научные труды III Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов. Хабаровск, 2004. 0,1 п.л.
19.Вербина Г.Г. Level of development depressive conditions of the joint-stock company heads. Научные труды IV Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов. Хабаровск, 2005. 0,1 п.л.
20.Вербина Г.Г. Проблемы регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний руководителей. Международный конгресс. Ярославль, 2006. 0,1 п.л.
21.Вербина Г.Г. Саморегуляция – одна из форм совладающего поведения. Материалы Международной научно-практической конференции. Кострома, 2007. 0,1 п.л.
22.Вербина Г.Г. Эмоции в управленческой деятельности. Материалы IV Всероссийского съезда РПО, 2007. 0,1 п.л.
23.Вербина Г.Г. Эмоции и акмеологические условия сохранения психического, индивидного и профессионального здоровья руководителей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пермь, 2008. 0,4 п.л.
24.Вербина Г.Г. Акмеологическое здоровье современного россиянина. Материалы XIII симпозиума. Москва, 2008. Стендовый доклад.
25.Вербина Г.Г. Здоровье – мера качества жизни людей и политики государства. Научные труды VII Азиатско-Тихоокеанского Международного Конгресса психологов, Токио - Хабаровск, 2008. 0,1 п.л.
26.Вербина Г.Г. Health – the Measure of Life Quality of People and State Policy. Man. Authority. Society. Proceedings of 7th Asian-Pacific International Congress of Psychologists, Tokio, 2008. 0,1 п.л.
27.Вербина Г.Г. Adaptive Mechanisms of a Person. Man. Authority. Society. Proceedings of 7th Asian-Pacific International Congress of Psychologists, Tokio, 2008. 0,1 п.л.
28.Вербина Г.Г. Интеграция психического, индивидного и профессионального здоровья специалистов. Материалы международной научно-методической конференции. Ярославль, 2008 0,1 п.л.
29.Вербина Г.Г. Влияние эмоций на здоровье человека. Материалы Седьмой Международной конференции. Тамбов, 2008. 0,1 п.л. Personality Potential: a complex problem. The influence of emotion on a man’ s health.
30.Вербина Г.Г. Индивидуальность и здоровье профессионала. Материалы II Всероссийской конференции. Москва, 2008. 0,1 п.л.
31.Вербина Г.Г. Здоровье как интегральная и интернальная характеристика. Альманах современной науки и образования. Научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. Тамбов, 2008, №6. 0,4 п.л.
32.Вербина Г.Г. Акмеологические и психологические предпосылки сохранения и укрепления здоровья. Сборник научных статей по материалам международной научно-методической конференции. Ярославль, 2009. 0,1 п.л.
33.Вербина Г.Г. Социально-психологические, личностные и возрастные механизмы развития индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста. Материалы научной конференции РАН, РАО. Москва, 2009. 0,1 п.л.
34.Вербина Г.Г. Акме-психологические особенности развития индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста. Научные труды VIII Азиатско-тихоокеанского международного конгресса психологов. Сеул, 2009. 0,1 п.л.
35.Вербина Г.Г. Индивидное, психическое и профессиональное здоровье – сложная интегративная категория. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 2009. 0,2 п.л.
36.Вербина Г.Г. Акмеологические параметры профессионального здоровья специалиста. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Анапа, 2009. 0,1 п.л.
37.Вербина Г.Г. Acme-psychological Peculiarities of Individual, Psychic and Professional Health Development of a Specialist. Man. Authority. Society. Proceedings of 8 th Asian-Pacific International Congress of Psychologists. Saul, 2009. 0,1 п.л.
38.Вербина Г.Г. Social-and-psychological and Age-specific Mechanisms of Individual, Psychic and Professional Health Development of a Specialist. Man. Authority. Society. Proceedings of 8 th Asian-Pacific International Congress of Psychologists. Saul, 2009. 0,1 п.л.
39.Вербина Г.Г. Зрелая личность – психологически ответственное лицо за свое здоровье. Материалы международного конгресса. Кострома, 2009. 0,1 п.л.
40.Вербина Г.Г. Психологическое здоровье - динамическое состояние. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань, 2009. 0,1 п.л.
41.Вербина Г.Г. Акмеологический интегративный подход способствует сбалансированному развитию индивидного, психического и профессионального здоровья специалиста. Материалы Международной научно-практической конференции. Тверь, 2010. 1,5 п.л.