- На фоне изменившихся представлений об историческом процессе под влиянием историко-архитектурных открытий во второй половине XVIII - начале XIX вв. возникает интерес к истории и культуре античности, нашедший воплощение в поэзии английских романтиков, в таких явлениях, как неоэллинизм, возрождение интереса к гомеровскому эпосу, а также в исторических романах Э. Бульвер-Литтона, Дж. Локхарта, У. Коллинза, Дж. Уайт-Мелвилла, Ч. Кингсли, Н. Уайзмена, Д.Г. Ньюмена, У. Пейтера.
- В XIX веке наблюдается тенденция сближения историографии и исторического романа. В труды английских историков (Т. Маколея, Т. Карлейля, Дж. Грота, Дж. Фруда и др.) проникают элементы художественного творчества. В то же время романисты, воссоздающие отдаленные исторические эпохи, стремятся к хронологической и фактической точности на основе исторических документов и исследований.
- Э. Бульвер-Литтон обратившийся к изображению масштабных исторических событий, исследовавший вопросы времени, прогресса, смены эпох, выводит исторический роман на новую ступень развития и на уровне жанровой формы, и на уровне образно-тематическом. Разрабатывая принцип хронологической точности, романист обращается к историографическим исследованиям. Его персонажам, размышляющим о смысле истории, свойственно интеллектуальное, философское начало. В отличие от В. Скотта с его доминирующим вниманием к Средневековью, Э. Бульвер-Литтон возрождает интерес современников к миру античности и является в этом плане предшественником У. Коллинза, Дж. Уайт-Мелвилла, Ч. Кингсли, Н. Уайзмена, Д.Г. Ньюмена.
- Своеобразие поэтики исторических романов XIX в. выбор исторического материала и сюжетов определяется отчасти влиянием «школы катастроф». В творчестве Э. Бульвер-Литтона, У. Коллинза, Дж. Уайт-Мелвилла изображение исторических или природных катастроф, ставших причиной гибели древнего города, соотнесено с образами небесной кары, роковой обреченности. В воссоздании исторического эпизода присутствует живописный эффект - цветовая символика, контраст, панорамность изображения.
- Художественное осмысление места античной эпохи в истории западноевропейской цивилизации происходит в исторических романах, предметом изображения в которых явилось противостояние язычества и христианства в I - IV вв. На фоне религиозно-философских исканий викторианцев, нашедших выражение в трактарианском Оксфордском движении в середине XIX в., возникает религиозно-исторический роман, представленный творчеством Ч. Кингсли, Н. Уайзмена, Д.Г. Ньюмена.
- Исторические романы XIX в., воссоздающие античную историю и культуру, представлены следующими основными модификациями. Э. Бульвер-Литтон и У. Коллинз, сближая романную форму с драмой, подчиняют композицию кульминационному моменту исторической катастрофы. Под влиянием «антикварного» романа рубежа XVIII - XIX вв. исторические романы Дж. Локхарта, Т. Мура, Дж. Уайт-Мелвилла выстраиваются как роман-путешествие. Религиозно-исторические романы представляют модель поиска и обретения веры («conversion»).
1. Сомова Е.В. Античный мир в английском историческом романе XIX века: Монография. М.: Издательство Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2008. 200 с. (12,5 п.л.).
Публикации в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК
Минобрнауки России
2. Сомова Е.В. Своеобразие английского религиозно-исторического романа XIX века (Ч. Кингсли, Н. Уайзмен) // Филологические науки. 2008. № 5. С. 33-42 (0,5 п.л.).
3. Сомова Е.В. Традиции В. Скотта в английском историческом романе 30-40-х годов XIX века (творчество У.Х. Эйнсворта и Э. Бульвер-Литтона) // Филологические науки. 2004. № 2. С. 42-50 (0,7 п.л.).
4. Сомова Е.В. Оксфордское движение и исторический роман середины XIX века // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного университета. 2008. № 2. С. 166-171 (0,4 п.л.).
5. Сомова Е.В. Принципы создания исторического повествования в романе У. Коллинза «Антонина, или Падение Рима» // Проблемы истории, филологии, культуры. Выпуск XIX. Москва – Магнитогорск – Новосибирск. 2008. С. 235-242 (0,6 п.л.).
6. Сомова Е.В. Воссоздание эпохи ранней христианской церкви в романе Н. Уайзмена «Фабиола» // Религиоведение. 2008. № 3. С. 164-174 (1 п.л.).
7. Сомова Е.В. «Школа катастроф» в западноевропейской живописи XIX века и ее влияние на роман Э. Бульвер-Литтона «Последние дни Помпей» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 1 (17). С. 143-146 (0,7 п.л.).
8. Сомова Е.В. Роман Ч. Кингсли «Ипатия» и религиозные искания в английской литературе 60-х годов XIX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Филология. Выпуск 1 (7). 2006. С. 110-115 (0,7 п.л.).
9. Сомова Е.В. Художественно-философское осмысление времени и истории в романе Э. Бульвер-Литтона «Последние дни Помпей» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 11 (61). С. 241-246 (1 п.л.).
Публикации в научных журналах и сборниках научных трудов
10. Сомова Е.В. Традиции «школы катастроф» в историческом романе Дж. Уайт-Мелвилла «Гладиаторы» // Русско-зарубежные литературные связи. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск III. Н.Новгород: НГПУ, 2008. С. 200-211 (0,7. п.л.).
11. Сомова Е.В. Сюжет о гибели Сарданапала в интерпретации Дж.Г. Байрона («Сарданапал»), Э. Делакруа («Смерть Сарданапала»), У. Коллинза («Антонина, или Падение Рима») // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе XIX-XX веков. Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. С. 29-39 (0,5 п.л.).
12. Сомова Е.В. Образы времени и судьбы в историческом романе Э. Бульвер-Литтона «Павсаний-спартанец» // Синтез культурных традиций в художественном произведении. Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород: НГПУ, 2007. С. 98-107 (0,6 п.л.).
13. Сомова Е.В. Своеобразие художественного пространства и времени в романе Дж. Уайт-Мелвилла «Гладиаторы» // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник научных трудов по итогам XIX Пуришевских чтений. М.: МПГУ, 2007. С. 50-55 (0,5 п.л.).
14. Сомова Е.В. Специфика художественного воссоздания итальянского Возрождения в романе Э. Бульвер-Литтона «Риенци» // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Сборник статей. М.: МПГУ, 2004. С. 150-154 (0,5 п.л.).
15. Сомова Е.В. Художественное своеобразие исторических персонажей в романе У. Коллинза «Антонина, или Падение Рима» // Русско-зарубежные литературные связи. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск II. Н.Новгород: НГПУ, 2006. С. 161-167 (0,5 п.л.).
16. Сомова Е.В. Философия Эпикура в художественной системе исторического романа Дж. Локхарта «Валериус. Римская история» // Художественный текст: варианты интерпретации. Материалы XI межвузовской научно-практической конференции. Бийск: БПГУ, 2006. Ч. 2. С. 213-219 (0,5 п.л.).
17. Сомова Е.В. Концепция исторического развития в английском религиозно-историческом романе второй половины XIX века // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов XVII Пуришевских чтений. М.: МПГУ, 2005. С. 45-51 (0,5 п.л.).
18. Сомова Е.В. Образ античного города в английском историческом романе XIX века (Э. Бульвер-Литтон, Н. Уайзмен) // Русско-зарубежные литературные связи. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск I. Н.Новгород: НГПУ, 2005. С. 22-37 (1 п.л.).
19. Сомова Е.В. Историографичность «античных» романов Э. Бульвер-Литтона («Последние дни Помпей», «Риенци», «Павсаний-спартанец» // Синтез культурных традиций в художественном произведении. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск IV. Н.Новгород: НГПУ, 2005. С. 83-88 (0,5 п.л.).
20. Сомова Е.В. Традиции Шатобриана в историческом романе Н.П. Уайзмена «Фабиола» // Зарубежная литература: проблемы изучения и преподавания. Межвузовский сборник научных трудов. Киров: КГПУ, 2005. С. 118-127 (1 п.л.).
21. Сомова Е.В. Философия истории в романе Д.Г. Ньюмена «Каллиста» // Художественный текст: варианты интерпретации. Материалы X межвузовской научно-практической конференции. Выпуск X. Бийск: БПГУ, 2005. Ч. 2. С. 135-141 (0,5 п.л.).
22. Сомова Е.В. Изображение уходящей античности в романе Ч. Кингсли «Ипатия» // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов XV Пуришевских чтений. М.: МПГУ, 2003. С. 261-263 (0,3 п.л.).
23. Сомова Е.В. Особенности воссоздания истории в романе Э. Бульвер-Литтона «Последние дни Помпей» // Анализ художественного произведения мировой литературы в школе и вузе. Выпуск XI. Н.Новгород: НГПУ, 2003. С. 24-30 (0,5 п.л.).
24. Сомова Е.В. Символика раннехристианского искусства (живопись катакомб) в историческом романе Н. Уайзмена «Фабиола» // Анализ художественного произведения мировой литературы в школе и вузе. Выпуск XIII. Н.Новгород: НГПУ, 2005. С. 43-53 (0,5 п.л.).
25. Сомова Е.В. Историко-мифологические сюжеты в живописи и литературе «школы катастроф» в Англии XIX века // Анализ художественного произведения мировой литературы в школе и вузе. Выпуск XIV. Н.Новгород: НГПУ, 2006. С. 42-48 (0,5 п.л.).
26. Сомова Е.В. Традиции В. Скотта в историческом романе Дж. Локхарта «Валериус. Римская история» // Материалы к самостоятельной работе студентов-филологов по литературе на заочном отделении. Н.Новгород: НГПУ, 2006. С. 8-16 (0,5 п.л.).
27. Сомова Е.В. Английская история в изображении У. Теккерея («Лекции мисс Тиклтоби по истории Англии») и Ч. Диккенса («История Англии для юных») // Английская литература: от Беовульфа до наших дней. К столетию со дня рождения Е.И. Клименко. Сборник научных трудов. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета. 2002. С. 216-221 (0,5 п.л.).
28. Сомова Е.В. Опыт создания «истории» в творчестве писателей XIX века У. Теккерея, Т. Маколея, Ч. Диккенса // История и политика: проблемы формирования общественного сознания. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2004. С. 231-233 (0,5 п.л.).
29. Сомова Е.В. «История Англии для юных» Ч. Диккенса в контексте английского исторического романа 40-60-х гг. XIX века // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов XIV Пуришевских чтений. М.: МПГУ, 2002. С. 346-348 (0,3 п.л.)
30. Сомова Е.В. Ричард I как исторический деятель в изображении Ч. Диккенса («История Англии для юных») и В. Скотта («Айвенго») // Анализ художественного произведения мировой литературы в школе и вузе. Выпуск XI. Н.Новгород: НГПУ, 2002. С. 30-34 (0,3 п.л.).
31. Сомова Е.В. Специфика воссоздания исторического процесса в романе Э. Бульвер-Литтона «Гарольд, последний из саксонских королей // Художественный текст: варианты интерпретации. Материалы IX межвузовской научно-практической конференции. Выпуск IX. Бийск: БПГУ, 2004. С. 344-348 (0,5 п.л.).
32. Сомова Е.В. Историческое время и пространство в романе Дж. Локхарта «Валериус. Римская история» // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вопросы филологического образования. Материалы российской научно-практической конференции. Орск: ОГТИ, 2006. С. 73-76 (0,3 п.л.).
33. Сомова Е.В. Образы античной Италии в историческом романе Э. Бульвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов» // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов XVI Пуришевских чтений. М.: МПГУ, 2004. С. 191-192 (0,2 п.л.).
34. Сомова Е.В. Тема обманчивой видимости в рассказе Ч. Диккенса «Пойман с поличным» (к вопросу о соотношении творческой манеры Ч. Диккенса и У. Хогарта) // Синтез культурных традиций в художественном произведении. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск III. Н.Новгород: НГПУ, 1999. С. 113-120 (0,5 п.л.).
35. Сомова Е.В. Мотив многоликости зла в позднем творчестве Ч. Диккенса и в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Традиции в русской литературе. Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород: НГПУ, 2000. С. 75-83 (0,5 п.л.).
36. Сомова Е.В. Метафорический образ «мира-театра» в раннем творчестве Ч. Диккенса // Материалы к самостоятельной работе студентов-филологов по русской и зарубежной литературе на заочном отделении. Н.Новгород: НГПУ, 2001. С. 37-41 (0,3. п.л.).
37. Сомова Е.В. Представление о времени и истории в раннем творчестве Ч. Диккенса // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и дисциплинам специализации. Н.Новгород: НГПУ, 2003. С. 112-118 (0,5 п.л.).
38. Сомова Е.В. Традиции «археологического» романа-путешествия в историческом романе Дж. Уайт-Мелвилла «Гладиаторы» // Концепт странствия в мировой литературе. Сборник статей и материалов XVII Пуришевских чтений. М.: МПГУ, 2005. С. 231-232 (0,2 п.л.).
39. Сомова Е.В. Писатель как литературный персонаж в историческом романе У.Х. Эйнсворта «Уот Тайлер» // Проблемы творческого освоения действительности в литературе Великобритании. XIII Международная конференция Российской ассоциации преподавателей английской литературы. Сборник материалов. М.: Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2003. С. 126-127 (0,2 п.л.).
40. Сомова Е.В. Исторические произведения Ч. Диккенса в восприятии современников Н.А. Добролюбова // Наследие прошлого в XXI веке. Н.А. Добролюбов и его современники. Сборник материалов научной конференции. Н.Новгород: НГЛУ, 2003. С. 196-198 (0,3 п.л.).
41. Сомова Е.В. Влияние эстетики Э. Берка на западноевропейскую «школу катастроф» и роман Э. Бульвер-Литтона «Последние дни Помпей» // Английская литература в контексте мирового литературного процесса. XV Международная конференция Российской ассоциации преподавателей английской литературы. Сборник материалов. Рязань: РГПУ, 2005. С. 146 (0,1 п.л.).
42. Сомова Е.В. «Барчестерские башни» Э. Троллопа и литературная традиция Ч. Диккенса // Жанровая теория на пороге тысячелетий. IX Международная конференция Российской ассоциации преподавателей английской литературы. Сборник материалов. М.: МПГУ, 1999. С. 66. (0,1 п.л.).
43. Сомова Е.В. Роман Дж.П.Р. Джеймса «Ришелье» в контексте исторических жанров в английской и французской литературах первой половины XIX века // Компаративистика: современная теория и практика. Материалы международной конференции. Самара: СГПУ, 2004. Т. 2. С. 70-71 (0,2 п.л.).
44. Сомова Е.В. Проблема преемственности исторических эпох в преподавании литературы в гуманитарных школах (английский исторический роман) // Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Н.Новгород: НГПУ, 2006. С. 164-167. (0,3 п.л.).
45. Сомова Е.В. Исторические мотивы в творчестве Ч. Диккенса и Э. Троллопа // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов XIII Пуришевских чтений. М.: МПГУ, 2001. С. 253-254 (0,2 п.л.).