- выполнено научное обоснование необходимости и целесообразности государственного регулирования развития инновационной сферы экономики в форме системы управления государственным заказом на инновационную продукцию как организационно-экономическим механизмом государственной промышленной политики, что соответствует общеэкономическим тенденциями модернизации и научно-технологического обновления в различных отраслях промышленности, хозяйственных сферах, муниципальных образованиях;
- показано, что инновационный процесс в современных российских условиях сосредоточен преимущественно в сферах интересов государства, которое должно реализовывать свои функции преимущественно на стадии создания новшества, в результате государственного финансирования НИОКР. Это позволяет стимулировать государственную инновационную политику, так, чтобы государственный заказ, как инструмент финансирования инновационного производства, способствовал распространению инноваций. Таким образом, государственный заказ влияет на диффузию инноваций, которая определяет темпы модернизации экономики;
- обосновано содержание государственного заказа как особого системного образования с совокупностью функций, таких как инновационная, мотивационная, регулирующая, координирующая и др. Государственный заказ в рыночной экономике выступает как особая разновидность рыночного общественного спроса, носителем которого выступает государство. Системность государственного заказа обусловлена целостным характером экономических функций государства и системным состоянием потребностей человека, социальных групп и общества при приоритетном положении общественных потребностей;
- разработаны научно-теоретические предпосылки управления государственным заказом на инновационную продукцию как составной частью государственного предпринимательства, в рамках которого осуществляется государственный заказ; определены базовые характеристики коммерциализации как комплексной программы деятельности научно-технологического сектора экономики, направленной на регулирование государственного предпринимательства в процессе удовлетворения потребностей в инновационных продуктах и услугах в секторах экономики, где рыночный механизм не вполне реализуем (инновационная сфера экономики); обоснованы исследования процессов коммерциализации как инструментов государственного предпринимательства, формирующегося в инновационной сфере, развивающихся по принципам инновационной экономики;
- разработана совокупность методологических принципов исследования различных компонентов государственного заказа, включающая системный, воспроизводственный подходы, принцип пропорциональности, приоритетности, принцип цикличности в инновационном обновлении экономического организма, что позволило выделить во всей совокупности разнообразных видов государственных заказов наиболее результативные по отдельным направлениям научно-инновационной и экономической деятельности.
- разработан алгоритм воздействия государственного заказа на активизацию научной и инновационной деятельности и предложены инструменты анализа эффективности его воздействия на развитие инновационной активности. Данный инструментарий базируется на оценке выявленной совокупности эффектов, вызванных в научно-инновационном процессе и его результатах особым набором компонентов в государственном заказе. Данные эффекты связаны с формированием устойчивого комплексного спроса на инновационную продукцию, с повышением экономической устойчивости малого инновационного предпринимательства;
- уточнено содержание понятия государственного заказа на инновационную продукцию как «инновационный прокъюремент», на основе анализа его структуры и определения основных функций, сформулированы принципы, обуславливающие эффективность реализации функций;
- выявлена объективная связь государственного заказа со стратегическими целями и задачами развития России, а соответственно с переходом развития экономики на преимущественно инновационный тип развития. Данная стратегическая задача смены типа развития экономики предопределяет всю специфику современной экономической динамики;
- показано, что развитие инноваций в современных российских условиях является достаточно медленным и малоэффективным процессом. Одна из основных причин отставания от развитых стран заключаются в том, что частные инвесторы не считают инвестиции в инновации самоокупаемыми, а государственные бюджетные средства вкладываются в инновации, через государственные корпорации, деятельность которых признана не эффективной; предложено рассматривать государственный заказ в качестве механизма инновационного развития экономики России, выступающего в качестве эффективной альтернативы использования государственных корпораций как регуляторов инновационного развития экономики, в отдельных отраслях;
- обосновано положение, что механизмы финансирования крупных государственных программ, особенно заказов на НИОКР, детально разработаны и регламентированы, хотя они сложны по структуре. Эти механизмы являются основой для финансирования инноваций, потому, что финансирование НИОКР в рамках государственного заказа осуществляется по тем же принципам, что и финансирования инноваций;
- установлено, на основе анализа опыта инновационного развития в высокоразвитых зарубежных странах, что в основном инновационные процессы на макро - уровне (экономики страны) развиваются при непосредственном участии государства в форме прямого финансирования через систему государственных контрактов, а также, методической, информационной и регулирующей деятельности или системы гарантий для частных и венчурных инвестиций. При этом на мезо- уровне (регионов, территорий) инновационные процессы формируются через систему самоорганизующихся инновационных кластеров, финансируемых частными инвесторами и развивающихся на основе частного предпринимательства, а не государственных финансовых ресурсов; с учетом опыта передовых в инновационном развитии стран в качестве направления эффективного применения государственного заказа как механизма для развития инновационной экономики рассматривать макроэкономическое направление;
- обосновано, что существующее в системе государственного заказа противоречие между протекционизмом и транспарентностью, которое заключается в предоставлении преимуществ национальным товарам и услугам, по сравнению с иностранной инновационной высокотехнологической продукцией, должно стать стимулом к развитию эффективности и качеству национальных производств, до момента преодоления технологической отсталости российских компаний и развитию в стране инновационной экономики;
- доказано, что при размещении государственного заказа на серийно производимые высокотехнологичные товары, государственное финансирование на основе государственного заказа представляет собой инвестиции в производство по своему содержанию. Таким образом, государственный заказ, как особый финансовый механизм государственного регулирования, становится важнейшей составной частью инвестиционного процесса. При этом, государственный бюджет, расходуемый на закупку инновационных товаров, и проведение НИР и ОКР может рассматриваться как прямые государственные инвестиции в реальный сектор экономики, направленные на импортозамещение, которое не является, инновационным в классическом понимании;
- предложены методические основы проведения конкурсных процедур при переходе на контрактную систему в организации государственных закупок.
1.Каранатова Л. Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. – 216 с. (13,50 п. л.).
2.Каранатова Л. Г. Воздействие государственного заказа на активизацию инновационной деятельности в России: монография. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. – 180 с. (11,25 п. л.).
3.Каранатова Л. Г. Механизмы привлечения субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие. – СПб: Изд-во СЗАГС, 2007. – 80 с. (5,00 п. л.).
4.Каранатова Л. Г. и др. Управление государственными закупками в Санкт-Петербурге: учеб. пособие. / А.М. Симановский, И.П. Соколова, С.Р. Тажетдинов и др. Изд. 2-е / под ред. В. В. Бланка, В. И. Фролова, С. Р. Тажетдинова. – СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2005. – 279 с. (17,50 п. л. / авт. 3,50 п. л.).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:
5.Каранатова Л. Г. Роль государственного заказа в развитии инновационной политики страны // Экономика и управление. – 2009. – № 12 .– С. 70–71. (0,50 п. л.).
6.Каранатова Л. Г. Государственный заказ в Российской Федерации: основные понятия и источники финансирования // Интеграл. – 2009. – № 4. – С. 44–45. (0,50 п. л.).
7.Каранатова Л. Г. Государственные закупки и принципы их осуществления // Российское предпринимательство. – 2010. – № 2-2. – С. 26–33. (0,5 п. л.).
8.Каранатова Л. Г. Государственный заказ как механизм регулирования экономики современной России // Управленческое консультирование. – 2010. – № 1. – С. 99–115. (1,06 п. л.).
9.Каранатова Л. Г. Принципы и методы формирования системы управления государственными заказами // Управленческое консультирование. – 2010. – № 2. – С. 140–158. (1,25 п. л.).
10.Каранатова Л. Г. Государственный заказ как один из способов реализации приоритетов экономической политики Российской Федерации // Экономика и управление. – 2010. – № 4. – С. 17–19. (0,45 п. л.).
11.Каранатова Л. Г. Правила и особенности организации государственного заказа в США // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал – 2010. – № 3. – С. 303–308. (0,80 п. л.).
12.Каранатова Л. Г. Роль государственного заказа в инновационном развитии российской экономики // Государственная служба. – 2010. – № 4 (66) – С. 108–110. (0,50 п. л.).
13.Каранатова Л. Г. Основные задачи государственного управления в экономике современной России // Личность. Культура. Общество. – 2010. – Том XII. Вып. 3. (57–58). – С. 280–286. (0,60 п. л.).
14.Каранатова Л. Г. Государственные предприятия в системе рыночной экономики и их роль в исполнении государственных заказов // Управленческое консультирование. – 2010. – № 3. – С. 122–132. (0,70 п. л.).
15.Каранатова Л. Г. Использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации инновационных проектов // Экономика и управление. – 2010. – № 12. (62). – С. 143–146. (0,60 п. л.).
16.Каранатова Л. Г. Формирование системы государственных заказов и ее влияние на экономическое развитие Российской Федерации // Ученые записки Российской академии предпринимательства. – 2010. – вып. XXV. – С. 60–66. (0,45 п. л.).
17.Каранатова Л. Г. Иностранные модели управления государственными заказами: вопросы теории и практики // Управленческое консультирование. – 2011. – № 1. – С. 145–160. (1,00 п. л.).
18.Каранатова Л. Г. Использование государственного заказа в качестве механизма инновационного развития экономики России // Экономика и управление. – 2011. – № 5 (67). – С.80–82. (0,50 п. л.).
19.Каранатова Л. Г.Государственный заказ как инструмент инновационной политики в Российской Федерации: функции, особенности, механизм // Власть. – 2011. № 6. – С. 55–57. (0,30 п. л.).
Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках:
20.Каранатова Л. Г. Государственное регулирование развития предпринимательства в регионе // Cборник научных статей МГУС. 1999. Проблемы экономики и организации предпринимательской деятельности:– М.: МГУС, 1999. – С. 44–51 (0,50 п. л.).
21.Каранатова Л. Г. О развитии малого предпринимательства в России // Cборник научных статей МГУС. 1999. Проблемы экономики и организации предпринимательской деятельности в сфере сервиса. – М.: МГУС, 2001. – С. 55–61 (0,45 п. л.).
22.Каранатова Л. Г. Конкурсная система размещения заказов на закупку продукции для государственных нужд // Вестник Поволжской академии государственной службы: научный журнал. – 2001. – № 1. – С. 124–130. (0,50 п. л.).
23.Каранатова Л. Г. Особенности формирования и развития малых предприятий // Сборник научных статей Московского государственного университета сервиса. 2001. Проблемы экономики и организации предпринимательской деятельности в сфере услуг. – М.: МГУС, 2001. Вып. 14.– С. 35–38. (0,30 п. л.).
24.Каранатова Л. Г. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства в России // Государственное и муниципальное управление в России: история и современность: Материалы итоговой научно-практической конференции СЗАГС. 27 февраля 2002. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. – С. 143–146. (0,30 п. л.).
25.Каранатова Л. Г. Механизмы привлечения малых предпринимательских структур к развитию процессов интеграции и стратегического партнерства // Современные проблемы менеджмента / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. В. Томилова: сб. научных работ. Вып. 5. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2002. – С. 25–29. (0,40 п. л.).
26.Каранатова Л. Г. Развитие малого предпринимательства как одно из приоритетных направлений региональной политики // Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность: Материалы ежегодного Международного научного форума. 2003. – СПб.: Изд-во СЗАГС; Изд-во «Образование-Культура», 2003. – С. 145–151. (0,50 п. л.).
27.Каранатова Л. Г. Сложные конкурсы: закупки интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции // Государственный заказ Санкт-Петербурга: аналитический выпуск. – 2004. – № 4/6. (апрель). – С. 43–46. (0,65 п. л.).
28.Каранатова Л. Г. Оценка финансового состояния поставщика (подрядчика) при проведении квалификационного отбора // Государственный заказ Санкт-Петербурга: аналитический выпуск. – 2004. – № 12/5. (декабрь). – С. 39–42. (0,65 п. л.).
29.Каранатова Л. Г. Формирование государственной политики в инвестиционно-строительной сфере региона // Управленческое консультирование: научно-практический журнал СЗАГС. – 2005. – № 1. – С. 178–185. (0,5 п. л.).
30.Каранатова Л. Г. Система госзаказа в действии // Финансовый справочник бюджетной организации. – 2006. – № 01. – С. 20–26. (0,50 п. л.).
31.Каранатова Л. Г. Блочно-модульный подход к построению программ в Центре повышения квалификации государственных и муниципальных служащих СЗАГС // Материалы научно-методической конференции СЗАГС. 2008. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. С. 73–78. (0,40 п. л.).
32.Каранатова Л. Г. Модульно-компетентностный подход к построению программы «Управление государственными и муниципальными заказами» // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. Академическое приложение к журналу. – 2009. – № 2. – С. 21–27. (0,50 п. л.).
33.Каранатова Л. Г. Залог нашего успеха инновационность и опережающий характер обучения // Государственные закупки Санкт-Петербурга. – 2009. – № 1. (июль / сентябрь). – С. 32–35. (0,65 п. л.)
34.Каранатова Л. Г. Механизм оценки и сопоставления заявок на оказание услуг в сфере дополнительного профессионального образования // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. – 2009. – № 17. (июль / сентябрь). – С. 98–105. (0,60 п. л.).
35.Каранатова Л. Г. Государственный заказ как эффективный инструмент модернизации экономики России // Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию со дня основания экономического факультета СПбГУ. 14–15 октября 2010 г. Модернизация экономики: проблемы и перспективы. – СПб.: ЭФ СПбГУ, 2010. – С. 110–112. (0,30 п. л.).
36.Каранатова Л. Г. Особенности размещения публичных заказов ведущими международными организациями // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. – 2010. – Т. 1. – Вып. 1. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2010. – С. 167–177. (0,70 п. л.).
37.Каранатова Л.Г. Функции и особенности государственного заказа как экономической категории // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. – 2011. – Т. 2. – Вып.1. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. С. 68–81. (0,90 п.л.)