Научная тема: «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Сформулирован авторский подход, уточняющий дефиницию «национальная система образования», которую предлагается рассматривать как социальный институт, обеспечивающий доступные условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни посредством реализации преемственных основных и дополнительных образовательных программ, предоставляющий возможности получения образования и квалификации для социализации и профессиональной деятельности в современной экономике, при сохранении функций по формированию и сохранению национальной и культурной идентичности населения страны.
  2. Введено в научный оборот понятие «компетентностной идентификации профессиональных квалификаций», которое предлагается понимать как институционализацию не только формальной подготовки кадров и получения квалификации в образовательных учреждениях, но и закрепление права независимых центров сертификации присваивать квалификацию по результатам трудовой деятельности, также признание выдаваемых этими центрами документов наравне с дипломами о начальном, среднем и, в ряде случаев, высшем профессиональном образовании.
  3. Аргументировано доказано, что образовательные программы являются наиболее экономически и социально привлекательным антикризисным инструментом, снижающим нагрузку на рынок труда в текущем кризисном периоде и являющимися инвестиционно привлекательными в долгосрочной перспективе как для отдельного человека, так и для экономики страны в целом.
  4. Развиты теоретико-методологические положения использования профессиональных стандартов в качестве концептуальной и содержательной базы для создания образовательных стандартов. Проведено методическое обоснование возможности и целесообразности использования профессиональных стандартов в практике управления взаимодействием рынка труда и системы образования на основе выделения отдельных видов экономической деятельности.
  5. Сформулированы и обоснованы теоретические подходы к разработке профессиональных стандартов. Предложен принципиальный макет профессионального стандарта, который описывается через набор связанных и иерархически структурированных элементов, таких как вид экономической деятельности, область профессиональной деятельности, вид трудовой деятельности, трудовая функция и конкретные трудовые действия, характерные для различных квалификаций и профессий.
  6. Предложена структура видов экономической деятельности, определяющая зависимость профессионального стандарта от вида экономической и трудовой деятельности на основе анализа содержания и формата паспорта профессионального стандарта, карточки видов трудовой деятельности, а также описания единиц профессионального стандарта.
  7. Разработаны концептуальные подходы по созданию и внедрению региональной программы сертификации квалификаций в системе начального и среднего профессионального образования, включающие организационно-экономический механизм внедрения программы сертификации квалификаций, алгоритм организации сертификации выпускников, план мероприятий по внедрению региональной программы сертификации выпускников и комплекс оценочных мероприятий в рамках процесса «образовательной» сертификации.
  8. Предложено методическое развитие концептуальных положений создания и управления системой сертификации выпускников в рамках детального алгоритм разработки региональной системы сертификации квалификации выпускников региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования и структурированного план мероприятий по внедрению региональной программы сертификации квалификаций.
  9. Определены и описаны основные организационно-управленческие функции независимых центров сертификации по выбранным видам экономической деятельности и ключевым для данных видов деятельности квалификациям; предложена организационная структура таких центров, а также примерное положение о центре сертификации, сформулированы требования к инфраструктуре и ресурсной составляющей развития центров сертификации квалификаций. 
  10. Доказана экономическая целесообразность создания и использования системы компетентностной идентификации профессиональных квалификаций на базе независимых Центров сертификации, разработана концепция и структура Центра сертификации, проведен постатейный расчет затрат на проведение сертификации специалистов.   
Список опубликованных работ
Монографии

1.Васина Е.В. Рынок образования и рынок труда: направления и механизмы взаимодействия: Монография. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 14,75 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК России

2.Васина Е.В., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Организационные аспекты компетентностной идентификация профессиональных квалификаций // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 2 (18). - 0,9 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

3.Васина Е.В. Занятость и рынок труда: взаимосвязь понятий // Вестник Российской академии естественных наук. - 2011. - № 2. - 0,4 п.л.

4.Васина Е.В., Хорева Л.В. Уровень образования и занятость населения в условиях кризиса // Вестник Российской академии естественных наук. - 2011. - № 1. - 0,4 п.л. (вклад автора- 0,2 п.л.).

5.Васина Е.В., Хорева Л.В. Образовательные и профессиональные стандарты в национальной системе образования // Креативная экономика. - 2011. - № 2. - 0,4 п.л. (вклад автора - 0,2 п.л.).

6.Васина Е.В., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Туристское потребление как перспективная основа развития международной торговли услугами // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2011. - № 1 (15). - 0,9 п.л. (вклад автора – 0,3 п.л.).

7.Васина Е.В. Стандарты в национальной системе профессионального образования // Журнал правовых и экономических исследований. - 2011. - № 1. - 0,4 п.л.

8.Васина Е.В., Карпова Г.А. Национальная рамка квалификаций как механизм формирования сбалансированных отношений системы образования и рынка труда // Вестник Российской академии естественных наук. - 2010. - № 3 (14). - 0,4 п.л. (вклад автора- 0,2 п.л.).

9.Васина Е.В. Взаимодействие региональной системы профессионального образования и рынка труда // Вестник Чувашского университета – 2010. №2. - 0,4 п.л.

10.Васина Е.В., Карпова Г.А. Подходы к анализу специфики национальной образовательной системы // Вестник Чувашского университета – 2010. №2. - 0,4 п.л. (вклад автора – 0,2 п.л.).

11.Васина Е.В. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Национальная рамка квалификаций как форма организации процесса образования и контроля качества подготовки кадров в туризме // Вестник Национальной академии туризма. - 2010. - № 1 (13). - 0,9 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).

12.Васина Е.В. Специфика национальной образовательной системы: возможные подходы к рассмотрению // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2010. - № 5. - 0,8 п.л.

13.Васина Е.В. Общие подходы к сертификации профессиональных квалификаций // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. - № 6. - 0,3 п.л.

Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках

14.Васина Е.В. Национальная система образования как объект управления // Университетский научный журнал. – 2011. - № 1. - 0,8 п.л.

15.Васина Е.В. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Актуальные задачи подготовки кадров для сферы туризма в современных условиях // Туризм и туристское образование: достижения и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. 14-16 октября 2009. - СПб.: Д.А.Р.К., 2010. - 0,9 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.)

16.Васина Е.В., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Подготовка кадров в туризме в рамках национальной системы высшего образования // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2010. - № 1 (11). - 1,2 п.л. (вклад автора 0,4 п.л.).

17.Васина Е.В. Повышение качества образования через международное сотрудничество // Среднее профессиональное образование. - 2009. № 2. - 0,2 п.л.

18.Васина Е.В. Методы оценки практических навыков и компетенций с целью организации процедуры сертификации // Туризм и гостиничный бизнес. Стратегия взаимодействия университетов и работодателей: Материалы международного форума. - СПб., 2009. – 0,3 п.л., 2009. - 0,3 п.л.

19.Васина Е.В. Образование для сферы туризма в условиях формирования Национальной системы квалификаций // Туризм и гостиничный бизнес. Стратегия взаимодействия университетов и работодателей: Материалы международного форума. - СПб., 2009. – 0,3 п.л.

20.Васина Е.В., Иванов Е.В. Повышение качества образования для сферы туризма через реализацию постоянного диалога работодателей и образования // Материалы Межведомственного Экспертного Совета по подготовке специалистов для сферы туризма. - М., 2008. – 0,2 п.л. (вклад автора 0,1 п.л.).

21.Васина Е.В. О новых тенденциях развития профессионального образования и подготовки к требованиям регионального рынка труда // Развитие рынка труда Санкт-Петербурга: Материалы ежегодной конференции. – СПб., 2008. – 0,4 п.л.

22.Васина Е.В. Сертификация профессиональных квалификаций. - СПб.: Северо-Западное Агентство Международных программ, 2008. – 8,75 п.л.

23.Васина Е.В. О совершенствовании стандарта по специальности «Туризм» // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. - 2007. - № 7. 0,3 п.л.

24.Васина Е.В. Образование для туриндустрии: уровни начального и среднего профессионального образования // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. - 2007. № 7. – 1,6 п.л.

25.Васина Е.В. Менеджмент в профессиональном образовании: учебные конкретные ситуации: рабочая тетрадь. Авторский коллектив. – М: Университетская книга, 2006. – 11,75 п.л. (вклад автора – 2,0 п.л.).

26.Васина Е.В. Менеджмент в профессиональном образовании: методическое пособие для тьюторов. Авторский коллектив. – М.: Логос, 2006. – 7,5 п.л. (вклад автора – 1,5 п.л.)

27.Васина Е.В. Обеспечение качества подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства в соответствии с требованиями рынка труда // Технология управления качеством профессиональной подготовки специалистов в устойчиво-развивающейся среде колледжа: Материалы круглого стола. – М.: Изд-во ОГППК, 2006. – 0,2 п.л.

28.Васина Е.В. Управление ресурсным центром профессионального образования: Учебно-консультационное пособие. Авторский коллектив. – М.: Логос, 2005. – 13,25 п.л. (вклад автора – 10,0 п.л.).

29.Васина Е.В. Планирование деятельности профессионального образовательного учреждения. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Авторский коллектив / под ред. Е.В. Васиной. – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф-С», 2003. – 8,5 п.л. (вклад автора – 6,0 п.л.).

30.Васина Е.В. Стратегическое планирование в образовательном заведении: Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во «ООО Полиграф-С» 2002. – 2,0 п.л.

31.Васина Е.В. Создание системы социального партнерства в профессиональном образовании: Пособие для работников профессионального образования. Авторский коллектив. - СПб.: Северо-Западное Агентство Международных программ, 2002. – 3,0 п.л. (вклад автора – 0,6 п.л.).

32.Васина Е.В., Веретенникова Е.П., Бури Х.М. Опыт реализации экстерната в образовательном учреждении. – Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 7 – 0,3 п.л. (вклад автора – 0,1 п.л.).

33.Васина Е. В., Веретенникова Е.П., Гринчик Л.А. Информационно-методическое пособие по экстернату. СПб.: Издательский отдел Петровского колледжа, 2001. – 3,0 п.л. (вклад автора – 1,0 п.л.).

34.Васина Е.В., Иванов Е.В. Рынок труда и содержание профессионального образования // Профориентация, профессиональная карьера и рынок труда в новых социально-экономических условиях: Материалы научно-практической конференции, 14 февраля 2001 г. – СПб., 2001. – 0,2 п.л. (вклад автора – 0,1 п.л.).

35.Васина Е. В. Изучение квалификационных требований работодателей (пособие для профессиональных образовательных учреждений) / Под. ред. С.А. Иванова, Г.В. Борисовой. – СПб.: Изд-во «СКИФИЯ», 2001. – 3,2 п.л. (вклад автора – 0,5 п.л.).

36.Васина Е.В., Александрова Т.Н. Система и критерии качественного отбора абитуриентов // Система управления качеством университетского образования: проблемы создания и эффективность функционирования. Материалы учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, 24-26 января 2001 г. – СПб.: ИНЖЭКОН, 2001. – 0,3 п.л. (вклад автора – 0,1 п.л.).

37.Васина Е.В. Основные умения и навыки и их место в содержании профессиональных образовательных программ: Методическое пособие. – СПб.: Изд-во «СКИФИЯ», 2001. – 1,0 п.л.

38.Васина Е.В. Технология разработки учебно-программной документации и учебных материалов с учетом требований работодателей. Пособие. Авторский коллектив – СПб.: Изд-во «СКИФИЯ», 2001. – 3,5 п.л. (вклад автора – 0,7 п.л.).

39.Васина Е.В. Социальное партнерство и содержание профессионального образования // Инновации в Российском образовании, среднее, профессиональное образование - 2000. - М.: Изд-во МГУП, 2000. – 0,2 п.л.