- Современная государственная образовательная политика нуждается в концептуальном осмыслении прошлого и настоящего состояния отечественного образования и разработке методологии, позволяющей на нравственной основе привести его к сбалансированному развитию, гармонично сочетающего национальные педагогические традиции и мировые инновационно-образовательные тенденции.
- В отличие от исторически сложившегося инверсионного развития отечественного образования и абсолютизации какой-либо одной педагогической парадигмы без учета прежних достижений, приводящих к интолерантности в педагогическом сообществе, снижению ценности и качества образования, нравственной дезориентации общества и деформации общественного сознания, ориентирующегося на противоположные ценностные установки, предлагается срединный путь развития отечественного образования, основанный на концепции национальной толерантности: объективного анализа истории отечественного образования и педагогической мысли, признания ценности каждой парадигмы на основе принципа взаимодополнительности, понимания и уважения другой точки зрения как условия преодоления «индивидуального и культурного своецентризма» в педагогической науке и способности к взаимоизменению своих позиций в процессе критического диалога для установления консервативно-либерального консенсуса.
- Анализ научной литературы позволил разработать типологию консерватизма и либерализма в образовательной политике и выявить среди крайних позиций реальную (оптимальную и действительно возможную) составляющую каждой из них как конструктивное начало, что послужило обоснованием возможности национальной толерантности в отечественном образовании, способствующей преодолению противостояния дуальной оппозиции и гармонизации педагогических парадигм.
- Реальная составляющая консервативной педагогической парадигмы отражает идеи традиционализма в образовании, придает первостепенное значение духовно-нравственному воспитанию и национальным ценностям, осуществляя процесс культурной трансмиссии: сохранение и преемственность культуры. Реальная составляющая либеральной педагогической парадигмы в соответствии с мировыми образовательными тенденциями ориентируется на инновации в отечественном образовании, общечеловеческие ценности, отдавая приоритет информатизации и технологизации обучения - цивилизационному развитию.
- Несмотря на различное содержание и функции каждой парадигмы, объединяющим началом служит их гуманистическая направленность. Между ними существуют не антагонистические, а, скорее всего, вызывающие позитивное развитие диалектические противоречия, взаимополагающие друг друга и взаимопереходящие друг в друга, как противоположные явления, вместе с тем находящиеся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь двумя сторонами единого историко-педагогического процесса.
- Национальная толерантность в отечественном образовании, содержание которой заключается в оптимальном сочетании ценностных компонентов консервативной и либеральной педагогических парадигм: традиций и инноваций, духовно-нравственного воспитания и процессов информатизации и технологизации обучения; гражданско-патриотического воспитания на поликультурной основе и транснациональной интеграции отечественного образования; личностно-социального воспитания и индивидуализации обучения, реализуется через менталеобразующую, медиационную, интегративную, коммуникативную и стабилизирующую функции.
- Национальная толерантность должна стать нравственной основой образовательной политики и тем самым придать сбалансированный характер развитию отечественного образования, что позволит реализовать новое содержание образования в единстве воспитания и обучения, способствующее гуманистической направленности ценностных ориентаций подрастающего поколения, повышению его качества и конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.
1.Днепрова Т. П. Национальная толерантность в биполярном отечественном образовании: монография /Т.П. Днепрова. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2010. 363 с. (23,0 п. л.)
2.Днепрова Т. П. Миссия национальной толерантности в преодолении ментального противостояния консервативной и либеральной педагогических парадигм /Т.П. Днепрова //Ментально-миссионный подход в контексте инновационных процессов образования: коллективная монография / под ред. А.С. Белкина, Т.А. Сутыриной, Н.И. Мазурчук. – Екатеринбург: ИРА УТК, 2011. 260 с. (16,3 п.л.), авт. С. 50-73 (1, 7 п.л.)
3.Днепрова Т.П. Воспитание межнациональной толерантности: учеб.- метод. пособие / Т.П. Днепрова. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2003. 88 с. (5,5 п.л.)
4.Днепрова Т.П. Педагогика в тестах: учеб.- метод. пособие / С.А. Днепров, Т.П. Днепрова. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2006. 111 с. (6, 3 п. л., авт. 3,1 п. л.).
5.Днепрова Т.П. Педагогика: учеб.-метод. пособие / Е.М. Подгорных, Т.П. Днепрова. – Екатеринбург: Изд. УрГПУ, 2009. 161 с. (7,2 п. л., авт. 3,0 п. л.).
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
6. Днепрова Т. П. Актуальные понятия современной педагогики /Т.П. Днепрова // Педагогика. 2003. № 7. С. 53 (0, 1 п. л.).
7. Днепрова, Т. П. Инверсионная детерминация политико-педагогических процессов в истории отечественного образования / Т. П. Днепрова //Образование и наука. 2008. № 1(49). С. 106-115 (0,8 п. л.).
8. Днепрова Т. П. Проблема диалога между государственной и общественной педагогическими парадигмами в истории отечественного образования /Т.П. Днепрова //Сибирский пед. журнал. 2008. № 7. С. 299-311 (0,9 п. л.).
9. Днепрова, Т. П. Консервативная и либеральная педагогические парадигмы в культурно-цивилизационной континуальной реальности/ Т. П. Днепрова // Образование и наука. 2008. № 9(57). С. 3-14 (0,8 п. л.).
10. Днепрова, Т. П. Национальная толерантность в биполярном отечественном образовании /Т. П. Днепрова //Педагогика. 2009. № 2. С. 26-31 (0,6 п. л.).
11. Днепрова, Т. П. Ценностно-прагматическая сущность национальной толерантности в отечественном образовании / Т. П. Днепрова // Вестник МГОУ. 2009. № 3. С. 30-34 (0,5 п. л.).
12. Днепрова, Т. П. Эволюция смысла толерантности в истории философско-педагогической мысли / Т. П. Днепрова // Сибирский пед. журнал. 2009. № 2. С. 375-382 (0,8 п. л.).
13. Днепрова, Т. П. Демократическая неолибиральная педагогическая парадигма новой народной школы П. П. Блонского / Т. П. Днепрова // Вестник Тюм. гос. ун-та. 2009. № 5. С. 59-67 (0, 7 п. л.).
14. Днепрова, Т. П. Консервативно-либеральный консенсус в отечественном образовании / Т. П. Днепрова // Сибирский пед. журнал. 2010. № 4. С. 199-207 (0,8 п. л.).
15. Днепрова Т. П. Идея развития и гармонии в демократической неолиберальной педагогической парадигме П. Ф. Каптерева и С.И. Гессена / Т. П. Днепрова // Образование и саморазвитие. Науч. журнал Казанского гос. ун-та. 2010. № 3(19). С. 171-177 (0, 7 п. л.).
16. Днепрова Т. П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность», «этническая толерантность» и «межнациональная толерантность» / Т. П. Днепрова // Педагогическое образование в России. 2010. № 2. С. 88-98 (0, 9 п. л.).
17. Днепрова Т. П. «Педагогика духовности» В. А. Сухомлинского /Т. П. Днепрова //Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 50-56 (0, 6 п. л.).
Статьи в научных сборниках, журналах, материалы научно-практических конференций, программы и методические рекомендации
18. Днепрова Т. П. Содержание нравственного образования студентов педагогического вуза / Т. П. Днепрова //Образование в период детства: тез. докл. росс. конф. работников системы образования /УрГПУ. Екатеринбург, 1997. С. 35-37 (0,2 п. л.).
19. Днепрова Т. П. Субъективный подход к пониманию курса «Философия и история образования» /Т. П. Днепрова //Учебно-метод. обеспечение преподавания педагогич. дисциплин: тез. докл. науч. конф. /УрГПУ. Екатеринбург, 1997. С. 21 (0,1 п. л.).
20. Днепрова Т. П. Философско-педагогический аспект проблемы воспитания «культуры воли» /Т. П. Днепрова //Человек в мире культуры: тез. докл. науч.-практ. конф. /Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 1997. С. 41-43 (0,2 п.л.)
21. Днепрова Т. П. Рациональная основа нравственного образования учителя истории / Т. П. Днепрова //Образование на Урале и современные проблемы подготовки учителя истории: матер. Урал. историко-пед. чтений /УрГПУ. Екатеринбург, 1997. С. 51-53 (0,2 п. л.)
22. Днепрова Т. П. Высшая школа должна учить мыслить /Т. П. Днепрова //Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога: матер. науч.-практ. конф. /УрГПУ. Екатеринбург, 1998. С. 34-36 (0,2 п. л.).
23. Днепрова Т. П. Интеллектуализация образования как условие развития аксиологического мышления будущего учителя истории /Т. П. Днепрова //Вторые уральские историко-пед. чтения: сб. науч. тр. /УрГПУ. Екатеринбург, 1998. С. 58-61 (0,3 п. л.)
24. Днепрова Т. П. Введение в педагогическую деонтологию: программа курса и метод. рекомендации /Т. П. Днепрова //Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса. 1999. № 1. С. 183-191 (0,8 п. л.)
25. Днепрова Т. П. Сущность и структура курса «Философия и история образования» /Т. П. Днепрова //Философия и история образования – учебный предмет в системе подготовки будущего учителя: матер. регион. науч.-практ. конф. /НГПУ. Нижний Новгород, 2000. С. 42-44 (0,2 п. л.).
26. Днепрова Т. П. К вопросу об этико-педагогических дефинициях / Т. П. Днепрова //Социально-пед. проблемы воспитания и образования в начале третьего тысячелетия: матер. межрегион. науч.-практ. конф. /УрГПУ. Екатеринбург, 2001. С. 15-17 (0,2 п. л.)
27. Днепрова Т. П. История образования и педагогической мысли: программа курса и метод. материалы /Т. П. Днепрова. УрГПУ. Екатеринбург, 2001. 35 с. (2,2 п. л.)
28. Днепрова Т. П. Педагогическая фасилитация как сущность творческого процесса педагогической деятельности /Т. П. Днепрова //Педагогика творчества: проблемы, поиски, решения: сб. науч. трудов /УрГПУ. Екатеринбург, 2001. С. 20-26 (0,6 п. л.).
29. Днепрова Т. П. Учитель истории как субъект процесса педагогической фасилитации /Т. П. Днепрова //Многокультурное измерение исторического образования: теория и практика: сб. науч. тр. Всеросс. ист.-пед. чтений /УрГПУ. Екатеринбург, 2001. С. 46-50 (0,4 п. л.).
30. Днепрова Т. П. Творческая основа научного педагогического сознания / С. А. Днепров, Т. П. Днепрова //Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: сб. статей и тез. IX всеросс. науч.-практ. конф. /КГУ. Казань – Йошкар-Ола, 2001. С. 38-40 (0,2 п. л., авт. 0,1 п. л.).
31. Днепрова Т. П. Роль учителя истории в воспитании межнациональной толерантности /Т. П. Днепрова //Научно-теоретические основы непрерывного исторического образования: сб. науч. ст. 6-х всеросс. истор.-пед. чтений /УрГПУ. Екатеринбург, 2002. С. 78-82 (0,4 п.л.).
32. Днепрова Т. П. Некоторые подходы к осмыслению и преодолению националистических тенденций в современной России /Т. П. Днепрова // Парадигмы исторического образования в контексте социального развития: сб. науч. ст. 7-х всеросс. ист.-пед. чтений /УрГПУ. Екатеринбург, 2003. С. 61-64 (0,3 п. л.).
33. Днепрова Т. П. Медиативная роль русской культуры /Т. П. Днепрова //Человек в мире культуры: матер. всеросс. науч.-прак. конф. /УрГПУ. Екатеринбург, 2003. С. 24-26 (0,2 п. л.).
34. Днепрова Т. П. Воспитание межнациональной толерантности – как просветление сознания человека /Т. П. Днепрова //Образовательная стратегия в начале XXI века и проектирование региональных образовательных систем: матер. всеросс. науч.-практ. конф. /ТюмГУ. Тюмень, 2003. С. 34-38 (0,4 п. л.).
35. Днепрова Т. П. Обновление содержания научного знания как один из компонентов модернизации педагогического образования /Т. П. Днепрова //Проблемы модернизации педагогического образования: матер. межрегион. научно-практ. конф. /УрГПУ. Екатеринбург, 2004. С. 30-32 (0,2 п. л.).
36. Днепрова Т. П. Воспитание этно-национальной толерантности как подготовка к жизни в поликультурном пространстве /Т. П. Днепрова //Этнический фактор в процессе социальных трансформаций: матер. международной научно-практ. конф. / Ин-т философии и права Урал. отд. РАН, Фонд Фридриха Наумана. Екатеринбург, 2004. С. 18-21 (0,3 п. л.)
37. Днепрова Т. П. К проблеме сущности понимания и воспитания этно-национальной толерантности /Т. П. Днепрова //Человек в мире культуры: межвуз. сб. науч. и науч.-метод. трудов /УрГПУ. Екатеринбург, 2005. С. 31-33 (0,2 п. л.).
38. Днепрова Т. П. Воспитание этно-национальной толерантности в процессе высшего педагогического образования /Т. П. Днепрова //Совершенствование воспитательной работы: проблемы и перспективы: сб. матер. всеросс. научно-практ. конф. / УрГПУ. Екатеринбург, 2005. С. 36-38 (0,2 п. л.).
39. Днепрова Т. П. Абрис исторического пути социальной педагогики в России /Т. П. Днепрова //Социализация личности в ХХ1 веке: матер. межрегион. научно-практ. конф., посвященной 75-летию проф. В. Д. Семенова / УрГУ им. А. М. Горького. Екатеринбург, 2005. С. 44- 50 (0,7 п. л.).
40. Днепрова Т. П. К вопросу о необходимости гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения России /Т. П. Днепрова, А. А. Лесников //Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации: сб. науч. статей / УГПУ. Екатеринбург, 2006. С. 67-70 (0,3 п. л., авт. 0,2 п. л.).
41. Днепрова Т. П. О влиянии педагогической интеллигенции на воспитание студенческой молодежи / Т. П. Днепрова //Профессиональная педагогика: становление и пути развития: матер. научно-практ. конф. /РГППУ. Екатеринбург, 2006. Ч. 2. С. 27-30 (0,3 п. л.).
42. Днепрова Т. П. Роль педагогической интеллигенции в духовно-нравственном образовании подрастающего поколения /Т. П. Днепрова //Духовно-нравственное становление специалиста в региональном колледже и вузе: матер. международ. науч.-практ. заоч. конф. / БелГУ. Старый Оскол – Белгород, 2006. С. 53-54 (0,2 п.л.).
43. Днепрова Т. П. Интеллектуальная честность как основа исторического образования / Т. П. Днепрова //Роль исторического образования в формировании исторического сознания общества: Х1 международ. историко-пед. чтения: сб. науч. ст. /УрГПУ. Екатеринбург. 2007. Ч. 2. С. 107-109 (0,3 п. л.)
44. Днепрова Т. П. На пути к национальной толерантности в образовании / Т. П. Днепрова //Педагогическое образование /УрГПУ. Екатеринбург, 2008. № 1. С. 80-83 (0,4 п. л.).
45. Днепрова Т. П. Проблема национальной толерантности в истории отечественного образования /Т. П. Днепрова //Воспитательный потенциал исторического образования: сб. науч. ст. в 2 частях/ УрГПУ. Екатеринбург, 2008. Ч. 2. С. 504-512 (0,7 п. л.).
46. Днепрова Т. П. Национальная толерантность в образовании как условие позитивного жизненного самоопределения человека /Т. П. Днепрова //Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях. IV Сазоновские педагогические чтения: сб. науч. трудов /КГУ. Курган, 2008. С. 89-90 (0,2 п. л.).
47. Днепрова Т. П. Смысловое поле феномена толерантности /Т. П. Днепрова //Актуальные проблемы изучения гуманитарных наук: межвузовский сб. науч. статей /Азербайджан, Бакинский славянский университет. Баку: Мутарджим, 2008. С. 411-416 (0,7 п.л.).
48. Днепрова Т. П. «Культура» и «цивилизация» в консервативно-либеральном образовательном пространстве /Т. П. Днепрова //Новейшая история России в образовательном пространстве школы и вуза: традиции и новации: сб. науч. статей /УрГПУ, ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2009. С. 118-126 (0,8 п. л.).
49. Днепрова Т. П. Политика культуртрегерства в советской школе и педагогической науке 1920-х годов /Т. П. Днепрова //История как ценность и ценностное отношение к истории: сб. науч. статей /УрГПУ, Ин-т истории и арх. УрО РАН. Екатеринбург, 2010. С. 135-145 (0,9 п. л.).
50. Днепрова Т. П. Личность как одна из ипостасей целостного человека: философско-историко-педагогический подход / Т. П. Днепрова //Личность в истории: теоретико-методол. и методические аспекты: сб. науч. статей /УрГПУ, Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2011. С. 164-168 (0,4 п.л.)