Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ КАК ПОТЕНЦИАЛ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ»
Специальность: 08.00.10
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Методологически разграничены два основных режима формирования и использования государственных финансовых резервов - фондовый и бесфондовый. Определено, что в бесфондовом режиме управления в России величина государственных финансовых резервов существенно превышает их величину в Резервном фонде РФ и Фонде национального благосостояния РФ (п. 1.8).
  2. Разработан методологический аппарат государственных сбережений как основа формирования государственных финансовых резервов. В связи с этим введена система новых понятий: «государственные финансовые сбережения», «государственные финансовые сбережения (финансовые резервы) бюджетной системы», «государственные финансовые сбережения (резервы) федерального бюджета», «государственные финансовые сбережения (резервы) государственных внебюджетных фондов», «субфедеральные государственные финансовые сбережения (резервы)» и «небюджетные государственные финансовые сбережения (резервы)». Это позволяет развить теоретические представления о формировании и использовании фондов государственных финансовых резервов (п. 1.8).
  3. Обобщен опыт и выявлены закономерности формирования и использования фондов государственных финансовых резервов в мире. Данные фонды, во-первых, создаются в странах, экономики которых сильно зависят от эксплуатации и экспорта природных ресурсов (нефть, природный газ, медь, фосфаты); во-вторых, в них подлежат зачислению преимущество бюджетные профициты; в-третьих, они используются с целью аккумуляции и межпоколенческого перераспределения богатства и/или в целях стабилизации национальных экономик; в-четвертых, размещение средств фондов происходит главным образом вне пределов национальной экономики на долгосрочной основе в акции и облигации, а также в объекты недвижимости по высоко диверсифицированной стратегии; в-пятых, управление средствами фондов является независимым от правительства страны и может осуществляться центральными банками, специально создаваемыми компаниями, а также с привлечением частных управляющих компаний. Выявленные закономерности позволяют уяснить роль фондов государственных финансовых резервов в системе государственных финансов и определить пути развития аналогичных фондов в России (п. 2.2).
  4. Обосновано формирование фонда государственных финансовых резервов стабилизационного типа за счет антициклических таможенных пошлин. Антициклические пошлины должны представлять собой таможенные пошлины (ввозные и вывозные), привязанные к курсу национальный валюты. Антициклические пошлины должны изменяться автоматически вследствие изменения обменного курса национальной валюты в целях сохранения уровня таможенно-тарифной защиты национальных товаров на прежнем уровне. Показано, что в рамках стабилизационной политики государственному финансовому резервированию должна подлежать конъюнктурная часть антициклических пошлин. Разработана методология антициклического таможенно-тарифного регулирования национальной экономики. Формирование и использование фонда государственных финансовых резервов в рамках антициклического таможенно-тарифного регулирования обеспечивает государство дополнительным инструментом сбалансированности федерального бюджета и стабилизации национальной экономики (п. 2.2).
  5. Детализирован финансовый механизм фонда будущих поколений как инструмента межпоколенческого перераспределения доходов. Определены источники формирования и направления использования фондов будущих поколений. Выявлены ключевые особенности фондов будущих поколений по сравнению с фондами стабилизационного типа. Дана оценка целесообразности рассмотрения природных ресурсов в недрах как фонда будущих поколений, что необходимо для реализации политики в области формирования и использования средств фондов данного типа. Детализация финансового механизма фонда будущих поколений позволяет оценить направления развития Фонда национального благосостояния РФ и подобных фондов в других странах мира (п. 2.2).
  6. Раскрыт механизм влияния формирования и использования фондов государственных финансовых резервов на фондовый рынок. В рамках этого обоснована авторская модель «государственные финансовые резервы - фондовый рынок» и теоретически обоснован эффект частичного замещения государственными финансовыми резервами частных сбережений. Выявленный механизм частичного замещения государственных финансовых резервов частных сбережений позволяет учитывать результативность государственной финансовой политики по стабилизации национальной финансовой системы (п. 2.10).
  7. Сформулированы и теоретически обоснованы основные принципы и подходы к размещению средств фондов государственных финансовых резервов. При их размещении необходимо учитывать специфические критерии, вытекающие из того, что они являются макровеличинами. Специфические критерии: а) критерий противофазности, который подразумевает, что государственные финансовые резервы должны вкладываться в инструменты (активы), цена которых колеблется вместе с ценой на углеводороды, но в противоположном направлении (минимальна при максимуме цен на углеводороды и максимальна при минимуме цен на них); б) критерий достаточной емкости рынка, означающий, что операции администратора фонда по купле-продаже инструментов не должны оказывать существенного воздействия на цену инструментов. Рынок данных инструментов должен быть емким по отношению к объему вложенных средств (критерий емкости рынка). Принципы размещения средств фондов государственных финансовых резервов: преимущественная ориентация на развитие и модернизацию российской экономики; макроэкономическая сбалансированность; минимизация рисков; максимизация доходности (при заданном уровне риска); диверсификация; требуемая ликвидность; моральная ответственность перед будущими поколениями и ответственность перед природой (п. 2.10).
  8. Выявлены финансово-экономические последствия различных вариантов использования средств фонда государственных финансовых резервов (создание специального инвестиционного механизма, кредитование экспорта, рефинансирование коммерческих банков, досрочное погашение государственного долга). Это позволяет оценить результативность и эффективность функционирования данных фондов при реализации различных вариантов их использования (п. 2.10).
  9. Разработаны предложения по совершенствованию механизма формирования и использования государственных финансовых резервов Российской Федерации, в их числе: разработан экономический и бюджетно-финансовый механизм, позволяющий размещать государственные финансовые резервы федерального бюджета РФ в рамках национальной экономики; новая методика расчетов доходов федерального бюджета, подлежащих государственному финансовому резервированию, что позволяет в наиболее полной степени использовать потенциал государственных финансовых резервов как инструмента снижения цикличности российской экономики; повышение степени прозрачности в сфере формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; перевод бесфондовых государственных финансовых сбережений в фондовый режим их формирования, использования и управления; использование имущественного баланса государственного сектора с выделением в нем раздела «государственные финансовые резервы», что позволит оценить объем валового и чистого государственного финансового сбережения, а также усилить контроль над государственной собственностью и использовать Фонд национального благосостояния РФ на демографические инвестиции (п. 2.17).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Сухарев, А. Н. Государственные сбережения: теория и практика / А. Н. Сухарев. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. – 444 с. – (ISBN 978-5-7609-0534-5). – 27,75 п.л.

2. Сухарев, А. Н. Золото: экономические и финансовые идеи теоретического анализа / А.Н. Сухарев. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. – 126 с. – (ISBN 978-5-7609-0530-7). – 7,75 п.

3. Сухарев, А. Н. Резервный фонд РФ: эволюция и современность / А. Н. Сухарев. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – 128 с. – (ISBN 978-5-7609-0588-8). – 8,0 п.

4. Сухарев, А. Н. Фонд национального благосостояния: теория, мировая практика и опыт России / А. Н. Сухарев. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – 108 с. – (ISBN 978-5-7609-0589-5). – 6,75 п.

5. Сухарев, А. Н. Сбережения и финансовая политика современного государства / А. Н. Сухарева. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 2010. – 112 с. – (ISBN 978-5-7609-0639-7). – 7,0 п.

Статьи в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертации

6. Сухарев, А.Н. Государственные сбережения и международные резервные активы: экономическая сущность, взаимосвязь и различие / А.Н. Сухарев // Экономические науки. – 2009. – № 4. – 0,4 п.л.

7. Сухарев, А.Н. Стабилизация национальной экономики с использованием антициклического таможенно-тарифного регулирования / А.Н. Сухарев // Вестник ИНЖЕКОН. – Сер. «Экономика». – 2009. – № 5(32). – 0,85 п.л.

8. Сухарев, А.Н. Фонд будущих поколений: теоретические представления / А.Н. Сухарев // Экономические науки. – 2009. – № 5. – 0,45 п.л.

9. Сухарев, А.Н. Государственные сбережения в макроэкономических моделях экономического роста / А.Н. Сухарев // Экономические науки. – 2009. – № 7. – 0,45 п.л.

10. Сухарев, А.Н. Математическая интерпритация государственных сбережений в национальной экономике / А.Н. Сухарев // Экономические науки. – 2009. – № 9. – 0,4 п.л.

11. Сухарев, А.Н. К вопросу о действительных масштабах государственного сбережения в России / А.Н. Сухарев // Российское предпринимательство. – 2009. – № 10-2 (октябрь). – 0,2 п.л.

12. Сухарев, А.Н. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2009. – № 40 (376) (октябрь). – 1,0 п.л.

13. Сухарев, А.Н. Стерилизация денежной массы: механизм и инструменты / А. Н. Сухарев // Российское предпринимательство. – 2009. – № 11-1 (ноябрь). – 0,3 п.л.

14. Сухарев, А.Н. Политика государственного сбережения: от настоящего к будущему / А. Н. Сухарев // Российское предпринимательство. – 2009. – № 12-1 (декабрь). – 0,2 п.л.

15. Сухарев, А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета / А. Н. Сухарев // Финансы. – 2009. – № 11 (ноябрь). – 0,5 п.л.

16. Сухарев, А.Н. От политики государственного долга к политике государственного сбережения / А.Н. Сухарев // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – № 4 (декабрь). – 0,95 п.л.

17. Сухарев, А.Н. Влияние валютной политики на объем и доходность фонда государственных сбережений / А.Н. Сухарев // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2010. – № 1 (январь). – 0,75 п.л.

18. Сухарев, А.Н. Направления размещения государственных финансовых резервов федерального бюджета / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 3 (387) (январь). – 1,0 п.л.

19. Сухарев, А.Н. Фонд национального благосостояния: опыт 2008 – 2009 гг. и перспективы / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 10 (394) (март). – 0,8 п.л.

20. Сухарев, А.Н. Резервный фонд Российской Федерации: опыт 2008 – 2009 гг. и перспективы / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 14 (398) (апрель). – 0,55 п.л.

21. Сухарев, А.Н. Природная рента как инструмент стабилизации российской экономики / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 15 (399) (апрель). – 0,63 п.л.

22. Сухарев, А.Н. Стабилизационный фонд РФ: Опыт государственного сбережения и стабилизации экономики в 2004–2007 гг. / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 16 (400) (апрель). – 0,95 п.л.

23. Сухарев, А.Н. Меновая стоимость золота: парадоксы исторических закономерностей / А.Н. Сухарев // Финансовая аналитика: проблемы и решения : научно-практический и информационно-аналитический сборник. – 2010. – № 4 (28) (апрель). – 0,75 п.л.

24. Сухарев, А.Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 17 (401) (май). – 0,7 п.л.

25. Сухарев, А.Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 18 (402) (май). – 0,56 п.л.

26. Сухарев, А.Н. Стабилизационные фонды: международный финансово-экономический аспект / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010 . – № 20(404) (май). – 0,85 п.л.

27. Сухарев, А.Н. Моделирование влияния формирования и использования суверенных фондов на национальную экономику / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 21 (405) (июнь). – 1 п.л.

28. Сухарев, А.Н. Государственные сбережения: методологический аспект / А. Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 23(407) (июнь). – 0,55 п.л.

29. Сухарев, А.Н. Фискально-бюджетная и денежно-кредитная политика в контексте антициклического регулирования национальной экономики / А.Н. Сухарев // Финансовая аналитика: проблемы и решения : научно-практический и информационно-аналитический сборник. – 2010. – № 7(31) (июль). – 0,7 п.л.

30. Сухарев, А.Н. Стабилизационный финансовый механизм современных государств: теория, практика и перспективы / А.Н. Сухарев // Финансовая аналитика: проблемы и решения : научно-практический и информационно-аналитический сборник. – 2010. – № 11 (35) (сентябрь). – 0,7 п.л.

31. Сухарев, А.Н. Суверенные фонды благосостояния: опыт создания и пути развития / А.Н. Сухарев // Финансовая экономика. – 2010. – № 3. – 1 п.л.

32. Сухарев, А.Н. Величина и структура сбережений в экономике: эволюция и современность / А. Н. Сухарев // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № (194) (сентябрь). – 0,55 п.л.

33. Сухарев, А.Н. Региональные и муниципальные финансовые сбережения: теория и практика / А.Н. Сухарев // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 37 (172) (октябрь). – 0,45 п.л.

34. Сухарев, А.Н. Финансовая устойчивость и платежеспособность государства / А.Н. Сухарев // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 31 (196) (октябрь). – 0,8 п.л.

35. Сухарев, А.Н. Региональные стабилизационные фонды в России / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 40(424) (октябрь). – 0,7 п.л.

36. Сухарев, А.Н. Управление средствами суверенных фондов России в первом полугодии 2010 г. / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2010. – № 44 (428) (ноябрь). – 0,45 п.л.

37. Сухарев, А.Н. Финансовые сбережения федерального бюджета РФ: объем, структура, размещение / А.Н. Сухарев // Финансовая аналитика: проблемы и решения : научно-практический и информационно-аналитический сборник. – 2010. – № 18 (42) (декабрь). – 0,85 п.л.

38. Сухарев, А.Н. Механизм влияния цены золота на современную экономическую систему / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2011. – № 21 (453). – 0,5 п.л.

39. Сухарев, А.Н. Механизм образования прибыли центральных банков / А.Н. Сухарев // Финансы и кредит. – 2011. – 23 (455). – 0,6 п.л.

40. Сухарев, А.Н. Проблемы государственных сбережений в России / А.Н. Сухарев // Финансовый бизнес. – 2011. – № 2. – 0,67 п.л.

Прочие публикации

41. Сухарев, А.Н. Золотовалютные резервы в системе трансформации сбережений в инвестиции / А.Н. Сухарев, А.А. Осипов // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. науч. тр. / под ред. В.М. Ходачека, А.А. Осипова, А.Н. Сухарева. – Тверь: ТФ СЗАГС, 2005. – 0,28 п. л. / 0,14 а.л.

42. Сухарев, А.Н. Модели валютного курса для экономики России / А.Н. Сухарев // Рыночные преобразования в переходной экономике: сб. науч. тр. / Под ред. В. А. Петрищева. – Тверь: ТвГУ, 2005. – 0,4 п.л.

43. Сухарев, А.Н. Источники финансирования воспроизводства российской экономики / А.Н. Сухарев, А.А. Осипов // Рыночные преобразования в переходной экономике: сб. науч. тр. / под ред. В.А. Петрищева. – Тверь: ТвГУ, 2005. – 1,0 п. л. / 0,5 а.л.

44. Сухарев, А.Н. Механизм принудительных сбережений К. Викселля и экономический рост / А.Н. Сухарев // Управленческое консультирование. – 2005. – № 3. – 0,7 п.л.

45. Сухарев, А.Н. Механизм формирования стоимости золота / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Экономика». – 2005. – № 10 (16). – 1,0 п.л.

46. Сухарев, А.Н. Золото в системе экономического равновесия / А.Н. Сухарев // Актуальные проблемы региональной экономики: сб. науч. тр. – Тверь: РЭА им. Г.В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Тверской государственный университет, ТИЭМ, 2006. – Вы. 5. – 0,87 п.л.

47. Сухарев, А.Н. Стабилизационные фонды: теория и практика / А.Н. Сухарев, Г.Л. Толкаченко // Актуальные проблемы региональной экономики: сб. науч. тр. – Тверь: РЭА им. Г.В. Плеханова, Финансовая академия при Правительстве РФ, Тверской государственный университет, ТИЭМ, 2006. – Вып. 5. – 0,56 п. л. / 0,28 а.л.

48. Сухарев, А.Н. Природа прибыли Центрального банка / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Право». – 2006. – № 9 (26). – 0,75 п.л.

49. Сухарев, А.Н. Золото как особый товар / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Экономика». – 2006. – №10 (27). – 0,75 п.л.

50. Сухарев, А.Н. Стабилизационный фонд РФ и экономическая безопасность страны / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Право». – 2007. – № 30 (58). – 0,75 п.л.

51. Сухарев, А.Н. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Право». – 2007. – № 4 (32). – 0,70 п.л.

52. Сухарев, А.Н. Экономическая сущность прибыли Центрального банка / А.Н. Сухарев // Проблемы и перспективы развития финансового рынка России: сбор. науч. тр. – Тверь: ТФ МЭСИ, 2007. – 0,6 п.л.

53. Сухарев, А.Н. Сущность и механизм стабилизационного фонда / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Экономика». – 2008. – № 32 (63). – 0,75 п.л.

54. Сухарев, А.Н. Механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации / А.Н. Сухарев // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. науч. тр. / под ред. А. А. Осипова. – Тверь : ТФ СЗАГС, 2007. – Вып. 3. – 0,8 п.л.

55. Сухарев, А.Н. Финансово-экономические основы размещения средств Стабилизационного фонда РФ / А.Н. Сухарев, Г. Л. Толкаченко // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. науч. тр. / под ред. А. А. Осипова. – Тверь : ТФ СЗАГС, 2007. – Вып. 3. – 0,9 п.л. / 0,45 а.л.

56. Сухарев, А.Н. Теоретические основы создания Стабилизационного фонда РФ / А.Н. Сухарев // Проблемы и перспективы развития финансового рынка: сб. науч. тр. – Тверь: ТвГУ, 2007. – 0,56 п.л.

57. Сухарев, А.Н. Инвестиционный портфель Стабилизационного фонда РФ: теоретические основы / А.Н. Сухарев, Г. Л. Толкаченко // Проблемы и перспективы развития финансового рынка: сб. науч. тр. – Тверь: ТвГУ, 2007. – 0,78 п.л. / 0,39 а.л.

58. Сухарев, А.Н. Теоретико-экономический аспект прибыли Центрального банка / А.Н. Сухарев // Научная жизнь. – 2008. – № 2. – 0,8 п.л.

59. Сухарев, А.Н. Теоретические подходы к размещению средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния / А.Н. Сухарев // Вестник развития науки и образования. – 2008. – № 2. – 1,0 п.л.

60. Сухарев, А.Н. Методология ненефтегазового федерального бюджета России / А.Н. Сухарев // Факторы развития экономики России : материалы межрегиональной научно-практической конференции, 22–23 апреля 2008 г. – Тверь: ТвГУ, 2008. – 0,2 п.л.

61. Сухарев, А.Н. Опыт создания и механизм функционирования за рубежом сберегательных фондов / А.Н. Сухарев // Актуальные вопросы экономики и управления: сб. науч. тр / под ред. А.А. Осипов. – М. : ТФ СЗАГС, 2008. – 0,32 п.л.

62. Сухарев, А.Н. Антициклическое таможенно-тарифное регулирование: идея и механизм реализации / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Право». – 2008. – № 10 (70). – 0,6 п.л.

63. Сухарев, А.Н. Эволюция таможенного тарифа России и его влияние на развитие внешней торговли / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Право». – 2008. – № 30. (90). – 0,35 п.л.

64. Сухарев, А.Н. Роль бюджетного механизма в снижении процикличности российской экономики / А.Н. Сухарев // Сб. материалов научной конференции «День науки на экономическом факультете». – Тверь: ТвГУ, 2008. – 0,4 п.л.

65. Сухарев, А.Н. Формирование государственных сбережений при различных вариантах внешнего равновесия национальной экономики / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Экономика и управление». – 2009. – № 4. – 0,85 п.л.

66. Сухарев, А.Н. Политика режима курса национальной валюты в контексте государственных сбережений конъюнктурных доходов экономики / А.Н. Сухарев // Вестник Тверского государственного университета. – Сер. «Право». – 2009. – № 1. – 0,6 п.л.

67. Сухарев, А.Н. Золотовалютные резервы и государственные сбережения: сущность, взаимосвязь и различие / А.Н. Сухарев // Факторы развития экономики России : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 28–29 апреля 2009 г. – Тверь: ТвГУ, 2009. – 0,25 п.л.

68. Сухарев, А.Н. Роль и место Резервного фонда и Фонда будущих поколений в финансовой системе / А.Н. Сухарев // Вопросы развития финансового рынка: сб. науч. тр. – Тверь: НОУ ТИЭМ, 2009. – 0,7 п.л.

69. Сухарев, А.Н. Конъюнктурные доходы экономики как форма проявления природной ренты / А.Н. Сухарев // Научное обозрение. – 2009. – № 4 (сентябрь). – 0,35 п.л.

70. Сухарев, А.Н. Влияние государственных сбережений на фондовый рынок / А.Н. Сухарев // Сборник материалов Международной научной конференции «Макро- и микроэкономика: теория и практика» (Караганда, Казахстан, 2 сентября 2009 г.). – Караганда, 2009. – 0,2 п.л.

71. Сухарев, А.Н. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния как новые бюджетные реалии / А.Н. Сухарев // Сб. докладов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы финансового права и государственного регулирования экономики в кризисный период» (г. Казань, Татарстан, 18 сентября 2009 г.). – Казань, 2009. – 0,25 п.л.

72. Сухарев, А.Н. Государственные сбережения как финансовая категория / А.Н. Сухарев // Актуальные проблемы современной науки. – 2010. – № 1 (январь). – 0,25 п.л.

73. Сухарев, А.Н. Проблемы оптимальной величины государственного сбережения / А.Н. Сухарев // Вопросы экономических наук. – 2009. – № 6 (декабрь). – 0,25 п.л.

74. Сухарев, А.Н. Альтернативы финансовой политики: государственный долг или государственные сбережения? / А.Н. Сухарев // Проблемы экономики. – 2009. – № 6 (декабрь). – 0,25 п.л.

75. Сухарев, А.Н. Стратегия инвестирования государственных сбережений / А.Н. Сухарев // Материалы Международной конференции «Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире» (Омск, 12–13 ноября 2009 г.) : коллективная монография // Приложение к журналу «Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал». – 2009. – № 4. – 0,85 п.л.

76. Сухарев, А.Н. Финансовые резервы федерального бюджета как инструмент стабилизации социально-экономического развития страны: Опыт России и мира / А.Н. Сухарев // Материалы X Международной научной конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 17–18 декабря 2009 г.). – М. : ИНИОН РАН, 2010 г. – 0,7 п.л.

77. Сухарев, А.Н. Финансово-экономический механизм Фонда национального благосостояния / А.Н. Сухарев // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества» (Саратов, 18 декабря 2009 г.). – Саратов, 2009. – 0,3 п.л.

78. Сухарев, А.Н. Пути и направления развития суверенных фондов России // Материалы Всероссийской научной конференции «Россия в мире: гуманитарное, политическое и экономическое измерение» (Москва, ИНИОН РАН, 19 марта 2010 г.) / А. Н. Сухарев. – М. : ИНИОН РАН, 2010 г. – 0,4 п.л.