- В качестве главного критерия для отнесения того или иного действующего в истории феномена к категории «субъект истории» служит специфически субъектная активность. Специфичным в такой активности является наличие у нее смысла, что отличает ее от природной активности. Задаче наиболее всестороннего и полного изучения субъекта истории в классической парадигме соответствует диалектический принцип взаимосвязи категорий общего, особенного и единичного. В неклассической парадигме эта методология получает развитие с помощью принципа дополнительности.
- Влияние западноевропейской философии на решение проблемы субъекта истории в русской философии проявилось в разработке и постепенном эволюционировании в ее рамках учений о четырех типах субъектов: о Боге, человечестве, части человечества и отдельной личности. Каждый из субъектов истории в рамках западноевропейской философии получил концептуальное осмысление, что создавало возможность использования ее теоретических результатов для дальнейшего достаточно многостороннего рассмотрения этой проблемы в русской философии.
- В русской философии до последней трети XIX века предпринимались плодотворные усилия по решению проблемы субъекта истории. В ней имелись представления обо всех принципиальных вариантах ее решения, велось рассуждение о взаимодействиях, существующих между субъектами, философы стремились определить исторические тенденции развития каждого из субъектов. В этот период были намечены принципиальные оппозиции в решении проблемы субъекта истории: Бог или человеческая воля, человечество или народы, участие личности в истории или ее отстраненность от исторического процесса. Все это заложило фундамент для дальнейшей разработки проблемы субъекта истории в последней трети XIX - первой трети ХХ века.
- Материалистический вариант понимания субъекта истории русских мыслителей последней трети ХIХ - первой трети ХХ века квалифицируется как разновидность нехристианского универсализма, которая основана на приоритете крупномасштабных тенденций исторического развития с человечеством в качестве важнейшего, хотя и становящегося, субъекта истории, при ведущей роли в этом процессе сознательного меньшинства. Диалектический характер такого универсализма учитывал, что свой способ исторической активности имелся и у человечества и у отдельных народов и у конкретных личностей.
- Цивилизационно-культурологический вариант решения проблемы субъекта истории рассматривал в качестве таковых отдельные социально-культурные образования. При этом историческая жизнь субъекта истории представлялась в нем, как реализация нематериального начала истории, восходящего к высшему духовному плану жизни народа, осуществляемому в его культуре. Переход на уровень изучения отдельных сообществ позволял уйти от тотальных обобщений и приблизить историческую картину к многообразной сложности жизни, изобразив историю как рождение, взаимодействие и гибель отдельных социальных образований.
- Социологическое направление русской философии последней трети XIX - первой трети ХХ века выработало решение проблемы субъекта истории, основывающееся на придании подобного статуса отдельным личностям. При этом значение каждой личности, как субъекта истории, выводилось из общечеловеческого характера нравственных норм, что придавало ей независимость от каких-либо социальных структур и гарантировало возможность исторической самореализации. Признаком проявления личности в качестве субъекта истории в этом направлении считалось выработка ею социального идеала и стремление к его реализации.
- Системное историко-философское исследование русской религиозной философии последней трети XIX - первой трети ХХ века показывает, что ею был создан вариант решения проблемы субъекта истории, который исходил из его соотнесенности с явлениями духовного характера, трансцендентными по отношению к субъекту. Он предполагал не только принципиальную общность нравственной основы существования любого из субъектов истории, но и ее априорный характер. Благодаря этому, любой из субъектов истории получал в таком подходе равные права и одинаковые критерии оценки своей деятельности.
- Рассматриваемые интегративно, концепции русской философии последней трети XIX - первой трети ХХ века демонстрируют все возможные варианты решения проблемы субъекта истории. Каждый из вариантов по-своему раскрывает определенные стороны и характеристики субъекта истории, объединяемые понятием смысла его исторической деятельности. Системное рассмотрение взглядов русских мыслителей на субъект истории позволяет снять издержки их одностороннего противопоставления друг другу.
- Понимание субъекта истории в русской философии внесло значительный вклад в мировую философскую мысль. Каждое из направлений, сложившихся в рамках русской философии последней трети XIX - первой трети ХХ века привнесло в решение проблемы субъекта истории ценный компонент, свидетельствующий об оригинальности отечественной философской мысли. Взгляд на человечество дополнялся в ней пониманием самобытности исторической судьбы каждого народа, а претензии личности на собственную историческую роль мыслились как регулируемые нравственно-религиозными императивами.
- Теоретическая судьба взглядов на субъекты истории, выработанных в русской философии последней трети XIX - первой трети ХХ века, заключалась в борьбе двух главных тенденций. Первая тенденция состояла в реализации идей нехристианского универсализма, принадлежавшего к классической парадигме и рассматривавшего в качестве субъекта истории все человечество. Вторая тенденция выражала идеи, свойственные неклассической парадигме и особое значение придавала индивидуальному многообразию участников исторического процесса.
1. Виноградов А.И. Философские модели истории. – Мурманск: Мурманский гуманитарный институт, 2003. – 140 с.
2. Виноградов А.И. Субъекты истории в русской философии последней трети XIX – начале ХХ века. – Мурманск: Мурманский государственный педагогический университет, 2010. – 234 с.
Статьи в журналах, включенных в список ВАК :
3. И. Кант и П.И. Новгородцев в их взглядах на субъект истории // Вестник Российского государственного университета им. Иммануила Канта. Вып. 6. Гуманитарные науки. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта. – 2009. – С. 20-25.
4. Представления о субъекте истории П.Я. Чаадаева и понимание перспектив современного общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – № 4. – 2009. Выпуск в серии № 17. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 156-159.
5. Значение «оптимистического пессимизма» К.Н. Леонтьева для понимания субъекта истории // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – № 4. – 2009. Выпуск в серии № 17. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 160-164.
6. Соотношение категорий трансцендентного и имманентного в философском осмыслении субъектов истории // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, серия 6, выпуск 4. – 2009. – С. 185-190.
7. Представления В.С. Соловьева о субъекте истории // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – № 1. – 2010. Выпуск в серии № 18. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 92-98.
8. Взгляды Л.П. Карсавина на субъект истории // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». – № 2. – 2010. Выпуск в серии № . – М.: Изд-во МГОУ. – С. 95-100.
9. Г.В. Плеханов о субъектах истории: «искушение трансцендентным» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – № 5 (110) Серия: Общественные и гуманитарные науки. – 2010. – С. 70-74.
10. Формирование представлений о субъектах истории в русской философии XIX века в контексте спора славянофилов и западников // Среднерусский вестник общественных наук.– № 1. – 2011. – С. 7-11.
11. Проблема субъектов истории в творчестве Н.С. Трубецкого // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 1. Т. 2. – С. 61-67.
12. Нравственный аспект представлений П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского и Н.И. Кареева о субъекте истории // Вестник Военного университета. 2011. № 1(25). – С. 10 - 15.
13. Духовно-нравственные основы учения С.Л. Франка о субъектах истории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 1 (4). – С. 52-56.
14. Методологический дуализм социально-гуманитарного знания и концепции субъектов истории русской философии конца XIX – начала ХХ века // Вестник Военного университета. 2011. № 2(26). – С. 7-11.
15. О содержании понятия «субъект истории» // Вестник Мурманского государственного технического университета. Т. 14. 2011. № 3. Философские науки. – С. 243-247.
16. Принцип дополнительности при изучении вариантов решения проблемы субъекта истории в русской философии конца XIX – начала ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. Выпуск 21. № 3 (218). – С. 156-161.
Статьи и разделы монографий, отражающие содержание и основные научные результаты диссертационного исследования, в иных изданиях:
17. К постановке проблемы анализа теоретических основ концепций философии истории // Сборник научных трудов. Выпуск I. – Мурманск:, Мурманский гуманитарный институт. – 1996. – С. 3-9.
18. Применение категорий всеобщего, особенного и единичного для анализа теоретических оснований концепций философии истории // Сборник научных трудов. Выпуск II. Мурманск: Московский открытый социальный университет, Мурманский гуманитарный институт. – 1997. – С. 10-19.
19. Субъективистское направление российской философии истории // Ежегодник МГИ – 1998. Сборник научных трудов. Мурманск: Мурманский гуманитарный институт. – 1998. – С. 42-53.
20. П.И. Новгородцев и Г.В. Флоровский о всеобщем и единичном в историческом процессе // Ежегодник научных работ МГИ – 1999. – Мурманск: Мурманский гуманитарный институт. – 1999. – С. 31-42.
21. Тенденция развития философии истории в контексте истории философии // Ежегодник МГИ – 2000. Сборник научных трудов. Мурманск: Мурманский гуманитарный институт. – 2000. – С. 36-52.
22. Дихотомия русской философии истории. Сборник научных статей. Выпуск VIII. Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори». – 2002. – С. 27-36.
23. Разрешение проблемы соотношения личного и общественного начал в русской философии ХХ века // Ежегодник научных работ МГИ - 2002. Мурманск: Мурманский гуманитарный институт. – 2002. – С. 34-46.
24. Культурологическое направление в русской философии истории // Ежегодник МГИ – 2003. Сборник научных трудов Мурманск: Мурманский гуманитарный институт. – 2004. – С.5-13.
25. Субъект истории как философская проблема // Ежегодник МГИ – 2005. Сборник научных трудов. Мурманск: Мурманский гуманитарный институт. – 2005. – С. 7-11.
26. Соотношение категорий субъекта и объекта в философии истории Н.А. Бердяева // Ученые записки МГПУ. Общественные науки: Сборник научных статей – Мурманск: Мурманский государственный педагогический университет, 2009. – Выпуск 6: XXI век: проблема смысложизненных ценностей. – С. 97-104.
27. Понимание субъекта истории в цивилизационно-культурологическом направлении русской философии // Известия Калининградского государственного технического университета. – 2009. – № 15. – С. 187-192.
28. Субъект истории в философии всеединства // Известия Калининградского государственного технического университета. – 2009. – № 16. – С. 175-180.
29. Диалектика представлений о субъекте истории в российском материализме (П.Н. Ткачев, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин) // Ученые записки МГПУ. Общественные науки: Сборник научных статей – Мурманск: Мурманский государственный педагогический университет. – 2010. – Выпуск 7: – С. 97-105.
30. Нравственный императив в представлениях П.Л. Лаврова о субъекте истории // Наука и образование. – 2010. – № 11 – С. 38-40.
31. Учение о субъекте исторического развития Л.П. Карсавина. Starpaugstskolu zinātniski praktiskās un mācību metodiskās konferences raksti // Материалы межвузовской научно-практической и учебно-методической конференции «Актуальные проблемы образования». 22-23 февраля 2007 г. – Рига: Институт транспорта и связи. – С. 75-77.
32. Народы как субъекты истории по К.Н. Леонтьеву // Материалы международной научной конференции «Россия и россияне: особенности цивилизации» в Архангельском государственном техническом университете. – Архангельск, 2009. – С. 30-32.
33. Экономический кризис как отражение духовного кризиса: рецепция представлений о субъекте истории С.Л. Франка // Труды VII юбилейной международной научной конференции «Инновации в науке и образовании-2009» В 2 ч. Ч. 2. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. – С. 330-332.
34. Представления о субъектах истории и идея прогресса в русской философии конца XIX – начала ХХ века // Молодежь и прогресс XXI века: материалы всероссийской научно-практической конференции, 12 ноября 2010 года. – Мурманск: МГГУ, 2011. – Т. 1. С. 19-22.
35. Декартовский субъект и его значение для философии истории // Метафизика на переломе времен: Сборник материалов регионального научно-практического семинара с международным участием, посвященного 450-летию Ф. Бэкона и 415-летию Р. Декарта. Мурманск: Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. – С. 59-63.