Научная тема: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКА ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)»
Специальность: 09.00.11
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Современному постнеклассическому образу науки соответствует парадигма становления и самоорганизации, в контексте которой профессиональная этика представляет собой сложную самоорганизующуюся социальную систему. Предпосылки ее образования исторически закономерны, основаны на логике развития общества, тенденциях усложнения его структурной организации, возникновении нравственных типов ценностей, отношений и регуляции в деятельности человека. Это задает современные интенции понимания содержания профессиональной этики как множества взаимосвязанных элементов морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности, где целостность, относительная самостоятельность, устойчивость, а также другие системные свойства и качества фокусируются вокруг центральной идеи реализации общественного блага в профессиональной деятельности.
  2. Социально-философский статус профессиональной этики определяется природой ее происхождения как общественного явления, типа социально-нравственной регуляции отношений. Объективное и закономерное единство инструментальных и моральных основ профессиональной деятельности субъекта образует сущностное ядро феномена, имеющее фундаментальные начала элемента социальной организации и задающие единый критерий оценки самопроявления человеческого. Взаимодействие с другими социальными структурами отражает диалектический характер развития и функционирования, отражая сложно детерминированный характер взаимосвязи и взаимодействия форм общественного бытия - деятельности, религии, права, искусства, культуры в целом. В исследовании профессиональной этики неизбежен учет объективного и субъективного, исторического и логического, формационного и цивилизационного, что актуализирует тщательность и системность отбора исследовательских средств, междисциплинарный подход к ее изучению при доминирующей роли социально-философского анализа.
  3. Профессиональная этика сотрудника пограничных органов - это исторически сложившаяся и развивающаяся социальная система, разновидность целеориентирующих, ценностно-нормативных, функциональных структур, в которой в единое целое объединены сложные элементы (подсистемы) форм моральной рефлексии и ее объективации на практике, реализующие нравственные ценности, нормы, принципы, требования. Системообразующим фактором профессиональной этики сотрудника пограничных органов выступает служба по защите и охране государственной границы как специфический род профессиональной деятельности, обеспечивающий ее качественную определенность и особенность моральных проявлений. Целостность профессиональной этики сотрудника пограничных органов как системы определяется внутрисистемными связями и внешними отношениями с социальной средой, что обеспечивает ее устойчивость, адаптивность и жизнеспособность.
  4. Ретроспективный анализ социально-исторических предпосылок зарождения профессиональной этики пограничника позволил установить, что процессы ее генезиса, эволюции, современных тенденций имеют диалектический характер взаимосвязи общего и особенного, части и целого, системы и элемента, отражая особый тип социального развития. Ее возникновение обусловлено появлением и конституированием профессии пограничника, а содержание базируется на протомоделях воинского этоса служения с последующим выделением особенного (пограничного), приходя к современным, относительно самостоятельным нравственным модусам организации, нормирования и регуляции отношений в деятельности по обеспечению безопасности личности, общества, государства в пограничной сфере.
  5. Современное состояние профессиональной этики сотрудника пограничных органов рассматривается на этапе кардинальных социальных преобразований в мега-, макро-, мезо- и микросферах, задающих не только импульсы ее дальнейшего развития, но и генерирующих источники и механизмы трансформационных процессов в условиях российского социума. Гетерохронность общественных тенденций и собственной логики функционирования профессиональной этики сотрудника пограничных органов создают предпосылки для разрушения ее целостности, ослабления способностей противостоять негативным влияниям извне и как результат - возможность деградации и утраты ею системных свойств. Все это обусловлено конкретно-историческим ходом событий, противоречиями духовного бытия, направленностью общественного развития, где появление новых угроз в пограничном пространстве, реформирование пограничных органов, потребности духовно-нравственного оздоровления служебных отношений предполагают качественное обновление параметров системы в целом.
  6. Развитие профессиональной этики сотрудника пограничных органов представляет собой развернутый в социальном пространстве и времени процесс ее функционирования как социальной системы с изменением свойств и характеристик, направленный на сохранение целостности, идентичности, качественной определенности, способности реализовать программу действий. Это достигается за счет интеграции в сеть социальных отношений, обновления содержания структурных элементов и оптимизации их внутренних связей, создания условий непротиворечивого взаимодействия с другими системами социума. Основные социальные приоритеты развития профессиональной этики сотрудника пограничных органов фокусируются в гуманизации гражданских и служебных отношений, модернизации системы профессиональной подготовки в сферах этического образования и нравственного воспитания, разработке модели ее реализации на практике.
  7. Модель реализации профессиональной этики сотрудника пограничных органов - это перспективный социальный проект, выстраиваемый на основе анализа и синтеза теоретических знаний, духовно-нравственного опыта, разработки и осуществления комплекса программ, мероприятий и механизмов, способный обеспечить повышение потенциала служения Отечеству в современных условиях. Структурно модель представляет собой объединенные целями, задачами, направленностью функционирования научно-теоретический, ценностно-нормативный, образовательный, мотивационно-регулятивный компоненты (подсистемы), ориентированные на достижение социально значимых ценностей в сфере деятельности пограничных органов. На примере представленной модели разработан теоретико-методологический инструментарий, апробирующий и развивающий системный подход к построению проектов подобного рода.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Мяготин А.В. Профессиональная этика государственного служащего (социально-философский анализ): Монография. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2005. – 10,5 п.л.

2.Мяготин А.В. Социально-философский анализ профессиональной этики офицера-пограничника: Монография. – М.: Пограничная академия ФСБ РФ, 2008. – 9,6 п.л.

Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования основных научных результатов докторских диссертаций

1.Мяготин А.В. Противоречия развития профессиональной этики государственного служащего в России // Социально-гуманитарные знания. 2005. – № 6. – С. 170 – 184 (0,75 п.л.)

2.Мяготин А.В. К вопросу об определении профессиональной этики // Вестник СГСЭУ, 2006. – № 12. – С. 108 – 112 (0,5 п.л.)

3.Мяготин А.В. Метаморфозы профессиональной морали государственного служащего // Власть, 2007. – № 12. – С. 34 – 38 (0,5 п.л.)

4.Мяготин А.В. О моральном измерении реформы российского высшего образования // Социология образования. 2008. – № 11. – С. 32 – 36 (0,5 п.л.)

5.Мяготин А.В. Общественная нравственность и моральный облик государственного служащего // Социально-гуманитарные знания. 2009. – № 1. – С. 178 – 187 (0,5 п.л.)

6.Мяготин А.В. Профессиональная этика государственного служащего: современные ракурсы // Социально-гуманитарные знания. 2010. – № 1. – С. 121 – 130 (0,5 п.л.)

7.Мяготин А.В. Социальные образы профессиональной этики госслужащего // Государственная служба. 2010. – № 2. – С. 92 – 95 (0,5 п.л.)

8.Мяготин А.В. Профессиональная этика: современные ценности и смыслы // Ценности и смыслы. 2011. – № 2 (11). – С. 74 – 82 (0,5 п.л.)

9.Мяготин А.В. Профессиональная этика: современные концепты // Социально-гуманитарные знания. 2011. – № 2. – С. 178 – 187 (0,5 п.л.)

10.Мяготин А.В. Социально-исторические предпосылки зарождения и развития профессиональной этики сотрудника пограничных органов // Военная мысль. 2011. – № 6. – 1,0 п.л.

Учебники, учебные и учебно-методические пособия

1.Мяготин А.В. Профессиональная этика офицера-пограничника // Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: Учебник: В 2 тт. – М.: Академия ФПС России, 2000. – Т. 2. Раздел 5. Глава 2,3. – 32,5/1,7 п.л.

2.Мяготин А.В. Профессиональная этика офицера-пограничника // Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: Хрестоматия: В 2 тт. М.: Академия ФПС России, 2002. – 32,8/3,0 п.л.

3.Мяготин А.В. Частная методика преподавания «Этика и культура управления» / А.В. Мяготин, В.Н. Рыжков. - М.: Академия ФПС России, 2002. – 2,2/1,35 п.л.

4.Мяготин А.В. Профессиональная этика офицера-пограничника. Гуманитарные основы управленческой деятельности. Хрестоматия. – М.: Национальный институт бизнеса, 2004. – 32,8/3,0 п.л.

5.Мяготин А.В. Гуманитарные основы управленческой деятельности в органах и войсках Пограничной службы ФСБ России. Альбом схем. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2005. – 79,0/0,5 п.л.

6.Мяготин А.В. Методика преподавания учебной дисциплины «Профессиональная этика и культура управления». Учебно-методическое пособие / А.В. Мяготин, В.Н. Рыжков. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. – 5,75/3,0 п.л.

7.Мяготин А.В. Профессиональная этика и культура управления руководителя: учебное пособие / А.В. Мяготин, А.И. Горячев, В.Н. Рыжков. – М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. – 15,34/4,8 п.л.

Другие публикации по теме диссертационного исследования

1.Мяготин А.В. Генезис профессиональной этики офицера-пограничника // Военно-педагогический сборник «Ориентир». – М.: Академия ФПС России, 2000. Вып. № 2. – С. 50 – 65 (4,2/1,5 п.л.)

2.Мяготин А.В. Нравственное содержание управленческого мышления офицера войск и органов ПС России. Управленческое мышление военных кадров и гуманитарные основы его формирования // Материалы межвузовской теоретико-методологической конференции / Под общей ред. доктора философских наук Родачина В.М. – М.: Академия ФПС России, 2001. – С. 36 – 38 (4,0/0,5 п.л.)

3.Мяготин А.В., Рыжков В.Н. Этика и культура управления: Учебная программа, тематический план, планы проведения учебных занятий. – М.: Академия ФПС России, 2001. – 2,75/1,35 п.л.

4.Мяготин А.В. Культура управления как профессиональное качество. Гуманитарные основы управленческой деятельности (теория и практика) // Материалы межвузовской методологической конференции / Под общей ред. доктора философских наук Родачина В.М. – М.: ГВИ ФПС РФ, 2002. – С. 70 – 72 (4,3/0,45 п.л.)

5.Мяготин А.В. Некоторые вопросы преподавания этики профессиональной деятельности. Москва на пути модернизации и кадровый потенциал как решающий фактор ее эффективного развития // Материалы научной конференции. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 248 – 251 (10,0/0,5 п.л.)

6.Мяготин А.В. Имидж и стиль деятельности сотрудника правоохранительных органов как формы проявления его профессиональной этики / Международный семинар по проблемам полицейской этики. – М.: Московский университет МВД России, изд-во «Щит-М», 2003. – С. 16 – 22 (9,7/0,5 п.л.)

7.Мяготин А.В. Духовно-нравственная безопасность как одна из основ обеспечения жизнеспособности представителей силовых структур. Теоретико-методологические проблемы обеспечения безопасности России // Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры философии и политологии. – М.: Академия ФСБ России, 2003. – С. 140 – 147 (12,0/0,5 п.л.)

8.Мяготин А.В. О некоторых проблемах и противоречиях в современном гуманитарном образовании в России. Современная модель гуманитарного образования в России и ее развитие в вузах пограничной службы РФ // Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Кулакова А.В. – М.: ГВИ ФПС РФ, 2003. – С. 25 – 28 (6,7/0,45 п.л.)

9.Мяготин А.В. Нравственные принципы в управлении административной территорией Москвы и противоречия их реализации в современных условиях. Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции. – М.: МГИУ Правительства Москвы, 2003. – № 2. – С. 50 – 54 (11,0/0,4 п.л.)

10.Мяготин А.В. Профессиональная этика как учебная дисциплина: опыт преподавания, проблемы, перспективы развития. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах. // Материалы 5-й межвузовской научно-практической конференции в Московском государственном университете печати. – М., 2004 – С. 56 -62 (10,2/0,45 п.л.)

11.Мяготин А.В. Современные противоречия духовно-нравственного воспитания государственных служащих. Нравственно-патриотическое и интернациональное воспитание солдат правопорядка. Международная миссия МВД России в Афганистане 1978 – 1992 гг. – М.: Московский ун-т управления МВД, 2004. – С. 56 – 61 (6,0/0,45 п.л.)

12.Мяготин А.В. О некоторых противоречиях системы подготовки кадров для специальных государственных служб в современных условиях. Теоретико-методологические основы деятельности государственных специальных служб по обеспечению национальной безопасности России в условиях глобализации. // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М.: ПА ФСБ РФ, 2004. – С. 50 – 54 (9,25/0,3 п.л.)

13.Мяготин А.В. Глобализация: сущность, черты, влияние на деятельность специальных государственных служб в сфере охраны Государственной границы. Глобализация: плюсы и минусы для стран СНГ, региональных и муниципальных образований // Материалы международной научно-практической конференции. – Голицыно, 2004. – С. 308 – 310 (22,0/0,1 п.л.)

14.Мяготин А.В. Парадоксы воспитания в системе подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Труды МГУУ Правительства Москвы. Выпуск 4. – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2005. – С. 348 – 354 (22,5/0,5 п.л.)

15.Мяготин А.В. Противоречия воспитания в современном высшем учебном заведении. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах. Тезисы выступлений участников 6-й межвузовской научно-практической конференции. – М.: МГУП, 2005. – 20,0/0,5 п.л.

16.Мяготин А.В. Профессиональная этика руководящих кадров в системе нравственных ценностей современного российского общества (доклад). Профессионально-этические основы деятельности руководящих кадров силовых структур государства // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М.: ПА ФСБ РФ, 2006. – С. 3 – 14 (8,1/1,0 п.л.)

17.Мяготин А.В. Сущность и содержание профессиональной этики офицера-пограничника. Труды академии. – М.: ПА ФСБ РФ, 2006. – № 40. – 6,3/1,0 п.л.

18.Мяготин А.В., Гуляев Д.Ю. Метаморфозы профессиональной морали государственного служащего в современном межкультурном пространстве. Труды МГУУ Правительства Москвы. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2007. – Выпуск № 9. – С. 35 – 49 (1,0/0,5 п.л.)

19.Мяготин А.В. Диалог культур как форма межкультурной коммуникации: сущность, типологические черты и нравственные основания. Диалог культур и проблемы обеспечения национальной безопасности России // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М.: Пограничная академия ФСБ России. – С. 56 – 59 (6, 85/0,3)

20.Мяготин А.В. Российские проблемы европейского масштаба (моральное измерение реформы высшего образования). Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускников вуза // Материалы межвузовской научно-практической конференции в 2 частях. Часть 1. – Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2008. – С. 63 – 67 (14,3/0,5 п.л.)

21.Мяготин А.В. Моральный облик государственного служащего столичного мегаполиса. Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2009. – С. 266 – 272 (19,25/0,5 п.л.)

22.Мяготин А.В. Профессиональная этика как объект исследования и учебная дисциплина: опыт, проблемы, перспективы развития // Дальневосточный форпост. Научно-теоретический журнал, 2010. – № 7. – С. 17 – 25. (0,6 п.л.)

23.Мяготин А.В. Конфликт интересов как проблема и кризис морали. Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции. – М.: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2010. – С. 341 – 349 (28,0/0,5 п.л.)

24.Мяготин А.В. Нравственные принципы противодействия терроризму. Экстремальные ситуации, конфликты, согласие в контексте национальной и региональной безопасности. Сборник материалов 12 международной научно-практической конференции. – М.: Академия управления МВД России, 2010. – С. 138 – 141 (18,25 /0,5 п.л.)

25.Мяготин А.В. Профессионально-этические принципы борьбы с коррупцией. Коррупция как угроза национальной безопасности России // Материалы межвузовской научно-практической конференции / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Кулакова А.В. – М.: ПА ФСБ РФ, 2010. – С. 271 – 278 (13,25/0,5 п.л.)