- На современном этапе развития теории социальной работы назрела необходимость формирования нового направления философского познания - философии социальной работы, представляющей собой пограничную область философских исследований, смысл которой состоит в применении философской методологии для изучения конкретного общественного феномена - социальной работы, в единстве составляющих её организационных, правовых, экономических, политических, психологических, воспитательных, охранительных, посреднических, медицинских и прочих компонентов. Важнейшими философско-мировоззренческими основаниями теории и практики социальной работы выступают метафизическая, диалектическая, позитивистская, антропологическая, феноменологическая, экзистенциальная, цивилизационная и культурологическая философские парадигмы и методологические установки, теоретический синтез компонентов которых, должен применяться для решения многообразных задач познания изучаемого явления.
- Сущность социальной работы состоит в проведении специфической формы государственного и негосударственного воздействия на социального субъекта и среду его существования, с целью обеспечения определенного уровня культурной, социальной и материальной жизни людей и создания достаточных оснований для реализации их социальной активности. Важнейшими средствами осуществления социальной работы выступают социальная помощь, социальная защита и социальное обеспечение, позволяющие эффективно реализовать социально-политическую, социализирующую, защитительно-посредническую и воспитательную функции данного вида социальной деятельности, направленные на воплощение принципа социальной справедливости.
- В истории социальной работы прослеживается закономерность постоянного расширения её объекта. Эта тенденция по мере развития общества и усиления в мире глобализационных процессов, порождающих ломку традиционных основ социального бытия конкретных обществ, может привести к совпадению объекта социальной работы общества со всем населением конкретной страны.
- Важной особенностью системы социальной работы является уменьшение степени субъективно-личностной реализации этого вида социальной деятельности, по мере восхождения от первичных организационных структур районного уровня к уровням городским, областным, региональным и, далее, к уровню государства в целом. На низовых уровнях организационной структуры системы социальной работы механизм ее реализации состоит в деятельности профессионалов-исполнителей (социальных работников). На более высоких уровнях организационной структуры, по мере восхождения к уровню государства, как субъекта социальной деятельности, социальная работа начинает реализоваться через соответствующую государственную политику и систему правовой регуляции жизни общества.
- Ведущим аттрактором системы социальной работы является определенное понимание социальной справедливости, заложенное в правовых и нравственных основах общества. Социальная справедливость является одним из главных интегративных принципов организации социума, охватывающим ее нравственные и правовые аспекты, состоящим в аксиологическом осмыслении социально-политических, экономических и идеологических отношений социальных субъектов и основывающимся на социокультурной традиции.
- Основой категориальной структуры философской теории социальной работы выступает категория «трудная жизненная ситуация», обозначающая систему обстоятельств, детерминирующую негативные тенденции в качественной определенности жизнедеятельности социального субъекта, которые он не может преодолеть самостоятельно социально приемлемыми способами. Важнейшими субстратными компонентами категориальной структуры философской теории социальной работы выступают категории - социализация, социальная защита, социальная реабилитация, социальная адаптация и социальная профилактика.
- Развитие современной системы социальной работы в России видится в единстве трех основных тенденций: возвращение к положительным моментам дореволюционного (1917 года) периода социальной работы, бережное сохранение достижений советского времени и учет и тщательная адаптация к нашим социокультурным условиям опыта социальной работы зарубежных стран.
1.Лыгина, М.А. Социокультурная детерминация воспитания / М.А. Лыгина. – Пенза, 2006. 141 с. (8,81 п.л.).
2.Лыгина, М.А. Философские основания теории и практики социальной работы / М.А. Лыгина. – СПб., 2009. 180 c. (11,25 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, определенных ВАК Минобрнауки РФ
3.Лыгина, М. А. Специфические особенности реализации воспитательной функции социальной работы / М.А. Лыгина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России: Научно-теоретический журнал. № 4 (28-2), 2005. С.606-610 (0,5 п.л.).
4.Лыгина, М.А. Проблема философского осмысления сущности социальной работы / М.А. Лыгина // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. № 1(14), 2010. С. 67-71 (0,5 п.л.).
5.Лыгина, М.А. Социальная справедливость как атрибут социальной безопасности / М.А. Лыгина // Геополитика и безопасность: Аналитический и научно-практический журнал. № 2 (10), 2010. С. 106-110 (0,6 п.л.).
6.Лыгина, М.А. Синергетические основания социальной работы / М.А. Лыгина // Социально-гуманитарные знания. № 5. 2010. С. 116-130 (0,8 п.л.).
7. Лыгина, М.А., Балахонский, В.В. Нравственные детерминанты социальной работы / М.А. Лыгина, В.В. Балахонский // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России: Научно-теоретический журнал. № 3 (47). 2010. С. 171-175 (0,4/0,2 п.л.).
8. Лыгина, М.А. К осмыслению концептуальных основ философии социальной работы / М.А. Лыгина // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. № 4 (17). 2010. С. 92–95 (0,25).
9.Лыгина, М. А. Принцип справедливости как аксиологический аттрактор социальной работы / М. А. Лыгина // Вестник РГПУ. Научный журнал. № 137. 2010. С.151–162 (0,6 п.л.).
10. Лыгина, М.А. Дилемма безопасности человека и общества в системе социальной работы / М.А. Лыгина // Геополитика и безопасность: Аналитический и научно-практический журнал. № 1 (13). 2011. С. 82–87 (0,3 п.л.).
11. Лыгина, М.А. Предпосылки формирования философско-методологических основ изучения процесса социальной адаптации детей в трудной жизненной ситуации / М.А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. № 23. 2011. С. 22–27 (0,7 п.л.).
12. Лыгина, М.А., Тугаров А.Б. Социокультурная детерминация социальной работы: вопросы теории и практики / М.А. Лыгина, А.Б. Тугаров // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. № 23. 2011. С. 28–33 (0,7 / 0,35 п.л.).
13. Лыгина, М. А. Естественноправовые детерминанты социальной работы / М.А. Лыгина // Философия права: Научно-теоретический журнал. № 1 (44). 2011. С. 56–60 (0,3 п.л.).
Статьи и материалы конференций
14.Лыгина, М.А. К вопросу о преподавании курса «Человековедение» / М.А. Лыгина // Вуз и школа: новые направления взаимодействия: Материалы всероссийской научно-практической конференции. (Пенза, апрель 1995). Пенза: ПГПИ, 1995. С. 42-44 (0,2 п.л.).
15. Лыгина, М.А. Социокультурная детерминация воспитания / М.А. Лыгина // Вуз и школа в новых условиях общественного развития России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. (Пенза, февраль 1996). Пенза: ПГПУ, 1996. С. 86-88 (0,2 п.л.).
16. Лыгина, М. А. Некоторые аспекты системно-социальной концепции воспитания в разработке курса «Человековедение» в начальных классах / М.А. Лыгина // Развитие личности в процессе обучения и воспитания: Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: ПГПУ, 1997. С. 76-82 (0,6 п.л.).
17. Лыгина, М. А. Социокультурная детерминация воспитания: традиция и новация / М.А. Лыгина // Регионализация образования: проблемы, поиски, перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. (Пенза, декабрь 1996). Пенза: ИПКиПРО, 1997. С. 327-329 (0,2 п.л.).
18. Лыгина, М. А. Традиционная и инновационная концепции образования / М. А. Лыгина // Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 60-летию университета (гуманитарные науки) (Пенза, 1999). Пенза: ПГПУ, 1999. С. 46-48 (0,2 п.л.).
19. Лыгина, М. А. Реформирование системы образования в России: итоги, проблемы, перспективы / М.А. Лыгина // Социально-экономический кризис в России. Проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. (Пенза, ноябрь 1999). Пенза: ПГПУ, 1999. С. 43-46 (0,3 п.л.).
20. Лыгина, М. А. Методологическая основа анализа традиций и инноваций в системе воспитания / М.А. Лыгина // Социальные науки: история, теория, методология: Межвузовский сборник научных статей. Вып. I. М.: МПУ. 2000. С. 110-117 (0,7 п.л.).
21. Лыгина, М. А. Проблемы российской нравственности. Необходимость «Интеллектуального прорыва» / М.А. Лыгина // Пенза на рубеже тысячелетий: идеалы и реальности культуры российского города. Материалы городской научно-практической конференции. (Пенза, октябрь 2000). Пенза: ПДЗ, 2000. С. 21-22 (0,2 п.л.).
22. Лыгина, М. А. Проблемы активизации социальной работы с клиентом в процессе обучения студентов специальности «Социальная работа». Методические рекомендации / М.А. Лыгина // Материалы II межвузовских социологических чтений аспирантов и студентов, посвященные 100-летию кафедры социологии ПГПУ им. В. Г. Белинского. (Пенза, май 2000). Пенза: ПГПУ, 2000. С. 89-92 (0,4 п.л.).
23. Лыгина, М. А. Методическая разработка лекции по теме «Технология социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида» / М.А. Лыгина // Социологическое образование в провинциальной России: вопросы методологии, методики, организации: Материалы III межвузовских социологических чтений преподавателей и студентов. (Пенза, ноябрь 2000, апрель 2001). Пенза: ПГПУ, 2001. С. 41-49 (0,8 п.л.).
24. Лыгина, М.А. Модель обучения практической социальной работе: организация практики студентов / М.А. Лыгина // Социологическое образование в провинциальной России: вопросы методологии, методики, организации: Материалы III межвузовских социологических чтений преподавателей и студентов. (Пенза, ноябрь 2000, апрель 2001). Пенза: ПГПУ, 2001. С. 73-78 (0,5 п.л.).
25. Лыгина, М.А. Методологические основы анализа традиций и инноваций в социальной работе / М.А. Лыгина // Материалы IV межвузовских социологических чтений преподавателей, аспирантов, студентов, посвященных 150-летию со дня рождения М. М. Ковалевского (доклады, выступления, сообщения). Пенза: ПГПУ, 2002. С. 15-21 (0,6 п.л.).
26. Лыгина, М.А., Лавренова Т.И. Производственная практика как фактор профессиональной социализации будущих специалистов / М.А. Лыгина, Т.И.Лавренова // Проблемы профессионального образования молодежи. Межрегиональный сборник научных трудов. Пенза, 2002-2003. Часть 4. С. 54-58 (0,4/0,2 п.л.).
27. Лыгина, М.А. Инновационные технологии в подготовке специалистов в области социальной работы / М.А. Лыгина // Вестник молодых ученых ПГПУ им. В. Г. Белинского: Сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых сотрудников университета. Пенза: ПГПУ, 2003. С. 151-155 (0,4 п.л.).
28. Лыгина, М.А. Использование метода оккупациональной терапии в социальной работе с инвалидами / М.А. Лыгина // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы: Сборник научных статей. Пенза: ПГУАС, 2005. С. 107-111 (0,4 п.л.).
29. Лыгина, М.А. Воспитательная функция социальной работы / М.А. Лыгина // Путь к человеку: Сборник научных трудов. Пенза: ПГУСУ, 2005. С. 143-151 (0,8 п.л.).
30. Лыгина, М.А. Технологии и методы в социальной работе с детьми, подростками и молодежью / М.А. Лыгина // VII Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов, посвященные 60-летию Победы в ВОВ. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: ПГПУ, 2005. С. 149-152 (0,3 п.л.).
31. Лыгина, М.А. Из истории воспитательно-реабилитационной работы с социально-дезадаптированными детьми в условиях закрытого (интернатного) учреждения в России / М.А. Лыгина // Социальные науки: история, теория, методология: Межвузовский сборник научных статей. Вып. 1. Пенза: ПГПУ, 2005. С. 127-135 (0,8 п.л.).
32. Лыгина, М. А. Социально-педагогическое содержание понятия «молодежная инициатива» / М.А. Лыгина // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2006. С. 225-229 (0,4 п.л.).
33. Лыгина, М. А. Дезадаптированные дети и подростки как социальное явление /М.А. Лыгина // Мир детства: метафизика культурно-цивилизационного кризиса: Материалы XIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство: социальные опасности и тревоги». СПб.: Астерион, 2006. С. 456-460 (0,4 п.л.).
34. Лыгина, М. А. Социальный педагог и социальный работник: общее и особенное в профессиограмме / М.А. Лыгина // Актуальные проблемы философии образования: Материалы международной научной конференции. СПб.: СПбУМВД, 2006. С. 55-60 (0,5 п.л.).
35. Лыгина М.А. Педагогика как методологическая основа решения задач социальной работы / М.А. Лыгина // Актуальные проблемы философии образования: Материалы международной научной конференции. СПб.: СПбУМВД, 2006. С. 150-154 (0,4 п.л.).
36. Лыгина, М. А. Социальная работа и дети: теоретический аспект / М.А. Лыгина // Социокультурные процессы и глобализация: Материалы Международной конференции «глобальный мир: гуманитарный кризис и момент развития». СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С. 179-185 (0,6 п.л.).
37. Лыгина, М. А. Творческая самореализация личности социального работника в профессиональной деятельности (философский аспект) / М.А. Лыгина // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2008. Т.2. С. 123-126 (0,3 п.л.).
38. Лыгина, М. А. Творческий характер социальной работы и новаторство в деятельности социального работника / М.А. Лыгина // Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики: Материалы Всерос.науч.-практ.конф. (к 10-летию кафедры социальной работы БелГУ). Белгород: БелГУ, 2008. С. 422-424 (0,2 п.л.).
39. Лыгина, М. А. Методологические основы профилактики наркомании среди студентов / М.А. Лыгина // Известия ПГПУ. Общественные науки. №7 (11), 2008. С. 10-15 (0,5 п.л.).
40. Лыгина, М. А. Волонтерское движение – новое направление первичной профилактики наркомании / М.А. Лыгина // Известия ПГПУ. Общественные науки. №7 (11), 2008. С. 15-18 (0,4 п.л.).
41. Лыгина, М. А. Филантропия как социокультурный феномен / М.А. Лыгина // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. №9 (13), 2008. С. 5-9 (0,5 п.л.).
42. Лыгина, М.А. Роль вуза в первичной профилактике употребления студенческой молодежи наркотических средств / М.А. Лыгина // X Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, Пензенский гос.пед.ун-т. 2008. С. 12-20 (0,9 п.л.).
43. Лыгина, М.А. Информационное обеспечение и организационные механизмы социального партнерства некоммерческих организаций и учреждений социальной защиты населения / М.А. Лыгина // Россия: путь к социальному государству. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2008. С. (2 п.л.).
44. Лыгина, М.А. Определение сущности и основных проблем философии социальной работы / М.А. Лыгина // Вестник Пензенского отделения Российского философского общества №2: М.: РФО, Пенза: ПГПУ, РГСУ ПФ, 2009. С. 200-207 (0,8 п.л.).
45. Лыгина, М.А., Тугаров, А.Б., Дудкин, А.С., Лавренова, Т.И. Вопросы организации комплексного прикладного исследования основ управленческого межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию / М.А. Лыгина, А.Б. Тугаров, А.С. Дудкин, Т.И. Лавренова // Материалы за 5-а международна практична конференция, «Найновите научни постижения», - 2009. Том 18. Психология и социология. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. С. 59-63 (0,5/0,1 п.л.).
46. Лыгина, М. А. Специфика деятельности специалиста социальной работы по обеспечению социальной адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию / М.А. Лыгина // XI Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, Пензенский гос.пед.ун-т. 2009. С. 86-94 (0,9 п.л.).
47. Лыгина, М. А., Тугаров, А. Б., Дудкин, А. С., Лавренова, Т. И. Social Legal Aspects Of Research Of Foms Of Interaction In Helping Children In A Difficult Life Situations / М. А. Лыгина, А. Б. Тугаров, А. С. Дудкин, Т. И. Лавренова // European Society of European Societis: a View from Russia / Ed. By V. A. Mansurov. М.: Маska, 2009. P. 442-443 (0,2/0,05 п.л.).
48. Лыгина, М. А. Социальные сироты и теоретические основы социальной работы с ними / М.А. Лыгина // ПГПУ им. В.Г.Белинского. Общественные науки № 12 (16), 2009. С. 18-26 (0,8 п.л.).
49. Лыгина, М. А. Методологические основы реализации воспитательной функции социальной работы / М. А. Лыгина // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. Общественные науки № 12 (16) 2009. С. 10-18 (0,8 п.л.).
50. Лыгина, М.А. Социокультурные детерминанты социальной работы в сфере образования / М.А. Лыгина // Социальное партнёрство России в контексте глобализации: материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2009. С. 324-330 (0,6 п.л.).
51. Лыгина, М.А., Лавренова, Т.И., Тугаров, А.Б. Общественное мнение по проблеме детской инвалидности и социальному сиротству / М.А. Лыгина, Т. И. Лавренова, А. Б. Тугаров // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки №16 (20), 2010. С. 23-32 (0,9/0,3 п.л.).
52. Лыгина, М. А., Тугаров, А. Б. Проблемы социокультурной детерминации воспитания в теории и практике социальной работы / М.А. Лыгина, А.Б. Тугаров // Духовные горизонты детства: Материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства». СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2010. С. 367-371 (0,4/0,2 п.л.).
53. Лыгина, М. А. Проблема становления и развития отечественной теории и практики социальной работы / М.А. Лыгина // Духовные горизонты детства: Материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства». СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2010. С. 309-315 (0,6 п.л.).
54. Лыгина, М. А. Методологические основы социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации / М.А. Лыгина // XII Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов: Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, Пензенский гос. пед. ун-т. 2010. С. 61-71 (1 п.л.).
55. Лыгина, М.А., Тугаров, А.Б., Лавренова, Т.И. Проблемы социальной адаптации детей-инвалидов / М.А. Лыгина, А.Б. Тугаров, Т.И. Лавренова // Проблема социальной напряженности: материалы международной научно-практической конференции 5-6 июня 2010 года. Пенза – Ереван - Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. С. 169-173 (0,5/0,2 п.л.).
56. Лыгина, М. А., Тугаров А. Б. Социальные аспекты реализации инклюзивного подхода к образованию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации / М. А. Лыгина, А. Б. Тугаров // В мире научных открытий. Научный журнал. № 5 (11),Часть 2, 2010. С. 92-96 (0,4/0,2 п.л.).
57. Лыгина, М. А. Социальная справедливость как аттрактор социальной работы / М.А. Лыгина // Вестник Гродненского государственного университета им. Я.Купалы: Научный журнал. Серия 1. История, философия, политология, социология. № 1 (91), 2010. С. 123-132 (1 п.л.).
58. Лыгина, М. А. Осмысление философских оснований социальной работы как вида деятельности / М.А. Лыгина // Вестник Гродненского государственного университета им. Я.Купалы: Научный журнал. Серия 1. История, философия, политология, социология. № 2 (95), 2010. С. 72-77 (0,6 п.л.).
59. Лыгина, М.А. Модернизация социальной работы в России: проблемы и перспективы / М.А. Лыгина // Гуманитарные практики в современном социуме: Модернизация и глобализация: Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 525-527 (0,2 п.л.).
60. Лыгина, М.А. Возможности развития социальной поддержки детей в трудной жизненной ситуации / М.А. Лыгина // Процессы модернизации и ценности культуры: Материалы XVIII Международной конференции "Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры" 20-22 апреля 2011 г. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 586-592 (0,4 п.л.).