Научная тема: «ФИЗИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА МЕНТАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Предложена философская концепция сознания, наиболее отвечающая современным эмпирическим данным различных конкретно-научных дисциплин и обладающая наибольшей степенью теоретической полноты. Эту концепцию можно описать как комбинацию следующих теорий, решающих частные философские проблемы, но содержательно и логически совместимых друг с другом: атрибутивный дуализм (дуализм свойств), релятивный физикализм (теория тождества событий), эмерджентизм, слабый функционализм (коннективизм), семантический экстернализм.
  2. Концепция атрибутивного дуализма наиболее адекватно описывает онтологию сознания (онтологию свойств) и совмещает конкретно-научные и философские представления о ментальных свойствах и состояниях.
  3. Концепция атрибутивного дуализма совместима с физикалистской эмерджентной концепцией, согласно которой ментальные свойства и состояния являются эмерджентными феноменами. Эмерджентизм не объясняет механизм зарождения сознания, но в самом общем виде описывает условия, при которых система обретает ментальные свойства. Есть основания считать, что прогресс кибернетики, нейрофизиологии и фундаментальной физики позволит эти условия конкретизировать и эмпирически обнаружить численные критерии систем, способных обладать ментальностью. Для выполнения этой задачи потребуются совершенствование критериев оценки сложности систем, отличных от простой оценки количества элементов и спекуляций относительно связей между ними на основе простой оценки комбинаций.
  4. Демонстрируется, что концепция атрибутивного дуализма совместима с концепцией релятивного физикализма (теорией тождества событий), согласно которой существует класс психофизических событий, элементы которого обладают двумя группами несводимых друг к другу свойств: физическими и ментальными.
  5. Проблема неоднородности ментального (дизъюнктивного характера понятия ментального состояния) не решается на феноменологическом уровне, однако может быть решена онтологически с помощью разграничения областей редукции. Интенциональные состояния следует редуцировать к функциональным состояниям, а качественные состояния - к физическим состояниям.
  6. Выдвинуто предположение, что феномен индивидуального самосознания является состоянием сознания качественного типа, в основе которого лежит определенное эмерджентное макросостояние головного мозга. Феномен самосознания имеет коррелят в виде рефлексивных интенциональных состояний, однако его онтологическая природа носит более глубокий физический характер.
  7. Если признавать тезис о тождестве ментальных и функциональных состояний, утверждая при этом тождество функциональных состояний с состояниями физическими в каждом конкретном случае, то, принимая такую точку зрения, следует принять концепцию психофизической теории тождества свойств. Если отвергать теорию тождества свойств, следует отказаться от тезиса о полном тождестве   функциональных   и   ментальных   состояний,   что   не   исключает рассмотрения отношения их подобия и моделирования ментальных состояний с помощью функциональных.
  8. Редуктивный физикализм является ущербной философской концепцией, но продуктивным логико-методологическим подходом, обладающим существенным эмпирическим базисом и теоретическим потенциалом для конкретных психофизических наук.
  9. Функционализм отвергает физический редукционизм, однако сам является разновидностью редукционизма, известного как логицизм, поскольку сводит ментальные состояния к логико-вычислительным состояниям. Функционализм является специфической концепцией редуктивного типа, редуцирующего ментальные состояния к логико-вычислительным состояниям(не повтор ли. Основные теоретические положения функционализма эмпирически существенно недопределены, поэтому в настоящее время функционализм не может иметь конкретной логико-методологической значимости. Эту концепцию следует рассматривать как правдоподобное философское предположение о роли вычислительных процессов в природе сознания и как желаемую научную теорию сознания в будущем.
  10. В рамках когнитивизма, основанного на бинарной логике и классической теории вычислений, понятие искусственного интеллекта является условным и избыточным, поскольку с точки зрения конструктивистских предпосылок таковой, т.е. между естественным и искусственным, разницы не существует. Обоснован тезис, что в рамках коннективизма понятие искусственного интеллекта является эмерджентным понятием и его создание не является конструктивной задачей, поскольку отсутствуют четкие критерии условий возникновения эмерджентных ментальных состояний. Продемонстрировано, что существует возможность создания концепции, сочетающей эмерджентные предпосылки, характерные для коннективизма и возможность осмысленной интерпретации результатов моделирования ментальных репрезентаций на основе семантического экстернализма.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах из списка ВАК:

1.Винник Д.В. Проблема сознания в философии и науке. // Философия науки. — 2002. — № 4. — С.21-38.

2.Винник Д.В. Интенциональные и рефлексивные состояния сознания. Специфика и соотношение. // Гуманитарные науки в Сибири. — 2003. — № 1. — С. 11-15.

3.Винник Д.В. Особенности воздействия рефлексивных техник на сознание. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. — 2004. — С. 34-40.

4.Винник Д.В. Атрибутивный дуализм. // Гуманитарные науки в Сибири. — 2005. — №1. — С. 19-23.

5.Винник Д.В. Мысленный эксперимент в теории сознания. К вопросу об интерпретации чувственных данных. // Гуманитарные науки в Сибири. — 2006. — №1. — С. 3-8.

6.Винник Д.В. Метафизические основания и эмпирические критерии тождества личности. // Философия науки. — 2007 — №2. — С. 108-124.

7.Онтологический статус галлюцинаций в концепциях непрямого реализма. // Философия науки. — 2008. — № 1.

8.Эмерджентизм versus панпсихизм в материалистической теории сознания. // Философия науки. — 2009. — № 4. — С.125-139.

9.Винник Д.В. Основные проблемы современной философии сознания. // Философия науки. — 2010 — № 1.— С. 102-122.

10.Винник Д.В. Сознание за пределами мозга. Истоки аргументации радикального экстернализма. // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. — 2010. — № 2. — С. 125-136.

11.Винник Д.В. Физические, функциональные и ментальные состояния. Проблема соотношения // Философия науки. — 2010. — № 2.— С. 92-104.

12.Винник Д.В. Качественные и интенциональные ментальные состояния. Проблема редукции. // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. — 2010. — № 4. — С. 15-30.

13.Винник Д.В. Неоднородность ментальных феноменов и проблема редукции. // Философия науки. — 2010. — №4. — С.134-149.

14.Винник Д.В. Методология контроля сознания. История, перспективы, теоретические пределы. // Философия науки. — 2011. — №1. — С.21-46.

15.Винник Д.В. «Проблема сознания»: метафизическое и естественно-научное содержание. // Философия науки. — 2011. — №2. — С. 86-105.

Прочие публикации:

1.Аблажей А.М., Барбашина Э.В., Винник Д.В. и др. Общество, личность, медицина. — Новосибирск, 2010. — 159с.

2.Винник Д.В. Проблема генезиса сознания. Есть ли альтернатива панпсихизму? // Общество, личность, медицина. — Новосибирск, 2010. — 159с.

3.Винник Д.В. Единство сознания как философская проблема. // Философия: история и современность. — 2001-2002. — С. 46-61.

4.Винник Д.В. Физикализм атрибутивный и релятивный // Философия: история и современность. — 2004 - 2005. — Т.1 — С. 248-259.

5.Винник Д.В. Проблема тождества личности в современной психиатрии. Опыт философского осмысления. // Вестник новосибирского государственного университета. Серия: Психология. — 2007. — Т.1. — № 2. — С.96-103.

6.Винник Д.В. «Теория психофизического тождества и диамат. Специфика и соотношение» // Материалы IV Российского философского конгресса. — 2005. — Т.1 — С. 298.

7.Феномен галлюцинаций в концепциях непрямого реализма. // Материалы V Российского философского конгресса, Т.1. — Новосибирск: Параллель, 2009. — С. 217-218.

8.Винник Д.В. Проблемное поле современной философии сознания. // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы VIII Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. — Новосибирск, 2010. — С. 93-98.

9.Винник Д.В. Метафизические следствия функционализма. // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы VII Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук. — Новосибирск, 2010. — С. 72-75.

10.Винник Д.В. Сознание: метафизические и рефлексивные теории. // Тезисы Первой конференции преподавателей и студентов. Новосибирск. — 2000. — С. 101-103.

11.Винник Д.В. Исследование феноменов мысли и сознания в творчестве М. Мамардашвили // Материалы XXXVI МНСК: Философия. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998. — С. 21-22.

12.Винник Д.В. Состояния сознания как философская проблема. // Материалы XXXVII МНСК: Философия. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. — С. 34-35.

13.Винник Д.В. «Я» метафизическое и критериальное. Проблема соотношения. // Материалы XXXVIII МНСК: Философия. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000. — С.22-23.

14.Винник Д.В. Жрец или лазутчик? О двух метафизических статусах действительной философии. // Тезисы Летней философской школы. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1999. — С. 36-37.