- Понятие идеи, её места и роли в познании и деятельности - одной из фундаментальных тем истории философии, актуально и для современной эпистемологии и философии науки. Исследование идеи как концептуального уровня знания, амбивалентности и избыточности подходов в понимании идеи сегодня явилось источником прогнозирования и развития философского и научного познания как открытых, самоорганизующихся и саморазвивающихся систем.
- Результатом обращения к истории идей А. Лавджоя как методологии гуманитарного и социального познания может стать не доксографическое, линейное, последовательное изложение философских идей, а их рациональная, аналитическая реконструкция на основе выделения межкультурных, межнациональных, междисциплинарных философских категорий, которые проявляют себя не только явно, но и как имплицитные, бессознательные ментальные предпочтения и привычки.
- В философии Платона, И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля представлены онтологические и гносеологические аспекты идеи как выражение трансцендентального и субстанционального, концептуального и общего, а также конструктивного уровня и формы познания. На последующих этапах развития философии XIX - XX в.в. имело место расширение спектра анализа идеи в контексте социокультурного, прогностического, праксеологического и аксиологического аспектов.
- В русской философии XIX - начала XX в. в понимании идеи имели место гносеологический и культурно-исторический подходы. Идея рассматривалась как достояние всеобщего разума в качестве традиции (П.Я. Чаадаев); универсальная основа познания, соединяющая многообразие познавательных процессов в единое целое (В.С. Соловьёв); единство имманентного и трансцендентального, рационального и иррационального (Н.А. Бердяев); как форма философского познания мира, в которой выражается единство и целостность человеческого духа в его стремлении от частного к общему (П.Д. Юркевич). Идея понималась как основа социально-исторического бытия (П.Я. Чаадаев), выражение национального исторического развития (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев), трансцендентальное, ноуменальное начало в развитии народов (Н.А. Бердяев).
- Взгляды теоретиков марксизма на понимание идеи, идеального не были однозначными: Ф. Энгельс признавал существование двух родов опыта - внешнего, материального и внутреннего, унаследованного; В.И. Ленин писал о нетождественности понятий, описывающих природу познания и форм отражения природы, ее законов в познании человека. Эта амбивалентность в понимании познания приводила, с одной стороны, к отрицанию конструктивного характера мышления и познания, с другой - к созданию идеологии историцизма, к выдвижению умозрительных идей и концепций, попыток их практической реализации.
- В теории герменевтического опыта выявлена прогностическая, предосвещающая роль идей в производстве научного знания в контексте бытийности языка, наличия допонятийных, дорефлексивных, предпосылочных форм познания. Такой подход к пониманию познания, языка, истины нашёл своё воплощение в признании их контекстуально-игровой природы, многозначности проявления идеи как концептуального уровня познания и деятельности в аналитической и «континентальной» философии ХХ в.
- Идеи аналитической и «континентальной» философии ХХ в. не представляли собой альтернативных подходов в понимании соотношения философии и науки, их роли в процессе познания и деятельности. Амбивалентность идей носила относительный, конвергентный характер как в соотношении разнообразных подходов, так и в эволюции взглядов их представителей. Она проявилась в эволюции идей логического позитивизма: от признания «кристальной чистоты логики» до контекстуально-игрового подхода к пониманию языка, теории «новой референции», концепции «внутреннего реализма», «концептуальных схем», ментального образа и обобщающей роли идей.
- В центре внимания теории коммуникативного действия находится трансцендентальная и коммуникативная природа и сущность идеи. Эта теория объединила основные идеи классической теории познания, логического позитивизма, теорию консенсуса прагматической философии ХХ в., где Ч.С. Пирс рассматривал истину как регулятивную идею, а Р. Рорти понимал идею как инструмент, координирующий наше поведение, взаимосвязь внешнего и внутреннего.
- Опыт осуществленного в диссертации исследования природы, сущности и роли идеи в познании и деятельности может быть методологически плодотворным, что показало его применение к анализу трансформации марксистского учения о государстве в западноевропейских моделях социального государства и китайской теории общества социальной гармонии.
- Идея может быть понята как «конструкт» целостной системы знания и деятельности, концептуального уровня познания, выражающего субстанциональное, всеобщее и закономерное основание, что ставит проблему выявления конструктивно-прогностической роли философских идей в контексте сопоставления теорий радикального конструктивизма и конструктивного реализма.
1. Оботурова Н.С. Философия идеи: Монография. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. – 175 с.; 10,2 п.л.
2. Актуальные проблемы философии науки: Коллективная монография / Под ред. проф. Г.Н. Оботуровой. – Вологда: ВГПУ, Издательство, 2009. – 162 с. – 10 п.л. (авторский вклад – параграф «Философия идеи как концептуального уровня познания». – С. 40–46; 0,4 п.л.).
Статьи, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ
3. Оботурова Н.С. Идея как концептуальный уровень познания в философии П.Д. Юркевича // Философия и культура. – 2011. – № 5; С.50 – 58; 1 п.л. Статья.
4. Предосвещающая роль идеи в бытийности языка М. Хайдеггера // Философия права. – 2011. – №1 (40). – С. 44 – 49; 0,6 п.л. Статья.
5. Оботурова Н.С. Амбивалентность и конвергентность идей аналитической и континентальной философии ХХ века // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2010. – № 11. – С. 109 – 114; 0,7 п.л. Статья.
6. Оботурова Н.С. Онтологическое и культурно-историческое понимание идеи в русской философии XIX – начала XX века // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 3 (35). – С.47 – 53; 0,6 п.л. Статья.
7. Оботурова Н.С. Онтогносеология идеи в немецкой классической философии // Среднерусский вестник общественных наук. – 2010. – № 2 . – С. 22 – 28; 0,8 п.л. Статья.
8. Оботурова Н.С. Специфика постановки и понимания основных философских идей в прагматической традиции Р. Рорти // Философия права. – 2010. – №3 (35). – С. 29 – 32; 0,6 п.л. Статья.
9. Оботурова Н.С. Эволюция взглядов Эдмунда Гуссерля в понимании природы идеального // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Гуманитарные и общественные науки». – 2010. – №2 (111). – С. 225 – 230; 0,7 п.л. Статья.
10. Оботурова Н.С. Идея как единство рационального и чувственного в философии Нового времени // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – № 1 (27). – С. 8 – 12; 0,6 п.л. Статья.
11. Оботурова Н.С. Платоновское понимание идеи как начало научного познания // Аспирантский вестник Поволжья. – 2008. – № 1 – 2. – С.51 – 54; 0,6 п.л. Статья.
Статьи, учебные пособия и тезисы
12. Введение в философию: Учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 243 с.; 15 п.л. (авторский вклад – разделы «Философские проблемы познания». – С. 113 – 120; «Философские идеи герменевтики и постмодернизма». – С.83 – 87; 0,7 п.л.).
13. Философия: Учебное пособие. ¬– Вологда: ВоГТУ, 2002. – 148 с.; 9,25 п.л. (авторский вклад – раздел «Философские проблемы познания». – С.61 – 71; 0,6 п.л.).
14. Оботурова Н.С. Концептуальные идеи философских проблем педагогических наук // Философия в техническом вузе: Сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – С. 110; 0,1 п.л. Тезисы.
15. Оботурова Н.С. Идея как форма мысли о сущем в философии Аристотеля // Вузовская наука – региону: Материалы седьмой всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т. – Вологда: ВоГТУ, 2009. – Т.2. – С. 181–182; 0,3 п.л. Статья.
16. Оботурова Н.С. Правовые идеи как концептуальная основа правового познания и деятельности // Праксеология исполнения уголовного наказания и проблемы формирования уголовной и уголовно-исполнительной политики государства: Сборник статей / Отв. ред. Л.В. Фивейская. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. – С. 30 – 40; 0,6 п.л. Статья.
17. Оботурова Н.С. Идея гуманизации как основа реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики современного государства // Вузовская наука – региону: Материалы четвертой Всероссийской конференции. – Вологда: ВоГТУ, 2006. – С. 356–357; 0,3 п.л. Статья.
18. Оботурова Н.С. Идея справедливости как концептуально-смысловое основание правового сознания // «Философия и будущее цивилизации»: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 – 28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.5. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 128–129; 0,1 п.л. Тезисы.
19. Оботурова Н.С., Бушуева Н.А. Русская идея как альтернатива концепциям «столкновения цивилизаций» // Вузовская наука – региону: Материалы третьей Всероссийской научно-технической конференции. – Вологда: ВоГТУ, 2005. – С.74 – 76; 0,3 п.л. Статья (авторство не разделено).
20. Оботурова Н.С. Синтез социал-демократических и неолиберальных идей построения в России государства социальной защиты и инвестиций // Вузовская наука – региону: Материалы третьей Всероссийской научно-технической конференции. – Вологда: ВоГТУ, 2005. – С. 72–74; 0,3 п.л. Статья.
21. Оботурова Н.С. Идея как концептуально-смысловая форма познания и деятельности // Актуальные проблемы гуманитарного познания: Сборник научных трудов преподавателей кафедр философии и истории, русского и иностранных языков. Выпуск 1. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2004. – С. 3–15; 0,8 п.л. Статья.
22. Оботурова Н.С. Русская национальная идея в контексте социально-культурной глобализации // Экономические и социальные перемены в регионе: Факты, тенденции, прогноз. – Выпуск 27. – Вологда, Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2004. – С. 72–75; 0,4 п.л. Статья.
23. Оботурова Н.С. Идея справедливости как основание применения и исполнения уголовного наказания // Уголовное наказание в России и за рубежом: теория и практика. – Тезисы докладов международной научно-практической конференции. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2005. – С. 43 – 47; 0,2 п.л. Тезисы.
24. Оботурова Н.С., Бушуева Н.А. Проблема социального творчества в русской историософии // Вузовская наука – региону: Материалы второй всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т. Т. 2. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – С. 337 – 340; 0,3 п.л. Статья (авторство не разделено).
25. Оботурова Н.С., Бушуева Н.А. Идея творчества в социальной антропологии и историософии Н.А. Бердяева // Вузовская наука – региону: Материалы второй всероссийской научно-технической конференции. В 2-х т. Т.2. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – С. 379 – 381; 0,3 п.л. Статья (авторство не разделено).
26. Оботурова Н.С. Историческое самосознание в контексте новой образовательной парадигмы // Философский век. Альманах. Вып. 23. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. – С. 18 – 28; 0,6 п.л./ 0,3 п.л. Статья (в соавт. с Беляевой Т.А.).