- Сложность и многомерность трансформирующейся под влиянием объективных и субъективных факторов социокультурной системы предопределили внимание к процессу управления со стороны представителей естественных и общественных наук. Однако предметно-проблемное поле соответствующих исследований пока ограничено дисциплинарными рамками. Естественно-научный, менеджеральный, политологический подходы, несмотря на междисциплинарный характер, в совокупности не дают целостной картины объекта управленческого воздействия. Введение принципа культуроцентризма дает возможность, используя достижения натуроцентризма, политикоцентризма, экономоцентризма преодолеть недостаточность естественно-научного, политологического, менеджерального подходов, и сформировать новый - социокультурный подход к исследованию управления, для чего имеются необходимые теоретические предпосылки. Понятийный каркас культурологии может быть дополнен еще одной универсалией - «социальное управление», в целях объединения когнитивных усилий представителей различных общественных наук.
- Общество как субстрат культуры имеет сложную структуру. Его структурно-функциональный анализ выявляет взаимозависимость уровней социальности и видов культуры, а также социально-организующую роль культуры в целенаправленной социальной интеграции. Консолидирующей социум основой являются как институциональные формы культуры, так и целенаправленное образование логико-смысловой целостности общественной системы.
- Принцип культуроцентризма дает возможность проанализировать социально-порождающую и социально-преобразующую функции культурных факторов и обосновать значимость социокультурного пространства как области воспроизводства Homo culturalis, выделить стержневую тенденцию по целенаправленному формированию сочетания цивилизационного универсализма с культурным своеобразием социальных систем, объединить знания о человеке, обществе и культуре.
- Такая теоретическая позиция предполагает, что социальное управление следует рассматривать, с одной стороны, как культуросозидающий фактор, с другой - как феномен, обусловленный логикой развития культуры. Детерминантами социальной динамики являются культурные традиции цивилизаций, воздействующие и непосредственно, и опосредованно на социально-психологические, ментальные элементы управленческой культуры. Каждый культурно-исторический тип порождает соответствующие типы управления и принципы управленческой деятельности.
- Социокультурная целостность объекта управления формируется в процессах как целенаправленного воздействия, так и самоорганизации преимущественно через взаимовлияние социального содержания и пространственно-временных его форм. В этом направлении возможны принципиально новые методологические изыскания, связанные с выяснением роли символических форм, смысловых аспектов в обоих типах процессов. Связь их хронотопических форм и социального содержания имеет генетический и функциональный характер.
- Принцип культуроцентризма в теории социального управления позволяет рассматривать управление как элемент культуры и фактор культуросозидания. Развиваемая на этой культурологической основе социокультурная трактовка управления позволяет исследовать в новом аспекте связь социального и культурного его измерений, представить его как воздействие на социокультурную систему с целью сохранения и развития ее интегративных культурных характеристик. Будучи имманентным обществу как творению культуры, управление само по себе является полноценным достижением опыта человечества, одной из ценностей, необходимых для его дальнейшего существования и развития.
- Этот принцип конкретизируется в ряде ценностных ориентаций управленческой деятельности, которая направлена, в конечном счете, на приведение культуры социальности в соответствии с социальными императивами. Трансформации общественной системы имеют историческое измерение, начиная от регулирования космо-земных и природно-социальных связей, выраженных в экологической культуре, и заканчивая воздействиями, сообразуемыми с логикой развития социокультурной системы, включающими формирование межкультурных коммуникаций и социокультурного пространства-времени.
- В праксеологическом плане пространственно-временное видение социокультурной системы задает новую систему координат управленческой деятельности. Здесь категории «время» и «пространство» выполняют интегральную роль и объясняют механизм «встраивания» человека в пространственно-временной континуум социального целого. Обращение к пространственным характеристикам жизнедеятельности человека представителей различных научных направлений и профессий убеждает в продуктивности введения принципа культуроцентризма в исследование пространства. В настоящее время средствами культурологии можно выделить необходимые теоретико-методологические основы для выработки практических рекомендаций по оптимизации социокультурного пространства. В процессе социального управления необходимо учитывать наличие хронотопа власти, исторически изменчивого, обусловленного социально-экономическими и культурными условиями. Виртуализация власти с помощью мультимедиатехнологий требует специального исследования.
- Управление социокультурной системой включает в себя целенаправленное изменение хрональной формы её бытия, что предполагает отношение к времени как к ценности. В ходе осмысления хрональных параметров преобразовательной деятельности произошел поворот от исследования времени культуры к пониманию значимости культуры времени. Целенаправленное осмысление культуры времени включает в себя определение ее метрических и топологических характеристик, критериев измерения интервалов длительности, отражения хрональных параметров в сознании человека и в культуре, возможностей координации и синхронизации процессов, происходящих на уровнях личности, социальных групп и общества, соотношение культурной памяти и забвения.
- Принцип культуроцентризма может быть успешно применен в управленческой деятельности как на глобальном, так и на локальном уровнях.
1.Проблемы рефлексии и методологии социального управления: монография. – М. : ИД «АТиСО», 2008 – 254 с.
2.Социальное управление (континуальный аспект): монография. – М.: ИД «АТиСО», 2009 – 270 с.
3.Социокультурный подход к управлению обществом: монография. – Красноярск:. Издательско-полиграфический комплекс СФУ, 2009 - 112.с.
4.Культура - смысловая детерминанта социального управления: монография. - М.: ИД «АТиСО». 2011 –-220 с.
Статьи в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:
1.Гносеологический статус знаний о социальном управлении // Вестник Сибирского Государственного Аэрокосмического университета. вып. 3(10)- Красноярск. 2006.- С.121-126.
2.Молодежная наука в условиях болонской конвенции// Философия образования 1(15) 2006. – С. 247-253.
3. Управление образовательным пространством // Философия образования 4(21) 2007 – С.53-58.
4.Менеджмент и социальное управление: рефлексивно-методологическое исследование // Труд и социальные отношения. Наука. Практика. Образование. 2008. 4(46) –С.35-42.
5.Управление социальной сферой: вопросы философской методологии // Труд и социальные отношения. Наука. Практика. Образование. 2008. 9 (51). С. 130-138
6.Подготовка специалистов по управлению: актуальные образовательные задачи //Современное профессиональное образование. Философский анализ теории и практики. Том ХХYIII. Новосибирск. 2008 – С.116-124(в соавт).
7.Тайм-менеджмент в системе социального управления // Вестник ТГУ. Общенаучный журнал. № 334 (май 2010) –с. 35-40.
8.Культуроцентризм как методология антикризисного управления экономической системой// Кризис экономической системы как фактор нестабильности современного общества. Материалы международной научно-практической конференции 26 января 2011 г. – Саратов, 2011 С. – 119-122.
9.Менталитет и управление социокультурными трансформациями современного общества// Современные проблемы развития общества: экономика, право, философия и социология. Сб. науч. статей по итогам международной научно-практической конференции г.Волгоград, 15-16 февраля 2011г. –Волгоград, 2011-С.50-52.
Научные статьи и материалы конференций:
1.Роль профессиональной ориентации в процессе социализации личности // Социально-экономические проблемы профориентации учащейся молодежи. Красноярск : КГПИ . 1983 – с 49-56.
2.Планомерность и стихийность в процессе социализации индивида// Вопросы прогнозирования и планирования развития личности . Красноярск: КГПИ. 1985 с. 51-63.
3.Социализация как способ становления индивидуального бытия в единстве его пространственно-временных форм // Актуальные проблемы общественных наук. Тезисы докладов краевой научно-практической конференции. Красноярск: КИСИ.1989 с.97-99.
4.Социально-пространственное положение в трудовом коллективе как фактор развития индивида // Социально-экономические факторы повышения эффективности и качества трудовых коллективов в условиях перестройки и обновления социализма. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции 14 ноября 1990 г. – Красноярск: Красноярский краевой совет НТО.1990 – 93-94.
5.Социально-пространственные факторы формирования политической культуры студентов// Соотношение общей и политической культуры: теоретические и прикладные аспекты. Комсомольск-на Амуре. 1991 – с. 224-226.
6.Гуманизация знания как ключевое звено обновления образования // Проблемы гуманизации и гуманитаризации в системе непрерывного образования. Тезисы докладов. Красноярск.: Управление образования администрации города Красноярска. 1996 с.3-5.
7.К вопросу о методике научной работы (Из опыта руководства НИРС) // Проблемы фундаментального и прикладного науковедения. Материалы международной конференции по науковедению. 28-30 апреля 1998 г. – Красноярск. : КВКУРЭ ПВО, ККО МАН. 1998 - .34-37.
8.Формирование научной картины мира (Из опыта СИБУП) // Проблемы фундаментального и прикладного науковедения. Материалы международной конференции по науковедению. 28-30 апреля 1998 г. – Красноярск. : КВКУРЭ ПВО,ККО МАН. 1998 – 58-60(в соавт).
9.Теоретические и практические вопросы подготовки молодых ученых // Молодежь Сибири- науке России. Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и соискателей учебных заведений Красноярского края 28 апреля 1999 – Красноярск, СИБУП, МАН – с.1-3(в соавт)
10.Сибирский институт науковедения //Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития. Материалы международного симпозиума. Красноярск, 22-24 сентября 1999г. - Красноярск: Красноярское отделение МАН., С.А.А. 1999 С.23-32 (в соавт).
11.Науковедение и подготовка молодых ученых //Науковедение: теоретические и организационные проблемы развития. Материалы международного симпозиума. Красноярск, 22-24 сентября 1999г. - Красноярск: Красноярское отделение МАН., С.А.А. 1999- С. 32-42в соавт).
12.Научная картина мира и идеал научности // Молодежь Сибири- науке России. Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и соискателей учебных заведений Красноярского края 15 апреля 2000г. – Красноярск: СИБУП, МАН. 2000 - С.1-7 (в соавт).
13.Профессиональная культура субъекта управления. (Теория и практика СИБУП) //Экономика и управление в современных условиях. Всероссийская научно-практическая конференция. –Красноярск.: СИБУП. 2002 –С.3-5.
14.Типология социального управления и методология // Теория и история. Красноярск.2003 – С. 87-93.
15.Чему учат управленческие революции? // Экономика и управление в современных условиях. Всероссийская научно-практическая конференция 22-23 декабря 2004 г. –Красноярск.: СИБУП. 2004 – 109- 114 (в соавт).
16.Российская модель социального управления// Экономика и управление в современных условиях. Всероссийская научно-практическая конференция 8 декабря 2005 г. – Красноярск. СИБУП С. 61-69.
17.Целевые программы как форма социального проектирования //Экономика и управление в современных условиях. Всероссийская научно-практическая конференция 8 декабря 2005 г. – Красноярск. СИБУП С.69- 75 (в соавт).
18.Специфика управления негосударственным ВУЗом как условие конкурентноспособности его выпускников //Экономика и управление в современных условиях. Всероссийская научно-практическая конференция 8 декабря 2005 г. – Красноярск. СИБУП С.75-80( в соавт).
19.Терроризм как глобальная проблема современности // Молодежь Сибири- науке России. Межвузовская научно-практическая конференция 13 апреля 2006 г. Сборник материалов. Ч.II.- Красноярск. Администрация города Красноярска, СИБУП. 2006 – С. 11-15 (в соавт).
20.Теории социального управления и их методологические основания // Решетневские чтения. Материалы Х1 Международной научно-практической конференции 6-10 ноября 2007 г. Красноярск. СибГАУ. 2007 – С.410-411 (в соавт).
21.Философия и объект социального управления // Достижения ученых Сибири- Всемирному философскому конгрессу. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Бийск. 3-7 июля 2008г. – Бийск: БГПУ. 2008 – С.133-139.
22.Философия управления //Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Материалы III Межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и преподавателей 14 мая 2008 г. – Красноярск.: Красноярский филиал АТ и СО.- С. 205-211 (в соавт).
23.Наука о социальном управлении //Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Материалы III Межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и преподавателей 14 мая 2008 г. – Красноярск.: Красноярский филиал АТ и СО.- С.222-227(в соавт).
24.Теория и практика социального управления: история и логика //Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Материалы III Межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и преподавателей 14 мая 2008 г. – Красноярск.: Красноярский филиал АТ и СО.- С. 227-236(в соавт).
25.Культура управления //Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Материалы III Межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и преподавателей 14 мая 2008 г. – Красноярск.: Красноярский филиал АТ и СО.- С. 236-242(в соавт).
26.Философия управления: генезис и тенденции развития ( к постановке проблемы) // Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук. Всероссийская научно-практическая конференция 20-28 марта 2008 г. – Ростов-на -Дону.: Южный федеральный университет, Северо-Кавказский научный центр высшей школы.- С. 113-118 (в соавт).
27.Континуальный подход к социальному управлению // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы международной научно-практической конференции. 17 декабря 2008г. Ч.2. – Саратов: Из-во «научная книга»- С.48-51(в соавт).
28.Философские основания тайм-менеджмента// Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сб. статей студентов, аспирантов и преподавателей IY-Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 90-летию АТ и СО 13 мая 2009 г. – Красноярск. Кр. Филиал АТ и СО – С.208-212(в соавт).
29.Тенденции формирования глобального пространства// Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сб. статей студентов, аспирантов и преподавателей IY-Межвузовской научно-практической конференции, посвященной 90-летию АТ и СО 13 мая 2009 г. – Красноярск. Кр. Филиал АТ и СО – С.219-222 (в соавт).
30.Система образования в социокультурном пространстве // Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1250233464.pdf. Заглавие с экрана http://www.ssa-rss.ru/abstract_bank/1250233464.pdf.
31. Содержание понятия «Социокультурная обусловленность управления» (к постановке проблемы) // IX Дридзевские чтения. Тезисы докладов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank_dr/1256817741.pdf. Заглавие с экрана http://www.isras.ru/abstract_bank_dr/1256817741.pdf.