Гуманность как культурная норма формировалась в системе религиозного сознания. Становление практики милосердия, сострадания в обществе связано с постепенным историческим формированием ценности самого человека, а ценность личности складывается в рамках религии как феномена культуры, представляющего глубинные экзистенициально-онтологические тенденции.
2. Место и роль гуманности в древнеиндусской культурной традиции определяется необходимостью закрепления и поддержания сложившейся кастовой дифференциации общества, ибо традиционная индуистская нравственность есть всецело нравственность целых социальных общностей. Милосердие занимает, безусловно, большое место в социокультурных практиках древнеиндийского общества, но не как свидетельство роста морального сознания, а как универсальная ритуализированная практика, фактически система обрядов, которая самим своим наличным состоянием, течением обеспечивает социальную целостность, преемственность и стабильность.
В рамках буддизма и джайнизма, признавая принципы ненасилия и почитания всего живого, гуманность выступает скрепой традиционного социального мироустройства, воплощает созерцательное отношение к природному и коммуникативному окружению и отвергает индивидуальную активность человека; она далека от идеи свободной и сознательной личности как духовного центра любви и милосердия.
3. В культуре Древнего Китая конфуцианство классически выразило фундаментальный принцип восточной цивилизационной традиции, связанный с особой социальной ролью этических воззрений и в том числе, милосердия, гуманности - субстанционализм. Гуманность как идеал и как практика выражает в конфуцианстве давление традиции над человеком - она не выделена как область личной и свободной рефлексивной убежденности в необходимости совершения добра. Добро трактуется как производное качество существующей вертикальной структуры общества. В основе конфуцианской гуманности лежит не свободное, самосознательное убеждение в необходимости делать добро, а влияние авторитета семьи, старших, государства, императора, делающее человека человеколюбивым «благородным мужем».
Гуманность даосизма можно обозначить как аннигилирующий субстанционализм, то есть как утверждение невозможности утвердить что-либо не во вред общей мировой гармонии и порядку. Она связана с утверждением абсолютного Ничто. Даосизм не призывает к милосердию, трактует гуманность как естественность и недеяние, связывает ее с утверждением свободы от всего, а не с суетной заботой о человеке.
4. В исламе гуманность, милосердие как проявление «любви», образец которой задает сам Аллах, реализует ярко выраженную социализирующую и интегрирующую функцию. Быть «правоверным» - это и значит быть гуманным, милостивым, но в том же самом отношении это означает быть приобщенным к определенной социальной структуре, к определенной иерархии ценностей. Мусульманская гуманность на «философском» и социальном уровне стремится инкорпорировать объект своей помощи и милостивого отношения. Человек, оказавшийся в поле практической реализации милосердия со стороны мусульманина, рассматривается последним как потенциальный будущий приверженец исламской доктрины и соответствующих социальных практик.
5. Христианство в своей иудейской предпосылке вплотную приблизилось к собственно всеобщей форме культурного универсализма, но, вместе с тем, в ней универсальное было проинтерпретировано как богоизбранное, как национальное (этот же момент присущ и исламу). «Христианскому» иудаизму свойственно неприятие униженности, нищеты, несправедливости и т.д. Но если в других культурах такое неприятие вызывает желание помочь, то здесь речь идет о борьбе за справедливость, носящей богоборческое начало. Собственно гуманность здесь оказывается скорее средством, нежели целью. Кроме того, в иудо-христианском историософском сознании проблема гуманности наталкивается на такой краеугольный аспект религиозной картины мира как ревнивость и жестокость самого Бога (Яхве), что делает гуманность в этой традиции не претендующей на универсальное для Запада значение.
6. В Древней Греции, а в последующем - в христианстве, объект помощи и сострадания становится субъектом. Человек как субъект гуманности может как получать, так и давать помощь и сострадание в силу того, что он обладает личностным статусом, свободой и независимостью, определенной дистанцией в отношении общества, которая позволяет ему быть самостоятельным и видеть гуманность не только в помощи и сочувствии другим, но и в собственном самосовершенствовании.
В христианской культуре абсолютным образом закрепляется личностная форма социального бытия: человеческая свобода получает определенность и достоверность не просто как голый произвол или случайность, а как выбор и определение уникальности моей свободы через опосредствование в трансцендентном и абсолютном. Поэтому проблема гуманности не просто получает свое «одно из многих...» разрешений, а принимает собственную форму как позиция (диалог или полилог) отношения одной свободной и самосознательной личности по отношению к Другой такой же. Христианская гуманность основана именно на закреплении абсолютной ценности Личности, тогда как социальные структуры, государство и т.д. уходят на второй план.
7. Христианские философы и культурологи ХХ века, развивая культурную христианскую традицию, активно обсуждали целый ряд тем, непосредственно связанных с идеей и практикой гуманности. Они выделяли в качестве актуальных следующие аспекты: необходимость прощения (К.Льюис); моральная ответственность и необходимость жить для других, сострадать им (Д. Бонхёффер); благоговение перед жизнью и воля к жизни (А. Швейцер); основание гуманности в интимной (сердечной) близости человека и Бога (Б.П. Вышеславцев). В целом, для эволюции взглядов философов и культурологов характерен в вопросах гуманности отказ от спекулятивных метафизических построений и обращение к практике коммуникации.
8. Исторической предпосылкой современной светской идеи и практики гуманности является европейская духовная культура, берущая начало в античности. Гуманизм отличается от гуманности, хотя и родственен ей. Гуманизм, возникший в эпоху Ренессанса как определенное систематизированное мировоззрение был прежде всего отражением процессов секуляризации самой культуры. Его важнейшим признаком выступает конструктивистский характер. Под лозунгами гуманизма прошли все крупнейшие социальные потрясения Нового времени. Гуманность же находится за пределами устремлений «переделать» человека и мир. Благожелательность и стремление помочь другому ни в коем случае нельзя редуцировать и приравнивать к стремлению исправить существующий порядок вещей. Гуманность всегда диалогична, тогда как гуманизм скорее моноцентричен и монологичен. Гуманность на уровне сознания и на уровне практики в большей степени, чем гуманизм связана с опытом повседневности.
9. Светская гуманность, лишенная Бога, хотя и стремится следовать путями милосердия, нередко ставит под удар сами основания гуманного поведения. Формалистический подход И. Канта не обращен к сердцу человека, сфере его переживаний и мотивов. В лице Ф.Ницше мы видим обоснование антигуманности и призыв к «любви к дальнему», что предполагает небрежение ближним, презрение к его слабости и страданию. У Ж.-П.Сартра критерием гуманности становится сам человек, действующий без ограничений на свой страх и риск и оценивающий свое поведение согласно лишь собственным критериям. Очевидно, что развитие идей светской гуманности в условиях сознательного неприятия христианских ценностей приводит к парадоксальному результату - невозможности обнаружить гарантию реализации принципов человеколюбия. Антропоцентризм, отвергающий Бога, вырождается в свою противоположность - принятие и даже санкционирование антигуманности.
10. Практическая гуманность возникает как специальная деятельность еще в период европейского неогуманизма. В условиях десакрализации культуры и общества, утратившего религиозное милосердие, определенную компенсационную роль в деле практической гуманности играют современная социальная работа и психотерапия. Они обладают моментом универсальности, поскольку могут быть обращены ко всем и к любому, к каждому человеку как нуждающейся в помощи личности без различия по национальному, конфессиональному или какому-либо иному признаку. При этом христианская идея личности, свободы и ответственности может быть перенесена в своем светском варианте на социальную работу и психотерапию. Современная социальная работа носит сетевой характер и направлена на воспроизводства «человеческой состоятельности» - достойной жизни для каждого. Психотерапия же апеллирует к свободе воли пациента и его ответственности за свою судьбу, обрести которую помогает психотерапевт. Разумеется, эти практики являются дополнением к гуманистической деятельности государства и общества - экономической, политической, правовой, здравоохранительной, национальной, духовной и др.
1. Швачкина Л.А. Милосердие в индо-буддийской и конфуцианско-даосистской культурных традициях. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009.– 6 п.л.
2. Швачкина Л.А. Гуманность в контексте культурных традиций Востока и Запада. Ростов н/Д: РостИздат, 2011. – 15 п.л.
б) Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов диссертации:
3. Швачкина Л.А. Феномен милосердия в конфуцианской культурной традиции // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 2. – 0,7 п.л.
4. Швачкина Л.А. О типологических различиях культурных традиций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 5. – 0,7 п.л.
5. Швачкина Л.А. Идея гуманности в исламе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-теоретический журнал. 2010. № 4. – 0,8 п.л.
6. Швачкина Л.А. Культурные универсалии: феномен милосердия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 4. – 0,7 п.л.
7. Швачкина Л.А. Социокультурно детерминированная гуманность в конфуцианстве // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2010. Вып. 4. – 0,8 п.л.
8. Швачкина Л.А. Древний мир: рождение милосердия // Вестник Самарского Государственного Университета. Гуманитарная серия. – 2010. Вып. № 7 (81). – 0,7 п.л.
9. Швачкина Л.А. Христианская гуманность и практика милосердия // Общенациональный научно-политический журнал «Власть». 2010. № 12. – 0,7 п.л.
10. Швачкина Л.А. Об универсальном в культуре: гуманность // Вестник Московского Государственного областного университета. Сер. Философские науки. 2011. № 1. – 0,7 п.л.
11. Швачкина Л.А. Проблемы гуманности и кризиса европейской культуры в философской рефлексии Ф. Ницше и М. Шелера // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. - № 1. – 0,8 п.л.
12. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Сострадание и милосердие как основа буддийской гуманности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 2. – 0,7 п.л.
13. Швачкина Л.А. Идея гуманности в христианстве: истоки и сущность // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2011. № 1. – 0,8 п.л.
14. Швачкина Л.А. Взгляды христианских авторов ХХ века на проблему гуманности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 1. – 0,8 п.л.
15. Швачкина Л.А. Представление о гуманности в европейской культуре ХХ века: К.С. Льюис // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 2. – 0,7 п.л.
16. Швачкина Л.А. Форма светской гуманности и практики милосердия в новейшее время: психотерапия // Вестник Московского Государственного областного университета. Сер. Философские науки. 2011. № 2. – 0,7 п.л.
17. Швачкина Л.А. Интерпретация гуманности в культурной традиции индуизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 2. – 0,8 п.л.
в) Публикации в других научных изданиях:
18. Швачкина Л.А., Воденко К.В. К вопросу о сущности христианской морали // Вторые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы: Научно-теоретическая конференция Тезисы докладов. Новочеркасск, 2001. – 0,1 п.л.
19. Швачкина Л.А. Категории морали в контексте христианского учения о человеке // Социально-гуманитарные проблемы современности: Сб. науч. трудов / Южно-Рос.гос.ун-т экономики и сервиса. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2001. Вып. 38. – 0,2 п.л.
20. Швачкина Л.А., Воденко К.В. Некоторые аспекты православной христианской антропологии // Актуальные проблемы истории и технологии социальной работы. Сб. статей. Новочеркасск; Ростов-на-Дону: Пегас, 2002. -Вып.4. – 0,2 п.л.
21. Швачкина Л.А., Воденко К.В. Культурологическая концепция П. Флоренского // Научная мысль Кавказа: Северо-Кавказский научный центр высшей школы. Приложение. Спецвыпуск. 2003. №1. – 1 п.л.
22. Швачкина Л.А. Религия как элемент национальной самоидентификации в условиях глобализации // Эволюция общественных отношений в процессе российской модернизации: социетальный и региональный аспекты: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – 0,3 п.л.
23. Швачкина Л.А. Социокультурная индиферентность современного человека: сущность и причины // Научная мысль Кавказа: Северо-Кавказкий научный центр высшей школы. Приложение. Спецвыпуск. 2003. №3. – 1 п.л.
24. Швачкина Л.А. Человек и современная культура: проблемы дисгармонии и ее последствия // Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества: Социально-гуманитарные проблемы современности: Сб. науч. трудов/ Южно-Рос.гос.ун-т экономики и сервиса; Под ред. А.П. Германовича. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2004. – 0,2 п.л.
25. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Об одной особенности русского менталитета // Роль антикризисных явлений в достижении стабильности общества: Социально-гуманитарные проблемы современности: Сб. науч. трудов / Южно-Рос.гос. ун-т экономики и сервиса; Под ред. А.П. Германовича. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. – 0,2 п.л.
26. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Проблема формирования и изменения ценностного мира человека в контексте процессов модернизации // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общей ред. Проф. О.И. Кирикова. Книга 12. Воронеж: ВГПУ, 2007. – 1 п.л.
27. Швачкина Л.А. Исторический аспект развития личности в контексте социокультурной ситуации // Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. – 0,3 п.л.
28. Швачкина Л.А. Феномен милосердия в различных культурных традициях // Актуальные проблемы гуманитарных наук: материалы Междунар. Науч.-практич. конф. Студентов, аспирантов и преподавателей, 8-9 апреля 2009 г., г. Шахты: в 2 т. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. – Т. 2. – 0,3 п.л.
29. Швачкина Л.А. Милосердие как культурная универсалия // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции, (г. Шахты, 22-23 апреля 2009 г.) / редкол.: Е.Ю. Положенкова [и др.]. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. –0,3 п.л.
30. Швачкина Л.А. Феномен милосердия в аспекте светского гуманизма // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общей ред. Проф. О.И. Кирикова. Книга 21. Воронеж: ВГПУ, 2010.- 1,3 п.л.
31. Швачкина Л.А. Иудейско-христианская культурная традиция: феномен милосердия // Проблемы духовных ценностей в философии и культуре: монография / А.З. Баглиева, Д.Р. Басырова, К.В. Воденко и др. / Под общ. Ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. – 1,3 п.л.
32. Швачкина Л.А. Милосердие как экзистенциальная ценность профессиональной деятельности социальных работников // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. ст. Вып. 12/ Новочеркасская государственная мелиоративная академия; Под ред. Проф. П.Я. Циткилова. Новочеркасск; Ростов н/Д: НМЦ «Логос», 2010. – 0,4 п.л.
33. Швачкина Л.А. Феномен милосердия и культурные традиции: актуальность исследования проблемы // Материалы Ш Международной научно-теоретической конференции «Социально-политические и культурные проблемы современности». Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. – 0,4 п.л.
34. Швачкина Л.А. Неогуманизм: духовно-нравственные представления // Материали за 6-а международна научна практична конференция, «Основни проблеми на съвременната наука», 2010. Том 15. История. Философия. Политика. Психология и социология. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – 0,4 п.л.
35. Швачкина Л.А. Культурные традиции как система ценностей // Материали за 9-а международна научна практична конференция, «Бъдещи изследвания», 2010, Том 8. История. Философия. Политика. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. – 0,4 п.л.
36. Швачкина Л.А. Гуманизация общественных отношений и проблема милосердия // Materialy V1 mezinarodni vedecko-prakticka conference «Efektivni nastroje modernich ved – 2010». – Dil 13. Politicke vedy. Filosofiе. Praha. Publishing House «Еducation and Science» sro.- 0,4 п.л.
37. Швачкина Л.А., Шаповалова Я.С. Возрождение ценностей духовной культуры в системе общего образования // Человек. Культура. Общество: сборник статей П Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский Дом знания, 2010. – 0,4 п.л.
38. Швачкина Л.А. Трансформация этических ценностей в условиях модернизации России ХХI века // Этика и история философии: материалы Международной научной конференции / отв. Ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин; М-во обр. и гнауки РФ ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», Тамбовское региональное отделение РФО. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 0,4 п.л.
39. Швачкина Л.А. Культурная практика джайнизма: гуманность // Казанская наука. № 8 Вып. 2. 2010 г. – 0,5 п.л.
40. Швачкина Л.А. Социальная работа как форма светской гуманности в современном обществе // Управленчесие процессы в современном мире: тенденции и проблемы: материалы региональной научно-практической коференции студентов, аспирантов и преподавателей. Ставрополь, 10 декабря 2010 г. / филиал ГОУ ВПО МГУПИ в г. Ставрополе. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2010. – 0,4 п.л..
41. Shvachkina L.A. Humanity is in system of activity // Materially YI mezinarodni vedecko-prakticka conference «Vedecky prumysl evropskeho kontinentu – 2010». – Dil 16. Pravni vedy. Administrativa. Historie. Filosofie: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. – 0,4 п.л.
42. Швачкина Л.А. Специфика даосской гуманности в традиционной культуре Китая // Актуальные проблемы науки, практики и вероисповеданий на современном этапе: Сборник материалов пятой заочной международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки, практики и вероисповеданий на современном этапе», состоявшейся 25 ноября 2010 года (г. Красноярск, Россия) / Под ред. проф., академика РАЮН А.Н. Попова. Вып. 1. Красноярск, 2010. – 0,5 п.л.
43. Швачкина Л.А. Гуманность в аспекте аксиологического подхода к анализу культуры // Система ценностей современного общества: Сборник материалов ХVII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. – 0,6 п.л.
44. Швачкина Л.А. Вегетарианство и гуманность: философско-культурологические представления // Дискуссия теоретиков и практиков. 2011. № 1. – 0,4 п.л.
г) учебно-методические пособия:
45. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Социальная экология: учебно-методическое пособие. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. – 1 п.л.
46. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Социальная экология: практикум. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008.- 1 п.л.
47. Швачкина Л.А., Косиченко И.Ф. Социология религии: практикум. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 1 п.л.