- Неоплатоническая философия оказала решающее воздействие на романтические представления о природе как об одушевленной целостности, восходящей к единому сверхприродному источнику и, в то же время, как об одном из уровней иерархически выстроенного универсума.
- Неоплатонизм оказывал влияние на писателей романтической эпохи не только непосредственно - путем знакомства с сочинениями Плотина и других античных неоплатоников, - но и опосредованно, благодаря сочинениям алхимических авторов (привлекавших внимание И.В.Гете и Новалиса), религиозных мыслителей Я.Беме (влияние которого можно обнаружить в творчестве И.В.Гете, Новалиса, С.Т.Кольриджа) и Э.Сведенборга (интерес к которому проявлял У.Блейк), ренессансного поэта-неоплатоника Э.Спенсера (чья поэзия оказала воздействие на Дж. Китса).
- Одна из основополагающих идей неоплатонизма - идея о соответствии между строением универсума и структурой человеческой личности - в полной мере характерна и для писателей, чье творчество стало предметом настоящего исследования. Проецируя трехчастную структуру объективно существующего интеллигибельного мира на внутреннюю жизнь человека, новоевропейские поэты-неоплатоники приходят к заключению о единых принципах, действующих в целом мироздании и в его отдельных частях (включая и человеческие индивидуальности), что дает возможность взаимопонимания между человеком и универсумом.
- Концепции воображения, разработанные английскими романтиками У.Блейком, С.Т.Кольриджем, У.Вордсвортом, Дж. Китсом и П.Б.Шелли, при небольших отличиях имеют сходство, обусловленное близостью этих концепций неоплатоническому учению об эманации. Эти концепции возникли благодаря перенесению эманационного учения в сферу новоевропейской эстетики, где объективный процесс эманации уподобился спонтанному творческому процессу в человеческом субъекте.
- Неоплатоническим влиянием во многом обусловлена художественная образность в творчестве близких неоплатонизму писателей эпохи романтизма. В первую очередь, это относится к образам, связанным со светом (И.В.Гете, Новалис, С.Т.Кольридж), к созданию собственной поэтической мифологии (Ф.Гельдерлин, У.Блейк, Дж. Китс, П.Б.Шелли).
1. Уильям Блейк – неоплатоник // Мир науки, культуры, образования: Научный журнал. 2009. № 2(14) Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2009. С. 74– 80. (1 п.л.).
2. Неоплатонизм Гете и духовная алхимия в «Фаусте» // Обсерватория культуры: Журнал-обозрение. 2009. № 2. М.: ФГУ РГБ, 2009. С. 104–112. (1 п.л.).
3. Неоплатонические мотивы в «Гиперионе» Гельдерлина // Вестник Томского государственного университета: Общенаучный периодический журнал. № 321. Апрель 2009. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. С. 14–21. (1,1 п.л.).
4. Боги Плотина и романтиков: опыт эйдологической интерпретации мифологии // Обсерватория культуры: Журнал-обозрение. 2010. № 2. М.: ФГУ РГБ, 2010. С. 12–18. (0,9 п.л.).
5. Природа между временем и вечностью в творчестве Новалиса // Вопросы филологии. № 1 (34). 2010. М.: ИИЯ, 2010. С. 73–82. (1,1 п.л.).
6. Идея Золотого века у Шеллинга, Гельдерлина и Новалиса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2009. № 6 (2). С. 52– 58. (0,8 п.л.).
7. Предел познания в философской лирике У.Вордсворта. // Филология и человек: Научный журнал. Барнаул, 2010. № 4. С. 27–36. (0,6 п.л.).
8. Гениальность как культурно-историческая и эстетическая проблема // Обсерватория культуры: Журнал-обозрение. 2009. № 6. М.: ФГУ РГБ, 2009. С. 28–33. (Соавтор – О.Л.Полякова) (0,8 п.л. / 0,4 п.л.).
9. Миф в литературе романтизма // Обсерватория культуры: Журнал-обозрение. 2011. № 1. М.: ФГУ РГБ, 2011. (Соавтор – О.Л.Полякова) С. 112–118. (0,8 п.л. / 0,4 п.л.).
10. Романтический пейзаж в живописи и поэзии первой трети XIX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2010. № 4(2). С. 854–857. (Соавтор – О.Л.Полякова) (0,4 п.л. / 0,2 п.л.).
11. Эстетические воззрения Дж. Китса // Филологические науки. 2011. № 4. (0,5 п.л.).
II. Монография
12. Неоплатоническая концепция природы в европейской литературе Нового времени: монография. Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. 444 с.
III. Учебно-методическое пособие
13. «Тайное знание» в европейской культуре: Лекции по истории эзотерических религиозно-философских учений от античности до Нового времени: Учебно-методическое пособие к курсу истории религии для студентов гуманитарных факультетов вузов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. (4,25 п.л.).
III. Статьи, опубликованные в других изданиях
14. Алхимический смысл образа Гомункула в трагедии Гете «Фауст» // Интеграция образования: Федеральный научно-методический журнал. Саранск, 1999. № 4. С. 62–65. (0,33 п.л.).
15. Преподавание трагедии Гете «Фауст» с учетом малоизученных особенностей культуры XVIII века // Профессиональная подготовка будущего учителя в процессе обучения в вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. (0,25 п.л.).
16. «Тайное знание» средневековья в европейском романе Нового времени // XII Пуришевские чтения. 5–7 апреля 2000. Тезисы докладов. (0,1 п.л.).
17. Собор и Роза: тема инициации в европейском романтическом и постмодернистском романе // Вопросы филологии. 2000. № 2. С. 83–91. (Соавтор – Л.М.Левина) (1 п.л. / 0,5 п.л.).
18. Алхимия и женский принцип европейской культуры // Женщины в истории, культуре: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научно-практической конференции. Самара, 8–12 июня 2001 г. Самара, 2001. С. 25–31. (0,4 п.л.).
19. Гете и христианство (Творчество Гете в оценке православного священника С.Соловьева) // Христианство и мир: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». 16–18 мая 2000 г. Самара, 2000. С. 483–488. (0,3 п.л.).
20. «Фауст» Гете и эзотерическая традиция европейских «тайных обществ» // Вопросы филологии. 2002. №1(10). С. 77–82. (Соавтор – Л.М.Левина) (0,5 п.л. / 0,25 п.л.).
21. Космология Якоба Беме и художественный мир «Фауста» // Гетевские чтения: 2003. М.: Наука, 2003. С. 62–79. (1 п.л.).
22. Естественнонаучные взгляды Гете в эпистеме науки Нового времени // Культурологическая мозаика: Межвузовский сборник статей. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2004. С. 76–82. (0,5 п.л.).
23. Античный религиозный опыт в интерпретации Гете и Шиллера // XXI век: новые горизонты гуманитарных наук: Материалы Всероссийской научной конференции: В 2 т. 16–17 декабря 2004 г. Т. 2. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2004. С. 45–49. (0,33 п.л.).
24. Символика света у Плотина и Новалиса (к постановке проблемы) // EXPERIMENTA LUCIFERA: Материалы III Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2005. (0,1 п.л.).
25. Визуальное восприятие в концепции вечности Уильяма Блейка // Проблемы этнокультурного взаимодействия в Урало-Поволжье: История и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 27–29 октября 2006 г. Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. С. 324–330. (0,4 п.л.).
26. Неоплатонизм Якоба Беме // Вестник Самарского государственного педагогического университета: Теория и история культуры. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. С. 61–89. (1,25 п.л.).
27. Дискурсия эйдоса: к проблеме вербализации визуальных образов // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2008. № 6 (106). Серия «Социально-гуманитарные науки». Выпуск 10. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. С. 124–127. (Соавтор – О.Л.Полякова) (0,4 п.л./ 0,2 п.л.).
28. Бог природы и истории в «Оде уходящему году» С.Т.Кольриджа // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции. Тверь, 26-29 мая 2008 г. Т. 13 (37). Тверь: Изд-во ТвГУ, 2008. С. 175–180. (0,4 п.л.).
29. Концепция поэтического гения Ф.Гельдерлина // Материалы XXXI Зональной конференции литературоведов Поволжья: В 3 ч. Ч. 3. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. С. 95–101. (0,4 п.л.).
30. Визуальное и вербальное в культуре: проблемы перевода // Аудиовизуальная антропология: теория и практика. Международная научно-практическая конференция. Москва, 7–8 октября 2008 г.: Сборник статей. М.: Изд. МГУ ТЕИС, 2008. С. 293–301. (Соавтор – О.Л.Полякова) (0,4 п.л./ 0,2 п.л.).
31. «Увидеть мир в одной песчинке…» (Проблема воображения в эстетических воззрениях английских романтиков) // Вестник Самарского государственного педагогического университета. Институт художественного образования. Выпуск 4. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. С. 19–36. (0,8 п.л.).
32. Идеи неоплатонизма в мировоззрении С.Т.Кольриджа // Филология и человек: Научный журнал. Барнаул, 2009. № 1. С. 108–120. (0,8 п.л.).
33. Возможен ли эйдос культуры? (опыт эйдологической интерпретации культурфилософии О.Шпенглера) // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты: сб. научн. статей. Выпуск 3. Архангельск: Поморский университет, 2009. С.56–63. (Соавтор – О.Л.Полякова) (0,3 п.л./ 0,15 п.л.).
34. Диалог античности и средневековья в «Фаусте» (на примере мотива андрогинности в первой и второй «Вальпургиевых ночах») // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты: сб. научн. статей. Выпуск 3. Архангельск: Поморский университет, 2009. С. 48–55. (0,33 п.л.).
35. Проблема границы познания в философской лирике У.Вордсворта // Пограничные процессы в литературе и культуре: Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Василия Каменского (17–19 апреля 2009 г.). Пермь: Пермский ун-т, 2009. С. 107–110. (0,33 п.л.).
36. Время и вечность у У.Вордсворта // Мир романтизма: Сб. науч. тр. Т. 14 (38). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. С. 230–238. (0,5 п.л.).
37. Проблема неоплатонизма Новалиса в литературоведческих исследованиях // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии: Факультет художественного образования. Выпуск 5. Самара: ПГСГА, 2009. С. 25–31. (0,33 п.л.).
38. Специфика преподавания литературы как дисциплины культурологического цикла // Высшее гуманитарное образование XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции (2 июня 2010 г., ПГСГА). Самара: ПГСГА, 2010. С.225–228. (0,4 п.л.).
39. Античное и христианское в идее божественного у С.Т.Кольриджа // Диалог языков и культур: теоретический и прикладной аспекты: Сборник научн. статей. Вып. 4. Архангельск: Поморский университет, 2010. С. 36–46. (0,6 п.л.).
40. К вопросу о возможности применения структуралистских методов к анализу классической литературы // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 29 янв. 2010 г. СПб.: СПбГУП, 2010. С. 20–23. (Соавтор – О.Л.Полякова) (0,2 п.л./ 0,1 п.л.).
41. Воображение как предмет философских и филологических исследований // Камера-посредник: международная научно-практическая конференция в рамках 5-ого Московского фестиваля визуальной антропологии: Сборник статей. М.: Изд. МГУ ТЕИС, 2010. С. 95–106. (Соавтор – О.Л.Полякова) (0,7 п.л./ 0,35 п.л.).
42. Гносеологическая проблематика в философской лирике П.Б.Шелли // Романтизм: грани и судьбы: Ученые записки НОЦ КИПР ТвГУ. Вып. 9. Тверь: Научная книга, 2010. С. 91–98. (0,4 п.л.).
43. Проблема прекрасного в поэзии Джона Китса // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет художественного образования: Сборник научных трудов. Выпуск 6. Самара: ПГСГА, 2010. С. 99–111. (0,6 п.л.).
44. Неоплатоническая концепция Мировой Души в «Атласской колдунье» П.Б.Шелли // Мир романтизма. Т. 15 (39). Тверь: Научная книга, 2010. С.45–51. (0,4 п.л.).
45. Проблема истинного воображения у Джона Китса // Вопросы филологии и журналистики. Выпуск 5.: Сб. статей: В 3 ч. Ч. 1. Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2010. С. 111–119. (0,4 п.л.).
46. Неоплатонические мотивы в «Королеве Маб» П.Б.Шелли // Мировая литература в контексте культуры: cб. материалов VII междунар. науч. конф. «Иностранные языки и литературы в контексте культуры». Пермь: ПГУ, 2010. С.46–48. (0,33 п.л.).
47. Мефистофель и Хаос (к проблеме зла в «Фаусте» Гете) // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет художественного образования: Сборник научных трудов. Выпуск 7. Самара: ПГСГА, 2011. (0,7 п.л.).