- Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отчественном искусствознании проведено целенаправленное комплексное исследование процесса стилистической эволюции фарфора Западной Европы XVIII в. При этом подробно разработана проблема генезиса в искусстве фарфора каждого из трёх стилей - барокко, рококо и неоклассицизма. Подобных попыток пока не предпринималось ни российскими, ни зарубежными специалистами. В результате изучения обширного материала выявлены особенности образной системы фарфора XVIII в. и её изменения при переходе от одного стиля к другому. Максимально полное воплощение стилеобразующих принципов барокко, рококо и неоклассицизма всесторонне проанализировано на примере произведений выдающихся мастеров фарфора разных стран - в скульптуре, живописи, орнаментации, в функциональных и декоративных предметах интерьера. Впервые исследовалась проблема конкретного проявления в искусстве фарфора идей эпохи Просвещения.
- В результате многолетней практической музейной работы автором диссертации были выполнены атрибуции нескольких десятков произведений западноевропейского фарфора XVIII в., среди которых - скульптурные композиции, сервизы, предметы убранства интерьера. Введённые в научный оборот, эти произведения стали важной частью данного исследования.
- Обусловленная новым подходом к материалу, учитывающим в равной степени как формальные, так и смысловые аспекты в произведениях фарфора, структура диссертации отличается своеобразием по сравнению с опубликованными работами предшественников.
2.Веджвуд // Декоративное искусство СССР, 1980, № 9, 0,5 п.л.
3.Английский фаянс с печатным рисунком // Декоративное искусство СССР, 1985, № 2, 0,4 п.л.
4.Роль античности в английской культуре XVIII в. и произведения керамического завода Веджвуда «Этрурия» // Общество и государство в древности и в средние века. М.: Изд-во Московского Университета, 1986, 0,5 п.л.
5.Фарфор мануфактуры Дерби // Декоративное искусство СССР, 1988, № 7, 0,4 п.л.
6.Английская керамика в собрании Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Буклет. М., 1988, 0,7 п.л.
7.Китайский фарфор //Декоративное искусство СССР, 1989, № 10 0,4 п.л.
8.Зарубежный фарфор во дворце усадьбы Кусково // Сб. ст. ОИРУ. М., 1994 0,5. п.л.
9.Фарфор музея Царицыно // Кат. выст. «Екатерина Великая и Москва». ГТГ. М., 1997 0,3 п.л.
10.Новые атрибуции французского и немецкого фарфора // ГТГ-Магнум, III научная конференция. М., 1998 0,5 п.л..
11.Образ Екатерины II в европейском фарфоре // Царицынский научный вестник. М., 1999 0,4 п.л.
12.Фарфор России и Западной Европы. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Буклет. М., 2000 0,3 п.л..
13.Атрибуционные вопросы в изучении мейсенской фарфоровой пластики // ГТГ-Магнум, IV научная конференция. М., 2000 0,4 п.л.
14.Две скульптурные композиции Мейсенской мануфактуры XVIII в. // ГТГ-Магнум, V научная конференция. М., 20010,4 п.л.
15.Фарфор музея Царицыно // Наука и жизнь, 2002, № 5 0,5 п.л..
16.Дворцовые вазы Венсенна и Севра // Царицынский научный вест- ник. М., 2002 0,5 п.л.
17.Скульптурный сосуд мануфактуры Каподимонте // ГТГ-Магнум, VI научная конференция. М., 2002 0,4 п.л..
18.К проблеме атрибуции раннего фарфора Мейсена (специфические особенности авторских росписей И.Г.Хёрольдта) // ГТГ-Магнум. VII научная конференция. М., 2003 0,5 п.л.
19.Руины в росписях европейской керамики 1770-х -1830-х гг. // Ца- рицынский научный вестник. М., 2003 0,3 п.л.
20.Стилеобразующие принципы искусства рококо: от архитектуры к к фарфоровой пластике // Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник. М., 2005 0,5 п.л.
21.Керамика Веджвуда // Антикватория, 2005, № 5 0,4 п.л.
22.Христианские темы в западноевропейской фарфоровой пласти-ке XVIII века // Искусство и образование, 2007, № 7 0,5 п.л.
23.Аллегории в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Вестник МГУКИ, 2008, № 20,5 п.л.
24.Темы шинуазри в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, 2008, № 2 0,5 п.л.
25.Европейский фарфор эпохи Просвещения // Вестник Московского университета, 2008, № 3 0,5 п.л.
26.Светские и бытовые образы в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Вестник МГУКИ, 2008, № 5 0,5 п.л.
27.Темы античной мифологии в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Вестник МГУКИ, 2008, № 6 0,5 п.л.
28.Черты стиля барокко в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Вестник Московского университета, 2009, № 2 0,6 п.л.
29.Авторское начало в фарфоровой пластике И.И.Кендлера // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, 2009, № 1, ч.1 0,5 п.л.
30.Аллегории в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Лазаревские чтения 2009. МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2009 0,7 п.л.
31.Театральные темы в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, 2009, № 2 0,5 п.л.
32.Авторское начало в фарфоровой пластике И.И.Кендлера // Стиль мастера. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М., 2009 0,6 п.л.
33. Анималистика в западноевропейской фарфоровой пластике XVIII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, 2010, № 1 0,5 п.л.
34.Флоральные мотивы в живописи на фарфоре эпохи рококо. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2011, №1 0,5 п.л.
35.35. Портретные изображения на фарфоре эпохи рококо. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2011, №1 0,5 п.л.
36.Английский фарфор XVIII века. // Золотая палитра, 2011, №1 ) 0,4 п.л.
37.О своеобразии сервизных форм в мейсенском фарфоре эпохи барокко. // Вестник МГУКИ, 2011, №2 0,5 п.л.
38.Пейзаж в живописи на фарфоре эпохи неоклассицизма. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2011, №2 0,5 п.л.
39.Декоративные фарфоровые предметы для интерьера неоклассицизма. // Декоративное искусство и предметно- пространственная среда. Вестник МГХПА, 2011 №2 0,5 п.л.