- Специальные способности являются свойствами ментальных структур, референтных определенной предметной области объективной реальности и формирующихся в индивидуальном опыте субъекта в процессе деятельности по ее освоению. Количественной характеристикой сформированности ментальных структур, реализующих функции отображения, отбора и преобразования реальности в идеальной форме, является мера соответствия индивидуально-психологических качеств субъекта предметной области деятельности. Чем выше такое соответствие, тем выше уровень специальных способностей и потенциал их развития.
- Развитие специальных способностей совершается как переход от глобального недифференцированного уровня к базовому и далее детализированному, т.е. от менее дифференцированных ментальных структур к структурам более дифференцированным и интегрированным. Одним из индикаторов уровня развития ментальных структур может выступать время реакции сложного выбора. Критерием роста дифференцированности ментальных структур является уменьшение времени реакции сложного выбора; критерием роста интегрированности ментальных структур - увеличение корреляций между показателями специальных способностей и ментальных структур одновременно с уменьшением времени реакции сложного выбора.
- Химические способности - это индивидуально-психологические свойства, обеспечивающие успешность деятельности по целенаправленному изменению качественной (химической) природы вещества (получение новых веществ с заранее заданными свойствами), в основе которых лежит высокая различительная чувствительность к структурным и содержательным характеристикам химической реальности (чувство вещества и химического процесса). В ходе онтогенеза по мере взросления респондентов, освоения ими химии и деятельности в области химии, формируются ментальные структуры, отражающие качественно специфичные инварианты химической реальности (состав, строение и свойства вещества, типы химического взаимодействия). Данные ментальные структуры проявляются в различных видах деятельности химика и обусловливают ее успешность и индивидуальное своеобразие. Высокий уровень специальных способностей связан с формированием концептуальных структур детализированного уровня, релевантных определенной деятельности. Дифференционно-интеграционная концепция специальных способностей позволяет описать особенности организации, функционирования и развития специальных (химических) способностей с учетом их культурогенеза, субъектогенеза и микрогенеза.
- Развитие в онтогенезе ментальных структур как психической основы специальных химических способностей характеризуется рядом закономерностей, связанных с показателями скорости переработки химической информации: 1) формирование структуры сопровождается уменьшением времени реакции сложного выбора (правило роста формирующейся структуры); 2) при достижении высшей степени дифференцированности и интегрированности структуры время реакции сложного выбора становится величиной постоянной (правило константности зрелой структуры); 3) в условиях сформированности структур детализированного уровня обобщения, - сравнительно со структурами базового и глобального уровня обобщения, - время реакции сложного выбора увеличивается (правило формы упорядоченности структуры).
- Необходимым условием успешного формирования специальных способностей является достаточный уровень развития общих способностей. По мере роста специальных способностей происходит ослабление связей между показателями общих и специальных способностей. При достижении определенного порогового значения связи между показателями общих и специальных способностей разрушаются, образуется новое автономное психическое образование - специальные способности.
1.Общий универсальный закон развития, развитие когнитивных структур химического знания и химические способности. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2008. 512 с.
2.Психология специальных способностей: дифференционно-интегративный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 320 с.
Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК:
3.Формирование когнитивных репрезентативных структур в процессе изучения химии в школе// Вопросы психологии. 2006. №2. С. 37-49.
4.Использование методики Е. Торренса для изучения способностей студентов-химиков// Известия Уральского государственного университета. 2007. № 50(2007). Серия: Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 21. С. 241-253.
5.К вопросу о существовании химических способностей //Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 50(2007) Серия Ι: Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 22. С. 211-222.
6.Методика диагностики специальных способностей химиков// Известия Уральского государственного университета. 2008. № 56 (2008) Серия Ι: Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 23. С. 261-267.
7.О природных предпосылках химических способностей// Известия Уральского государственного университета. 2008. № 60 (2008) Серия Ι: Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 24. С. 34-42.
8.Химическая направленность ума// Химия в школе. 2008. № 2. С. 2-7.
9.Успешность усвоения химических знаний и типологические свойства нервной системы// Химия в школе. 2008. № 9. С. 25-28.
10.Психолого-педагогическая технология «GreatChemist»//Химия в школе. 2009. № 2. С.19-23.
11. История химии глазами психолога// Химия в школе. 2009. № 10. С. 73-76.
12. Образ мира глазами химика (Образ вещества как форма и условие познавательной деятельности химика)// Мир психологии. 2009. №4. С. 187-195.
13. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности»// Психологический журнал, 2011. Т.32. № 4. С. 95-105.
14.Особенности памяти студентов и школьников с разным уровнем специальных химических способностей //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2011. №2. С. 51-64.
Статьи в научных журналах и сборниках
15. Нетрадиционный метод формирования системы знаний по химии// Химия: методика преподавания в школе. 2001. №3. С. 25-29.
16. Язык химического мышления//Химия: методика преподавания в школе. 2001. №8. С. 30-37.
17. Диагностика предметных способностей, формирующихся у учащихся в процессе изучения школьного курса химии//Психологический вестник УрГУ. Екатеринбург: Банк культурной информации. 2002. С. 160-174.
18. Когнитивное обучение на уроках химии // Психологический вестник УрГУ. Екатеринбург : Банк культурной информации. 2002. С. 174-190.
19. Методика определения некоторых дифференциальных аспектов музыкального восприятия//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. С. 171-184. (Совместно с М.В. Ананьевым).
20. Диалектика дифференционных и интеграционных тенденций развития учащихся (на примере усвоения школьного курса химии)//Психологический вестник УрГУ. Вып. 5/М-во образования РФ; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. С. 87-102.
21. «GreatСhemists» – новый подход к диагностике специальных способностей//Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 98-103.
22. Фактор развития творческого потенциала личности: поиск новых парадигм//Способности человека: интеллект, креативность: Сборник научных трудов/Под. ред. проф. Т.А. Ратановой. Вып. 3. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова. 2006. С. 41-51.
23. Историко-культурное развитие предметного содержания химии в свете общего универсального закона развития и представления о когнитивных структурах, складывающихся в процессе познания мира// еория развития: Дифференционно-интеграционная парадигма/ Сост. Н.И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 29-44.
24. «GREATCHEMIST» – методика диагностики специальных способностей химиков// Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Материалы VI Международной конференции/ Под. ред. Л.И. Ларионовой. Иркутск, 2009. С. 270-287.
25. Дифференционно-интеграционная парадигма как методологическая основа инноваций высшей школы// Инновационные технологии обучения в высшей школе: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции в 2-х частях /Под ред. М.Н. Берулавы. Сочи: Изд-во Черноморской гуманитарной академии, 2009. С. 389-392.
26.Особенности связей показателей интеллекта, креативности и успешности обучения в группах студентов с разным уровнем IQ// Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации / Материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина/ Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной и др. ИП РАН, 2010 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 123-131.
27.Принцип дифференциации и представление о когнитивных структурах в практике обучения химии /Дифференционно-интеграционная парадигма развития /Сост. Н.И. Чуприкова. – М.: Языки славянских культур, 2011. C. 97-113.
Тезисы докладов:
28. Реформе образования – психологическую основу// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003. Т 2. С. 157-161.
29. Взгляд на проблемы школьного образования со студенческой парты //Психология образования: проблемы и перспективы (Москва, 16-18 декабря 2004 г): Материалы 1 Международной научно-практической конференции. М.: Смысл, 2004. С. 213-216.
30. Системно-структурный подход к решению проблемы качества образования //Качество классического университетского образования: теория и практика: Тез. Всерос. науч.– практ. конф., Екатеринбург, 2004 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. С. 11-13.
31. Взгляд на СПМ Равена сквозь призму когнитивных структур репрезентации химических знаний //Психология образования: региональный опыт. Материалы Второй национальной научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. С. 195-196.
32. Гендерная специфика творческих способностей // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Ч.I. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. С. 9-10.
33. Психология творчества: детерминанты развития //Материалы ΙV съезда РПО. 18-21 сентября 2007 г. В 3 т. Москва – Ростов-на-Дону: Издательство «Кредо», 2007. Т.1. С. 188-189.
34. Развитие профессиональных способностей химиков //Материалы ΙV Национальной научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007. С. 157-158.
35. Системно-структурный подход к определению содержания понятия «способности» //Психология и современное российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008. С. 282-283.
36. Роль биологических и социальных факторов в развитии специальных способностей химиков //Материалы международной конференции «Физиология развития человека», секция 1, секция 2, Москва, 22-24 июня 2009 г. М.: Вердана, 2009. С. 25-26.
37.Новые возможности методики креативного мышления Е. Торренса // Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции /Под ред. Л.Я. Дорфмана, Д.В. Ушакова. Пермь: Пермский гос. Ин-т искусства и культуры; М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 73-76.
38.Связи времени дифференцирования химических понятий и показателей специальных способностей химиков /Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы /Под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 359-364.
39.Психологические критерии и методы измерения предметных компетенций: дифференционно-интегративный подход» //Материалы VI Всероссийской научно-практическая конференции «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России, 2010. С. 62-64.
40.Соотношение общих и специальных способностей: дифференционно-интегративный подход //Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г. в 3 ч. Ч.III /Отв. ред. А.В. Карпов, ЯрГУ им. П.Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2011. С.566-569.