Научная тема: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ СКРИПИЧНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
Специальность: 17.00.02-17
Год: 2011
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • осуществлен анализ феномена музыкального текста как семантико-смыслового явления, актуализируемого в скрипичной педагогике;
  • выявлена роль музыкального текста как носителя содержательных элементов (смыслового, музыкально-интонационного и моторно-двигательного), составляющих основу современного процесса обучения скрипичному исполнительству;
  • вводится в научный обиход понятие «комплексного текста нотного учебника» как особого многоуровневого текстового образования, в котором на основе  обмена с культурной средой происходит преобразование предметной (учебно-исполнительской) деятельности в многоплановую внутреннюю структуру учебника;
  • создано целостное представление о формировании комплексных текстов скрипичных учебников XVII - начала ХХI веков в свете эстетических и образовательных концепций разных эпох;
  • определен статус современных нотных учебников, устанавливаются их функции и конструктивные особенности;
  • рассмотрена возможность трактовки музыкальных текстов нотных учебников как посредствующего звена в синергетическом диалоге между педагогом и учащимся;
  • выявлены возможности применения идей открытой модели образования в процессе формирования навыков инструментального исполнительства;
  • рассмотрены пути создания комплексного текста скрипичного учебника на основе принципов синергетики как открытой вариативной системы, предназначенной для формирования у обучаемого основ скрипичного исполнительства. В частности, в сферу скрипичной педагогики вводятся такие синергетические понятия, как обмен энергией и информацией в процессе обучения, нелинейный путь познания, «малое резонансное воздействие» педагога, «раскачка системы», обеспечивающие креативное воздействие на сознание ученика.
Список опубликованных работ
1. Скрипичные «Школы»: история становления // Музыка и время, 2006, № 3. – 0,3 п.л.

2. О некоторых методологических аспектах современных скрипичных «Школ» // Музыка и время, 2006, № 4. – 0,3 п.л.

3. История скрипичной педагогики в зеркале нотного учебника. Век XVIII // История науки и техники, 2008, № 6. – 0,5 п.л.

4. История скрипичной педагогики в зеркале нотного учебника. Век XIХ // История науки и техники, 2008, № 8. – 0,6 п.л.

5. Конструирование нотного учебника в свете концепции развивающего обучения // Сибирский педагогический журнал, 2009. № 2. – 0,8 п.л.

6. Синестезический аспект содержания скрипичного учебника // Проблемы музыкальной науки – Уфа, 2010, № 2 (7). – 0,3 п.л.

7. Скрипичный учебник: ретроспективы и перспективы развития // Культурная жизнь Юга России – Краснодар, 2010, № 4 (38). – 0,6 п.л.

8. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства // Проблемы музыкальной науки – Уфа, 2011, № 2. – 0,3 п.л.

9. Роль семантических фигур музыкальных текстов в практике воспитания скрипача // Культурная жизнь Юга России – Краснодар, 2011, № 3. – 0,4 п.л.

Другие публикации по теме диссертации:

10.Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства: Монография – Новосибирск, НГК, 2011. – 16 п.л.

11.Пути развития скрипичного этюда: Монография – Красноярск: КГУ, 2003. – 12 п.л.

12. Скрипка. Программа для ДМШ и ДШИ – Красноярск: Управл. культуры адм. г. Красноярска, 2003. – 1,1 п.л.

13. Скрипичная азбука: Учебное пособие – Красноярск: КГАМиТ, 2006. – 2,6 п.л.

14.Скрипка. Программа для ДМШ и ДШИ / – Красноярск: Краев. научн.-учебн. центр кадров культуры, 2007. – 1,2 п.л.

15. Скрипичный букварь: Учебное пособие – Красноярск: Краев. научн.-учебн. центр кадров культуры, 2007. – 5 п.л.

16.Скрипичный букварь: Учебное пособие – Красноярск: Краев. научн.-учебн. центр кадров культуры, 2011. – 7 п.л.

17.Некоторые вопросы обучения начинающих скрипачей: Метод. разработка – Томск: Томск. обл. метод. каб-т., 1982. – 2,6 п.л.

18. Педагогический репертуар и задачи начального обучения скрипачей // Вопросы музыкальной педагогики. – М., Музыка, 1987. Вып.7. – 1,1 п.л.

19.О воспитании навыков ансамблевого исполнительства в ДМШ: Метод. разработка – Томск: Томск. обл. метод. каб-т., 1987. – 1,4 п.л.

20.Работа над ансамблем в классе струнно-смычковых инструментов ДМШ: Метод. разработка – Москва: Республ. учебно-метод. каб-т по высш., средн. и начальн. образ. в области искусств и культуры,1990. – 4,8 п.л.

21. Жанр скрипичного этюда. Предистория становления // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Музыкальное искусство – Красноярск: КГИИ, 1996. – С. 87 – 103.

22. Жанр скрипичного этюда на раннем этапе формирования // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Музыкальное искусство – Красноярск: КГИИ, 1997. – Вып. 2. – С. 53 – 66.

23. Зарубежный скрипичный этюд 1-й половины ХХ века // Культура, искусство, образование – Красноярск: КГИИ, 2000. – Вып. 2. – С. 132 – 145.

24.От скрипичного дуэта к камерной сонате // Культура, искусство, образование – Красноярск: КГИИ, 2000. – Вып. 2. – С. 162 – 168.

25. Скрипичный этюд в свете музыкальной лексики ХХ века // Культура, искусство, образование как средство воспитания и коммуникации– Красноярск: КГАМиТ, 2002. – Вып. 3. – С. 158 – 168.

26. Ансамблевое музицирование как средство воспитания и коммуникации (из опыта работы в летнем музыкальном лагере) // Культура, искусство, образование как средство воспитания и коммуникации – Красноярск: КГАМиТ, 2002. – Вып. 3. – С. 177 – 182.

27. Франтишек Бенда и его роль в становлении жанра скрипичного этюда // Культура, искусство, образование – Красноярск: КГАМиТ, 2004. – Вып. 4. – С. 65 – 81.

28. О некоторых аспектах формирования исполнительской техники скрипача: история и современность // Культура, искусство, образование – Красноярск: КГАМиТ, 2004. – Вып. 4. – С. 160 – 173.

29. Генезис и эволюция скрипичного этюда // Вопросы инструментоведения – С-Пб.: РИИИ, 2004. – Вып. 5, ч.2. – С. 36 – 41.

30. Скрипичная педагогика Л. Шпора: исторический и воспитательный аспекты // THЕSAUROS – Красноярск: КГАМиТ, 2005. – С. 263 – 279.

31. К вопросу об эстетических и технологических составляющих процесса воспитания музыканта // Культура. Искусство. Образование – Красноярск: КГАМиТ, 2005. – Вып.5. – С. 21 – 33.

32. Работа над гаммами на начальном этапе обучения скрипача // Культура. Искусство. Образование – Красноярск: КГАМиТ, 2005. – Вып.5. – С. 159 – 1741.

33. Упражнения в системе воспитания исполнительских навыков скрипача // Культура. Искусство. Образование – Красноярск: КГАМиТ, 2006. – Вып.6. – С. 141 – 160.

34. О работе с ненормированными ансамблями в ДМШ // Проблемы ансамблевого исполнительства – Екатеринбург: УГК, 2007. – С. 189 – 194.

35. О принципах формирования современной учебной программы класса скрипки ДМШ // Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования – Тверь: Твер. гос. ун-т., 2007. – С.100 – 107.

36. О концепции современного скрипичного учебника // Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования – Тверь: Твер. гос. ун-т., 2007. – С.107 – 118.

37.Воплощение современных принципов обучения и педагогических технологий в скрипичных учебниках // Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования – Тверь: Твер. гос. ун-т., 2007. – С.118 – 128.

38.Реализация современных принципов и методов обучения скрипача в нотных учебниках // Непрерывное художественное образование: проблемы, перспективы и инновации – Красноярск: КГАМиТ, 2007. – С. 32 – 34.

39.Теоретические и методологические аспекты современного скрипичного учебника // Культура. Искусство. Образование. – Красноярск: КГАМиТ, 2008. – Вып.7. – С. 37 – 54.

40.Артикуляция в ряду средств воспитания исполнительского мастерства скрипача // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции – СПб.: РИИИ, 2008. – С.105–108.

41.О применении современных принципов обучения в скрипичной педагогике // Культура. Искусство. Образование – Красноярск: КГАМиТ, 2008. – Вып. 7. – С. 55 – 72.

42.Современная образовательная парадигма и проблематика конструирования нотного учебника // Материалы Междунар. НПК "VI Серебряковские научные чтения". – Волгоград: ВМИИ, 2008. – Кн. II. – С. 18–22

43.Нотный учебник как музыкальный текст // Культура. Искусство. Образование – Красноярск: КГАМиТ, 2009. – Вып. 8. – С. 36 – 43.

44.Нотный учебник в свете идей открытой модели образования // Красноярский край: прошлое, настоящее будущее – Красноярск: Гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева, 2009. – Т.1. – С. 317–320.

45.Некоторые аспекты целостного развития музыкально-образного и скрипично-исполнительского мышления учащихся на начальном этапе обучения // Непрерывное образование в сфере культуры – Красноярск: Краевой науч.- учебн. центр кадров культуры, № 7/2010. – С. 86 – 94.

46.Музыкальный текст как методическая категория // Культура. Искусство. Образование. – Красноярск: КГАМиТ, 2010. – Вып. IX. – С. 57 –63.

47.Музыкальный текст как музыковедческая, методическая и исполнительская проблема // Искусство в прошлом и настоящем: Междунар. научн. конф.– Красноярск: КГАМиТ, 2010. – С. 35 – 39.