Научная тема: «ПОВЕДЕНИЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»
Специальность: 22.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Местные сообщества имеют сложную сущностную природу и многокомпонентную собственную структуру, не позволяющую воспринимать данного социального субъекта однозначно. Воздействие временных и пространственных факторов на сущностное содержание местного сообщества влияют на его поведенческие установки. Зависимость гражданских общественных процессов от социального поведения местных сообществ имеет естественно-логический ракурс.  
  2. Местные сообщества представляют собой социально-системную сущность, которая интегрирована в муниципальную систему. Взаимоотношения двух социальных систем образуют дихотомию системного и средового пространства, определяемую типологией местных сообществ, степенью их формализации (индивиды и территориальное общественное самоуправление), вопросами качества жизнедеятельности. Данный ракурс системно-средового соотношения обусловил проведение классификации местных сообществ на основе критерия внутренней локализации пространственного объема муниципальной системы и  частичной привязки к типам муниципальных образований.
  3. Муниципальная система, как пространственно-временная целостность, обеспечивающая устойчивость социальных практик, относится к классу социальных систем. Необходимость и возможность данного представления обусловлены категорией муниципального образования, которое имеет формально-юридический статус  и административно-территориальную природу сущностного выражения, и в силу таких характеристик не позволяет рассматривать динамику управляющих взаимосвязей всех субъектов. Субъектная структура муниципальной системы заключается в функциональной взаимосвязи двух подсистем: административной (органы местной власти) и общественной (местные сообщества).
  4. При определении функциональных возможностей местных сообществ в социальном управлении и регулировании развития и устойчивости муниципальной системы одним их важнейших условий выступает состояние социальной (социальная власть) и экономической (муниципальная собственность) основы данного процесса. Муниципальная собственность создает ресурсную базу, на которую опирается организация власти всех участников как административной подсистемы), так и общественной. Социальная власть выступает в качестве легитимной основы социального управления и регулирования, которая базируется на свободе реализации членами местных сообщества собственных гражданских прав и инициатив, защиты индивидуальных и коллективных интересов, определения вектора собственной жизнедеятельности. 
  5. Поведение местных сообществ в муниципальной системе характеризуется разноуровневыми формами выражения, позволяющими исследовать процесс интеграции местных сообществ в муниципальную систему. Поэтому методологическая основа поведения местных сообществ имеет комплексную природу, учитывая особенности каждых подходов и концепций. С учетом конструктивных возможностей анализа поведенческих установок в работе на каждом исследовательском этапе были использованы теория социального действия; теория структурного функционализма; теория социальных изменений; деятельностно-активистский подход; концепция социальной синергетики; кибернетический  и гомеостатический подходы. Это позволило выстроить вектор поведения местных сообществ в логическом движении от внутренних социальных действий и взаимодействий до внешних - при взаимодействии с административной подсистемой и объектами муниципального хозяйства.
  6. Самоорганизационные и самоуправленческие поведенческие процессы, определяющие характер внутренних социальных действий и взаимодействий, поступков и отдельных актов членов местных сообществ детерминируются качеством их жизни. Причем качество жизни выступает с одной стороны,  как объект самоорганизационного поведения, с другой стороны, как «генератор» самоорганизационного потенциала местных сообществ.
  7. Самоуправленческое  поведение  обусловлено самоорганизационной активностью местных сообществ, а также совокупностью индивидуальных и общественных интересов и потребностей, формируемых индивидами и органами ТОС в режиме ежедневной социальной практики зависящими от степени устойчивости и социально-экономического развития  муниципальной системы.
  8. Внешняя реализация поведенческих установок местных сообществ обусловлена субъектно-субъектным подходом к социальному управлению муниципальной системой. Социальное управление основано на самоуправленческой составляющей комплексного поведения местных сообществ, определяется уровнем выстраиваемых доверительных отношений административной и общественной подсистем, соблюдением баланса индивидуальных, общественных и муниципальных интересов в управленческих процессах.
  9. Процессы социального управления, осуществляющиеся в условиях  постоянных субъектных и объектных противоречий - явление неустойчивое. Поэтому социальное регулирование муниципальной системой обусловлено необходимостью поддержания равновесия данной системы на основе гомеостатического аппарата с учетом прямого и косвенного взаимодействия всех субъектов друг с другом, а также  их суммарного и единичного воздействия на объекты муниципального хозяйства.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Киселева А. М. Территориальное общественное самоуправление как форма самоорганизации местного сообщества. Монография. СПб.: Издательство «Инфо-Да», 2007. 192 с. (12 п.л.).

2. Киселева А.М. Поведение местных сообществ в структуре гражданского общества. Монография. М.: Информ-Знание, 2009. 240 с. (15 п.л.).

3. Киселева А.М. Государственное и муниципальное управление / Социокультурный портрет Омской области (коллективная монография) / Под ред. проф. В.С. Половинко. Омск: Изд-во ОмГУ, 2011. С. 454-542 (34,5/5,5 п.л.).

Статьи в рецензируемых журналах

4.Киселева А.М. Проблемы гражданской активности членов местного сообщества // Личность. Культура. Общество. 2007. Т.9. Спец. вып. 1 (35). С. 192-202 (0,63 п.л.).

5.Киселева А.М. Системный анализ местного сообщества // Личность. Культура. Общество. 2008. Т.10. Выпуск 2 (41). С. 288-294 (0,6 п.л.).

6.Киселева А.М. Развитие территориального общественного самоуправления в крупном городе // Социологические исследования. 2008. № 10. С. 73-80 (0,5 п.л.).

7.Киселева А.М. Информационная модель системы муниципального управления // Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политика. 2009. № 3. С. 90-94 (0,4 п.л.).

8.Киселева А.М. Самоорганизация местных сообществ в синергетической парадигме // Личность. Культура. Общество. 2009. Т.11. Выпуск 3 (50). С. 409-414 (0,4 п.л.).

9. Киселева А.М. О роли индивидов в организации местных сообществ // Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политика. 2009. № 4. С. 26-29 (0,45. п.л.)

10. Киселева А.М. Роль доверия местных сообществ в социально-управленческих процессах // Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политика. 2010. № 3. С.15-19 (0,4 п.л.).

11.Киселева А.М. Местные сообщества в структуре муниципального хозяйства // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 2. С.94-99 (0,4 п.л.).

12.Киселева А.М. Проблема устойчивого равновесия муниципальной системы // Личность. Культура. Общество. 2011. Т.13. Выпуск 1 (61-62). С. 310-315 (0,5 п.л.).

13.Киселева А.М. Активное социальное поведение местных сообществ // Научный вестник УрАГС. 2011. № 2 (15). С.184-191 (0,6 п.л.).

14.Киселева А.М. Самоуправленческий потенциал местных сообществ // Омский научный вестник. 2011. № 4. (0,5 п.л.).

15.Киселева А.М. Теоретико-методологические концепции исследования социального поведения местных сообществ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 3. (0,5 п.л.).

16. Киселева А.М. К вопросу о поведении местных сообществ в муниципальной системе // Дискуссия. 2011. № 7. (0,63 п.л.).

Статьи в других изданиях

17.Киселева А.М. К вопросу о генезисе систем местного самоуправления // Омский научный вестник. 1998. № 4 - сентябрь. С. 3-6 (0,4 п.л.).

18.Киселева А.М. Муниципальное предприятие как элемент муниципального сектора экономики / Современные проблемы менеджмента: Сб. науч. тр. Омск: ОмГТУ, 1999. С.62-65 (0,4 п.л.).

19.Киселева А.М. Проблемы инвестиционного менеджмента на муниципальном уровне // Проблемы развития экономики Омского Прииртышья в переходный период. Сб. науч. тр. по матер. межд. науч. конф., посвященной 45-летию филиала ВЗФЭИ в г. Омске. Омск: ВЗФЭИ, 1999. С.85-88 (0,4 п.л.).

20.Киселева А.М. Финансовый менеджмент муниципальных предприятий / Управление на предприятии: Сб. науч. тр. Омск: ОмГТУ, 2000. С.42-46 (0,4 п.л.).

21.Киселева А.М. Организация и рационализация условий труда в муниципальной системе / Региональные проблемы условий труда в экономике переходного периода: Сб. науч. тр. Омск: ОмГТУ, 2001. С.28-31 (0,4 п.л.).

22.Киселева А.М. Местное самоуправление как основа социального управления на территории / Российская государственность и местное самоуправление. Сб. науч. тр. М.: МЭПИ, 2001. С. 27-31 (0,43 п.л.).

23.Киселева А.М. Муниципальная собственность: организация и управление / Экономика и инновационная деятельность: Сб. науч. тр. Омск: ОмГТУ, 2001. С. 47-53 (0,4 п.л.).

24.Киселева А.М., Рой О.М. Состояние и перспективы территориального общественного самоуправления в Омском регионе // Проблемы местного самоуправления. 2002. № 1. С.48-55 (0,5/0,2 п.л.).

25.Киселева А.М. Система управления и распределения власти в условиях бюджетного федерализма / Омская область - пути и перспективы развития: Сб. науч. тр. Омск: Изд-во Администрации Омской области, 2002. С. 185-189 (0,4 п.л.).

26.Киселева А.М. Муниципальное образование – территория социального управления / Местное самоуправление - механизм реализации конституционности России. М.: МЭПИ, 2002. С. 37-42 (0,6 п.л.).

27.Киселева А.М. Социально-экономические факторы развития российского местного самоуправления / Экономика и труд: Сб. науч. тр. Вып. 6. Посвящается памяти проф. П.Е. Стрельца. Омск: ОмГУ, 2002. С.488-493 (0,4 п.л.).

28.Киселева А.М. Социально-экономические факторы жизнедеятельности населения как условие саморазвития региона / Повышение качества жизни - основа устойчивого развития регионов: Сб. науч. тр. Омск: Изд-во Администрации Омской области, 2003. С.161-164 (0,43 п.л.).

29.Киселева А.М. К вопросу о территориальных проблемах социально-экономического развития Севера // Северный регион: стратегия и перспективы развития: Сб. докл. по итогам межд. науч. конф., Ч.1. Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. С.140-143 (0,4 п.л.).

30.Киселева А.М. К вопросу о проблемах взаимоотношений местного самоуправления и территориального общественного самоуправления / Перспективы развития территориального общественного самоуправления в городе Омске. Сб. науч. тр. Омск: Изд-во Администрации г. Омска, 2004. С.50-53 (0,4 п.л.).

31.Киселева А.М. Необходимость региональной диагностики для формирования социально - экономического развития северных территорий / Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы. Сб. науч. тр. Сургут, 10-11июня 2004 г. Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. С.104-106 (0,4 п.л.).

32.Киселева А.М. К вопросу о необходимости диагностики социально-экономического развития регионов // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2004. № 2. С.44-47 (0,4 п.л.).

33.Киселева А.М. Местное сообщество как социально-экономический субъект управления территорией / Становление и развитие рыночных отношений в регионе. Матер. межд. научно-практ. конф. 15 дек. 2005 г. Омск: Вестник Филиала ВЗФЭИ в г. Омске. С.95-98 (0,4 п.л.).

34.Киселева А.М. Влияние органов ТОС на формирование гражданских инициатив / О роли органов территориального общественного самоуправления в развитии инициатив населения в решении вопросов местного значения. Сб. науч. тр. Омск: Изд-во Администрации г. Омска, 2006. С.34-36 (0,5 п.л.).

35.Киселева А.М. Социальное партнерство органов муниципальной власти и территориального общественного самоуправления // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2005. № 2. С.11-14 (0,4 п.л.).

36.Киселева А.М. Местное сообщество как основа формирования гражданского общества в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 1. С.11-14 (0,4 п.л.).

37.Киселева А.М. Социальный аспект управления муниципальной собственностью // Собственность и государство (вопросы теории и практики): сб. тр. межд. научно-практ. конф. Пенза: АНОО «Приволжский Дом Знаний», 2007. С. 90-92 (0,5 п.л.).

38.Киселева А.М. Гражданское общество как социально-экономический коммуникационный процесс между органами власти и местным сообществом / Двенадцатые апрельские экономические чтения. Сб. тр. межд. научно-практ. конференции. Т.II «Экономика. Образование». Омск: ОмГУ, 2007. С. 54-57 (0,43 п.л.).

39.Киселева А.М. К вопросу о генезисе гражданского общества // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 1. С.12-16 (0,4 п.л.).

40.Киселева А.М. К вопросу о качестве жизни местного сообщества в муниципальной системе / Социальные проблемы развития экономики: сборник науч. тр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 29-34 (0,4 п.л.).

41.Киселева А.М. Роль местных сообществ в развитии общественного института самоуправления / Политика, экономика, социум: стратегические приоритеты развития и механизмы взаимодействия в современной России. Международная конференция, 26-27 ноября 2008 г. Секция 3,4. Екатеринбург: УрАГС, 2008. С.84-86 (0,4 п.л.).

42.Киселева А.М. Российский исторический опыт как условие развития способностей местных сообществ к самоуправлению // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 30-34 (0,4 п.л.).

43.Киселева А.М. Самоуправленческая основа местного сообщества/Социально-экономическая политика государства и возможности ее реализации в современных условиях: сб. тр. межд. научно-практ. конф. Пенза: АНОО «Приволжский Дом Знаний», 2009. С.72-75 (0,4 п.л.).

44.Киселева А.М. Взаимодействие местных сообществ и органов местного самоуправления в структуре социального управления // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная научная конференция. Екатеринбург. 26-27 ноября 2009 г. Сб. статей. Часть 2. Екатеринбург: УрАГС, 2009. С. 207-210 (0,3 п.л.).

45.Киселева А.М. Местные сообщества как субъекты формирования гражданского общества / Х Международная научная конференция ГУ ВШЭ по проблемам развития экономики и общества В 3 кн.: Том 3. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. С.438-446 (0,6 п.л.).

46.Киселева А.М. Социально-управленческое взаимодействие органов местного самоуправления и местных сообществ / Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны: сб. науч. тр. Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. С.87-91 (0,4 п.л.).

47.Киселева А.М., Рой О.М., Евдокимова М.В. Объединение сельских поселений как способ оптимизации муниципально-территориального устройства // Муниципальная власть. 2010. № 4. С. 26-31 (1,0 / 0,5 п.л.).

48.Киселева А.М. К вопросу об исследовании программ социально-экономических программ муниципальных районов Омской области / Современный менеджмент: условие и фактор модернизируемой экономики. Матер. межд. заочн. научно-практ. конф. Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. С.177-181 (0,5 п.л.).

49.Киселева А.М. Опыт взаимодействия местных сообществ с органами власти в сфере противодействия коррупции в омском регионе // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная конференция, 25-26 ноября 2010. Ч. 2. Екатеринбург: УрАГС, 2010. С. 231-235 (0,3 п.л.).