Научная тема: «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРАД ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Уровень развития функции государственного поощрения неразрывно связан с тем, какое место занимает личность в приоритетах государства. Признание безусловного приоритета достоинства личности приводит к повышению роли дозволений и поощрений, которые являются позитивными средствами, стимулирующими должное поведение граждан;

2. Развитая система поощрений личности является одним из признаков демократического государства и свободного общества, в то время как перекос правового регулирования в сторону запретов и наказаний наоборот свидетельствует о тоталитарном характере государства;

3. Право на поощрение государством и право на отказ от награды государства относятся к категории публично-политических прав и являются неотъемлемым элементом конституционного статуса личности в Российской Федерации;

4. Определение наградного права. Наградное право рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих обязанность государства по специальному поощрению личности (коллектива) за заслуги передним ним в соответствии с определенной процедурой, и право личности требовать в установленных законодательством случаях такого поощрения. Эти нормы представляют собой в совокупности межотраслевой правовой институт с приоритетом норм конституционного права;

5. Выделение специфических особенностей структуры норм наградного права: неопределенный или относительно-определенный характер гипотезы, в качестве которой выступает заслуженное поведение (заслуга перед государством); рекомендательный характер диспозиции как для награждаемых, так и для награждающих субъектов; объединение и пересечение смысла гипотезы и диспозиции; положительный характер санкций (фиксируются благоприятные правовые последствия);

6. Выделение пяти специфических принципов института наград государства, которыми являются: а) принцип разграничения полномочий государственных органов в сфере учреждения (установления) наград государства; б) принцип награждения за заслуги перед государством; в) принцип добровольности заслуженного поведения; г) принцип всеобщности награждения; д) принцип разнообразия наград;

7. Определение следующих функций института наград государства: а) функции государственной оценки положительных действий; б) мотивационной функции; в) гарантирующей функции (обеспечивающей реализацию права на поощрение государством) и г) воспитательной функции (как для самого награжденного лица, так и для его окружения);

8. Определение наградных правоотношений как отношений, между государством и личностью, в которых государство обязуется поощрить человека или коллектив своей наградой за заслуги перед ним в порядке, установленном законодательством, стимулируя личность на добровольное заслуженное поведение и стремление принести пользу государству и обществу;

9. Вывод об особенности действия категории «законный интерес» в наградных правоотношениях, в которых особым образом сочетается законный интерес государства (поощрение граждан на заслуженное поведение) и законный интерес личности. При этом государство предусматривает возможность (дозволенность) лицу самому совершать активные действия положительного характера (стремиться к тому, чтобы быть удостоенным награды государства), но не требует от лица этого правомерного поведения и не обеспечивает это обязанностями других лиц;

10. На основе проведенной классификации субъектов наградного права по их функциональному назначению и роли в наградном процессе выделены следующие группы: а) субъекты, учреждающие награды государства; б) субъекты, осуществляющие награждение этими наградами (награждающие субъекты); в) субъекты, осуществляющие организационно-подготовительные действия по награждению (возбуждающие ходатайства о награждении, согласовывающие эти ходатайства, а также субъекты, имеющие право вносить награждающим субъектам представления о награждении); г) награждаемые субъекты;

11. Определение государственного поощрения как правового поощрения, которое устанавливается государством и выражается в виде различных поощрительных мер (моральных и материальных, организационных и статутных), предоставляющих блага и освобождающих от обременений, а также в виде наград государства;

12. Определение награды государства в Российской Федерации как установленной федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами государственных органов формы государственного поощрения физических лиц и коллективов за заслуги перед государством.

При этом следует вывод о том, что видами государственных наград Российской Федерации являются не только ордена и медали Российской Федерации, но и почетные звания Российской Федерации, а также звание Героя Российской Федерации и знаки отличия Российской Федерации. Кроме того, в число государственных наград Российской Федерации должны быть официально включены и Государственные премии Российской Федерации.

Государственные награды Российской Федерации должны быть отнесены к символам государства;

13. Понятие наградного процесса. Наградной процесс исследуется как специальный вид юридического процесса и является юридической формой реализации государственной политики в области наград государства, которая представляет собой систему последовательно совершаемых и логически взаимосвязанных действий, направленных на достижение социально-правового результата - получение награды государства;

14. Выделение четырех стадий наградного процесса. Первой стадией является возбуждение ходатайства о награждении, включая выбор вида награды и оформление представления или ходатайства о награждении. Вторая стадия - согласование представления или ходатайства о награждении и направление его субъекту, имеющему право принимать решения о награждении. Третьей стадией является принятие решения о награждении. Четвертая стадия - финальная - вручение награды (внешнего отличительного знака награды, соответствующих наградных документов, а при присуждении премии - ее денежной части). Кроме этого выделяются несколько факультативных стадий;

15. На основе анализа всех существующих в современной России наград государства предложена их единая система:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • государственные награды Российской Федерации;
  • иные федеральные награды государства (президентские награды, парламентские награды, правительственные награды, награды органов судебной системы, ведомственные награды);

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • государственные награды субъектов Российской Федерации;
  • иные награды субъектов Российской Федерации (губернаторские награды, парламентские награды, правительственные награды, ведомственные награды);

16. Предложена реформа наградной системы современного Российского государства, основные положения которой сформулированы в прилагаемом к диссертационному исследованию проекте федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации и наградах в Российской Федерации»;

17. С целью определения полномочий органов государственной власти в сфере учреждения наград государства как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также для устранения иных пробелов и противоречий в их правовом регулировании, необходимо принятие федерального закона «О государственных наградах Российской Федерации и наградах в Российской Федерации» (предусмотрев в нем не только понятие и виды наград, но также правила и принципы их учреждения, права и преимущества лиц, удостоенных наград, этапы наградного процесса) и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;

18. Право на награду государства должно быть законодательно усилено специальной гарантией - обязанностью государства поощрять за заслуги перед ним, включая подвиг. Эта обязанность должна быть формально определена путем создания четкого и исчерпывающего перечня оснований награждения каждой наградой государства (описанием точных заслуг перед государством);

19. При применении такой санкции как лишение наград государства основным правилом должен стать запрет на лишение законно и справедливо заслуженных и полученных наград государства[1]. Лишение определенных (высших) наград Российской Федерации и субъектов Российской Федерации может применяться лишь в случаях совершения награжденным отдельных тяжких и особо тяжких преступлений;

20. Награды государства должны быть приведены в единую систему, состоящую из наград Российской Федерации и наград субъектов Российской Федерации. В ней должны быть выделены основные виды и родовые наименования наград государства независимо от уровня награждения. Кроме этого система должна базироваться на единых принципах государственного награждения;

21. Необходимо установить иерархию наград государства, последовательно выделив в ней: 1) высшие степени отличия страны, 2) государственные премии Российской Федерации, 3) ордена Российской Федерации, 4) почетные звания Российской Федерации, 5) медали Российской Федерации. Знаки отличия Российской Федерации необходимо вывести из существующей системы государственных наград Российской Федерации, а количество конкретных государственных наград по каждому виду сократить;

22. Иные награды Российской Федерации необходимо официально признать на федеральном уровне, определить полномочия Президента Российской Федерации и других высших органов государственной власти Российской Федерации в отношении собственных наград. При этом исполнительным органам государственной власти должно быть разрешено учреждение только премий и запрещено учреждение орденов.

Следует отметить, что сформулированные в процессе работы над проблемой наград государства в Российской Федерации выводы и предложения автора[2] частично (в отношении государственных наград России) нашли свое отражение в Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099
Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Винокуров В.А. Комментарий к Положению о государственных наградах Российской Федерации. – СПб.: Издательство «Б&К», 2007. – 15 п.л.;

2.Винокуров В.А. Награды государства как атрибут российской государственности. – М.: Издательство Московского университета, 2008. – 39 п.л.

II. Научные статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК России для опубликования научных результатов докторских диссертаций в области права

3.Винокуров В.А. Государственное поощрение в трудовом праве России // Современное право. 2005. № 2. – 0,35 п.л.

4.Винокуров В.А. Государственное поощрение в уголовном и уголовно-исполнительном праве // Современное право. 2005. № 3. – 0,45 п.л.

5.Винокуров В.А. Право на награду государства в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 22. – 0,35 п.л.

6.Винокуров В.А. Наградная система страны и реформа государственных наград Российской Федерации // Закон и право. 2007. № 12. – 0,59 п.л.

7.Винокуров В.А. Комиссия по государственным наградам: вопросы формирования и деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 12. – 0,5 п.л.

8.Винокуров В.А. Новые награды Президента и Правительства Российской Федерации: сходство и различие // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 22. – 0,5 п.л.

9.Винокуров В.А. Премии правительства Российской Федерации: отдельные вопросы учреждения и присуждения // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. – 0,5 п.л.

10.Винокуров В.А. Награды государства в субъектах Российской Федерации // Социология власти. 2010. № 4. – 0,5 п.л.

11.Винокуров В.А. Новый этап правового регулирования наградной системы Российского государства // Социология власти. 2011. № 1. – 0,85 п.л.

12.Винокуров В.А. Отдельные особенности правового регулирования наград современного Российского государства // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. – 1,1 п.л.

III. Иные научные статьи и публикации

13.Винокуров В.А. Поощрения государственного служащего в законодательстве о государственной службе субъектов Северо-Запада России // Государственная служба и общество. Сб. тезисов итоговой научно-методической конференции Северо-Западной академии государственной службы – СПб.: Издательство СЗАГС, 2000. – 1,0 п.л.

14.Винокуров В.А. Поощрения государственного служащего в законодательстве о государственной службе субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ // Экономика. Политика. Право. / Сборник научных трудов. Под общ. ред. А.Н. Цацулина – СПб.: Изд-во Высшей административной школы, 2002. – 1,1 п.л.

15.Винокуров В.А. Государственное ведомственное поощрение в Российской Федерации // Сборник научных трудов (по материалам научной конференции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга). Часть 1 / Под ред. М.Г. Лазара. Санкт-Петербург: Изд-во Высшей административной школы, 2003. – 0,7 п.л.

16.Винокуров В.А. Государственное поощрение Российской Федерации // Государственное поощрение Российской Федерации / Составитель, автор вступительной статьи В.А. Винокуров. «Библиотека государственного служащего» Учредитель: Редакция журнала «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». – СПб., 2004. – 1,3 п.л.

17.Винокуров В.А. Государственное поощрение субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, на примере Санкт-Петербурга // Государственное поощрение Санкт-Петербурга / Составитель, автор вступительной статьи В.А. Винокуров. «Библиотека государственного служащего» Учредитель: Редакция журнала «Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга». – СПб., 2004. – 1,2 п.л.

18.Винокуров В.А. К вопросу об установлении высшего почетного звания Российской Федерации «Национальное достояние Росси» // Юридическая мысль. 2006. № 1 (32). – 0,45 п.л.

19.Винокуров В.А. Федеральное награждение как противоположность федеральному принуждению (система и структура) // Юридическая мысль. 2006. № 2 (33). – 1,3 п.л.

20.Винокуров В.А. Современные награды высших органов государственной власти Российской Федерации // Приложение к журналу «Юридическая мысль». 2006. № 4 (35). – 4,1 п.л.

21.Винокуров В.А. Наградной процесс // Юридическая мысль. 2006. № 6 (37). – 1,0 п.л.

22.Винокуров В.А. Отказ от награды государства: основы правового регулирования // Юридическая мысль. 2006. № 7 (38). – 0,5 п.л.

23.Винокуров В.А. Становление и развитие ведомственных наград Российской Федерации // Социальная ценность права: Межвузовский сборник научных работ. – Орел, Орловский государственный университет, полиграфическая фирма «Картуш», 2007. – 1,9 п.л.

24.Винокуров В.А. Награды государства: понятие и виды // Юридическая мысль. 2007. № 2 (40). – 1,5 п.л.

25.Винокуров В.А. Право на награду государства // Современная российская государственность: теоретические и конституционно-правовые аспекты / Министерство образования и науки Российской Федерации, МГУ им. Н.П. Огарева; под общ. ред. проф. А.Р. Еремина. – Саранск, 2007. – 0,5 п.л.

26.Винокуров В.А. Право на награду государства // Юридическая мысль. 2007. № 3 (41). – 1,3 п.л.

27.Винокуров В.А. Делегированные награды государства // Юридическая мысль. 2007. № 4 (42). – 0,8 п.л.

28.Винокуров В.А. Учение о наградах государства в Российской Федерации. В 2-х частях. Часть 1: Государственное поощрение и награды государства. Теоретические обоснования межотраслевого института наград государства. – СПб.: Издательство Б&К, А-принт, 2007. – 6,0 п.л.

29.Винокуров В.А. Учение о наградах государства в Российской Федерации. В 2-х частях. Часть 2: Наградные правоотношения. Наградной процесс. – СПб.: Издательство Б&К, А-принт, 2007. – 9,5 п.л.

30.Винокуров В.А. Зарождение и развитие законодательства о наградах государства. – СПб.: Издательство Б&К, А-принт, 2007. – 6,4 п.л.

31.Винокуров В.А. Награды современного Российского государства. В 2-х частях. Часть 1: Награды Российской Федерации. – СПб.: Издательство Б&К, А-принт, 2007. – 7,4 п.л.

32.Винокуров В.А. Награды современного Российского государства. В 2-х частях. Часть 2: Награды субъектов Российской Федерации. Реформа наград современного Российского государства. – СПб.: Издательство Б&К, А-принт, 2007. – 6,2 п.л.

33.Винокуров В.А. Принципы федерального наградного закона // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. – 0,15 п.л.

34.Винокуров В.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации – атрибут государственности // Юридическая мысль. 2007. № 5 (43). – 1,29 п.л.

35.Винокуров В.А. Современное российское государство и государственные награды в стране // Федерализм. Гражданское общество. Государство: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2008. – 0,17 п.л.

36.Винокуров В.А. Неурегулированный статус высших орденов Российской Федерации // Вопросы теории и практики российской правовой науки: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2008. – 0,15 п.л.