- Духовно-нравственная традиция - это особая форма репрезентации базисных, сакральных ценностей, которые являются нерушимым фундаментом жизни народа, менее всего подверженным изменениям и сохраняющим его идентичность, обеспечивая связь настоящего с прошлым посредством механизма аккумуляции, трансляции и актуализации духовно-нравственного опыта. Сакральное ядро духовно-нравственной традиции выступает тем самым в качестве всеобщего начала, интегрирующего центра символического универсума; конкретные этнические традиции - в качестве особенного, а повседневная практика - в качестве единичного. Духовно-нравственная традиция является, с одной стороны, защитой сакрального в жизни народа, с другой, - связующим звеном между сакральным и профанным.
- Системообразующей функцией духовно-нравственной традиции является функция обеспечения ценностно-нормативной ориентации, которая задает направленность становления внутреннего духовного мира человека, наделяя его существование и деятельность высшими, сакральными смыслами. Иными словами, функция ценностно-нормативной ориентации заключается в смыслообразовании жизни общества, обеспечении его духовно-нравственной безопасности.
- В традиционном обществе наиболее актуализированными являются такие функции духовно-нравственной традиции, как обеспечение устойчивости изменяющихся и развивающихся отношений в жизни общества, упорядочивание и регламентация повседневного (профанного) социального бытия, обеспечение социальной преемственности, коммуникации и социальной связи. Важнейшим инструментом накопления, осмысления, фиксации и трансляции духовно-нравственной традиции в обществе этого типа является фольклор, при этом каждый из фольклорных жанров, обладая собственной смысловой нагрузкой, дополняет друг друга, в своей совокупности образуя содержательное единство духовно-нравственной традиции в его этнических модификациях.
- В посттрадиционном (модернизирующемся) обществе сакрально-ценностное ядро духовно-нравственной традиции перестраивается под влиянием устойчивого и длительного влияния профанного, что может привести к его кардинальному изменению; это чревато утратой как системообразующей функции духовно-нравственной традиции - функции ценностно-нормативной ориентации, так и интеграционной и культурообразующей функций. Панацеей может быть культивирование интеллектуальной и творческой элитой отношения к традиции как к сакральному и смыслообразующему началу социальности, «встраивание» системы сакральных ценностей аутентичной («первичной») традиции в современность через создание «вторичной» традиции.
- В советский период российской истории, после диалектического «снятия» воинствующего антитрадиционализма, сакральное ценностное ядро духовно-нравственной традиции существенно не изменилось, проявившись в социалистических идеалах (служение коллективистскому целому, интернационализм, ценности гуманизма, уважение к человеку труда). Причинами десакрализации духовно-нравственной традиции в постсоветское время, неизбежно ведущими к господству профанного, является разрушение сакральных основ духовно-нравственной традиции, отторжение «святынь» исторического прошлого наряду с насаждением принципов прагматизма, вульгарного индивидуализма, безудержного потребления, этнического эгоизма.
- Понимание этого позволяет решить проблемы возрождения российской духовно-нравственной традиции через воссоздание ее сакральных основ и функции ценностно-нормативной ориентации. Для этого необходимо достичь органического единства ряда составляющих - государственной национальной политики, демонстрирующей понимание властью необходимости поддержания общегражданского единства и межэтнического согласия; поддержки институтов гражданского общества и научного сообщества; гармонизации принципов моно-и поликультурности в образовательном процессе.
- Принципы «священного единства» - толерантность, мир и согласие между народами и конфессиями на основе объединяющей их духовно-нравственной традиции, рожденной совместным проживанием и общей историей, проявляются в процессах надэтнической (гражданской) идентификации, которые логически дополняют процессы этнической идентификации российских этносов, «самоузнавания» народов.
- Актуализация духовно-нравственной традиции в сфере культуры и образования осуществляется на уровне личности и общества, на уровне сознания и поведения. Современная система образования органически объединяет четыре взаимосвязанных уровня культуры: региональный, национальный, российский, мировой. Для воссоздания сакральных основ духовно-нравственной традиции институт образования, выполняющий сегодня функцию культурной трансмиссии, обращается к идеалам народной педагогики, этническим и надэтническим традициям.
1.Отражение нравственных традиций народа в башкирских эпических сказаниях // Вестник Челябинского государственного университета. Философия, культурология, социология. Научный журнал. – Вып. 4. – № 17(95). – 2007. – С. 79–85. (0,4 п. л.).
2.Морально-этические взгляды башкирских просветителей в становлении нравственного сознания народа // Вестник Челябинского государственного университета. Философия, культурология, социология. Научный журнал. Вып. 3. – № 16(94). – 2007. – С. 101–105. (0,4 п. л.).
3.Философское осмысление истории башкирского народа в устном народном творчестве // История науки и техники. Научный журнал. – № 9. Спецвыпуск. – № 2. – 2007. – С. 126–129(0,4 п. л.).
4.Духовно-нравственное осмысление трудовых традиций в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья //Вестник Челябинского государственного университета. Философия, культурология, социология. Научный журнал. – Вып. 7. – № 14(115). – 2008. – С. 98–103. (0,4 п. л.).
5.Отражение нравственных традиций в пословицах народов Урало-Поволжья // Вестник Челябинского государственного университета. Философия, культурология, социология. Научный журнал. – Вып. 9. – № 32(133). – 2008. – С. 60–65. (0,4 п. л.).
6.Народное гостеприимство как социокультурное явление //Вестник Башкирского университета. Научный журнал. – 2008. – Т. 13. – № 14. – С. 1065–1067. (0,5 п. л.).
7.Взаимовлияние и взаимодействие культур народов Урало-Поволжья // Вестник Челябинского государственного университета. Философия, культурология, социология. – Вып. 11 - № 11(149). – 2009. – С. 99–102. (0,4 п. л.).
8.Осмысление нравственных традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья // Вестник Челябинского государственного университета. Философия, культурология, социология. Научный журнал. – Вып. 13 - № 22(167). – 2009. – С. 128–133. (0,4 п. л.).
9.Проблемы современной актуализации духовно-нравственной традиции в сфере культуры и образования // Власть: научный журнал. – 2011. – № 4. – С. 55–57. (0,4 п. л.).
10. Проблемы возрождения духовно-нравственной традиции в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. Философия, культурология, социология. Научный журнал. Выпуск 21. – 2011. – С. 31-37. (0,4 п. л.)..
Другие публикации:
11.Нравственные традиции как духовная основа общества: философское постижение культуры народов Урало-Поволжья. Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 282 с. (20,1 п. л.).
12.Духовно-нравственная традиция в социокультурном развитии. Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. – 223 с. (16,0 п. л.).
13.Социальные проблемы семьи и роль народных традиций в нравственном формировании личности // Духовность и культура философствования на рубеже XIX–XX веков. Материалы Всероссийской научной конференции. – Уфа, 1998. – С. 108–112. (0,3 п. л.).
14.Народные традиции и их использование в учебно-воспитательной работе // Современный урок: опыт, проблемы, технологии. Сб. статей научно-практической конференции учителей. – Уфа, 1999. – С. 17–19. (0,2 п.л.).
15.Хранительница нации // «Соотечественник». – 2000. – № 10. – С. 189–191. (0,2 п. л.).
16.Башкирская женщина в современном обществе. – Уфа: РИО Республиканского учебно-научного методического центра Госкомнауки Республики Башкортостан. – 2001. – 155 с. (в соавт. с Ф. Г. Хисамитдиновой, Н. А. Мажитовым. – 9,1 п. л.).
17.О политической активности женщин Республики Башкортостан // Развитие Республики Башкортостан в условиях укрепления российской государственности: общественно-политические чтения, посвященные 11-ой годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан: Сб. – Уфа, 2002. – С. 108–109. (0,15 п. л.).
18.Башкирские женщины перед II Всемирным курултаем башкир // Второй Всемирный курултай башкир: Документальные материалы. Стенографический отчет. – Уфа, 2002. – С. 591–595. (0,45 п. л.).
19.Башкирская женщина на рубеже тысячелетий. – Уфа, ГП Принт, 2002. – 94 с. (В соавт с Ф. Г. Хисамитдиновой. – 5,6 п. л.).
20.О возрождении родного языка и культуры Урало-Поволжского региона // Сборник научных статей региональной научно-практической конференции «Культурное наследие народов Башкортостана: прошлое и современность». – Уфа, 2003. – С. 28–30. (0,2 п. л.).
21.Национальная культура в современном модернизирующемся обществе // Политические трансформации: общероссийский контекст и региональная специфика: Сборник научных статей научно-практической конференции – Уфа, 2004. – С. 195–198. (0,3 п. л.).
22.Из истории изучения башкирских народных традиций, культуры // Сборник научных статей «Городские башкиры: проблемы языка и культуры, здоровья и демографии: Сборник материалов III Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения С. Юлаева» – Уфа, 2004. – С. 176–180. (0,45 п. л.).
23.Родной язык – основа этнической культуры // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Национальная политика и культура в современных условиях». – Уфа: РИО БАГСУ, 2006. – С. 44–47. (0,25 п. л.).
24.Символы России и Башкортостана. Учебное пособие. – Уфа: РИО БАГСУ; 2003. – 31 с. (1,9 п. л.).
25.Опыт российского значения. Россия – Башкортостан: 450 лет вместе // Опыт российского значения. Россия – Башкортостан: 450 лет вместе. Общественно-политический и литературно-художественный журнал «Бельские просторы». – № 8 (93). – 2006. – С. 103–108. (0,4 п. л.).
26.Добровольное присоединение Башкортостана к России и его влияние на культуру башкир // Сборник научных статей республиканских общественно-политических чтений «Башкортостан в составе России: диалектика взаимодействия» – Уфа: Гилем, 2006. – С. 27–36. (0,65 п. л.).
27.Этические и философские воззрения башкирских просветителей // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Наследие М. Акмуллы: взгляд через века» – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 168–171. (0,22 п. л.).
28.Проблемы этического воспитания в башкирском просветительстве //Философская мысль и философское образование в Республике Башкортостан: история и современность. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: БашГУ, 2007. – С. 25–30. (0,4 п. л.).
29.Народная мудрость башкирских женщин // Международная электронная конференция «Философия третьего тысячелетия как форма личностного достижения мудрости». 12.04.2007 г. / Электронная книга «Мудрость – единственный путь к человечности, процветанию и счастью» на веб-сайте Кинешемской Академии Мудрости http://www.sofiogonia.webhost.ru
30.История развития башкирской культуры в контексте добровольного вхождения Башкортостана в состав России // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность» – Уфа, 2007. – С. 84–85. (0,18 п. л.).
31.Этнокультурные ценности в нравственном формировании личности // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Этнокультурные и этнополитические процессы в XXI веке» – Уфа: Гилем, 2007. – С. 191–197. (0,42 п. л.).
32.Родной язык и народные традиции – основа нравственного воспитания // Сборник статей V межрегиональной научно-практической конференции, посвященной III Всемирному Курултаю башкир. – Уфа, 2008. – С. 283–285. (0,2 п. л.).
33.Природа, содержание понятий «мораль», «нравственность», «нравственная культура» // Нравственная культура государственного гражданского служащего». – Уфа: РИО БАГСУ. – 2008. – С. 6–16. (0,7 п. л.).
34.Общечеловеческие нормы нравственности личности // Профессиональная этика и культура в системе местного самоуправления. – Уфа: РИО БАГСУ, 2008. – С. 10–15. (0,4 п. л.).
35.Социально-философское осмысление нравственного понятия «дружба» в устном народном творчестве народов Урало-Поволжья // Вестник гуманитарных наук Республики Башкортостан. Научный журнал «Ядкар». – 2008. № 2. – С. 15–18. (0,2 п. л.).
36.Женщины – хранительницы духовно-нравственных традиций // Сборник статей региональной заочной научно-практической конференции «История и культура народов Урало-Поволжья в контексте мировой цивилизации». – Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. – С. 51–55. (0,4 п. л.).
37.Место и роль устного народного творчества в духовной культуре этноса // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность. Сборник научных статей II межрегиональной научно-практической конференции. – Уфа, 2008. – С. 50–55. (0,4 п. л.).
38.Мировоззрение народов Урало-Поволжья – основа нравственного воспитания подрастающего поколения //Сборник статей международной научно-практической конференции «Философская мысль и философия языка в истории современности». – Уфа, Восточный университет. – 2008. – С. 163–166. (0,24 п. л.).
39.Роль и значение Урало-Поволжья в развитии духовной культуры России // Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Федерализм как ресурс развития Российской государственности XXI века». – Уфа, БАГСУ. – 2009. – С. 361–367. (0,42 п. л.).
40.Нравственные традиции народов Башкортостана как доминантный фактор формирования личности // Сборник научных статей Республиканской научно-практической конференции «Диалог культур народов Башкортостана: политико-правовые, исторические и социокультурные аспекты». – Уфа, Гилем. – 2009. – С. 178–186. (0,56 п. л.).
41.Нравственные традиции как основание менталитета народа // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Национальная политика и традиционная народная культура». – Уфа: БАГСУ. – 2010. – С. 157–165. (0,55 п. л.).
42.Этнокультурные процессы в современном Российском обществе // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «История и культура народов Евразии: прошлое, настоящее, будущее». – Уфа, АН РБ «Гилем». – 2010. – С. 93–98. (0,4 п. л.).
43.Ислам и его влияние на морально-этическое воззрение просветителей Волго-Уральского региона // Сборник материалов IV международного симпозиума «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе». – Уфа: РИЦ БАГСУ. – 2010. – С. 197–200. (0,4 п. л.).