2. Социальные статусы, социальные взаимодействия и социальное поведение безработных находятся под воздействием ряда социальных факторов, формирующих у них неустойчивое социальное положение. С одной стороны, эти граждане остаются в прежнем социальном пространстве и сохраняют надежду на восстановление прежнего социального статуса путем нового трудоустройства, с другой стороны, они находятся в состоянии социального риска понизить свой социально-профессиональный статус за счет потери квалификации и профессиональных качеств, а вслед за этим и социальный статус. Неустойчивость положения безработных выражается также в отсутствии стабильного источника доходов и попадании их в зависимость от действий других лиц. Это нарушает внутреннее психологическое равновесие как самих безработных, так и сообществ, первичных социальных групп, в которые включены безработные, и окружающие их близкие люди, в первую очередь, члены их семей.
3. Нарушение психологического и, как следствие, социального равновесия в ситуации потери работы обостряет социальную напряженность во всех социальных институтах, в которые безработные были включены при осуществлении жизнедеятельности в период их трудовой деятельности. Безработные теряют свои качества как социальные акторы, они перестают выполнять воспитательные роли в семье, снижается их активность в качестве потребителей социальных ресурсов и участников социокультурных процессов. Длительное состояние безработицы является одним из факторов, провоцирующих девиантное и делинквентное поведение. По этой причине формируется негативное социальное значение безработицы как явления, которое, в случае увеличения численности безработных, ставит под угрозу общественную стабильность и безопасность и вызывает необходимость приложения общественных усилий для коррекции социальных отношений с участием безработных.
4. В социальной сфере безработные должны рассматриваться как субъекты социального действия, продолжающие выполнять общественно значимые роли, поэтому для реализации потенциала их социальной активности необходимо сохранение устойчивых связей с основными социальными институтами, в первую очередь с институтом семьи, институтом образования и институтами трансляции положительных социокультурных ценностей.
5. Институциональные взаимоотношения в обществе с участием безработных могут строиться по различным моделям, среди которых наиболее распространены: модель обеспечения социально-экономической поддержки безработных и их семей, которая реализуется на основе государственных учреждений службы занятости и учреждений социального обслуживания населения; модель обеспечения психологической устойчивости и мотивации безработных на социальную активность, реализуемая на базе учреждений социально-психологической службы; модель социального сопровождения, которая может быть реализована на базе учреждений социального обслуживания населения, общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования. Модель социального сопровождения наиболее адекватно соответствует оптимальным условиям институциональных взаимодействий, демократическим принципам построения гражданского общества, так как формирует не только личностные качества безработных, но и корректирует пространство социальных отношений, способствует сохранению профессиональных и социально значимых личностных качеств граждан, потерявших работу. В рамках этой модели гражданам предоставляется максимум информации и мер социальной поддержки при сохранении свободы выбора в построении социальных отношений и социальном поведении.
6. Совокупность условий, создающих пространство социальных отношений вокруг конкретного безработного или вокруг категории «безработный» и влияющих на положение безработного в обществе, находится под воздействием институциональных факторов, проявляющихся в следующих сферах:
- правовой: представляют собой законодательно закрепляемые нормы отношений, которым обязан следовать любой законопослушный гражданин;
- этнокультурной: включают нормы и ценности, сложившиеся в этносе, к которому принадлежит безработный и относящиеся к формам участия его в трудовых отношениях;
- семейно-бытовой: находятся в рамках семейно-брачных отношений и складывающихся в виде распределения социальных ролей в семье безработного;
- информационной: состоят из потоков информации, направленных на самого безработного и его окружение;
- экономической: определяют возможности участия безработного в распределении общественного продукта;
- образовательной: в которой факторы формируются со стороны института образования, и нацеливаются на обучение безработного и его ближайшего окружения оптимальным навыкам социального поведения.
7. Институциональные факторы формирования пространства социальных отношений дифференцируются по интенсивности оказываемых на социальные ситуации воздействий и по возможностям управления со стороны общества. Социальное сопровождение является управляющим механизмом воздействия на институциональные факторы по линиям: личность-семья, личность-социум, семья-социум, школа-социум и др. Предметным следствием этого взаимодействия выступает поиск путей и темпов наиболее полной реализации социальных функций гражданином, потерявшим работу. Это предполагает использование приемов, механизмов и ресурсов наиболее важных социальных институтов, связанных не только с производственной и социально-экономической деятельностью, но и с социокультурной работой.
8. Модель социального сопровождения семей безработных в общеобразовательном учреждении предполагает включение школы (как элемента института образования) в процессы реализации социальной помощи и поддержки семей безработных, оптимизацию социальных отношений с участием безработных. Общеобразовательные учреждения обладают уникальным потенциалом в осуществлении социального сопровождения, т.к. располагают профессиональными педагогическими кадрами, техническими средствами, возможностями внедрения развивающих вариативных программ во внеурочное время, владеют сконцентрированной информацией о семьях детей, обучающихся в школе, проблемах семей, имеют возможность проведения комплексной диагностики, коррекционно-воспитательной работы с различными категориями семей, психолого-педагогической помощи, организации досуга и др.
9. Социальное сопровождение - комплекс действий со стороны государственных или общественных учреждений по управлению институциональными факторами, нацеленный на предупреждение и снятие адаптационных барьеров личности, развитие внутренних резервов, самоактуализации и самореализации, формировании потребности в самообеспечении, стимулирование социальной мобильности безработных граждан, а также на создание такого пространства социальных отношений вокруг безработного, которое поддерживает его социальные статусы или его стремление к социальной реабилитации. Социальное сопровождение безработных рассматривается с двух позиций. Как модель построения социальных отношений, социальное сопровождение осуществляется за счет всех ресурсов основных социальных институтов и их агентов и направлено на поддержание устойчивости социальных статусов безработных и их семей путем: формирования социально-психологической устойчивости безработного; снижения материальной нагрузки на безработного и членов его семьи; создания благоприятной психолого-педагогической атмосферы в семье безработного как в малой социальной группе, в которой концентрируются и способны решаться все (или большинство) социальные проблемы безработного; создания благоприятного пространства социальных отношений с участием безработных, способствующего включенности безработного в это пространство; информирования безработных и их близких о состоянии социального пространства и о возможностях социальной мобильности для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации; проведения профессионального обучения для безработных в облегченной форме для получения ими профессий, не понижающих их предшествующие социальные статусы. Как модель оптимизации отношений в семье безработного, социальное сопровождение обеспечивает оказание плановой и оперативной помощи семье в решении задач социализации, социальных и психологических проблем детей, по поддержке самого безработного и членов его семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию вследствие незанятости безработного, по реализации механизмов формирования дополнительной мотивации детей к труду, формирования потребности в самообеспечении, развития мобильности, формирования личностной диспозиции («hardiness»), обеспечении защиты ребенка в семье, повышении ответственности за социализацию и профилактику социальной исключённости детей, вызываемой сниженными социальными статусами их родителей-безработных.
10. Социальное сопровождение имеет свои особенности в зависимости от социального опыта целевой группы граждан. Для молодых безработных оно должно строиться с учетом ряда отличительных особенностей этих граждан, а также их родителей, с которыми они находятся в тесной зависимости, проявляемой в различных сферах (эмоциональной, когнитивной, аксиологической, коммуникативной и поведенческой), а также в восприятии внутрисемейных отношений. Особенными характеристиками в этой группе выступают: для молодежи - депрессивное состояние, склонность к правонарушениям, заниженная самооценка, повышенный уровень тревожности, низкий уровень развития коммуникативных навыков, острое восприятие ухудшения взаимоотношений с родителями; низкая оценка значимости познания (возможности расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития); для безработных среднего возраста - напряженность, высокая степень агрессивности, враждебность, возбудимость, раздражительность, низкий уровень адекватности, неуверенность, депрессивные реакции, склонность к аморальному поведению и суициду, специфическая поведенческая активность безработных (активный и осознанный, активный и неосознанный, пассивный). Организационным условием социального сопровождения семей безработных является необходимость координации деятельности специалистов на основе интеграции социально-помогающего потенциала государственного учреждения и социальной среды.
11. Социальное сопровождение семей безработных должно основываться на следующих принципах: личностной направленности целостного процесса сопровождения; учета региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуации, сложившейся в локальном социуме; адресности мер социальной помощи; согласованности усилий деятельности педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов в индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса, направленного на безработного и включающего взаимодействие с семьей в целом; многообразия видов индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов и склонностей семей безработных; вариативности программ и подходов в работе с семьями безработных, отражающей возможности и потребности общества.
1. Саенко, Л. А. Семья безработного: реалии, проблемы, социально-педагогическая поддержка: монография [Текст] / Л. А. Саенко. – Ставрополь : СевКавГТУ, 2005. – 156 с. (9,75 п.л.)
2. Саенко, Л. А. История безработицы в России (1857 – 1925 гг.) // Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография [Текст] / Л. А. Саенко; под общ. ред. О. И. Кирикова. – Воронеж : Воронежский госпедуниверситет, 2005. – Кн. 6. – С. 52 – 64. (18,5 п.л./0,81 п.л.)
3. Саенко, Л. А. Теория и методика социально-педагогической работы с незанятым населением: монография [Текст]/ Л. А. Саенко. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2006. – 112 с. (7 п.л.)
4. Саенко, Л. А. Педагогическое просвещение и социальная реабилитация семей безработных: монография [Текст] / Л. А. Саенко. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2006. – 264 с. (16,5 п.л.)
5.Саенко, Л. А. Методы социально-педагогической реабилитации семей безработных // Педагогика: семья-школа-общество: монография [Текст] / Л. А. Саенко; под общей ред. проф. О. И. Кирикова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – Кн. 6. – С. 150 – 162. (18,9п.л./0,81 п.л.).
6.Саенко, Л. А. Теоретические основы и методика психолого-педагогического сопровождения семей безработных: монография [Текст] / Л. А. Саенко. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007. – 264 с. (16,52 п.л.)
7. Саенко, Л. А. Социально-педагогическая реабилитация семей безработных // Технологии социально-педагогической поддержки семьи и детства современной России: монография [Текст] / Л. А. Саенко, И. А. Горбушина; под ред. Л. А. Саенко. – Ставрополь: Бюро новостей, 2009. – 136 с. (7,9 п.л./1,5 п.л.)
8. Саенко, Л. А. Социальные отношения безработных: формирование, развитие, возможность коррекции: монография [Текст] / Л. А. Саенко. – Ставрополь: Бюро новостей, 2011. – 228 с. (14,2 п.л.)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ
9. Саенко, Л. А. Организация посредничества по приисканию работы в Западной Европе и в России (в период до 1917 года) [Текст] / Л. А. Саенко // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2006. № 45. – С. 45 – 56. (1,5 п.л.)
10. Саенко, Л. А. Основные тенденции исследований по безработице в прошедшем столетии [Текст] / Л. А. Саенко // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. – 2006. № 6 (28). – С. 67 – 73. (0,87 п.л.)
11. Саенко, Л. А. Социально-педагогическая служба школы в реабилитации семьи безработного [Текст] / Л. А. Саенко // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. – 2006. № 3 (7). – С.96 – 100. (0,62 п.л.)
12. Саенко, Л. А. Слагаемые компетентности социального педагога, работающего с незанятым населением [Текст] / Л. А. Саенко // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. – 2006. № 8 (30). – С. 38 – 44. (0,87 п.л.)
13. Саенко, Л. А. К вопросу о подготовке будущих социальных педагогов к работе с семьями безработных [Текст] / Л. А. Саенко // Высшее образование сегодня. – 2007. № 8.– С. 69 – 70. (0,25 п.л.)
14. Саенко, Л. А. Амбивалентный подход в моделировании условий подготовки социальных педагогов [Текст] / Л. А. Саенко // Высшее образование сегодня. – 2008. № 2.– С. 52 – 54. (0,37 п.л.)
15. Саенко, Л. А. Использование образовательного пространства школы для сопровождения социализации безработных [Текст] / Л. А. Саенко // Сибирский педагогический журнал. – 2008. № 4. – С. 159 – 168. (1,25 п.л.)
16. Саенко, Л. А. Безработные как субъекты обучения [Текст] / Л. А. Саенко // Сибирский педагогический журнал. – 2008. № 6. – С. 178 – 188. (1,37 п.л.)
17.Саенко, Л. А. Женщины в кризисе занятости [Текст] / Л. А. Саенко // Аспирантский вестник Поволжья. – 2010. № 2. – С. 46 – 50. (0,65 п.л.).
18.Саенко, Л. А. Влияние статуса безработного на взаимоотношения в семье и обществе [Текст] / Л. А. Саенко // Гуманизация образования. – 2010. № 1. – С. 52 – 58. (0,95 п.л.).
19.Саенко, Л. А. Становление системы защиты от безработицы в России [Текст] / Л. А. Саенко // Труд и социальные отношения. – 2011. № 3. – С. 16 – 24. (1,25 п.л.).
20.Саенко, Л. А. Молодёжь на рынке труда: предпочтения, проблемы, перспективы [Текст] / Л. А. Саенко // Аспирантский вестник Поволжья. – 2011. № 3-4. – С. 55 – 63. (1 п.л.)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Украины
21. Саенко, Л. А. Подготовка социальных педагогов к работе с семьями безработных в школе [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. И. Д. Бех, В. О. Огневук, О. Л. Кононко // Педагогическое образование: теория и практика. Педагогика. Психология: Сборник научных трудов. – Киев : КМПУ им. Б. Д. Гринченко, 2009. - № 11 (спецвып., ч.2). – С. 48 – 50. (0,38 п.л.)
Статьи в журналах и научных сборниках:
22.Саенко, Л. А. Семья безработного – реалии современной жизни [Текст] / Л. А. Саенко // Наука – Ставрополю : Сборник научных трудов / Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс». – Ставрополь, 2002. – С. 40 – 42. (0,19 п.л.)
23. Саенко, Л. А. Педагогический подход к технологии работы с семьями безработных [Текст] / Л. А. Саенко; под общ. ред. проф. О.И. Кирикова // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: Международный сборник научных трудов. – Вып. 17. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2002. – С.198 – 200. (0,19 п.л.)
24. Саенко, Л. А. Организация работы школы с семьями безработных [Текст] / Л. А. Саенко // Наука – Ставрополю: Сборник научных трудов. – Ставрополь : Ставропольский институт бизнеса и технологий «Бизнестранс», 2003. – С. 3 –7. (0,3 п.л.)
25. Саенко, Л. А. Социально-педагогическая работа с семьями безработных в поликультурной образовательной среде [Текст] / Л. А. Саенко // Материалы 48 научно-методической конференции СГУ, секция «Формирование личности в поликультурной среде». – Ставрополь : СКИПКРО, 2003. – С. 99 – 100. (0,12 п.л.)
26.Саенко, Л. А. Психологический портрет ребенка в семье безработных [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова // Теоретические и прикладные проблемы антропологии детства: Материалы Международной научно-практической конференции. – Ч. 2. – Ставрополь: Юркид. 2003. – С.65 – 67. (0,19 п.л.)
27. Саенко, Л. А. Дети безработных: психолого-педагогические особенности [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова // Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции: Личность и бытие: субъективный подход. – Краснодар. 2004. – С. 62 – 67. (0,37 п.л.)
28.Саенко, Л. А. Современное состояние семейного социума безработных [Текст] / Л. А. Саенко // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сборник материалов. – Вып.10. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004. – С. 48 – 52. (0,31 п.л.)
29. Саенко, Л. А. Социальная работа с семьями безработных в образовательном учреждении [Текст] / Л. А. Саенко; отв. М. Д. Горячев // Традиции и инновации в социальной педагогике : материалы научно-практической конференции. – Самара : Изд-во «Самарский университет». 2004. – С. 142 – 144. (0,19 п.л.)
30. Саенко, Л. А. Семья безработных как объект деятельности педагога в формировании личности учащихся [Текст] / Л. А. Саенко // Наука и образование – 2004 / Материалы Международной научно-технической конференции. (Мурманск, 7 – 15 апреля 2004 г.) : В 6 ч. Ч. 2. – Мурманск: МТГУ, 2004. – С. 261 – 265. (0,31 п.л.)
31. Саенко, Л. А. Безработица: реалии, проблемы [Текст] / Л. А. Саенко; отв. ред. Н. Н. Болдырев // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования / Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ч. 4. – Тамбов: Першина, 2005. – С. 276 – 278. (0,19 п.л.)
32. Саенко, Л. А. Социально-педагогическая поддержка семей безработных, превентивная работа с молодежью [Текст] / Л. А. Саенко; общ.ред. В. Н. Гурова // Актуальные проблемы развития образовательного комплекса города Ставрополя : Методические разработки и материалы. – Вып.1. – Ставрополь, 2005. – С. 82 – 87. (0,37 п.л.)
33. Саенко, Л. А. Безработица в России конца XIX – начала XX века [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. С. Н. Кучеренко // Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Томск: Изд-во ГУ «Томский ЦНТИ», 2005. – С. 171 – 180. (0,62 п.л.)
34. Саенко, Л. А. Формирование потребности труда молодежи как основная задача воспитания современной школы [Текст] / Л. А. Саенко; общ.ред. В. Н. Гурова // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сборник материалов. – Вып. 22. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 19 – 21. (0,19 п.л.)
35. Саенко, Л. А. К вопросу об адаптации безработных через самоактуализацию [Текст] / Л. А. Саенко; общ. ред. В. Н. Гурова // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сборник материалов. – Вып. 25. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 54 – 57. (0,25 п.л.)
36. Саенко, Л. А. Работа школьной психологической службы с семьями безработных [Текст] / Л. А. Саенко; общ.ред. В. Н. Гурова // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сборник материалов. – Вып. 25. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – С. 57 – 60. (0,25 п.л.)
37. Саенко, Л. А. Гендерные аспекты безработицы в России [Текст] / Л. А. Саенко // Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект. Гендерный анализ социальных институтов и процессов: менеджмент, социализация, образование / Матер. V Всерос. науч.-практ. семинара. – Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2005. – С. 69 – 73. (0,31 п.л.)
38. Саенко, Л. А. Безработица молодежи как социально-педагогическая проблема современности [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. Л. Л. Редько, Г. Н. Манаенко // Педагогическая наука и практика – региону: Материалы VIII региональной научно-практической конференции (3 – 7 апреля 2006 года. Ставрополь, СГПИ). – Ставрополь : ООО «Бюро новостей», 2006. – С. 375 – 377. (0,19 п.л.)
39. Саенко, Л. А. Занятость населения как антропологический фактор воспитания [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова // Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии: материалы III Международной научно-практической конференции (18-20 октября 2006 года, СГПИ). – Ставрополь : СГПИ; Сервисшкола. 2006. – С.75 – 77. (0,19 п.л.)
40. Саенко, Л. А. Формирование потребности в материальном самообеспечении как профилактика безработицы среди молодежи [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. Л. Л. Редько // Педагогическая наука и практика – региону / Материалы IX региональной научно-практической конференции (2 – 6 апреля 2007 года, Ставрополь, СГПИ). – Ставрополь : СГПИ, 2007. – С. 370 – 371. (0,12 п.л.)
41. Саенко, Л. А. Сущность материального самообеспечения личности [Текст] / Л. А. Саенко // Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве / Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Томск : Изд-во ГУ «Томский ЦНТИ», 2006. – С. 193 – 200. (0,5 п.л.)
42. Саенко, Л. А. К вопросу о проблемах адаптации безработной молодежи на рынке труда [Текст] / Л. А. Саенко; под ред. Г. С. Шелкоплясовой // Социально-экономическое измерение процессов регионального развития: сборник научных трудов. – Вып. 1. – Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2006. – С. 72 – 80. (0,56 п.л.)
43.Саенко, Л. А. Предпочтения трудовой самоактивности студентов, состоящих и не состоящих в браке [Текст] / Л. А. Саенко // Исследование социально-экономических систем региона в условиях глобального экономического кризиса: материалы ежегодных годичных чтений (февраль 2010 г., РГСУ филиал г. Ставрополь) / под ред. Р.Ф. Гударенко. – Ставрополь: «Альфа Принт», 2010. – С. 257 – 266.(0,62 п.л.)
44.Саенко, Л. А.Безработные в системе институциональных взаимодействий [Текст] / Л. А. Саенко // Социально-политические и культурные проблемы современности : материалы III международной научно-теоретической конференции – Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. – С. 244 – 248.(0,31 п.л.)
45.Саенко, Л. А. Сопровождение семей безработных как механизм сохранения психо-социального здоровья в кризисе занятости [Текст] / Л. А. Саенко // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22-23 апреля 2010 г. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – С. 286 – 290.(0,31 п.л.)
46.Саенко, Л. А. Организация посреднической деятельности для потерявших работу в Европе (XVII-начало XX вв.) [Текст] / Л. А. Саенко // Современная наука. - 2010. № 2 (2). – С. 123 – 128.(0,75 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия:
47.Саенко, Л. А. Социально-педагогическая работа школы с семьями безработных [Текст] : учебное пособие / Л. А. Саенко, В. Н. Гуров. – Ставрополь: «Издательско-полиграфическая фирма «Ставрополье» 2003. – 107 с. (6,7 п.л.)
48.Саенко, Л. А. Безработица: введение в проблему [Текст]: учебное пособие / Л. А. Саенко. – Ставрополь: ООО «Мир Данных», 2005. – 132 с. (8,25 п.л.)
49. Социальная работа школы с семьями сельских младших школьников, безработных и вынужденных мигрантов [Текст]: учебное пособие / В. Н. Гуров, Е. Н. Букреева, Л. А. Саенко; рец. Г. Н. Филонов, Б. З. Вульфов. – Ставрополь : СКИПКРО, 2006. – С. 24 – 40. (4,25 п.л. / 1,06 п.л.)
50. Саенко, Л. А. Профориентация в образовательной среде: программа, диагностика, консультирование [Текст]: учебное пособие / Л. А. Саенко, Л. В. Суменко. – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2006. – 124 с. (7,75 п.л. / 3,9 п.л.)
51. Саенко, Л. А. Технология работы социального педагога с семьями безработных [Текст]: учебное пособие / Л. А. Саенко. – Ставрополь : ООО «Мир данных», 2006. – 56 с. (3,5 п.л.)
52. Саенко, Л. А. Социально-педагогическое сопровождение семей безработных [Текст]: учебное пособие / Л. А. Саенко. – Ставрополь : Бюро новостей, 2010. – 146 с. (9,2 п.л.)