Научная тема: «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Специальность: 12.00.10
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Охрана окружающей среды - это глобальная сфера интересов человечества, в отношении которой требуется мощная многосторонняя система международного управления, поскольку в ее рамках обеспечиваются не только интересы сотрудничества государств, связанные с использованием и распределением природных ресурсов, но и интересы физического выживания человека. Основой международного управления в сфере охраны окружающей среды является разработка международно-правовых договоров и соглашений и их реализация. Международно-правовое регулирование является неотъемлемой частью системы международного управления.
  2. Формируется тенденция к включению в международные договоры определения понятия «управление», но пока только применительно к отдельным природным объектам, которое должно пониматься максимально широко, охватывая меры, необходимые для наибольших долгосрочных благ, извлекаемых из использования природных объектов, включая их защиту и сохранение. В диссертации разработано понятие международного управления в сфере охраны окружающей среды в целом. Под международным управлением в сфере охраны окружающей среды понимается осуществляемое, в первую очередь со стороны государств, на основе и в рамках международного права целенаправленное воздействие на международные отношения с целью достижения благоприятного качества окружающей среды для обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности. Управленческая деятельность охватывает международно-правовое регулирование, координацию и организацию международных отношений в сфере охраны окружающей среды. Участниками процесса международного управления наряду с государствами являются международные межправительственные организации, а также могут выступать иные акторы международной системы.
  3. Международное управление в сфере охраны окружающей среды должно осуществляться в контексте реализации концепции устойчивого развития. В диссертационном исследовании выявлены и сформулированы следующие международно-правовые принципы устойчивого развития, которые формируются в различных отраслях международного права. К ним относятся: устойчивое использование природных ресурсов; справедливость и искоренение нищеты; общая, но дифференцированная ответственность; принятие мер предосторожности; участие общественности, доступа к информации и правосудию; благое управление; интеграция и взаимосвязь прав человека, социальных, экономических целей и целей охраны окружающей среды.
  4. Анализ международных договоров и практики осуществления международных обязательств позволяет выявить различные подходы, которые государства и международные организации используют в процессе международного управления в сфере охраны окружающей среды. К ним относятся: создание особо охраняемых районов: значительные естественно-географические и биологические различия, а также неодинаковая интенсивность воздействия или использования ресурсов определяют необходимость особого подхода к их охране в отдельных районах; экосистемный подход, «при котором используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют»[1]; широкое использование принципа принятия мер предосторожности: если информация носит неопределенный, ненадежный или недостаточный характер, государства действуют с большей осторожностью, к тому же отсутствие достаточной научной информации не используется в качестве основания для того, чтобы откладывать или не принимать меры по сохранению и управлению; соблюдение пропорциональности между мерами эксплуатации, учитывающими биологические особенности ресурсов и географические особенности районов, а также различия в правовом режиме пространств, и мерами охраны, которое не должно приводить к вредному воздействию на природные ресурсы в целом; использование экономических механизмов для решения экологических проблем, например таких как совместное осуществление несколькими государствами инвестиционных проектов по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу или торговля квотами.
  5. В диссертации определены функции международного управления в сфере охраны окружающей среды. Важной и наиболее разработанной функцией является функция регулирования, ядром которого выступает нормотворческий, в том числе международный правотворческий процесс. С функцией международно-правового регулирования тесно связана функция международного контроля, главная задача которой - способствовать более эффективному обеспечению выполнения международно-правовых норм по охране окружающей среды, выявлять соответствие деятельности субъектов их международным природоохранным обязательствам. Важной функцией международного управления в сфере охраны окружающей среды является прогнозирование, без которого в принципе невозможно осуществлять управление. Организационная функция обеспечивает жизнеспособность системы международного управления в сфере охраны окружающей среды для решения текущих задач и, в случае необходимости, корректировку системы. Потребность адекватно реагировать на международные экологические отношения, переживающие кризис, возникновение новых экологических проблем, неудовлетворительная организация взаимодействия в сфере охраны окружающей среды способствуют формированию и признанию в качестве самостоятельной функции международного управления - функции реформирования. Наиболее востребованной и сложной функцией международного управления выступает функция координации, охватывая разные по своему характеру стороны взаимодействия государств в сфере охраны окружающей среды. Данная функция имеет определяющий характер в системе функций международного управления в сфере охраны окружающей среды. Его главным сущностным признаком является координационный характер, когда элементы субординации имеют место только по воле государств.
  6. На основе анализа международных соглашений в диссертации предложена классификация концепций международного управления, которые различаются в зависимости от своих целей. В случае создания совместных механизмов управления ограниченным числом государств, решение вопросов, связанных с его осуществлением и возможности достижения договоренностей более очевидны. Универсальные же договорные концепции, относящиеся к осуществлению международного управления в отношении пространств, природных объектов и ресурсов, которые не принадлежат ни одному государству, вызывают наибольшие сложности в плане создания механизмов управления. Первую концепцию можно назвать ценностной концепцией - это концепция общего достояния человечества, которая выдвинута в отношении некоторых пространств с международным режимом (открытое море, космическое пространство, Антарктика). Вторая концепция - эксплуатационная. Это концепция общего наследия человечества, выдвинутая применительно к Международному району морского дна и его ресурсам, а также Луне и ее природным ресурсам. У этих концепций много общего, однако принципиальное отличие международного управления в данном случае связано с решением вопроса о справедливом распределении между всеми государствами - участниками благ, получаемых от разработки этих ресурсов с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование ресурсов. К перспективным концепциям относится концепция управления особо охраняемыми природными объектами, которые могут находиться как на территории государств, так и за пределами национальной юрисдикции. Международное признание отдельных территорий участком всемирного природного наследия или особо охраняемым районом обусловливает особенности международного управления, выражающиеся в том, что требуется организация оказания финансовой и технической помощи государству, особая защита в периоды вооруженных конфликтов, в ответ на которое у государства должны быть более жесткие международные обязательства по охране объекта, включая вопросы допуска для осуществления международного контроля.
  7. Эффективность процесса международного управления предполагает действенную систему разрешения международных споров, связанных с принятием и выполнением управленческих решений по использованию природных ресурсов и защиты окружающей среды. В этом смысле эффективное разрешение споров остается пробелом в глобальной системе международного управления в сфере охраны окружающей среды. Создание механизма для разрешения таких споров должно учитывать возможные противоречия между режимом защиты окружающей среды и различными иными правовыми режимами, к примеру, международной торговли, экономического развития, обеспечения прав человека. Формат же такого механизма может включать несколько элементов: автономную систему органов для разрешения экологических споров, возвращение к использованию экологической камеры Международного суда ООН, создание индивидуальных механизмов, используя в качестве модели механизмы, предусмотренные международными природоохранными конвенциями.
  8. Международное право окружающей среды как система международно-правовых норм представляет особую ценность для осуществления эффективного международного управления, поскольку имеет основополагающее значение для обеспечения международного правопорядка в плане создания и укрепления условий для экологически безопасного существования и развития. Характерными особенностями МПОС являются специфика его кодификации и прогрессивного развития, выражающаяся в особо тесной связи со многими отраслями международного права; специфика объектов, в отношении которых осуществляется международно-правовое регулирование (в работе предлагается выделить три группы объектов); специфика институционального развития в свете решения международных экологических проблем.
  9. Развитие международных отношений, поднимая на новый уровень степень осознания опасности деградации окружающей среды, должно привести к закреплению общей международно-правовой обязанности охраны окружающей среды. Глобальный характер экологической проблемы выступает эмпирической базой для расширения сферы общего международного права. В настоящее время продолжается развитие принципа охраны окружающей среды в сторону его признания в качестве основного общепризнанного принципа международного права. Нормативное содержание этого принципа, по мнению диссертанта, включает следующие элементы: 1) осуществление деятельности, не причиняющей ущерба окружающей среде за пределами национальной юрисдикции; 2) обеспечение международной экологической безопасности; 3) рациональное и устойчивое использование природных ресурсов; 4) обеспечение охраны окружающей среды в мирное время и защита в период вооруженных конфликтов; 5) учет интересов как нынешнего, так и будущих поколений при принятии экологических решений, обеспечивая реализацию права человека на благоприятную окружающую среду; 6) согласование потребностей в различных областях международной жизни с интересами охраны окружающей среды.
  10. Международно-правовую основу управления в сфере охраны окружающей среды составляют также специальные принципы МПОС. Специальные принципы - это нормы международного права, отражающие главное содержание отрасли, которым должны соответствовать ее иные нормы. Для выполнения своей системообразующей функции принципы должны обладать более высокой юридической силой. Еще более сложным для понимания статуса специальных принципов является тот факт, что нормы по защите окружающей среды содержатся в иных отраслях и также должны соответствовать специальным принципам МПОС. Международное управление в сфере охраны окружающей среды, которое должно осуществляться на основе специальных принципов МПОС, требует, чтобы эти принципы были кодифицированы. Следовательно, необходимо заключение международной конвенции, которая бы закрепляла права и обязанности государств в сфере охраны окружающей среды, в том числе систему принципов и механизм международного управления, созданный и функционирующий на их основе. В работе изложены рекомендации по содержанию такой конвенции.
  11. Основные средства и механизмы международного управления в сфере охраны окружающей среды состоят из множества межправительственных, негосударственных и государственно-частных процессов и инициатив, различных по формату, структуре и представительству. Наиболее важным звеном в глобальной системе международного управления является ООН. Ведущая роль ООН в определении стратегии глобальной экологической политики и организации международного управления в сфере охраны окружающей среды объясняется тем, что: во-первых, охрана окружающей среды представляет общий интерес, выразителем которого на универсальном уровне выступает ООН; во-вторых, проблема охраны окружающей среды отличается значительной спецификой. Такая специфика находит проявление в том, что все большее число органов и организаций системы ООН, включая те, чей мандат изначально не предполагал рассмотрение данных проблем, занимаются вопросами, касающимися окружающей среды; в-третьих, ООН является универсальной и самой представительной межправительственной организацией, которая играет центральную роль в управлении глобальным экономическим и социальным развитием, координируя усилия, предпринимаемые для этого международным сообществом.
  12. Региональная система международного управления для достижения глобальных целей в области охраны окружающей среды (например, региональные инициативы по управлению водными ресурсами и устойчивому управлению лесами) обладает огромным потенциалом. Деятельность региональных организаций может способствовать глобальному управлению в сфере охраны окружающей среды (например, в области управления трансграничными рыбными запасами и запасами далеко мигрирующих рыб). Тенденции развития на региональном уровне еще раз подтверждают, что процесс международного управления в сфере охраны окружающей среды включает действия разного масштаба и разных участников. Активный процесс управления на региональном уровне инициирует обсуждение путей децентрализации международного управления в сфере охраны окружающей среды применительно к отдельным областям (например, использования химических веществ). Вместе с тем, каким бы эффективным не было региональное управление, оно не в состоянии решать межрегиональные проблемы и проблемы универсальные.
  13. Существующая система международного управления в сфере охраны окружающей среды не может в полной мере эффективно обеспечивать охрану окружающей среды как общей заботы всего человечества. Эта система нуждается в реформировании, которое предполагает кардинальные изменения в организационном механизме международного управления в глобальном масштабе. Именно в связи с этим в диссертации обосновывается необходимость создания Всемирной организации по окружающей среде, которая должна обладать компетенцией для эффективного решения глобальных экологических проблем и управления в сфере международной охраны окружающей среды.
  14. Создание международной организации, обладающей специальной компетенцией в сфере охраны окружающей среды, не приведет к тому, что действующие в настоящее время международные органы и организации перестанут заниматься этими вопросами. Координация, которая будет осуществляться Всемирной организацией в решении глобальных экологических проблем, не подразумевает ни централизации, ни узурпации полномочий как существующих международных институтов, так и компетенции правительств. Для создания Всемирной организации в сфере охраны окружающей среды, по сравнению с проблемами организационного оформления, гораздо в большей степени важна политическая воля государств относительно объема полномочий и ресурсов, которыми они решат наделить такую международную организацию.
Список опубликованных работ
Монографии и учебники

1.Соколова Н.А. Теоретические проблемы международного права окру-жающей среды [Текст] / Н.А. Соколова - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. университета, 2002. – 240 с. - ISBN 5-7430-0762-4. (13,95 п.л.)

2.Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы управления в сфере охраны окружающей среды [Текст] / Н.А. Соколова - М.: Проспект, 2010.- 318 с. – ISBN 978-5-392-01202-2. (20,0 п.л.)

3.Соколова Н.А. Международное гуманитарное право [Текст] /Н.А. Соколова // Международное публичное право. Учебник / Л.П. Ануфриева [и др.] ; отв. ред. К.А. Бекяшев. - 5-е изд,, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2008. – С. 846-882. – ISBN 978-5-392-00342-6. (2,0 п.л.)

Статьи, опубликованные в ведущих научных, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук

4. Соколова Н.А. Антропоцентрический подход в международном праве окружающей среды // Международное право – International Law. - 2009. - № 2. – С. 5-17. – Парал. на англ. яз. (0,7 п.л.)

5. Соколова Н.А. Глобальные изменения климата: перспективы междуна-родного сотрудничества (стратегия реализации Киотского протокола) // Lex Russica (Научные труды Московской государственной юридической академии). - 2005. - № 4. – С. 808-820. (0,75 п.л.)

6. Соколова Н.А. Международно-правовые пределы осуществления суверенитета над природными ресурсами // Международное право – International Law. -2009. - № 1.- С. 34-46. - Парал. на англ. яз. (0,7 п.л.)

7. Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы обеспечения биобезопасности // Московский журнал международного права. - 2006. - № 1.- С. 385-395. – (0,6 п.л.)

8. Соколова Н.А. Понятие и функции международного управления в сфере охраны окружающей среды // Lex Russica (Научные труды Московской государственной юридической академии). - 2008. - № 6. – С. 1483-1494. (0,8 п.л.)

9. Соколова Н.А. Механизм международного управления системы ООН в сфере охраны окружающей среды // Журнал Российского права. - 2008. - № 8. – С. 98-106. (0,6 п.л.)

10. Соколова Н.А. На пути к созданию Всемирной организации по окружающей среде // Lex Russica (Научные труды Московской государственной юридической академии). - 2007. - № 6. – С. 1141-1152. (0,7 п.л.)

11. Соколова Н.А. Природная среда как объект защиты международного гуманитарного права // Международное право – International Law. - 2010. - № 2. - Парал. на англ. яз. (0,9 п.л.)

12. Соколова Н.А. Международно-правовые принципы устойчивого развития // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 8. (0,9 п.л.)

13. Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны окружающей среды в связи с реализацией проекта «Северный поток» // Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 9. (1,1 п.л.)

Иные статьи и тезисы выступлений на конференциях

14. Соколова Н.А. Экологический аспект безопасного развития // Тезисы докладов на Байкальском форуме «Безопасное развитие регионов». - Иркутск, 1997. – С. 157-159. (0,2 п.л.)

15. Соколова Н.А. К вопросу об эффективности норм международного права окружающей среды // Материалы научно-практической конференции Иркутской области. - Иркутск, 1997. – С. 14-16. (0,2 п.л.)

16. Соколова Н.А. Одна из глобальных задач // Московский журнал международного права. - 1997. - № 3. – С. 103-113. (1,0 п.л.)

17. Соколова Н.А. Специфика правовых и организационных форм международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды // Сибирский юридический вестник. - 1998. - № 2. – С. 62-69. (1,0 п.л.)

18. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года о защите морской среды (часть XII) и российское законодательство // Материалы международной конференции «Международно-правовые проблемы Мирового океана». – М., 1998. – С. 229-244. (1,1 п.л.)

19. Соколова Н.А. Взаимосвязь основных и специальных принципов при регулировании международных отношений по охране окружающей среды // Сибирский юридический вестник. - 1999. - № 1. – С. 56-59. (0,3 п.л.)

20. Соколова Н.А. Международное право и российское экологическое законодательство // Сибирский юридический вестник. - 1999. - № 2. – С. 66-68. (0,3 п.л.)

21. Соколова Н.А. Предпосылки становления международного экологического права // Материалы ежегодной научно-практической конференции Юридического института ИГУ. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1999.- С. 35-36. (0,2 п.л.)

22. Соколова Н.А. Имплементация норм Конвенции ООН по морскому праву 1982 года о защите морской среды (часть XII) в российском законодательстве // Сибирский юридический вестник. - 2000. - № 1. – С. 12-18. (1,0 п.л.)

23. Соколова Н.А. Проблемы преподавания международного права // Сибирский юридический вестник. - 2000. - № 1. – С. 61-63. (0,3 п.л.)

24. Соколова Н.А. Международное право: вопросы специализации // Си-бирский юридический вестник. - 2000. - № 3. – С. 9-12. (0,5 п.л.)

25. Соколова Н.А. Некоторые вопросы защиты окружающей среды в период вооруженных конфликтов // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. - СПб.: «СКФ Россия-Нева», 2000. – С. 169-171. (0,3 п.л.)

26. Соколова Н.А. Правовое регулирование как средство решения международных экологических проблем // Сибирский юридический вестник. - 2001. - № 1. – С. 25-29. (0,6 п.л.)

27. Соколова Н.А. Экологическая составляющая современного мирового правопорядка // Российский ежегодник международного права. - СПб.: «СКФ Россия-Нева», 2001. – С. 362-365. (0,3 п.л.)

28. Соколова Н.А. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в сфере охраны окружающей среды // Сибирский юридический вестник. - 2001. - № 3. – С. 22-26. (0,5 п.л.)

29. Соколова Н.А. Развитие системы принципов международного экологического права // Труды Московской государственной юридической академии6 Сб. статей. - М.: Юристъ, 2001. - № 6. – С. 50-64. (0,9 п.л.)

30. Соколова Н.А. Вопросы охраны окружающей среды в деятельности международных судебных учреждений // Российский ежегодник международного права. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2003. – С. 99-110. (0,7 п.л.)

31. Соколова Н.А. Проблемы эффективности Римского статута Междуна-родного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2003. – С. 68-75. (0,6 п.л.)

32. Байкал как участок всемирного природного наследия//Материалы международной научно-практической конференции «Байкальская природная территория как системообразующий фактор глобального пространства охраны природы: эколого-правовые аспекты устойчивого развития». – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2003. - С.16-22. (0,5 п.л.)

33. Соколова Н.А. Правовые вопросы сотрудничества Российской Федерации и Республики Корея в сфере охраны окружающей среды // Материалы международной конференции «Перспективы сотрудничества Сибири и Юго-Восточной Азии в XXI веке (The 21st Century Siberia-East Asia, Cooperative Perspectives)» - Тэчжон, 2003. – С. 26-42. – Парал. аннотация на англ. яз. (1,3 п.л.)

34. Соколова Н.А. Отчет по международной научно-практической конфе-ренции «Байкальская природная территория как системообразующий фактор глобального пространства охраны природы: эколого-правовые аспекты устойчивого развития», подготовленный Д.В. Шорниковым // Государство и право. - 2004. - № 6. – С. 108-109. (0,2 п.л.)

35. Соколова Н.А. Защита и сохранение морской среды как условия осу-ществления свобод открытого моря // Морское право и практика. - 2005. - № 1. – С. 20-32. (1,0 п.л.)

36. Соколова Н.А. Имплементация норм МГП по защите природной среды // Российский ежегодник международного права. – СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2004. – С.19-26. (0,5 п.л.)

37. Соколова Н.А. Тенденции развития международного права окружающей среды // Юрист-международник. - 2005. - № 4. – С. 16-23. (0,7 п.л.)

38. Соколова Н.А. Международное гуманитарное право и защита природной среды// Argumentum ad Judicium. ВЮЗИ – МЮИ - МГЮА. Труды. Том II. – М., 2006. – С. 310-316. (0,6 п.л.)

39. Соколова Н.А. Роль ООН в прогрессивном развитии международного права окружающей среды // Российский ежегодник международного права. 2005. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. – С. 270-278. (0,5 п.л.)

40. Соколова Н.А. Обычные нормы и защиты окружающей среды в период вооруженных конфликтов // Российский ежегодник международного права. Специальный выпуск 2005. - СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. – С. 40-48. (0,5 п.л.)

41. Соколова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны морского биоразнообразия // Морское право и практика. - 2006. - № 4. – С. 20-31. (0,8 п.л.)

42. Соколова Н.А. О порядке приема в члены ООН // Lex Russica. - 2007. - № 3. – С. 543-553. (0,6 п.л.) (в соавторстве с К.А. Бекяшевым)

43. Соколова Н.А. Формирование международно-правового принципа охраны окружающей среды // Sudebnik. - Vol.11. - Issues 3&4. Sept/Dec. 2006. - Wildy, Simmonds & Hill Publishing. London. – P.601-604. (0,2 п.л.)

44. Соколова Н.А. Гаагские конвенции 1907 г. и современное международное гуманитарное право // Украинский журнал международного права. - 2006. - № 2. – C. 56-62. (0,5 п.л.)

45. Соколова Н.А. Морские генетические ресурсы как новый объект меж-дународно-правовой охраны // Морское право и практика. - 2007. - № 4. – С. 11-19. (0,8 п.л.)

46. Соколова Н.А. Международно-правовая охрана уязвимых морских экосистем // Морское право и практика. - 2008. - № 4. – C. 35-41. (0,7 п.л.)

47. Соколова Н.А. Институт международно-правовой защиты природной среды в период вооруженного конфликта // Studii Juridice Universitare. - 2008. - № 3-4. – С. 165-175. (0,8 п.л.)

48. Соколова Н.А. Правовой режим природных ресурсов и концепции международного управления // Материалы научно-практической конференции «60 лет кафедре международного права МГЮА имени О.Е. Кутафина». - М.: Проспект, 2009. С. 155-159. (0,4 п.л.)

49. Соколова Н.А. Принцип «загрязнитель платит» в системе принципов международного права окружающей среды // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)». - М., 2009. – С.410-413. (0,3 п.л.)

50. Соколова Н.А. Специализированные учреждения ООН: международное управление в сфере охраны окружающей среды // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 10-11 апреля 2009 г. / Под ред. А.Я. Капустина, Ф.Р. Ананидзе. – М.: РУДН, 2010. – С. 464-475. (0,6 п.л.).