Научная тема: «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ–НАЧАЛО ХХI ВВ.)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Этнопедагогическая  направленность дошкольного воспитания рассматривается нами как ценностный вектор развития дошкольного воспитания, обусловленный, с одной стороны, идеальным образом социально-личностных качеств воспитанника,  в котором  нашли отражение общечеловеческие и этнокультурные ценности,   а с другой стороны, процессом по достижению этой цели. Этнопедагогическая направленность предполагает  построение воспитательного процесса с учётом  гуманистических основ народной педагогики, утверждением основных нравственных правил человеческого бытия; предполагает  последовательное включение ребёнка-дошкольника в систему этнических и общечеловеческих ценностей  с использованием народных факторов воспитания с целью развития у него понимания и принятия этнокультурного многообразия, формирования этнокультурной компетентности.  

В исторической ретроспективе  этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания включает  организационно-содержательный компонент  (программы и этнопедагогические технологии, функционирование  национальных детских садов, групп) и компонент педагогического сопровождения, определяемого  как совокупность педагогических условий: организация этнокультурной развивающей среды, комплексное использование современных и традиционных средств воспитания, готовность воспитателей к этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

2. Становление и развитие  этнопедагогической направленности дошкольного воспитания определяется

  • социополитическими факторами: полиэтничность жителей Российского государства, нестабильность международной и внутренней обстановки, национальное  движение за право каждого народа обучаться на родном языке;
  • правовыми факторами:  правительственные распоряжения, правила в сфере национального образования и воспитания;
  • философско-педагогическими факторами: разработка теорий национального воспитания, создание философско-педагогических концепций, организация двуязычных школ,  национальных дошкольных воспитательных учреждений;
  • социокультурными факторами: издание учебной литературы на национальных языках,  педагогических журналов, освещавших  вопросы просвещения детей нерусской национальности.

3.Этнопедагогическая  направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике определяется нами как эволюционирующий, закономерный процесс, утверждаемый во взаимодействии и противоборстве различных философско-педагогических течений;  в   противодействии внешним факторам (насаждение ценностей западной культуры) или внутренним факторам (противостояние унификации, националистическим тенденциям).

В развитии этнопедагогической направленности дошкольного воспитания  выделяется несколько этапов; обоснование каждого определяется спецификой общественно-политического развития страны, господствующей идеологией, преобладающими педагогическими концепциями, степенью разработанности отдельных сторон воспитания, развитием системы дошкольного воспитания. На каждом этапе этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания имела свою специфику, определённую терминологию, в воспитательном процессе использовались характерные для данного периода методы, средства и формы работы. В основе периодизации  нами положен системный подход, позволяющий изучить этнопедагогическую направленность как систему с выделением её основных компонентов: цели, содержания, процесса, субъектов  и условий взаимодействия.

Первый этап - вторая половина ХIХ-начало ХХ вв. -   период поиска нравственного идеала общества, время создания первых детских садов в России: частных, народных;  период зарождения теории дошкольного воспитания, внедрение принципа народности в воспитательный процесс. Этнопедагогическая  направленность дошкольного воспитания конца    ХIХ-начала ХХ   вв. рассматривалась в контексте нравственного воспитания и реализовывалась  в содержании и организации дошкольного воспитания (ситуативный отбор знаний, родиноведческая направленность содержания детской литературы, поиск эффективных средств и форм работы с детьми, создание национальных детских садов).         

Второй этап - 1917-1930 гг. -  период общественно-политического воспитания, смены идеологии общества,  время принятия  государственных документов в сфере национального образования, период  создания системы дошкольного воспитания в стране, разработки методики интернационального воспитания дошкольников; время смещения акцентов в содержании от народности к интернационализации. Третий этап - 1940-1960гг. -  период нравственно-патриотического воспитания; период сложной международной обстановки, время создания программ в сфере дошкольного воспитания, разработки  вопросов нравственного, патриотического воспитания детей с использованием факторов народного воспитания.  Четвертый этап -  70-е-    к. 80-х гг. - период патриотического и интернационального воспитания,  время относительной стабильности, когда идет поиск эффективных средств и методов интернационального воспитания детей. В конце  80-х годов, в связи с осознанием явления «застоя» в образовании  возникает необходимость пересмотра его содержания и  с точки зрения переоценки ценностей. Пятый этап - 90 гг. -  по настоящее время - период поиска «национальной идеи»,  этнокультурного, поликультурного воспитания; период создания разных типов дошкольных учреждений: национальных, частных; разработки национально-региональных программ в области дошкольного воспитания.  Целью этнопедагогической направленности дошкольного воспитания является воспитание нравственной личности, знающей культуру, традиции своего народа,  уважительно относящейся к культуре других народов. Она реализуется  на содержательном уровне (разрабатываются программы  по изучению родного языка, по приобщению к культуре народов), на организационном уровне (создаются национальные детские сады, национальные группы), на уровне педагогического сопровождения.

Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в истории отечественной педагогики рассматривалась в контексте нравственного, народного, патриотического, интернационального воспитания и являлась составляющей воспитания культуры межнационального общения.

4. Среди основных тенденций  развития этнопедагогической направленности дошкольного воспитания на различных  исторических этапах развития российского  общества выделяются  амбивалентность, определяемая внешними факторами (влиянием  западной культуры, её принятием  или противодействием ей)  и внутренними (противодействием  унификации и обособленности);  развитие  в русле доминирующих педагогических концепций воспитания, в контексте основных проблем дошкольной педагогики; конструктивное   использование  прогрессивного предшествующего опыта; обусловленность, непосредственными  и опосредованными факторами. Закономерности этнопедагогической направленности дошкольного воспитания определяются её целевой и содержательной составляющей. Эволюция идей и практики этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в отечественной педагогике позволяет среди закономерностей в целевом компоненте  определить её обусловленность социокультурными и политико-правовыми факторами;  в содержательном - уровнем развития педагогической науки, доминирующими концепциями образования, открытостью общества нововведениям.  Общая тенденция становления этнопедагогической направленности дошкольного воспитания определяется движением  от  осмысления теоретических положений, аккумулирования практического опыта воспитания в первых детских садах  России, его обобщения - к стимулированию поиска эффективных средств и методов реализации этнопедагогической направленности дошкольного воспитания, его организации и к дальнейшему прогнозированию перспектив его развития в новых социокультурных условиях.

5. Продуктивное использование прогрессивного опыта прошлого предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности личности, духовно-нравственного и личностного развития, воспитания патриотических чувств, культуры межнационального общения. Это определяется  использованием факторов  народной педагогики с учётом современных задач социализации личности, применением известных дидактических средств (дидактические игры,  проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий, разработка этнокультурных проектов и т.д.).

6. Концепция этнопедагогической направленности дошкольного воспитания раскрывается через  целостность  общенаучных подходов: аксиологического, деятельностного, экзистенциального; основные принципы (культуросообразности, природосообразности, компетентности)  и ведущие  идеи (преемственности; представленности в воспитательном процессе общечеловеческих, этнических ценностей; комплексности в построении и реализации  этнопедагогической направленности дошкольного воспитания). Модель реализации этнопедагогической направленности дошкольного воспитания представлена концептуальным, целевым, организационно-содержательным компонентом,  компонентом педагогического сопровождения и результативным компонентом.

7. Педагогическое сопровождение ребёнка в современных условиях этнопедагогической направленности дошкольного воспитания обеспечивается разработкой и апробацией системы мероприятий, организацией этнокультурной развивающей среды, применением средств, форм и методов, адекватных возрастным возможностям;  подготовкой будущих педагогов к этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, включённых в реестр ВАК МОиН РФ:

1.Захарова, Л.М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л.М. Захарова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2009. – № 2. – С. 35–38. – 0,25 п.л.

2.Захарова, Л.М. Проблема воспитания в педагогических изданиях (конец ХIХ–ХХ вв.) [Текст] / Л.М. Захарова // Казанский педагогический журнал. –2009. – № 11–12. – С. 155–160. – 0,37 п.л.

3.Захарова, Л.М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 70–73. – 0,33 п.л.

4.Захарова, Л.М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. – 2010. – № 3 (67). Т.1. – С. 47–54. – 0,5 п.л.

5.Захарова, Л.М. Народная педагогика как основа гуманизации дошкольного образования [Текст] /Л.М. Захарова // Вестник Ярославского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. – 2010. – № 4 (14), октябрь–декабрь. – С. 35–39. – 0,31 п.л.

6.Захарова, Л.М. Детские издания как источник ознакомления детей с этнокультурной действительностью [Текст] / Л.М. Захарова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры: В 2 ч. Ч.1. – 2010. – № 6 (85). – С. 51–57. – 0,6 п.л.

7.Захарова, Л.М. Подготовка будущих педагогов к этнокультурному воспитанию детей [Текст] /Л.М. Захарова // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С. 88–94. – 0,45 п.л.

8.Захарова, Л.М. Роль педагогических журналов в межнациональном общении [Текст] / Л.М. Захарова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 102–106. – 0,37 п.л.

9.Захарова, Л.М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры: В 2 ч. Ч. 2. – 2010. – № 6 (85). – С. 37–44. – 0,6 п.л.

10.Захарова, Л.М. Становление и развитие этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 60–64. – 0,5 п.л.

11.Захарова, Л.М. Концептуальные основы этнокультурного воспитания детей [Текст] / Л.М. Захарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 64–67. – 0,33 п.л.

12.Захарова, Л.М. Педагогическое сопровождение развития этнокультурной компетентности дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 5. – С. 161–167. – 0,5 п.л.

Монографии, учебные и методические пособия, программы, статьи в центральных изданиях

13.Захарова, Л.М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образовании: монография [Текст] / Л.М. Захарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 106 с. – 6,6 п.л. – ISBN 978-5-86045-292-3.

14.Захарова, Л.М. Полиэтническая действительность и содержание дошкольного образования: исторический аспект: монография [Текст] / Л.М. Захарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – 121 с. – 6,7 п.л. – ISBN 978-5-86045-203-9.

15.Захарова, Л.М. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие [Текст] / М.И. Богомолова, Л.М. Захарова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 176 с. – 11 п.л., автор вклад – 5,5 п.л. – ISBN 978-5-9765-1018-0 (ФЛИНТА); ISBN 978-5-02-037331-0 (Наука).

16.Захарова, Л.М. Практикум по этнопедагогике: учебное пособие [Текст] / Л.М. Захарова. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. – 32 с. – 2 п.л.

17.Захарова, Л.М. Воспитание у детей культуры межнационального общения: учебное пособие [Текст] / Л.М. Захарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 66 с. – 4,1 п.л. – ISBN 5-86045-191-1.

18.Захарова, Л.М. Психолого-педагогические аспекты социокультурного воспитания дошкольников: учебное пособие [Текст] / Л.М. Захарова, Е.И. Русина, М.М. Силакова. – Ульяновск: Вектор - С, 2009. – 90 с. – 5,6 п.л., автор вклад – 1,8 п.л. – ISBN 978-5-91308-119-3.

19.Дидактические игры этнокультурного содержания: методическое пособие [Текст] / Сост. Л.М. Захарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2008. – 48 с. – 3 п.л.

20.Захарова, Л.М. Педагогическое сопровождение процесса этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.М. Захарова. – Ульяновск: УлГПУ, 2007. – 45 с. – 2,8 п.л.

21.Захарова, Л.М. Воспитание у детей культуры межнационального общения [Текст] / Л.М. Захарова: учебное пособие. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. – 44 с. – 2,75 п.л. – ISBN 5-94655-045-4.

22.Захарова, Л.М. Симбирские этюды: Программа и методические рекомендации по развитию у старших дошкольников представлений о человеке в истории и культуре средствами музейной педагогики [Текст] / Л.В. Власова, Л.М. Захарова, Т.Б. Иванушкина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006. – 52 с. – 3,2 п.л., автор вклад – 2,4 п.л.

23.Захарова, Л.М. Мир, в котором я живу: Программа и методические рекомендации по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры межнационального общения [Текст] / Л.М. Захарова, И.Р. Сайфутдинова. – Ульяновск: Вектор-С, 2008. – 102 с. – 3,25 п.л., автор вклад – 2,2 п.л. – ISBN 978-5-91308-090-5.

24.Захарова, Л.М. Мы – дети России. Программа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова, И.Б. Мубаракшина. – Ульяновск: Вектор - С, 2009. – 56 с. – 3,5 п.л., автор вклад – 2,8 п.л. – ISBN 978-5-91308-103-2.

25.Захарова, Л.М. Историческое краеведение в работе с дошкольниками [Текст] / Л.М. Захарова, И.Б. Мубаракшина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 4. – С. 4–15. – 0,68 п.л., автор вклад – 0, 5 п.л.

26.Захарова, Л.М. Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте [Текст] / Л.М. Захарова, Т.В. Ларина // Воспитание дошкольников. – 2009. – № 1. – С. 9–27. – 0,93 п.л., автор вклад – 0,7 п.л.

27.Захарова, Л.М. Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности [Текст] / Л.М. Захарова, И.Р. Сайфутдинова // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 3. – С. 48–59. – 0,68 п.л., автор вклад – 0,58 п.л.

28.Захарова, Л.М. Формы сотрудничества детского сада с музеем [Текст] / Л.М. Захарова // Ребёнок в детском саду. – 2004. – № 5. – С. 75–77. – 0,18 п.л.

29.Захарова, Л.М. Вопросы воспитания у дошкольников культуры межнационального общения в программных документах [Текст] / Л.М. Захарова // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 6. – С. 26–36. – 0,62 п.л.

30.Захарова, Л.М.Концептуальные положения и программа по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры межнационального общения [Текст] / Л.М. Захарова // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 6. – С. 60–72. – 0,81 п.л.

Научные статьи, доклады, тезисы:

31.Захарова, Л.М. Формирование национального самосознания в дошкольном возрасте как условие эмоционального благополучия детей [Текст] / Л.М. Захарова // Дошкольник. Образование. Здоровье: методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных учреждениях Ульяновской области в 2004–2005 учебном году. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – С. 79–83. – 0,25 п.л.

32.Захарова, Л.М. Ознакомление дошкольников с родным городом средствами музейной педагогики [Текст] / Л.М. Захарова // Дошкольник. Образование. Модернизация: методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных учреждениях Ульяновской области в 2003–2004 учебном году. – Ульяновск: УИПКПРО, 2003. – С. 40–44. – 0,25 п.л.

33.Захарова, Л.М. Воспитание нравственных начал личности старших дошкольников средствами народной педагогики [Текст] / Л.М. Захарова // Дошкольник. Образование. Управление: методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных учреждениях Ульяновской области в 2002–2003 учебном году. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – С. 29–33. – 0,31 п.л.

34.Захарова, Л.М. П.Ф. Каптерев о работе национальных детских садов [Текст] / Л.М. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – Чебоксары: ЧПГУ, 2002. – С. 55–58. – 0,25 п.л.

35.Захарова, Л.М. Концептуальные основы этнокультурного воспитания дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова // Современное детство: развитие, образование, культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск: Корпорации технологий продвижения, 2004. – С. 23–26. – 0,25 п.л.

36.Захарова, Л.М. Культурно-образовательное пространство дошкольного учреждения как фактор приобщения детей к региональным ценностям [Текст] / Л.М. Захарова // Реалии и перспективы образования и развития детей в ХХI веке: материалы Международной научно-практической конференции. – Ульяновск: Корпорации технологий продвижения, 2005. – С. 124–128. – 0,31 п.л.

37.Захарова, Л.М. Проектирование системы этнокультурного воспитания дошкольников [Текст] / Л.М. Захарова // Проблемы и перспективы дошкольного образования: материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения А.В. Кенеман. – М.: Социально- политическая МЫСЛЬ, 2006. – С. 76–78. – 0,25 п.л.

38.Захарова, Л.М. Значение педагогических изданий в освещении проблемы ознакомления дошкольников с полиэтнической действительностью [Текст] / Л.М. Захарова // Традиции и инновации в дошкольном образовании: материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 135-летию МПГУ. – М.: ТОМ, 2007. – С. 144–147. – 0,25 п.л.

39.Захарова, Л.М. Своеобразие воспитания патриотических чувств у дошкольников на современном этапе [Текст] / Л.М. Захарова // Патриотическое и гражданское воспитание в образовательной системе региона: проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Т.Б. Табардановой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – С. 24–28. – 0,31 п.л.

40.Захарова, Л.М. Эффективность воспитательной системы дошкольного учреждения этнокультурной направленности [Текст] / Л.М. Захарова // Перспективы и реалии дошкольного образования: межвузовский сборник научных трудов, посвящённый 50-летию научно-педагогической деятельности М.И. Богомоловой. – Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2006. – С. 66–70. – 0,31 п.л.

41.Захарова, Л.М. Развитие проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике [Текст] / Л.М. Захарова // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: ТГУ, 2008. – С. 22–31. – 0,62 п.л.

42.Захарова, Л.М. Приобщение дошкольников к региональным культурно-историческим ценностям [Текст] / Л.М. Захарова // Культура как фактор развития ребёнка-дошкольника: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Новое время, 2011. – С. 228–231. – 0,25 п.л.