Научная тема: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА»
Специальность: 12.00.01
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Именно антинатуралистическая научно-исследовательская установка не столько на факты, закономерности и процессы, сколько на интеллектуально-духовные составляющие общественной правовой жизни, обеспечивает в необходимой мере познание природы и содержания российского права, глубинной связи юридических и моральных проблем.
  2. Принцип теоцентризма является важнейшим основанием российского права, на основе которого в отечественной правовой культуре доминируют элементы религиозно-духовной жизни, основанной на вере и сверхрациональной, универсальной благодати, которая противопоставлена формальному закону, традиционно связывающемуся лишь с принуждением, навязываемой, а не сознаваемой обязательностью.
  3. Авторитарно-монархический идеал государствования, принципы патерналистского управления, при котором частные интересы полностью растворяются в государственном благе, персонифицированном в единоличном правителе имеют глубинное основание в религиозности как доминанте российского менталитета.
  4. Православный исихазм противоречиво повлиял на российскую правовую культуру, способствуя формированию покорности власти, отстраненности от активной политико-правовой жизни, локальности восприятия мира, созерцательности, но одновременно препятствуя культивации установок на личную ответственность, дисциплинированность, отказ от произвола и своеволия.
  5. Этикоцентризм как интеллектуально-духовное основание российского права традиционно сдерживает чрезмерную формализацию права, характерную для западного правовой культуры, но одновременно он придает отечественному праву вторичный по отношению к нравственным началам характер и способствует формированию негативного отношения к правовым ценностям.
  6. Этикоцентризм, отраженный в идеологии российского либерализма, с его ориентацией на абсолютные моральные ценности, идет вразрез с традиционным в России пониманием права как средства осуществления государственного насилия и произвола, вследствие чего и сегодня россияне ассоциируют либерально-демократическую политику с разгулом неправовой свободы, освобождением от правовых обязанностей и беззаконием.
  7. Сложившаяся в российской политико-правовой мысли идея естественного права служит теоретическим обоснованием авторитарной власти.
  8. Социоцентризм как интеллектуально-духовное основание российского права привел к стойкому превосходству государства над личностью, смешению закона с властными полномочиями, что объясняет дефицит правосознания, отсутствие правосубъектности и обычность правового насилия.
  9. Идеология социоцентризма, базируясь на принципе общего блага и общей пользы, никогда не стимулировала личную инициативу и самостоятельность индивида, она неразрывно связана с идеей «беззаветного служения» государству, с культивированием абсолютной, безоговорочной исполнительности и подчиненности воле власти. В современном российском обществе социоцентризм способствует сохранению режима закрытого общества, а традиции «номенклатурной» организации государственной власти в целом усиливает правовую инфантильность населения, неверие в силу закона и неразвитость юридического мировоззрения.
  10. В идее правды в концентрированном виде выражен этикоцентризм, как характерная черта российской ментальности, ведущий к культу ценностей абсолютного добра, долга, справедливости, бескорыстного служения, подвига, совести. Будучи нравственным идеалом, правда в российском правовом сознании противопоставляется закону, что не преодолено и в современном российском обществе.
  11. В российском правовом менталитете носителем правды является правитель, царь, император; экстраполяция правдоносительства на главного государственного лидера характерна и для современного правового сознания.
  12. Западноевропейское и отечественное толкование идеи свободы принципиально различны: в западноевропейском понимании идея свободы умеряется правом и закрепляется в законе, а в отечественном правопонимании свобода понимается ничем не ограниченная воля. Отсутствие внешней свободы компенсируется утверждением приоритета внутренней свободы, что приводит к готовности принять государственную опеку как должное взамен на внутреннюю раскрепощенность и самоволие в частной жизни.
  13. Идея соборности как одна из наиболее характерных ментальных установок произрастает из общинной психологии народа и коллективистской культуры и вполне сочетается с заниженностью личностного начала, отсутствием правовой ответственности и всесилием государственно-правового контроля.
  14. В идее российской государственности воплотились традиционные нравственно-религиозные и социоцентристские основы российской правовой культуры. Сутью и назначением ее является освящение необходимости централизма, усиления личной власти, оправданности карательно-запретительной практики и патерналистского отношения к обществу. Существенных различий в содержании данной идеи между массовым и профессиональным правосознанием не было как в предыдущие эпохи, так и в современности.
  15. Аксиологизм идеи российской государственности, признание ее высшей ценностью выразился в убеждении о неповторимости и уникальности России, ее особого исторического пути и, как следствие, в усилении мессианизма, утопизма и державнических настроений, в культивации принципов полицейского государства.
  16. Евразийская модель государственного устройства воспроизводит традиционализм российской правовой культуры с ее установками на имперскую исключительность, что воплощается в современных условиях в диспропорциональных отношениях между властью и народом, порождая аполитизм, равнодушие и попытки ухода в личную жизнь.
  17. Правовой нигилизм в российском обществе возник в силу исторических особенностей и специфики национального менталитета. Попытка соединить либерально-демократический реформизм с традиционализмом правовой культуры выливается в ослабление роли права, в непонимание его как экзистенциальной потребности человека, в усиления отчужденности от нормальной правовой жизни.
Список опубликованных работ
I.Монографии:

1.Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные корни современного российского права. М.: Изд-во «Щит-М», 2005. – 152 с. (7 п.л.);

2.Медушевская Н.Ф., Уткин Г.Н. Идея правды: сущность, содержание, роль в отечественной правовой культуре. М.: Московский университет МВД России, 2008. – 160 с. (6,7/ 4 п.л.);

3.Медушевская Н.Ф. Духовные основания современного российского права. М.: Московский университет МВД. России, 2008. – 196 с. (10,5 п.л.).

II. В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1.Медушевская Н.Ф. Идеи либерализма на русской почве: история и современность // История государства и права. 2007. № 9. С. 9 – 12 (0,3 п.л.);

2.Медушевская Н.Ф. Правовой нигилизм в России // Вестник Московско-го университета МВД России. 2007. № 6. С. 25 – 28. (0,3 п.л.);

3.Медушевская Н.Ф. Поиск духовных оснований права в русской право-вой мысли // История государства и права. 2007. № 14. С. 37 – 39 (0,3 п.л.);

4.Медушевская Н.Ф. Российское право как выражение неправового наси-лия // История государства и права. 2008. № 23. С. 9 – 11 (0,3 п.л.);

5.Медушевская Н.Ф. Социально-политические особенности российского права // Право и образование. 2008. № 8. С. 82 - 93 (0,6 п.л.);

6.Медушевская Н.Ф. Социокультурная специфика российской государ-ственности // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 5. С. 59 – 62. (0,3 п.л.);

7.Медушевская Н.Ф. Роль патриотического воспитания в преодолении правового нигилизма // Право и образование. 2009. № 3. С. 35 - 46 (0,5 п.л.);

8.Медушевская Н.Ф. Естественное право как дар и обязанность // Юриди-ческий мир. 2009. № 7. С. 24 – 28 (0,3 п.л.);

9.Медушевская Н.Ф. Российское понимание свободы // Юридический мир. 2009. № 12. С. 48 - 51 (0,5 п.л.);

10.Медушевская Н.Ф. Идея соборности и право // История государства и права. 2010. № 13. С. 44 – 46 (0,3 п.л.);

III. В иных изданиях:

1.Медушевская Н.Ф. Патриотизм и духовность. // Духовность. Патрио-тизм. Традиции. - М. : МЮИ МВД России, 1997. С. 104 - 110 (0,3 п.л.);

2.Медушевская Н.Ф. Традиции либерализма в философии права П.И. Новгородцева // Основы философии права. Вып. I. Очерки истории философско-правовой мысли. Учебное пособие. Под ред. кандидата философских наук, доцента В.П. Малахова. М.: МЮИ МВД России, 1998. С. 76 – 91 (0,7 п.л.);

3.Медушевская Н.Ф. Политические корни современного российского права // Основы философии права. Вып. II Корни современного российского и западноевропейского права: сравнительный анализ: Учебное пособие / Под ред. кандидата философских наук, доцента В.П. Малахова. М.: МЮИ МВД России, 1999. С. 21 – 31 (0,5 п.л.);

4.Медушевская Н.Ф. Политические корни российского права // Филосо-фия права как учебная и научная дисциплина. Материалы Всероссийской научной конференции 29 -29 апреля 1999 года. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999. С. 162 – 164 (0,13 п.л.);

5.Медушевская Н.Ф. Общенаучные методы познания права // Основы философии права. Выпуск III. Междисциплинарные методологические проблемы исследования права. Учебное пособие. Под редакцией кандидата философских наук, доцента В.П. Малахова. М.: МЮИ МВД России, 1999. С. 50 – 62 (0,5 п.л.);

6.Медушевская Н.Ф., Сигалов К.Е. Русская философия, ее специфика и особенности (историософские и политико-правовые аспекты становления): лекция. М.: Московская академия МВД России, 2000. – 50 с. (2,1/1 п.л.);

7.Медушевская Н.Ф. Роль философии права в юридическом образовании // Концепция образовательной деятельности Московской академии МВД России в контексте реформирования системы подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел: Материалы XXV учебно-методического сбора профессорско-преподавательского и начальствующего состава. Отв. ред. к.ю.н., доцент М.Н. Овсянникова. М.: Московская академия МВД России, 2000. С. 124 -126 (0,1 п.л.);

8.Медушевская Н.Ф. Основные философско-правовые идеи и их историческое развитие (Западная Европа): Лекция. М.: Московская академия МВД России, 2001. – 44 с. (1,8 п.л.);

9.Медушевская Н.Ф. Некоторые аспекты философско-правового анализа корней права // Труды Московской Юридической Академии. М: ООО Профобразование, 2001. № 7. С. 70 – 72 (0,2 п.л.);

10.Медушевская Н.Ф. О формировании научного мировоззрения курсантов // Пути формирования оптимизации подготовки специалистов для органов внутренних дел в Московской академии МВД России в современных условиях: Материалы XXVI учебно-методического сбора профессорско-преподавательского состава. М.: Московская академия МВД России, 2001. С. 64 – 66 (0,1 п.л.);

11.Медушевская Н.Ф. Роль естественного права в формировании правовой культуры сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы организации и деятельности органов внутренних дел. Сборник научных статей. Под ред. кандидата юридических наук, доцента В.Н. Казакова, кандидата философских наук, доцента К.Е. Сигалова и кандидата юридических наук И.И. Лизиковой. М.: Московская академия МВД России, 2001. С. 40 – 45 (0,25 п.л.);

12.Медушевская Н.Ф. Идеи естественного права в западноевропейской и русской философии права второй половины XIX в. (сравнительный анализ). Лекция. М.: Московская академия МВД России, 2002. – 30 с. (1,25 п.л.);

13.Медушевская Н.Ф. Совершенствование законодательной системы как одно из условий преодоления правового нигилизма в России // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе // Единство мирового опыта и отечественной традиции в развитии российской государственности. Сборник научных сообщений. Под ред. кандидата юридических наук А.Г. Мамонтова. М.: Московский университет России, 2003. С. 217 – 232 (0,6 п.л.);

14.Медушевская Н.Ф. Роль философии права в юридическом образовании // Мировоззренческая и методологическая культура сотрудников органов внутренних дел и пути ее формирования: Материалы научно-теоретического семинара 25-26 марта 2004 г. М.: Московский университет МВД России, 2004. С. 41 – 49 (0,4 п.л.);

15.Медушевская Н.Ф. Патриотизма без духовности не бывает! // Пылев С.С. Беседы о патриотизме. М : «Молодая гвардия», 2004. С. 231 – 238 (0,3 п.л.);

16.Медушевская Н.Ф., Сигалов К.Е. Русская философия, ее специфика и особенности // Философия. Часть I. Учебное пособие. Под редакцией кандидата философских наук, доцента Н.Ф. Медушевской. М.: Московский университет МВД России, 2004. С. 79 – 124 (2,1/1 п.л.);

17.Медушевская Н.Ф. Византийский исихазм в контексте правовой культуры России // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск V // Современная правовая жизнь: культурно-цивилизационный фактор. Сборник научных статей. Под редакцией кандидата философских наук, доцента К.Е. Сигалова. М.: Московский университет МВД России, 2004. С. 45 – 56 (0, 5 п.л.);

18.Медушевская Н.Ф. Роль философии права в юридическом образовании // Гуманитарные науки на рубеже веков: Материалы Международной научно-практической конференции. Вып. IV. М.: МФЮА, 2004. С. 51 – 55 (0,2 п.л.);

19.Медушевская Н.Ф. Конституционализм и либерализация // Конституционный строй и конституционализм в России: история и современное состояние: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: МФЮА, 2005. С. 56 – 60 (0,2 п.л.);

20.Медушевская Н.Ф. Тернистый путь русского либерализма и современность // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 – 28 мая 2005 г.): В 5 т. Т. 5. М.: Современные тетради, 2005. С. 632 - 633 (0,1 п.л.);

21.Медушевская Н.Ф. Исихазм и его влияние на развитие российского правосознания // Православие и правосознание в России: история и современность: Материалы всероссийской научно-теоретической конференции 3 февраля 2005 г. М.: Московский университет МВД России, 2005. С. 193 - 201 (0,4 п.л.);

22.Медушевская Н.Ф. Евразийская концепция идеократического государства как воплощение «идеи-правительницы» // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск 7 // Роль позитивного права в правовой жизни общества. Сб. научных статей. Под ред. кандидата философских наук, доцента К.Е. Сигалова. М.: Московский университет МВД России, 2006. С. 294 - 313 (0,8 п.л.);

23.Медушевская Н.Ф. Эволюция идеи царя-самодержца в русской правовой мысли// Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Сб. научных статей. Выпуск 8. «Современное Российское государство: движущие силы и тенденции развития». М.: МосУ МВД России, 2007. С. 275 - 291 (0,7 п.л.);

24.Медушевская Н.Ф. Евразийская концепция идеократического государства как воплощение идеи-правительницы // Малахов В.П. Концепция философии права: научное издание. М.: Юнити-Дана, 2007. С. 703 – 718. (0,8 п.л.);

25.Медушевская Н.Ф. Становление российских правовых идей как актуальная проблема современного гуманитарного образования //Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. М.: МФЮА, 2007. Ч. II. С. 277 – 283 (0,5 п.л.);

26.Медушевская Н.Ф. Учение И.А. Ильина о духовных основаниях права и его роль в становлении правовой культуры современной России // Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству. Социнцентр России. Материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию выдающегося правоведа и философа И.А. Ильина на тему «Учение И.А. Ильина о праве, власти и социальной культуре России». 19 июня 2008 г. М.: Издание Совета Федерации, 2008. С. 87 - 90 (0, 2 п.л.);

27.Медушевская Н.Ф. Духовные основания российского права и профессиональная социализация учащихся образовательных учреждений МВД России // Профессиональная социализация курсантов и слушателей вузов МВД России в процессе изучения общественных наук: сборник научных трудов / Московский университет МВД России. М.: Московский университет России, 2009. С. 17 – 21 (0,2 п.л.);

28.Медушевская Н.Ф. Свобода, воля и право //Актуальные проблемы теории государства и права. Сборник научных статей. Под ред. засл. раб. высшей школы России, доктора юр. наук, профессора В.П. Мала-хова и кандидата философских наук, доцента К.Е. Сигалова. М.: Издательская группа «Юрист», 2008. С. 41 – 61 (0,9 п.л.);

29.Медушевская Н.Ф. Русская философия // История философии: учебно-практическое пособие. М.: Московский университет МВД России, 2009. С. 165 – 184 (0,8 п.л.);

30.Медушевская Н.Ф. Особенности российской государственности // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск IX // «Социальное государство: сущность, принципы, условия формирования». Сборник научных статей. Под редакцией кандидата философских наук, доцента К.Е. Сигалова и кандидата юридических наук С.В. Зыковой. М.: Московский университет МВД России, 2007. С. 5 – 15 (0, 5 п.л.);

31.Медушевская Н.Ф. Традиции исихазма в российской правовой культуре // Труды СГА. Выпуск 1 (январь). Юриспруденция. Образование. Социология. Менеджмент. Психология. Лингвистика. М.: Издательство СГА, 2010. С. 5 – 21. (0,7 п.л.);