Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)»
Специальность: 12.00.14
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выдвигается вывод о том, что государственная служба - это один из основных видов деятельности государства по формированию кадрового состава госоргана и правово­му регулированию деятельности государственных служащих, занимающих государственные должно­сти в госоргане, получающих постоянное финансовое вознаграждение и реализующих функции государствен­ных органов для обеспечения целей, задач государства. Специфический статус государственной службы обусловлен его публично правовой природой и определяется главным образом традиционными различиями  между административным и трудовым правом. С учетом стоящих общегосударственных задач, диспозитивные способы в регулировании правоотношений в государственной службе должны со временем освобождать место для императивного регулирования.
  2. Проведен сравнительно-правовой анализ государственно-служебного законодательства Кыргызстана и России. Для законодательства Кыргызстана в плане рецепции весьма интересны российские нормы, посвященные регламентации гражданской службы. Также рассмотрены организационно-правовые основы  гражданской службы ведущих европейских стран, США и Японии. Обосновывается вывод о том, что Кыргызстан  в процессе реформирования гражданской службы воспри­нимает наиболее положительные аспекты систем гражданской службы развитых зарубежных стран. Но некоторые прогрессивные положения зарубежных моделей гражданской службы еще не учтены в законодательстве КР.
  3. Исследованы принципы государственной гражданской службы. В них выявлен ряд недостатков, а также внесены конкретные предложения по усовершенствованию принципов государственной гражданской службы. Предлагаются новые 4 принципа: целостности госслужбы; взаимосвязи гражданской и муниципальной службы; качественного предоставления государственных услуг; ответственного и этического поведения гражданских служащих. Рассматривается понятие и правовая природа государственной должности. Обосновывается и доказывается целесообразность введения 4 видов должностей на госслужбе: политических, административных, специальных, патронатных должностей.
  4. Предлагается модель проекта Кодекса государственной службы КР. Соискателем разработана общая структура Кодекса, предложено значительное количество авторских разработок материальных и процессуальных правовых норм, как регулирующих общие концептуальные положения данного кодифицированного акта, так и редакции особенной части Кодекса. К наиболее значимым нововведениям можно отнести: понятие государственной службы; систему и организацию государственной службы; понятие и виды государственных должностей; понятие и принципы гражданской службы; управление в системе гражданской службы; институт статс-секретаря; государственного резерва кадров; декларирования имущества гражданских служащих; прохождение гражданской службы; поступление, ротацию, служебное продвижение, обучение, оценку, временное заместительство и прекращение службы.
  5. Выдвигается вывод о том, что государственная служба состоит из государственной гражданской, военной, правоохранительной и дипломатической служб. Гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан КР по обеспечению исполнения функций государства на государственных должностях государственной гражданской службы в государственных органах. Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющий собой деятельность граждан на государственных гражданских должностях, не относящихся к военной, правоохранительной и дипломатической службам.
  6. Определяется понятие, признаки и основные характеристики управления системой гражданской службы, раскрываются основные тенденции и недостатки в современной системе управления гражданской службой. Даются конкретные предложения реформирования системы управления гражданской службой, определения правового статуса и функций уполномоченного органа в сфере государственной службы. Предлагается закрепить правовой статус Государственной кадровой службы КР в качестве государственного комитета по делам государственной службы. Предлагается упразднить Совет по государственной службе и создать Общественный наблюдательный совет с участием представителей гражданского общества и академических кругов при уполномоченном органе госслужбы.
  7. Обосновывается положение, что для наиболее оперативного и эффективного управления системой гражданской службы необходимо внедрить следующую структуру управления: уполномоченный орган госслужбы - статс-секретари госорганов - службы управления персоналом госорганов. Доказывается необходимость увеличения и усиления полномочий уполномоченного органа госслужбы, статс-секретарей госорганов, служб управления персоналом госорганов. Предлагается комплекс организационно-правовых мер по преобразованию отдела кадров в службы управления персоналом госорганов, что может повлечь за собой преобразование кадровых подразделений из технического органа в эффективный инструмент кадровой политики.
  8. Предлагаются положения по организационно-правовому развитию института статс-секретарей, усилению реальных организационных и правовых механизмов, предусматривающие выполнение статс-секретарем только прямых  обязанностей,  связанных  с организацией  работы по повышению эффективности деятельности государственных органов и обеспечению стабильности кадров в госоргане. Также в целях обеспечения единой кадровой политики в системе государственной службы, деполитизации управления в условиях многопартийности и обеспечения преемственности в органах государственной власти следует предусмотреть возможность учреждения должности статс-секретаря в Аппаратах Жогорку Кенеша КР, Верховного суда КР, Правительства КР и в правоохранительных, фискальных государственных органах.
  9. Выдвигается вывод о том, что сама система административной госслужбы должна основываться на принципах учета системы заслуг (merrit system). Определяется понятие и выделяются этапы прохождения гражданской службы. Обоснован ряд научно-практических рекомендаций по пе­ресмотру норм законодательства о гражданской службе, регулирующих порядок ее прохождения. Доказывается необходимость отказа от проведения тестирования на полиграфе при приеме на госслужбу, проведении конкурса на замещение вакантной административной государственной должности, аттестации и ротации госслужащих, служебного расследования.
  10.  Проведен комплексный анализ проблемных аспектов, возникающих при поступлении на гражданскую службу. Исследованы недостатки, существующие в законодательстве и на практике, по конкурсному отбору гражданских служащих; разрабатываются конкретные положения, направленные на усовершенствование конкурсных процедур гражданской службы. Автором предлагается конкурс из следующих этапов: 1) конкурс документов; 2) компьютерное тестирование; 3) практическое задание; 4) тестирование  для определения личностных качеств (управленческие навыки,  стратегическое видение,  умение работать  в  команде,  степень конфликтности,  лидерские качества, аналитические способности и другие); 5) собеседование. Обосновывается необходимость включения в состав конкурсной комиссии независимого эксперта и представителя гражданского общества в обязательном порядке.
  11. Выявлены недостатки в проведении аттестационных процедур в госорганах, и предлагается качественно улучшить систему проведения оценки деятельности служащего путем введения системы оперативной оценки деятельности гражданских служащих вместо действующей системы аттестаций. Выявлены недостатки в законодательстве и на практике, которые допускаются при присвоении классных чинов. Предлагается отменить классные чины. Обосновывается положение о том, что необходимо реализовывать систему служебного продвижения.   Условия продвижения по службе  должны обеспечиваться  на  основе  сочетания: автоматизма  повышения  по  службе  со стажем  службы, способностями и заслугами на основе объективной оценки; организации постепенного,  последовательного,  нормативно регулируемого  служебного  продвижения с индивидуальным планированием карьерного восхождения.
  12.  Исследована система обучения гражданских служащих. Доказывается целесообразность реформирования системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации госслужащих и повышения статуса уполномоченного органа госслужбы как единого органа в сфере обучения госслужащих и изменения структуры. Анализ проблем и возможностей системы обучения гражданских служащих позволил обозначить следующие стратегические приоритеты: формирование эффективной системы управления; укрепление институциональных возможностей системы обучения; повышение уровня и качества обучения; создание устойчивого механизма ресурсного обеспечения; нормативно-правовое обеспечение системы обучения.
  13.  Выявлены организационно-правовые проблемы формирования и функционирования резерва кадров на гражданской службе. Предлагается вместо существующего Национального резерва кадров создать Государственный резерв кадров и упразднить внутренний резерв кадров. Выдвигается вывод о том, что следует улучшить систему прозрачности деятельности гражданских служащих (декларирование). Выделяется система организационно-правовых мер по развитию института декларирования в КР.
  14.  Впервые комплексно исследуется институт временного заместительства и прекращения гражданской службы. Исследованы проблемы незаконных освобождений от занимаемых должностей гражданских служащих по инициативе администрации государственного органа и назначения в качестве исполняющих обязанности лиц без прохождения ими процедуры конкурсного отбора на вакантные административные государственные должности. Предлагается комплекс организационно-правовых мер по усовершенствованию института временного заместительства и прекращению гражданской службы.
  15.  Предлагаются составы новых видов административных правонарушений - административные правонарушения в области законодательства о государственной гражданской службе: нарушение мер финансового контроля, нарушение правил конкурсных процедур при поступлении на государственную службу, нарушение правил процедур аттестации и квалификационного экзамена при прохождении государственной службы, нарушение правил внутриведомственной и межведомственной ротации, оценки и присвоения классных чинов государственных служащих, непредоставление или несвоевременное предоставление соответствующих сведений уполномоченному органу по делам государственной службы, необоснованное неисполнение актов по итогам мониторинга соблюдения законодательства КР о государственной службе уполномоченного органа по делам государственной службы.
  16.  Впервые исследуются сущность и этапы административной реформы в Кыргызской Республике. В итоге комплексного исследования выявляются недостатки в проведении реформы системы государственного управления и вносятся конкретные предложения по развитию административной реформы во взаимодействии с реформой гражданской службы.
  17. Выявлены недостатки и проблемные  аспекты в вопросах борьбы с коррупцией в системе гражданской службы. Предлагаются конкретные административно-правовые механизмы противодействия коррупции в системе гражданской службы республики: предупреждение коррупции должно будет осуществляться путем  выявления  и устранения  условий и причин,  создающих и провоцирующих коррупцию,  в нормативно-правовых актах,  других правоустанавливающих документах, а также  в  процедурах  и  деятельности госорганов; совершенствование антикоррупционного законодательства; повышение уровня гарантий социальной защиты;  внедрение в законодательство четких механизмов привлечения к юридической ответственности  госслужащих;  повышение правосознания и формирование среди граждан страны идеологии категоричной нетерпимости к проявлениям коррупции; совершенствование деятельности общественных наблюдательных советов при госорганах; формирование административно-правового механизма, который позволит обеспечить информационную прозрачность процесса принятия общественно значимых решений в госорганах.
  18.  Определяются основные теоретические и практические проблемы в современной гражданской службе. Для решения установленных проблем соискателем предлагается: усиление административно-правовой науки в республике для развития теории госслужбы, что, в свою очередь, позитивно повлияет на развитие практических аспектов госслужбы; совершенствование нормативно-правовой базы госслужбы путем усиления  и увеличения норм административно-правового регулирования и в то же время уменьшения норм частно-правового характера; принятие нового Кодекса государственной службы КР; жесткое пресечение и предупреждение проявления коррупции, трайбализма, регионализма и родственных связей среди госслужащих; совершенствование материальной и нематериальной мотивации госслужащих; усиление идеологической работы в среде госслужащих;  внедрение современных информационных технологий; усиление значения юридических и кадровых служб государственных органов республики в принятии решений по кадровым вопросам; совершенствование деятельности госслужащих по работе с обращениями граждан; минимизация партийного влияния на гражданской службе и др.
Список опубликованных работ
I.Монографии:

1.Государственная служба Кыргызской Республики: теоретические и правовые проблемы: Монография. – Екатеринбург: Изд. УИЭУиП, 2009 г. - 25 п.л.

2.Служба в таможенных органах Кыргызской Республики: особенности и проблемы: Монография. - Ош: Пролайн, 2005 г. - 11,3 п.л.

II.Учебники, учебные пособия:

3.Конституционное право Кыргызской Республики (с рекомендацией МОН КР): Учебное пособие. - Бишкек: Эркин – Тоо, 2010 г. - 20 п.л.

4.Административное право Кыргызской Республики (с рекомендацией МОН КР). 2-е издание: Учебник. - Бишкек: Изд. Эркин – Тоо, 2009 г. - 32 п.л.

5.Кыргыз Республикасынын административдик укугу (с рекомендацией Коллегии МОН КР): Окуу китеп. - Бишкек: Эркин – Тоо, 2009 г. - 32 п.л.

6.Административное право Кыргызской Республики (с рекомендацией МОН КР): Учебник. - Бишкек: Эркин – Тоо, 2008 г. - 32 п.л.

7.Административное право Кыргызской Республики (с рекомендацией МОН КР): Учебное пособие. - Бишкек: Эркин – Тоо, 2007 г. - 19 п.л.

8.Таможенное право Кыргызской Республики (с рекомендацией МОН КР): Учебник. Бишкек: Изд. КНУ им. Ж. Баласагына, 2006 г. - 28,3 п.л.

III. Научные статьи: а) опубликованные в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

9.Реформа государственного управления Кыргызской Республики: современное состояние и перспективы // Государство и право. – Москва, 2011. №3. - С.95-104. - 0,6 п.л.

10.Конкурсные процедуры в государственной службе Кыргызской Республики: организационно–правовые проблемы // Российский юридический журнал. – Екатеринбург, 2010. №5. - C.61-64. - 0,2 п.л.

11.Государственная служба Кыргызстана: вопросы теории и практики // Государство и право. – Москва, 2009. №10. - С.52-59. - 0,6 п.л.

12.Проблемные аспекты присвоения классных чинов государственным гражданским служащим Кыргызстана // Вестник Московского университета МВД России. – Москва, 2009. №10. - С.90-92. - 0,2 п.л.

13.Агентство по делам государственной службы Кыргызской Республики // Российский юридический журнал. – Екатеринбург. 2009. - С.129-135. - 0,4 п.л.

14.Понятие и особенности государственной правоохранительной службы в Кыргызской Республике // Закон и право. – Москва, 2009. №6. - С.71-74. - 0, 2 п.л.

15.Национальный резерв кадров государственной службы Кыргызстана // Закон и право. – Москва, 2009. №3 . - С.108-110. - 0,2 п.л.

16.Проблемы конкурсного отбора на государственную службу в Кыргызской Республике и пути их решения // Вестник Академии экономической безопасности МВД РФ. – Москва, 2009. №6. - С.61-66. - 0,4 п.л.

17.Конституционные основы государственной службы Киргизии // Вестник Московского университета МВД РФ. – Москва, 2009. №1. С.153-155. - 0,2 п.л.

18.Теоретические и нормативные предпосылки определения понятия государственной службы в Кыргызской Республике // Закон и право. – Москва, 2009. №5. - С.103-105. - 0,2 п.л.

19.Принципы государственной службы в законодательстве Кыргызской Республики // Закон и право. – Москва, 2009. №4. - С.112-116. - 0,4 п.л.

20.Организационно-правовые проблемы обучения служащих на государственной службе Кыргызстана // Закон и право. – Москва, 2009. №9. – С. 107-109. - 0,2 п.л.

21.Прекращение служебных отношений на государственной службе Кыргызской Республики // Закон и право. – Москва, 2009. №8. – С. 99-101. - 0,2 п.л.

22.Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в системе государственной службы Кыргызской Республики // Российский юридический журнал. – Екатеринбург, 2009. №6. – С. 126-135. - 0,6 п.л.

23.Статс-секретарь - новый институт государственной службы // Вестник Московского университета МВД России. – Москва, 2008. №6. – С. 182-184. - 0,2 п.л.

24.Проблемы развития системы государственной службы // Российский юридический журнал. – Екатеринбург, 2008. №5. – С. 85-90. - 0,4 п.л.

25.Проблемы совершенствования службы в таможенных органах Кыргызской Республики // Закон и право. – Москва, 2007. №3. – С. 30-33. - 0,2 п.л.

26.Законодательство Кыргызской Республики в сфере государственной службы // Российский юридический журнал. – Екатеринбург. 2006. №2. – С. 80 – 85. - 0,4 п.л.

б) статьи, опубликованные в иных рецензируемых изданиях, в том числе и в странах СНГ

27.Правовые проблемы прохождения государственной службы в Кыргызской Республике // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. – Бишкек, 2010. Серия 1. Выпуск 3. – С. 298-303. – 0,4 п.л.

28.Административная юстиция Кыргызской Республики: современное состояние и перспективы // Вестник КГТУ: Материалы Международной научно-практической конференции «Нугаевские чтения». – Казань; КГТУ, 2010. – с. 14-21. – 0,5 п.л.

29.Разновидности избирательных систем // Вестник КГТУ: Материалы Международной научно-практической конференции «Нугаевские чтения». – Казань; КГТУ, 2010. – с. 33-40. – 0,5 п.л.

30.Понятие и общая характеристика должностных преступлений в КР // 2010. Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2010. №1-2. - С. 79-87. - 0,5 п.л.

31.Декларирование доходов и имущества государственных служащих в Кыргызской Республике // Вестник Академии экономической безопасности МВД РФ: Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного права». – Москва, 2009. - С.90-95. - 0,4 п.л.

32.Сущность военной службы как особого вида государственной службы // Военно-юридический журнал. – Москва, 2009. №6. - С. 17-21. - 0,3 п.л.

33.Цели, задачи и приоритетные направления государственной кадровой политики в Кыргызстане // Наука и новые технологии. – Бишкек, 2009. №1-2. – С. 74-77. - 0,3 п.л.

34.Концептуальные основы и понятие государственной кадровой политики // Наука и новые технологии. – Бишкек, 2009. №1-2. – С. 77-81. - 0,3 п.л.

35.Правовая характеристика служебных прав государственных служащих // Вестник Института философии и права НАН КР. "Современность: философские и правовые проблемы". – Бишкек, 2009. - С. 321-325. 0,3 п.л.

36.Соотношение публичного и частного права в правовом регулировании государственной службы Кыргызской Республики // Вестник Института философии и права НАН КР. "Современность: философские и правовые проблемы". – Бишкек, 2009. - С. 325-330. - 0,3 п.л.

37.Административная ответственность государственных служащих в Кыргызской Республике: правовые основы и практика их применения // Вестник УИЭУП РФ: Материалы международной научно-практической конференции 21 апреля 2009 года «Общество в условиях финансового кризиса: экономика, политика, право». – Екатеринбург, 2009. №1(2). - С. 76-96. - 1,2 п.л.

38.Правовые гарантии социальной защиты государственных служащих в Кыргызской Республике // Вестник УИЭУП РФ: Материалы международной научно-практической конференции 30 октября 2009 года «Административное право в условиях финансового, экономического кризиса».– Екатеринбург, 2009. №4(9). - С. 69-80. - 0,8 п.л.

39.Дисциплинарная ответственность госслужащих в КР // Вестник КГЮА. – Бишкек, 2008. №3-4. - С. 155-160. - 0,5 п.л.

40.Аттестация государственных гражданских служащих в Кыргызской Республике // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2008. №3-4. - С. 155-160. - 0,5 п.л.

41.Субъекты и объекты государственной кадровой политики в Кыргызской Республике // Известия ВУЗов. – Бишкек, 2008. №6. – С. 85-90. - 0,5 п.л.

42.Правовая природа и особенности обязанностей служащих, связанных с пребыванием на госслужбе // Известия ВУЗов. – Бишкек, 2008. №6. – С. 85-90. - 0,5 п.л.

43.Государственная служба США и Японии: сравнительно-правовой анализ // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2008. №7-8. - С. 150-157. - 0,5 п.л.

44.Административно-правовой статус государственных служащих // Вестник УИЭУП РФ: Материалы международной научно-практической конференции 30 октября 2008 года «Актуальные проблемы современного административного права». – Екатеринбург, 2008. №12. – С. 76-83. - 0,5 п. л.

45.Служебное продвижение и перемещение на государственной службе Кыргызской Республики // Известия ВУЗов. – Бишкек, 2008. №9. – С. 57-59. - 0,3 п. л.

46.Правовой институт государственной службы: правовая природа и сущность // Известия ВУЗов. – Бишкек, 2008. №7. – С. 90-95. - 0,5 п.л.

47.Понятие юридической ответственности государственных служащих Кыргызской Республики (в соавторстве с аспиранткой Маматазизовой Э. К.) // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2008. №10. - С. 155-160. - 0, 2 п.л.

48.Развитие государственно-служебного законодательства Кыргызской Республики // Вестник КГЮА: Материалы международной научно-практической конференции: «Научно-правовое обеспечение устойчивого социально-экономического развития Кыргызской Республики на современном этапе». – Бишкек, 2007. – С. 154 – 160. - 0,4 п.л.

49.«Мамлекеттик кызмат жонундо» мыйзам коррупцияга каршы кандай кызмат корсотуудо? // Кыргыз Туусу. – Бишкек, 2007. 29-31 мая. №40. – С. 13. - 0,1 п.л.

50.Госслужащий: без права на ошибки // Слово Кыргызстана. – Бишкек, 2007. 11 июля. №71. – С. 7. - 0,1 п.л.

51.Башкалар мамлекетти кандай башкарышат? // Кыргыз Туусу. – Бишкек, 2007. 4-6-сентября. №68. – С. 5. - 0,1 п.л.

52.Понятие и модели правительства в зарубежных государствах и в Кыргызской Республике: сравнительно–правовой анализ // Наука и новые технологии. – Бишкек, 2007. №3-4. – С. 71-74. - 0,2 п.л.

53.Законопроектная деятельность Правительства Кыргызской Республики // Наука и новые технологии. – Бишкек, 2007. №3-4. – С. 74-77. - 0,2 п.л.

54.Организационные формы работы Правительства Кыргызской Республики // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2007. №1-2. - С. 150-155. - 0,4 п.л.

55.Правовое положение аппарата правительства в Кыргызской Республике // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2007. №1-2. - С. 155-160. - 0,4 п.л.

56.Принцип стабильности и принцип профессионализма в государственной службе Кыргызской Республики // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2007. №3-4. - С. 155-160. - 0,4 п.л.

57.Обеспечение равного доступа граждан Кыргызской Республики к государственной службе // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2007. №5. - С. 155-160. - 0,4 п.л.

58.Основы правового статуса органов финансовой полиции Кыргызской Республики // Наука и новые технологии. – Бишкек, 2007. №5. – С. 74-77. - 0,3 п.л.

59.Кыргыз Республикасында мамлекеттик кызмат түшүнүгү жана уюштуруу негиздери // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2007. №7-8. - С. 155-160. - 0,4 п.л.

60.Поощрения и гарантии для госслужащего Кыргызской Республики // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2007. №7-8. - С. 155-160. – 0,4 п.л.

61.Сравнительно-правовой анализ правовых гарантий социальной защиты служащих таможенных органов Кыргызстана, России и Казахстана (в соавторстве с к.ю.н., доц. Базарбай уулу Эрланом) // Высшая школа Казахстана. – Алматы, 2006. №1. – С. 220-225. - 0,2 п.л.

62.Актуальные проблемы государственной службы на современном этапе // Сборник статей и тезисов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного права КР». Бишкек, 2006. – С. 27 – 39. - 0,8 п.л.

63.Понятие государственной службы в кыргызском и российском правоведении // Наука и новые технологии. – Бишкек, 2006. №3-4. – С. 71-74. - 0,3 п.л.

64.Содержание понятия «служащий» в органах Финансовой полиции КР // Известия ВУЗов. – Бишкек. 2006. №5-6. – С. 71-74. - 0,3 п.л.

65.Принципы организации службы в таможенных органах Кыргызской Республики // Известия ВУЗов. – Бишкек, 2005. №1. – С. 172-177. - 0,4 п.л.

66.К вопросу о понятии, цели, задачах и функциях службы в таможенных органах Кыргызской Республики // Вестник КНУ: Труды ИЦПС. Выпуск 4. Гуманитарно-экономические и естественные науки. Серия 6. – Бишкек, 2005. - С. 37 – 45. - 0,7 п.л.

67.Особенности приема на службу и аттестации служащих таможенных органов Кыргызской Республики (в соавторстве с Базарбай уулу Эрланом) // Социально – гуманитарные науки. – Бишкек, 2005. №1. – С. 160 – 165. - 0,2 п.л.

68.Проблемные аспекты правоограничений служащих таможенных органов Кыргызской Республики (в соавторстве с Базарбай уулу Эрланом) // Социальные и гуманитарные науки. – Бишкек, 2005. №2. - С. 150-155. - 0,2 п.л.

69.Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы Кыргызской Республики // Вестник КГЮА. – Бишкек, 2005. №1. – С. 44-47. - 0,3 п.л.

70.Понятие и содержание правового статуса сотрудников таможенных органов Кыргызской Республики // Известия ВУЗов. – Бишкек, 2005. №3. - С. 111-116. - 0,4 п.л

71.Эволюция государственной службы Кыргызской Республики (в соавторстве с Базарбай уулу Эрланом) // Известия ВУЗов. – Бишкек, 2005. №4. – С. 85-90. - 0,2 п.л.

72.Проблема коррупции в таможенных органах Кыргызской Республики и пути ее решения // Вестник КГУ им. И. Арабаева. Выпуск 5а. Общественные науки. Серия 1. – Бишкек, 2005. - С. 167 - 170. - 0,3 п.л.

73.Уголовно-процессуальная и административно-процессуальная деятельность таможенных органов Кыргызской Республики // Вестник ОшГУ. Серия общественно-гуманитарных наук. – Ош, 2004. Выпуск 5. – С. 108-111. - 0,2 п.л.

74.Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов Кыргызской Республики // Вестник ОшГУ. Серия общественно-гуманитарных наук. – Ош, 2004. Выпуск 5. – С. 104-108. - 0,3 п.л.

75.Квалификационные разряды в таможенной системе // Вестник Института философии и права НАН КР: "Современность: философские и правовые проблемы": Материалы 9 научно-теоретической конференции. – Бишкек, 2004. - с. 321-328. - 0,4 п.л.

76.Ответственность должностных лиц таможенных органов Кыргызской Республики // Сборник материалов Международной научно-практической конференции “Добросовестному управлению – прочную правовую основу”. ЮРИ КГЮА. – Ош, 2004. - С. 157-165. - 0,6 п.л.