Развитие социальной конкурентоспособности личности обеспечивается становлением: - социальной компетентности, предполагающей владение следующими компетенциями: политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационно-инструментальной, индивидуально-личностной; - социально-акмеологической направленности личности как совокупности социально-ценностных ориентаций, социального целеполагания и мотивации, стремления к достижению успеха в социальном взаимодействии; - социально значимых личностных качеств: толерантности, активностью, гибкости, гражданственности, порядочности, способности к самопрезентации, креативности, коммуникабельности, надежности, мобильности, готовности «начать все с нуля».
Развитие профессиональной конкурентоспособности предполагает формирование профессиональной компетентности, профессионально-акмеологической направленности личности и профессионально значимых личностных качеств. Содержание профессиональной конкурентоспособности специалистов (бакалавров, магистров) по физической культуре и спорту включает: - профессиональную компетентность, представляющую собой владение общепрофессиональными (общенаучными и исследовательскими), общеотраслевыми (образовательными и физкультурно-спортивными), специальными (педагогическими: учителя физической культуры и тренера, научно-педагогическими, управленческими, физкультурно-рекреационными) группами компетенций; - профессионально-акмеологическую направленность личности: совокупность ценностноориентационного (профессионально-ценностные ориентации), целеобразовательного (профессиональное целеполагание), мотивационного (интерес и осознание значимости профессиональной, деятельности) и смыслообразующего (стремление к профессиональному успеху (мотивация достижения, стремление к саморазвитию, готовность к творчеству, рефлексия) компонентов; - профессионально значимые личностные качества: коммуникативные, организаторские, перцептивно-гностические, нравственные, суггестивные и морально-волевые и др. характерологические качества и способности, востребованные в профессиональной физкультурно-спортивной деятельности и на отраслевом рынке труда.
2. Диагностика развития конкурентоспособности личности обеспечивается системой общих и специфических критериев. К общим критериям относятся: - критерии развития структурных компонентов конкурентоспособности (когнитивные, мотивационные, эмоционально-оценочные, деятельностно-поведенческие), - критерии интегрированности структурных компонентов конкурентоспособности (эффективное решение разнообразных нестандартных социальных / профессиональных задач, удовлетворенность возможностью выполнять социальные / профессиональные функции и стремление к самосовершенствованию в деятельности, проявление необходимых для реализации социальных / профессиональных функций качеств и способностей). К специфическим критериям профессиональной конкурентоспособности личности относятся: - модельные характеристики поведения, общения, деятельности специалистов при трудоустройстве и в процессе труда (эффективное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, наличие профессионального опыта; конструктивные отношения с руководством и ценность специалиста для руководителей, конструктивные отношения с коллегами и потребителями профессиональных услуг, полифункциональность профессиональной деятельности и готовность к повышению уровня профессиональной ответственности); - нормативные требования к взаимосоответствию содержания структурных компонентов конкурентоспособности, модельных характеристик поведения, общения, деятельности специалистов и потребительских свойств (социальными, функциональными, эргономическими, эстетическими, экономическими, а также долговечностью, надежностью и безопасностью) специалистов.
3. Важными показателями профессиональной конкурентоспособности являются узкая специализация и полипрофессионализм специалистов. Для разных видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (педагогической: учителя физической культуры, тренера; научно-педагогической; управленческой; рекреационной) характерны различные цели и ценности, предметы и средства, действия и операции, особенности профессиональной среды, что затрудняет качественное освоение их совокупности. Освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, определяемых квалификационными характеристиками специалиста по физической культуре и спорту, обеспечивает полипрофессионализм специалистов как их конкурентное преимущество.
С другой стороны, эффективность профессиональной деятельности, также обусловливающая высокую конкурентоспособность субъекта труда, обеспечивается его более узкой специализацией. Консенсус между полипрофессионализмом и узкой специализацией может быть достигнут при условии обеспечения студентам возможности освоения коррелирующих между собой видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности (например, деятельности тренера и спортивного менеджера, учителя физической культуры и педагога высшей школы и др.). Такая возможность обеспечивается конструированием индивидуальных образовательных маршрутов студентов на основе выделения наиболее значимого для конкретных видов труда содержания структурных компонентов конкурентоспособности, подлежащего освоению профессионального опыта и разработки необходимого для этого методического инструментария.
4. Акмеологическая направленность, компетентность личности, конкурентоопределяющие личностные качества являются субъективными детерминантами конкурентоспособности в том случае, если они обеспечивают эффективность поведения и деятельности в конкретных ситуациях социального и профессионального взаимодействия. Различаются детерминанты трех видов: инвариантные, которые не меняют значимости со временем, актуально и потенциально обусловливают социальную и профессиональную конкурентоспособность личности; качества с понижающейся значимостью, обусловливающие актуальную профессиональную конкурентоспособность выпускников вузов; качества с повышающейся значимостью, обусловливающие потенциальную профессиональную конкурентоспособность. Актуальные и потенциальные детерминанты конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту варьируют в зависимости от конкретного вида профессиональной физкультурно-спортивной деятельности.
Иерархическая модель детерминантов определяет особенности целеопределения вариативного содержания образовательного процесса в направлении приоритетного развития инвариантного во времени содержания структурных компонентов конкурентоспособности.
5. Конкурентоспособность личности развивается в соответствии со следующими закономерностями:
- общими: 1) социальная конкурентоспособность, основы которой сформированы в системе общего образования, обусловливает эффективность развития социально-профессиональной конкурентоспособности личности, 2) динамика и траектории развития конкурентоспособности зависят от индивидуальных характерологических особенностей и направленности личности, 3) эффективность развития конкурентоспособности не снижается, если качества, обеспечивающие успешность поведения и деятельности в конкретных ситуациях социального/профессионального взаимодействия, замещаются своими компенсаторами;
- специфическими: 1) конкурентоспособность специалистов зависит: в условиях трудоустройства - от уровня развития качеств, относящихся к содержанию социальной конкурентоспособности, а в условиях профессиональной деятельности - от содержания профессиональной конкурентоспособности, 2) эффективность развития конкурентоспособности будущих специалистов повышается, если при организации образовательного процесса учитывается иерархия детерминантов конкурентоспособности.
6. Процесс развития конкурентоспособной личности обеспечивается следующими образовательными условиями:
- конкретно-методологическими: (а) общими: природосообразное развитие конкурентоспособности; контекстность и практикоориентированность образования; опора на принципы проблемности и соревновательности; индивидуально ориентированная вариативность образовательных маршрутов и психолого-педагогических воздействий; (б) специфическими: полипрофессиональность образования, профессионально ориентированная вариативность образовательных маршрутов и психолого-педагогических воздействий; учет специфических критериев конкурентоспособности при проектировании содержания образования и оценке образовательных результатов;
- содержательно-методическими: имитационное моделирование в учебно-воспитательном процессе реальных социальных/профессиональных задач; выбор средств, методов, форм организации образовательного процесса, способствующих развитию структурных компонентов конкурентоспособности, их реализация с учетом иерархии детерминантов конкурентоспособности;
- организационно-технологическими: специальная организация учебной (междисциплинарная интеграция информации, компетентностно ориентированная исследовательская деятельность учащихся и др.), практической (общее условие - ситуационно-проблемная организация социально- и профильно- ориентированной учебно-практической деятельности учащихся; специфическое - профильные задания для педагогической, производственной и летней практик) и воспитательной (постепенная интеграция студентов в профессиональное сообщество и др.) деятельности; психолого-педагогическое сопровождение развития конкурентоспособности личности (посредством системы диагностирования, консультирования, тренингов развития детерминантов конкурентоспособности) и образовательной деятельности педагогов (консультационное и методическое обеспечение выбора педагогами индивидуально-ориентированного содержания, средств и методов обучения и воспитания).
7. Эффективность развития конкурентоспособной личности обеспечивается реализацией в образовательном процессе теоретической модели, отражающей взаимосвязи между: - содержанием конкурентоспособности, общими и специфическими критериями конкурентоспособности; - закономерностями и образовательными условиями развития конкурентоспособности личности; - этапами развития конкурентоспособности (просветительским, ориентационным, развивающим (основным), контрольным).
Развитие структурных компонентов конкурентоспособности на основном этапе предполагает стадийную организацию образовательного процесса. Формирование компетентности происходит в соответствии со следующими стадиями: учебно-теоретической, учебно-практической, практической. При развитии акмеологической направленности личности соблюдается следующая последовательность стадий: когнитивная, эмоционально-оценочная, мотивационно-поведенческая. В процессе развития конкурентоопределяющих личностных качеств трансформация каждого качества (каждой группы родственных качеств) осуществляется в соответствии со следующими стадиями: интеллектуальная, аксиологическая, поведенческая.
Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе предполагает поэтапное решение следующих задач: (1) на просветительском этапе - теоретическое познание содержания видов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности, содержания и целей социального взаимодействия и осознание соответствующих требований к личности специалиста и гражданина; (2) на ориентационном этапе - осознание собственных профессиональных интересов и возможностей, самоопределение в выборе вектора развития конкурентоспособности; (3) на развивающем этапе - развитие структурных компонентов конкурентоспособности в соответствии с выбранными для приоритетного освоения видами профессиональной физкультурно-спортивной деятельности.
На протяжении образовательного процесса осуществляется диагностика исходных, промежуточных и итоговых результатов, отражающих динамику изменения уровня конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту.
1. Хазова С.А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –М., 2008. № 1. (0,3 п.л.)
2. Хазова С.А. Понятие и характеристики конкурентоформирующей образовательной среды вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп, 2008. Выпуск 5. (0,4 п.л.)
3. Хазова С.А. Личностные качества конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. – М., 2008. № 12. (0,5 п.л.)
4. Хазова С.А., Бегидова С.Н. Акмеологическая направленность личности специалиста по физической культуре и спорту // Педагогическое образование и наука. – М., 2008. № 8. (0,4 п.л., авторских 0,2 п.л.)
5. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурно–спортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп, 2008. Выпуск 7. (0,4 п.л.)
6. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов как акмеологическая категория // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп, 2009. Выпуск 3. (0,6 п.л.)
7. Хазова С.А. Детерминанты и условия развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессиональной подготовки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград: Изд-во Перемена, 2009. № 9 (043). (0,3 п.л.)
8. Хазова С.А. Внепрофессиональные детерминанты конкурентоспособности специалистов (на примере специалистов по физической культуре и спорту) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – Волгоград: Изд-во Перемена, 2010. – № 1 (45). (0,32 п.л.)
9. Хазова С.А. Закономерности развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту и принципы их реализации в образовательном процессе вуза // Новые технологии. – Майкоп, 2011. Выпуск 1. (0,4 п.л.)
10. Хазова С.А. Концепция развития конкурентоспособности личности (на примере специалистов по физической культуре и спорту) // Вестник Кемеровского государственного университета. – Кемерово, 2011. Выпуск 1. (0,34 п.л.)
11. Хазова С.А. Технологические основы подготовки конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. Выпуск 1. (0,6 п.л.)
12. Хазова С.А. Психолого–педагогическое сопровождение как компонент конкуренторазвивающего образовательного процесса // Образование и общество. – Орел, 2011. Выпуск 2. (0,5 п.л.)
13. Хазова С.А. Акмеологическая направленность личности как детерминант развития конкурентоспособности // Гуманитарные и социальные науки. – Ростов-на-Дону, 2011. Выпуск 1. (0,5 п.л.)
14. Хазова С.А. Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд–во АГУ, 2010. Выпуск 1. (0,5 п.л.)
15. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту как фактора усиления действенности физической культуры в современном обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: Изд-во АГУ, 2010. Выпуск 2. (0,8 п.л.)
Монографии
16. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов по физической культуре и сорту. – Краснодар–Майкоп: изд-во «Глобус», 2009. (8,54 п.л.).
17. Хазова С.А., Хупсарокова А.М. Поликультурная компетентность педагога. – Майкоп: изд–во «Глобус», 2009. (6,68 п.л., авторских 3,34 п.л.)
18. Хазова С.А. Конкурентоопределяющие личностные качества специалистов по физической культуре и спорту // Секреты педагогического мастерства: монография / Под общ.ред. Е.В.Коротаевой, С.С.Чернова. – Книга 3. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С.68–100 (14,7 п.л., авторских 2,6 п.л.)
19. Хазова С.А. Развитие конкурентоопределяющих личностных качеств специалистов по физической культуре и спорту. – Новосибирск: ЦРНС, 2010. (7,6 п.л.)
20. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. – М.: Издательство «Академия Естествознания», 2010. (5,75 п.л.)
Статьи в научных, научно-методических журналах
21. Хазова С.А., Хакунов Н.Х., Тхаркахова А.Ш. Педагогические условия организации аксиологического воспитания школьников в процессе обучения // Физическая культура, спорт – наука и практика. – Краснодар: Изд–во КГУФКСТ, 2008. № 4. (0,4 п.л., авторских 0,2 п.л.)
22. Хазова С.А. Формирование основ профессионального опыта у будущих специалистов по физической культуре и спорту посредством применения игровых методов обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп, 2007. Выпуск 3. (0,5 п.л.)
23. Хазова С.А., Бегидова С.Н. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп, 2008. Выпуск 5. (0,4 п.л., авторских 0,2 п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов
24. Хазова С.А. Понятие профессиональной компетентности и компетентностный подход к профессиональному образованию // Сборник материалов научного направления «Профессионально-личностное развитие специалистов в системе непрерывного образования в условиях полиэтнического образовательного пространства». – Майкоп: Изд-во Аякс, 2006. (0,5 п.л.)
25. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалиста как система профессиональных и внепрофессиональных характеристик // Проблемы воспитательной деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании / Сборник научных трудов кафедры педагогики НГУ им. П.Ф.Лесгафта // Под ред. В.И.Криличевского, С.Н.Бекасовой. –– СПб.: Изд-во «Олимп СПб», 2009. Выпуск 8. (0,3 п.л.)
26. Хазова С.А. Механизмы развития конкурентоспособности специалистов в процессе профессионализации // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика / Межвузовский сборник научных трудов / Сост. и науч. ред. Р.Ш. Маликов. – Казань: Изд-во Татар. гуманитарно-пед. ун-та, 2008. Выпуск 12. (0,6 п.л.)
27. Хазова С.А. Этапы развития конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика / Межвузовский сборник научных трудов // Сост. и науч. ред. Р.Ш.Маликов. – Казань: Изд-во татар.гуманитарно–пед.ун-та, 2009. Выпуск 13. (0,3 п.л.)
Статьи в сборниках материалов научно-практических конференций
28. Хазова С.А., Котов А.А. Компетентностная модель конкурентоспособности специалиста по физической культуре и спорту // Проблемы современной педагогики / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Грозный, 2005. (1 п.л., авторских 0,5 п.л.)
29. Хазова С.А. Образовательная среда вуза и оценка ее конкурентоформирующего влияния на студентов // Вторые Ковалевские чтения / Материалы научно–практической конференции. – СПб, 2007. (0,3 п.л.)
30. Хазова С.А. Управление качеством профессионального образования // Ценностные приоритеты здоровья и профессионально-личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры / Материалы Всероссийской научно–практической конференции. – М.: Международная академия наук педагогического образования, 2008. (0,3 п.л.)
31. Хазова С.А. Содержание психологического компонента профессиональной подготовки: постановка проблемы // Современная психология: методология, парадигмы, теория / Материалы научной конференции «Ананьевские чтения – 2009» // Выпуск 2 «Методологический анализ теорий, исследований и практики в различных областях психологии». – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2009. (0,3 п.л.)
32. Хазова С.А. Профессиональное воспитание в контексте развития конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности / Материалы электронной конференции. Часть 1. – Майкоп: изд–во АГУ, 2009. (0,3 п.л.)
Статьи в электронных научных журналах и материалах электронных конференций
33. Хазова С.А., Бегидова С.Н., Леонтьев А.М. Психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессиональном образовании. – Режим доступа: http://www.adygnet.ru/kofer/konfifk2007/3/3begidova.htp (свободный). (1 п.л., авторских 0,4 п.л.)
34. Хазова С.А., Бегидова С.Н., Леонтьев А.М. Структура и содержание акмеологической направленности личности педагога. – Режим доступа: http://www.adygnet.ru/kofer/konfifk2007/3/3begidova.htp (свободный). (1,8 п.л., авторских 0,8 п.л.)
35. Хазова С.А. Кконкурентоспособность специалистов и профессионализм: сопоставление феноменов. – Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-2.html (свободный). (0,8 п.л.)
36. Хазова С.А. Компетентностно ориентированная учебно–практическая деятельность студентов – будущих специалистов по физической культуре и спорту. – Режим доступа: http://grani.vspu.ru/ № 4 (5) 2009. (0,7 п.л.)
Учебные и учебно-методические пособия
37. Хазова С.А. Основы физической рекреации. Методические указания. – Майкоп: Изд–во АГУ, 2007. (1,5 п.л.)
38. Хазова С.А. Методические указания к деловым играм и ситуационным задачам по дисциплине «Экономика и менеджмент в физической культуре и спорте». – Майкоп: Изд–во АГУ, 2008. (1,7 п.л.)
39. Хазова С.А., Иоакимиди Ю.А., Шрам В.П., Гонежук А.Г., Леонтьев А.В. Акмеологические основы развития личности будущего специалиста по физической культуре и спорту. Учебное пособие. – Майкоп: Изд–во АГУ, 2009. (7 п.л., авторских 2,2 п.л.)