- Теоретико-правовое исследование коррупции нуждается в категориальном обосновании ее сущности и социально-правовой природы. Категория сущности коррупции выражает общую закономерность противодействия коррупции, обусловленную правовой связью между коррупционными отношениями и интересами личности, общества и государства. Категория социально-правовой природы коррупции выражает формы ее проявления в разных социальных контекстах, заключается в ее обусловленности исторически сложившейся системой общественных отношений, где право как система нормативной регуляции является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность обусловлена степенью адекватности корреляции системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений. Категориальное определение сущности и социально-правовой природы коррупции, выражает историческую обусловленность данного феномена системой урегулированных правом общественных отношений, где правовое противодействие коррупции отражает уровень осознания обществом ее общественной опасности; позволяет преодолеть как предельно общий, так и узкий подходы к определению понятия коррупции, доминирование которых может отрицательно влиять на оценку данного явления, законотворческую практику, определение цели и задач государственно-правового регулирования противодействия коррупции.
- Государственную антикоррупционную политику следует рассматривать как деятельность органов государственной власти, общественного самоуправления и граждан по регулированию отношений в сфере противодействия коррупции. Целью государственной антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции посредством реализации интересов личности, общества и государства на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина посредством предупреждения коррупционных правонарушений, обеспечения ответственности за коррупционные проявления во всех случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, мониторинга коррупционных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики, формирования антикоррупционного общественного мнения, обеспечения прав граждан на доступ к информации о фактах коррупции, создания механизма против подкупа граждан при проведении референдумов и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, формирования условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб лицами с высокими моральными устоями.
- Формы коррупции являются выражением связи субъектов коррупционных отношений в процессе совершения противоправного действия коррупционного характера, нарушающего нормативное регулирование той или иной сферы деятельности и осуществляющееся посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным, есть теоретико-правовая категория, отражающая механизмы незаконного присвоения субъектами коррупционных отношений общественного блага, посредством использования публичной власти. Данные механизмы, являясь основой типологизации и видовой классификации форм коррупции, не в полном объеме учтены российским антикоррупционным законодательством, что свидетельствует о пробелах противодействия коррупции. Сказанное относится к категории злоупотребления публичным статусом: коррупционный лоббизм, протекционизм, олигополия, непотизм. Между тем данные деяния следует относить к коррупционным проявлениям, которые остаются вне правового поля страны и ведут к существенному снижению эффективности государственной антикоррупционной политики.
- Законодательство в сфере противодействия коррупции представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов федерального, ведомственного и иных уровней, регулирующих деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, объединений и граждан, направленной на противодействие коррупции - на ее предупреждение, выявление, устранение причин, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и ликвидацию ее последствий. Следует выделить четыре основных периода в его развитии: синкретический - основанный на ценностях морали, традиции, обычая (Киевская Русь - централизованное Московское государство); симбиотический - основанный на включении в нормативное поле институциональных и неинституциональных форм регуляций (Московское государство - Российская Империя); юридический - основанный на нормативно-правовом регулировании данной сферы (Российская Империя - СССР); рецептивно-юридический - основанный на имплементации норм международного законодательства в российскую правовую систему (СССР - Российская Федерация).
- Институциональное влияние международного законодательства в сфере противодействия коррупции на формирование национального правового порядка в сфере противодействия коррупции подразделяется на доктринальный, концептуально-правовой, нормативно-правовой уровни. Доктринальный уровень предлагает понимание коррупции как социального феномена, раскрывая его негативное влияние на различные сферы общественной жизни, унифицирует подходы к данному явлению в контексте разнообразия культур и исторического опыта государств. Концептуально-правовой уровень унифицирует антикоррупционную политику посредством декларирования международно-правовыми документами ее целей и задач, терминологического аппарата (понятие коррупции и его признаки, формы коррупции, коррупционные отношения, субъекты коррупции, субъекты противодействия коррупции и др.). Затрагивая основы правовых систем национальных государств, данный уровень имеет опосредованное влияние на законодательство присоединившихся стран, определяемое как особенностями правовых систем, так и особенностями государственной политики. Доктринальный и концептуально-правовой уровни играют большую роль в формировании государственной идеологии в сфере борьбы с коррупцией на соответствующем этапе ее развития. Нормативно-правовой уровень формирует нормативно-правовое поле, в рамках которого государства-участники принимают необходимые законодательные меры по институционализации правового порядка в сфере противодействия коррупции.
- Противодействие коррупции обусловлено особенностями проявления данного феномена в социально-историческом контексте, когда его законодательно закрепляемые формы и методы определяются особенностями исторически сформировавшихся правовых систем, правовыми традициями, концептуально-правовым полем. Важным фактором системы противодействия коррупции является международное законодательство, которое имеет разную степень влияния на формирование антикоррупционного законодательства разных групп стран. В меньшей степени оно оказывает влияние на страны со стабильной правовой системой, где уже сложились эффективные правовые механизмы борьбы с преступностью. В странах транзитивного типа, где правовые системы находятся в состоянии модернизации, международное законодательство играет доктринальную и концептуально-правовую роль, составляя основу формируемой антикоррупционной политики. Россия относится к странам транзитивного типа, что определяет закономерность эволюции ее антикоррупционного законодательства на современном этапе.
- Принятие ФЗ «О противодействии коррупции» следует рассматривать в качестве нового исторического этапа российской антикоррупционной политики, поскольку он формирует ряд институтов, создающих новые элементы механизма противодействия коррупции: во-первых, обновлена правовая база противодействия коррупции, организации управления указанной деятельностью, форм правового регулирования деятельности по противодействию коррупции, средства правовой регламентации указанной деятельности, ее целевое назначение; во-вторых, конкретизирован объект механизма борьбы с коррупцией, внесены изменения в экономическую, социальную и уголовную политику государства, систему правового регулирования этого механизма, перечень его субъектов, в направления, формы, способы, методы, средства противодействия коррупции; в-третьих, общественное сознание, социальная психология и идеология, правовая культура и правовая идеология включены в структуру данного механизма.
- Антикоррупционный правовой порядок - вид специального правового порядка как совокупности урегулированных нормами антикоррупционного законодательства отношений в сфере противодействия коррупции, есть правовая категория, отражающая определяемое совокупностью правовых принципов, нормативно-правовыми предписаниями состояние борьбы и противодействия коррупции. Содержание антикоррупционного правового порядка включает исторически сложившуюся систему общественных отношений и условия жизнедеятельности личности, общества и государства, включающие противоречия, порождающие коррупцию, цели и ценности государственной антикоррупционной политики, правовые теории коррупции и антикоррупционные правовые доктрины, совокупность правоотношений, возникающих в процессе реализации и проведения государственной антикоррупционной политики. Структура антикоррупционного правового порядка представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых направлено на реализацию цели и задач государственной антикоррупционной политики: государственная антикоррупционная идеология, правовые нормы и институты, регулирующие борьбу и противодействие коррупции, объекты и субъекты антикоррупционной политики, формы и методы борьбы и противодействия коррупции, механизмы борьбы и противодействия коррупции. Юридическая природа антикоррупционного правового порядка состоит в нормативно-правовой форме его функционирования, осуществляющая институциональную связь между гражданским обществом и государством посредством реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в процессе защиты являющихся правовой формой выражения общественного блага прав и свобод человека и гражданина.
- Международный правовой порядок в сфере противодействия коррупции представляет собой систему урегулированных международным законодательством отношений по пресечению, минимизации и искоренению коррупционных проявлений, возникающих на глобальном, региональном и национальном уровнях. Нормативно-правовая система международного антикоррупционного правового порядка включает: группу неинституциональных регулятивных компонентов (антикоррупционную идеологию как совокупность ценностей, идей и принципов антикоррупционной политики); группу институциональных и неинституциональных регулятивных компонентов (понятие коррупции, правовые начала противодействия коррупции); группу институциональных регулятивных компонентов (правовые нормы и институты антикоррупционного законодательства, правовые механизмы противодействия коррупции и пр.). В процессе формирования международного антикоррупционного правового порядка особую роль играет совокупность неинституциональных компонентов. Так, эволюция международного антикоррупционного порядка связана с формированием этических антикоррупционных доктрин, лежащих в основе нормативно-правового поля противодействия коррупции, которые выступают либо в виде части международного нормативно-правового акта, либо в виде отдельного акта, не имеющего юридической силы (кодексы поведения должностных лиц). В контексте международного антикоррупционного правового порядка обращает на себя внимание: во-первых, отсутствие в неинституциональном регулятивном контексте российского антикоррупционного правопорядка доктринальных источников; во-вторых, отсутствие доктринальных оценок коррупции и коррупционного поведения в преамбулах нормативно-правовых актов.
- Субъекты противодействия коррупции - это элементы структуры правового порядка в сфере противодействия коррупции как специализированные и неспециализированные, государственные и негосударственные органы и организации, а также граждане, обеспечивающие его функционирование. Сегодня остается нерешенным вопрос о перечне субъектов противодействия коррупции в структуре российского антикоррупционного порядка. Недостаток существующей ныне системы государственных органов, создаваемой для борьбы с коррупцией, заключается в отсутствии в ней специализированных структур, имеющих институциональное значение для эффективности противодействия коррупции. Поэтому первоочередные меры по формированию российского правого порядка в сфере противодействия коррупции должны предполагать формирование обладающего достаточным объемом полномочий и институциональной самостоятельности субъекта антикоррупционной политики. Орган, который мог бы рассматриваться в качестве субъекта государственной антикоррупционной политики, должен отвечать за ее формирование и реализацию, обладать правом законодательной инициативы, быть ответственным за анализ законодательства на коррупциогенность и мог бы формироваться как федеральная служба, входя в систему МВД России.
- Объем государственно-правового регулирования антикоррупционной деятельности определяется закрепленными в нормативных правовых актах исходными положениями, предусматривающими достаточный комплекс правовых средств и формальных механизмов их реализации, необходимых для эффективного противодействия коррупции. Российское антикоррупционное законодательство устанавливает такие основы в следующих сферах: совершенствование законотворческого процесса; обновление и расширение правовой базы правоохранительной деятельности; устранение пробелов, коллизий и противоречий нормативно-правовых актов всех уровней и отраслей права; ужесточение юридической ответственности участников коррупционных отношений и гарантии правовой защищенности лиц, способствующих их изобличению. Существенным пробелом в системе правовых основ антикоррупционной деятельности является отсутствие закрепления федеральным законодательством принципов и норм предусмотренной Федеральным законом от 25.12.2008 № 278-ФЗ «О противодействии коррупции» антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
- Исторические особенности современного правового порядка Российской Федерации в сфере противодействия коррупции характеризуются разрывом между его концептуальными и правовыми основами, преодоление которого выражает закономерность его эволюции и связано с доктринально-правовым обоснованием антикоррупционной политики. Решение данной задачи предполагает разработку и принятие федерального закона об антикоррупционной доктрине Российской Федерации. В данном акте необходимо: во-первых, сформулировать систему понятий, важнейшее институциональное значение среди которых имеют «антикоррупционная доктрина Российской Федерации», «цель государственной антикоррупционной политики», «коррупция», «коррупционер» и др.; во-вторых, закрепить нормативно-правовое содержание субъектов антикоррупционной политики, государственного специализированного антикоррупционного органа.
1. Шишкарёв С.Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. 55 с. (2,3 п.л.).
2. Шишкарёв С.Н. Правовой порядок Российской Федерации и законодательное обеспечение борьбы с коррупцией: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. 77 с. (3,2 п.л.).
3. Шишкарёв С.Н. Правовые основы антикоррупционной политики России: история и современность: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 63 с. (2,6 п.л.).
4. Шишкарёв С.Н. Правовой порядок Российской Федерации в сфере противодействия коррупции: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 29 с. (9,8 п.л.).
5. Шишкарёв С.Н. Противодействие коррупции: теория и практика: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: КДУ, 2009. 168 с. (1,2 п.л.).
6. Шишкарёв С.Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: КДУ, 2010. 248 с. (14,4 п.л.).
7. Шишкарёв С.Н. Антикоррупционный правовой порядок: теоретико-правовой анализ: монография / С.Н. Шишкарёв. М.: КДУ, 2010. 304 с. (18,6 п.л.).
Тезисы докладов на международных конференциях:
8. Шишкарёв С.Н. Российский антикоррупционный правовой порядок: пути формирования и реализации // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: Сборник материалов международной научно-практической конференции 19-20 июня 2008 г. Часть I. – Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России. 2008. С. 34 – 38. (0,6 п.л.).
9. Шишкарёв С.Н. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – новый этап формирования российской антикоррупционной политики // Российская антикоррупционная политика: Сборник докладов пленарного заседания международной научно-практической конференции 4 – 5 июня 2009 г. Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО РЮИ МВД России. 2009. С. 12 – 24. (0,5 п.л.).
10. Шишкарёв С.Н. К вопросу о цели российской антикоррупционной политики // Проблемы коррупции: пути междисциплинарного исследования: Материалы V Международной научной конференции «Россия – Восток» (г. Астрахань, 4 – 6 сентября 2009 г.) / Под ред. проф. П.Л. Карабущенко. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. С. 132 – 137. (0,5 п.л.).
Статьи в журналах и изданиях, рекомендуемых ВАК:
11. Шишкарёв С.Н. Формирование антикоррупционного правового порядка России // Юрист-Правовед. 2008. № 5 (30). С. 6 – 9. (0,5 п.л.).
12. Шишкарёв С.Н., Смахтин Е.В. О некоторых проблемах в ходе научных исследований коррупционной преступной деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 2 (10). С. 57 – 62. (0,6 п.л.).
13. Шишкарёв С.Н. Борьба с коррупцией в системе приоритетов правового обеспечения национальной безопасности России // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. № 21. С. 102 – 107. (0,4 п.л.).
14. Шишкарёв С.Н. Коррупционные отношения и формы коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 4. С. 149 – 154. (0,7 п.л.).
15. Шишкарёв С.Н. Сущность и социально-правовая природа коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 174 – 179. (0,8 п.л.).
16. Шишкарёв С.Н. Основные этапы развития российского законодательства в сфере противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 195 – 204. (0,7 п.л.).
17. Шишкарёв С.Н. Доктринальная и правовая природа антикоррупционной политики // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 7. С. 222 – 225. (0,6 п.л.).
18. Шишкарёв С.Н. К вопросу о неинституциональных источниках формирования антикоррупционного законодательства // Философия Права. 2010. № 3 (40). С. 60 – 64. (0,3 п.л.).
19. Шишкарёв С.Н. Правовой вектор российской антикоррупционной политики: противодействие или все же – борьба? // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 1. С. 171 – 175. (0,6 п.л.).
20. Шишкарёв С.Н., Иванов А.А. О некоторых аспектах коррупционной составляющей института условно-досрочного освобождения от наказания // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 2. С. 91 – 94. (0,6 п.л.).
21. Шишкарёв С.Н. Важнейшие международные акты в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 3. С. 178 – 180. (0,3 п.л.).
22. Шишкарёв С.Н. Правовой порядок в сфере противодействия коррупции: к теоретико-правовой постановке проблемы исследования // Юрист-Правовед. 2010. № 3 (40). С. 12 – 16. (0,4 п.л.).
23. Шишкарёв С.Н. Коррупция: существенные признаки данного явления как общественного отношения // Закон и право. 2010. № 3. С. 5 – 11. (0,6 п.л.).
24. Шишкарёв С.Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений // Закон и право. 2010. № 4. С. 10 – 12. (0,3 п.л.).
25. Шишкарёв С.Н. Формы коррупционных правонарушений по российскому законодательству // Закон и право. 2010. № 5. С. 7 – 9. (0,3 п.л.).
26. Шишкарёв С.Н. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции: перспективы дальнейшего развития // Общество и право. 2010. № 2 (29). С. 154 – 158. (0,5 п.л.).
Статьи и тезисы докладов в других изданиях:
27. Шишкарёв С.Н. Мировой опыт борьбы с коррупцией и его использование в отечественной практике // Актуальные проблемы реализации национальной антикоррупционной политики. Вторые Кудрявцевские чтения (10 апреля 2009 г.). Сборник научных трудов. Отв. ред. С.В.Максимов. М.: Институт государства и права РАН. 2010. С. 68 – 85. (0,8 п.л.).
28. Шишкарёв С.Н. Антикоррупционные этические доктрины в системе источников формирования международного и национального порядка противодействия коррупции // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 10 – 15. (0,5 п.л.).
29. Шишкарёв С.Н. Проблема систематизации законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции в контексте принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. № 1. С. 6 – 12. (0,6 п.л.).
30. Шишкарёв С.Н. Значение доктринальных основ государственной антикоррупционной политики // Образование. Наука. Научные кадры. 2010. № 2. С. 43 – 45. (0,3 п.л.).
31. Шишкарёв С.Н., Хорольский Г.В. Формирование российской антикоррупционной идеологии: теоретико-правовые аспекты // Правовой порядок и правовая культура: Межвузовский научный сборник. Ростов на Дону, 2010. С. 595 – 602. (0,5 п.л.).