- К теоретико-методологическим основаниям русской религиозной философии относятся: - принцип трансцендентности, выражающий запредельность Бога тварному миру и подчеркивающий его существование по ту сторону созданного им бытия и всех видов человеческого опыта, недоступность рациональному познанию; - принцип единства веры и знания, содержащийся в восточно-христианском гносисе как единстве откровения и умозрения; - принцип христоцентризма как видение всего человеческого через личность Христа. Эти принципы, претерпевая длительный и сложный путь своего становления и развития, обнаруживают свои истоки в дохристианской культуре - в недрах античной философии, проявляются в триадологических и христологических спорах первых Вселенских соборов, обосновываются в святоотеческих сочинениях. Диалектические отношения античных истоков с последующей культурой восточного христианства определило неоднозначность и противоречивость их восприятия русскими религиозными философами.
- Развитие христианско-теистического принципа трансцендентности происходило в его антиномических отношениях с пантеистическими тенденциями разных этапов русской религиозно-философской мысли. Исходя из своей главной цели - построения цельного знания о целостном бытии в рамках христианского мировоззрения, отечественные религиозные философы осуществляли синтез двух методологических традиций - всеединства и православного энергетизма.
- Онтологический аспект принципов соборности и церковности - важнейших методологических установок христианского мировоззрения - получил обоснование в концепциях русских религиозных философов об устройстве природного бытия и степени его детерминированности бытием божественным. Принцип соборности, отражая диалектические отношения единичного и общего, единства и множества, в сочетании с принципом церковности, отражающим способ существования этого единства, на разных этапах отечественной философии имел разную интерпретацию, однако статус объектов серьезного философского анализа эти принципы получили только в XIX веке.
- Принцип единства веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии является генетическим наследием традиции восточно-христианского гносиса и содержит обоснование необходимости органичного сочетания веры с рациональным мышлением как единственно возможного пути к истинному знанию. Исходя из гносеологических интуиций отечественной средневековой философско-богословской мысли, славянофильства, опираясь на святоотеческую мысль, русская религиозная философия шла к оптимальному соотношению веры и знания, демонстрируя разные варианты философского обоснования и развития этого принципа.
- В русской религиозной философии, воспринявшей от богословия как апофатический, так и катафатический принципы богопознания, их антиномическое единство проявляет себя как символический реализм, согласно которому реальность божественного присутствия в мире представлена не в сущностном выражении, а в энергийных символах, знаках, образах, что является продолжением святоотеческой методологической традиции символического реализма. Получив импульс в своем развитии на этапе отечественной средневековой мысли, принцип символического реализма становится объектом систематического осмысления только с конца XIX века в концепции «ученого незнания» С.Л.Франка, символико-реалистической «конкретной метафизике» П.А.Флоренского, метафизическом символизме А.Ф.Лосева, мистическом реализме Н.А.Бердяева, идеальном реализме Н.О.Лосского.
- В решении основной задачи русской религиозной философии - освоении православного опыта философскими средствами, использовались базовые методы - феноменологический, экзистенциальный и опытно-мистический. Эти методы, почти не встречаясь в русской философии в чистом виде, образуют специфический синтез, преодолевающий разъединенность отдельных философских областей и подходов, и открывающий перспективы для современных междисциплинарных антропологических исследований. Русские религиозные философы, по-разному и в разной степени применяя данные методы, по-разному решали вопросы субъект-объектных отношений, предмета и достоверности философского знания.
- Принцип христоцентризма, являясь методологическим основанием христианской антропологии, в русской религиозной философии раскрывался, прежде всего, через принцип душевно-телесной целостности, который на разных этапах развития отечественной религиозной философии служил обоснованием представлений о человеке как едином организме, в целостности участвующем в религиозной жизни, а позитивное восприятие телесности позволяло отечественным мыслителям выстраивать концепции обожения как преображения не только души, но и тела.
- В русской религиозной философии, вслед за христианской антропологией рассматривающей человека как «образ» и «подобие» Бога, как проекцию божественной Личности, принципиальным основанием становится свобода как возможность выбора в стремлении человека к обожению. Сотрудничество человеческой свободы и божественной благодати выражает принцип синергии как соединение объективных условий и средств обожения, данных Богом, и субъективных условий, созданных человеком. Под основными субъективными условиями обожения на разных этапах отечественные философы понимали направленность свободы воли к добру, творческое усилие, самоопределение человека в любви, в стремлении к соединению с Богом в познании.
1. Генезис методологических основ русской религиозной философии. Монография.- М.: Изд-во МГОУ, 2011.- 118 с.
2. Методологические основы русской религиозной философии: историко-философский анализ. Монография.- М.: Изд-во МГОУ, 2011.- 322 с.
Статьи в ведущих рецензируемых журналах
3. Этическая интерпретация христианства в философии Н.А.Бердяева. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 3.- М.: Изд-во МГОУ, 2008. С. 132-138.
4. Бондарева Я.В. Генезис принципа трансцендентности как методологической основы русской религиозной философии. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 2.- М.: Изд-во МГОУ, 2009. С. 14-24.
5. Бондарева Я.В. Восточно-христианский гносис: единство откровения и умозрения. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 3.- М.: Изд-во МГОУ, 2009.
6. Бондарева Я.В. Антропологический аспект принципа христоцентризма в историко-философской ретроспективе. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 4.- М.: Изд-во МГОУ, 2009. С. 16-20.
7. Бондарева Я.В. Онтологический аспект принципов соборности и церковности, или: К вопросу о методологических основаниях русской религиозной философии. Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 1.- М.: Изд-во МГОУ, 2010. – с. 14-18.
8. Бондарева Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии (XI – середина XIX вв.). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 1.- М.: Изд-во МГОУ, 2010.- с. 19-22.
9. Бондарева Я.В. Единство веры и знания как базовый гносеологический принцип русской религиозной философии (середина XIX – первая половина XX вв.). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 1.- М.: Изд-во МГОУ, 2010.- с.23-27.
10. Бондарева Я.В. Методологические традиции всеединства и православного энергетизма в поисках онтологической целостности. – Философия образования.- № 2.- Изд-во НГПУ. Новосибирск, 2010. С. 117-125.
11. Бондарева Я.В. Принцип символического реализма как единство апофатического и катафатического богопознания (к вопросу о методологических основаниях русской религиозной философии). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».- № 2.- М.: Изд-во МГОУ, 2010. С. 11-17.
12. Бондарева Я.В. Русская религиозная философия между трансцендентизмом и пантеизмом (к вопросу о методологических основаниях русской религиозной философии). Вестник МГОУ. Серия «Философские науки».-№2.- М.: Изд-во МГОУ, 2011.
Статьи в иных печатных изданиях:
13. Философия Вл.Соловьева и ее роль в формировании мировоззрения Н.Бердяева. Сибирский учитель. Региональный научно-методический журнал. - №4 (14), июль-август 2001. - с.27-31.
14. Мистика Н.А.Бердяева и христианский иррационализм. Вопросы философии. Сборник статей докторантов, аспирантов, соискателей и молодых ученых МПУ. – М.: Изд-во «Народный учитель», Вып. 6, 2001. – с.12-22.
15. Философия славянофилов и Ф.М.Достоевского как идейный источник философии Н.А.Бердяева. Вопросы философии. Сборник статей профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, соискателей кафедры философии МГОУ. М.: Изд-во МГОУ, Вып. 13, 2002.- с. 64-71.