Научная тема: «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАКУПОК И ПОСТАВОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В УСЛОВИЯХ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В работе введено понятие «общественные нужды» как вид федеральных, региональных и муниципальных потребностей. Разработаны теоретические положения формирования организационно-экономического механизма саморегулируемой системы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, суть которых, в отличие от известных подходов, состоит в трансформации административных форм регулирования в режим саморегулирования между непосредственными поставщиками продовольствия и заказчиками в лице распределителей бюджетных ресурсов разных уровней. В основу организационно-экономического механизма положены его значимые составляющие: государственное регулирование воспроизводственного процесса, рынков сырья и продовольствия, взаимодействие спроса и предложения, использования ресурса институтов саморегулирования.
  2. Сформулированы концептуальные положения стратегического управления процессом закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, позволяющие избежать ведомственной разобщенности участников процесса и определяющие необходимость привлечения саморегулируемых организаций для формирования хозяйственной среды, формирующие условия для взаимодействия продавцов и покупателей в условиях перехода к программно-целевому методу управления в АПК. Новизна предлагаемой разработки состоит в создании целостной саморегулируемой системы закупок и поставок продовольствия для общественных нужд, включающей в себя следующие подсистемы: структурно-функциональную, информациионно-аналитическую, саморазвития.
  3. Обоснован комплексный методологический подход, базирующийся на сочетании традиционных схем формирования заказа на продовольствие для общественных нужд и авторских разработок институционально-функционального и отраслевого характера. В отличие от сложившихся подходов, предлагаемый алгоритм взаимодействия включает в себя нормы, правила, стандарты и положения, комплексно выражающие системный характер организационно-экономического механизма, при этом сложившаяся система институтов дополняется законодательными актами, составом процедур, полномочий и ответственности. Это позволит государству в полном объеме выполнять функцию удовлетворения общественных потребностей в продовольствии, привлекать сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от масштабов производства, специализации и форм собственности для участия в поставках продукции.
  4. Впервые сформулированы концептуальные положения стратегического управления процессом закупок и поставок продукции саморегулируемыми организациями для государственных нужд независимо от формы собственности, масштабов, наличия преференций; регулирования отношений между государством и поставщиками. Органы власти проводят мониторинг и разрабатывают программы закупок, производители готовят проекты для участия в конкурсах, создают саморегулируемые организации, представляющие их интересы в отношениях с государством. Предложен перечень достаточных факторов (сохранение и поддержание репутации саморегулируемой ор-ганизции, стабильное финансирование, узнаваемость коллективного брэнда, выработка лидерских качеств менеджеров, количество членов в структуре), необходимых для достижения и сохранения рыночной конкурентоспособности саморегулируемых организаций.
  5. Проведена группировка субъектов, входящих в саморегулируемую систему закупок и поставок продукции для общественных нужд. В ее основу положена авторская методика оценки поставщиков сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, которая, в отличие от известных, в полной мере учитывает потенциал саморегулируемых организаций, предыдущий опыт прохождения конкурсной процедуры, финансовое состояние организации, техническую оснащенность предприятия, наличие квалифицированных кадров, а также льготы, предоставляемые местным товаропроизводителям.
  6. Разработана модель организационно-экономического механизма управления саморегулируемыми организациями сельского хозяйства, представляющая собой экономическую систему, основными элементами которой являются обеспечивающая, функциональная, инновационная и управляющая подсистемы, базирующиеся на разделении функций и принципов для саморегулируемых организаций и для субъектов, вовлекаемых в процесс саморегулирования. Новизна определена составом функций: аналитическая - выявление резервов повышения эффективности деятельности и прогнозов дальнейшего развития организации; организационно-координирующая - определение уровней управления и структурных подразделений, установление характера их подчиненности и взаимосвязи между ними; мониторинг - сбор, обработка информации об оценке результатов деятельности саморегулируемой организации, контроль показателей, регулирование при отклонениях от заданных параметров; стимулирующая - способы воздействия на участников с целью соблюдения стандартов и правил в процессе повышения эффективности деятельности.
  7. Предложена методика регулирования обменно-распределительных отношений субъектов, вовлеченных в процесс саморегулирования. Особенностью методики является учет интересов каждого участника всей цепочки жизненного цикла сельскохозяйственной продукции, который обеспечивается с помощью предлагаемого автором коэффициента соответствия величины финансовых результатов каждого из участников партнерства, что является объективной основой взаимовыгодного делового сотрудничества в саморегулируемой организации. Предложена авторская аналитическая формула распределения прибыли между участниками. При функционировании саморегулируемой организации эффекты возникают по направлениям: внутренние поставки продукции для государственных нужд; взаимодействие партнеров с рыночной средой; внедрение стандарта саморегулируемой организации; дополнительные эффекты. Диагностика социально-экономического развития саморегулируемых организаций обуславливает необходимость применения определенных способов и форм взаимодействия с физическими лицами и органами власти, а также с различными общественными организациями и финансовыми структурами.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Черданцев, В. П. Организационно-экономический механизм системы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в условиях развития ее саморегулирования [Текст] : монография / В. П. Черданцев. – М. : РА К О АПК, 2011. – 15,4 п. л.

2.Черданцев, В. П. Регулирование и саморегулирование формирования и эффективного функционирования регионального АПК (теория, методология, практика) [Текст] : монография / В. П. Черданцев. – Пермь : ЗУИ-ЭиП, 2009. – 22,1 п. л.

3.Черданцев, В. П. Саморегулирование – основной инструмент целостной системы регулирования [Текст] : монография / В. П. Черданцев. – Пермь : ИПЦ «Прокростъ» ПГСХА, 2008. – 11,25 п. л.

4.Черданцев, В. П. Современные управленческие структуры – основа инновационных процессов [Текст] : монография / В. П. Черданцев, М. В. Тронина. – Пермь : ЗУИЭиП, 2008. – 8,0 п. л., в т.ч. авт. – 4,0 п. л.

5.Черданцев, В. П. Совершенствование механизма закупок агропро-дукции для государственных нужд [Текст] : монография / В. П. Черданцев. – М. : РА К О АПК, 2004. – 6,7 п. л.

6.Черданцев, В. П. Совершенствование механизма государственного регулирования системы поставок агропродукции в условиях индустриального региона [Текст] : монография / В. П. Черданцев, Г. А. Вшивкова. – Екатеринбург : Ур Г С Х А , 2004. – 6,7 п. л., в т.ч. авт. – 2,7 п. л.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК

1.Черданцев, В. П. Организация системы закупок продукции в условиях глобализации [Текст] / В. П. Черданцев // Достижения науки и техники АПК. – 2003. – № 8. – С. 37–39. – 0,36 п. л.

2.Черданцев, В. П. Обеспечение продовольственной безопасности региона с помощью государственных закупок [Текст] / В. П. Черданцев // Достижения науки и техники АПК. – 2006. – № 12. – С. 51–53. – 0,37 п. л.

3.Черданцев, В. П. Современность доставки агропродукции в условиях реформируемой экономики [Текст] / В. П. Черданцев, А. В. Тронин // Аграрный вестник Ур а л а . – 2007. – № 2. – С. 20–23. – 0,44 п. л. (авт. 0,22 п. л.).

4.Черданцев, В. П. Молочный подкомплекс – основа рынка агропро-дукции Пермского края [Текст] / В. П. Черданцев // Аграрный вестник Ур а -ла. – 2007. – № 6. – С. 16–18. – 0,32 п. л.

5.Черданцев, В. П. Необходимость решения вопросов экономической безопасности в процессе обеспечения продовольствием государственного заказчика [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2008. – № 1 (8). – С. 57–64. – 0,8 п. л.

6.Черданцев, В. П. Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса Пермского края [Текст] / В. П. Черданцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 1. – С. 59–61. – 0,35 п. л.

7.Черданцев, В. П. Личные подсобные хозяйства Пермского края – важное звено в решении продовольственной проблемы [Текст] / В. П. Черданцев // Аграрный вестник Ур а л а . – 2008. – № 3. – С. 35–36. – 0,25 п. л.

8.Черданцев, В. П. Основные пути развития отраслей АПК Пермского района Пермского края [Текст] / В. П. Черданцев // Аграрный вестник Урала. – 2008. – № 5. – С. 98–100. – 0,4 п. л.

9.Черданцев, В. П. Методологические подходы повышения эффективности производства говядины в Уральском регионе [ Текст ] / В. П. Черданцев, И. И. Давлетов // Аграрный вестник Ур а л а . – 2008. – № 6. – С. 26–27. – 0,5 п. л. (авт. 0,3 п. л.).

10.Черданцев, В. П. Роль государства в регулировании регионального агрорынка [Текст] / В. П. Черданцев, В. А. Болдырев // Аграрный вестник Ур а л а . – 2008. – № 7. – С. 28–30. – 0,5 п. л. (авт. 0,25 п. л.).

11.Черданцев, В. П. Перспективы развития мясопродуктового подкомплекса как интегрированной системы [Текст] / В. П. Черданцев, И. А. Овчинникова // Аграрный вестник Ур а л а . – 2008. – № 8. – С. 23–25. – 0,7 п. л. (авт. 0,4 п. л.).

12.Черданцев, В. П. Пермская модель агропродуктового кластера [Текст] / В. П. Черданцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 10. – С. 32–35. – 0,4 п. л.

13.Черданцев, В. П. Организация и управление процессами саморегулирования в рамках региональной агросферы [Текст] / В. П. Черданцев // Микроэкономика. – 2008. – № 5. – С. 102–106. – 0,31 п. л.

14.Черданцев, В. П. Повышение инвестиционной привлекательности агробизнеса в Пермском крае [Текст] / В. П. Черданцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2008. – № 7. – С. 44–47. – 0,45 п. л.

15.Черданцев, В. П. Принципы изменений управления АПК на основе саморегулирования [Текст] / В. П. Черданцев // Аграрный вестник Ур а л а . – 2008. – № 12. – С. 16–19. – 0,97 п. л.

16.Черданцев, В. П. Процессы регулирования и саморегулирования при формировании регионального рынка АПК [Текст] / В. П. Черданцев // Аграрный вестник Ур а л а . – 2009. – № 2. – С. 23–25.– 0,4 п. л.

17.Черданцев, В. П. Регулирование регионального агропродоволь-ственного рынка [Текст] / В. П. Черданцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2009. – № 2. – С. 41–43. – 0,4 п. л.

18.Черданцев, В. П. Концептуальный подход к формированию организационно-экономического механизма управления саморегулируемыми организациями в сельском хозяйстве [Текст] / В. П. Черданцев // Микроэкономика. – 2010. – № 2. – С. 99–106. – 0,44 п. л.

19.Черданцев, В. П. Функциональный профиль организационно-экономического механизма саморегулируемых организации сельского хозяйства [ Текст] / В. П. Черданцев // Аграрный вестник Ур а л а . – 2010. – № 9–10. – С. 129–132. – 0,4 п.л.

Публикации в других изданиях

1.Черданцев, В. П. Формирование государственных продовольственных фондов в регионе [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник кадровой политики аграрного образования и инноваций. – 2004. – № 11. – 1,0 п. л.

2.Черданцев, В. П. Необходимость совершенствования механизма закупок продукции в современных условиях [Текст] / В. П. Черданцев// Вестник кадровой политики аграрного образования и инноваций. – 2005. – № 8. – 0,87 п. л.

3.Черданцев, В. П. Метод оценки и пути повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса [ Те кс т ] / В. П. Черданцев // Экономика АПК Предуралья. – 2006. – № 4. – 0,5 п. л.

4.Черданцев, В. П. Повышение устойчивости аграрного производства на основе реализации комплекса задач экономического и организационного характера [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник кадровой политики аграрного образования и инноваций. – 2006. – № 4. – 0,68 п. л.

5.Черданцев, В. П. Образование системы информационно-аналитического обеспечения механизма закупок агропродукции [Текст] / В. П. Черданцев // Экономика АПК Предуралья. – 2006. – № 5. – 0,37 п. л.

6.Черданцев, В. П. Формирование информационно-аналитической системы обеспечения по ставок с.-х. продукции [ Т е к с т ] / В. П. Черданцев // Вестник кадровой политики аграрного образования и инноваций. – 2006. – № 11. – 0,5 п. л.

7.Черданцев, В. П. Выполнение государственного заказа – важное условие устойчивого сбыта продукции АПК [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник кадровой политики аграрного образования и инноваций. – 2007. – 0,55 п. л.

8.Черданцев, В. П. Закупки продукции для государственных нужд – важнейший инструмент обеспечения безопасности страны [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2007. – № 7. – 0,46 п. л.

9.Черданцев, В. П. Сущность и социально-экономическое значение процессов государственного регулирования аграрного сектора [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник кадровой политики аграрного образования. – 2007. – № 12. – 0,35 п. л.

10.Черданцев, В. П. Современные черты государственного регулирования экономики [Текст] / В. П. Черданцев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2007. – 0,7 п.л.

11.Черданцев, В. П. Решение проблем стратегического развития Пермского региона через создание инновационных структур [Текст] / В. П. Черданцев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2007. – 0,4 п. л.

12.Черданцев, В. П. Современные черты государственного регулирования экономики [Текст] / В. П. Черданцев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2007. – С. 116–125. – 0,7 п. л.

13.Черданцев, В. П. Роль и значение государственной поддержки малого бизнеса [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник кадровой политики аграрного образования и инноваций. – 2008. – № 2. – 0,5 п. л.

14.Черданцев, В. П. Выбор принципов и методов концептуальной системы изменения управления АПК на основе саморегулирования [Текст] / В. П. Черданцев // Сборник статей международной научно-практической конференции. – Челябинск, 2008. – 0,3 п. л.

15.Черданцев, В. П. Возможности саморегулирования в целостной системе регулирования (в порядке обсуждения результатов научно-исследовательской работы) [Текст] / В. П. Черданцев // Экономика АПК Пред-уралья. – 2008. – 0,65 п. л.

16.Черданцев, В. П. Регулирование и саморегулирование формирования и эффективного функционирования регионального АПК [Текст] / В. П. Черданцев // Инновации в социально-экономической политике России в современных условиях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск, 2009. – 0,38 п. л.

17.Черданцев, В. П. Организация профессионального образования в рамках государственного регулирования и процессов саморегулирования в агросфере [Текст] / В. П. Черданцев // Кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий и задачи по реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. : Материалы Международной научно-практической конференции. – М. : РА К О АПК, 2009. – 0,6 п. л.

18.Черданцев, В. П. Концепция формирования элементов системы управления саморегулируемых организаций для решения вопросов продовольственного обеспечения [Текст] / В. П. Черданцев // Проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства России : Материалы Третьего Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. – М. : Прогресс, 2009. – 0,5 п. л.

19.Черданцев, В. П. Моделирование организационно-экономического механизма управления саморегулируемыми организациями сельского хозяйства [Текст] / В. П. Черданцев // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2010. – № 8. – 0,57 п. л.

20.Черданцев, В. П. Роль, место и значение саморегулирования в процессе поставок агропродукции для общественных нужд [ Т е к с т ] / В. П. Черданцев // Материалы Восьмой международной научно-практической конференции «Менеджмент инноваций». – Варна, 2010. – 0,37 п. л.

21.Черданцев, В. П. Формирование и управление саморегулируемыми организациями сельского хозяйства в процессе поставок продукции для общественных нужд [Текст] / В. П. Черданцев // Информационному развитию АПК – научное обеспечение : Сб. науч. ст. Международ. науч.-практ. конф., посв. 80-летию Пермской государственной академии им. академика Д. Н. Прянишникова. – Пермь : Пермская ГСХА, 2010. – 0,38 п. л.

22.Черданцев, В. П. Удовлетворение общественных потребностей – важнейшая функция государства [Текст] / В. П. Черданцев // Материалы научно-практической конференции «Инновации – наука – производство». – Пермь : Пермская ГСХА, 2011. – 0,5 п. л.

23.Черданцев, В. П. Понятие и сущность механизма поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд [Текст] / В. П. Черданцев // Экономика АПК Предуралья. – 2011. – 0,44 п. л.