- Концепция развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями основывается на идее ее личностной и субъектно-деятельностной сущности, определяющей названную культуру в двух аспектах: инвариантном - как совокупность необходимых и достаточных знаний, умений и ценностей, и вариативном - как совокупность личностных и индивидуальных свойств психолога образования, субъекта взаимодействия с родителями.
- Психолог во взаимодействии с родителями характеризуется как единичный субъект, проявляющийся в психогностическом, психопраксическом, мотивационно-ценностном, психосоциальном планах, принимающий психолого-педагогическое решение проблемы в когнитивном, деятельностном, ценностном планах, что свидетельствует о существовании базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями.
- Базовая культура взаимодействия психолога с родителями - это инвариант профессиональной культуры психолога, образующий основу для успешного психолого-педагогического решения задач взаимодействия психолога и родителей как субъектов образования; является интегративной характеристикой психолога как субъекта взаимодействия с родителями в образовании, проявляясь в системе знаний, умений, ценностей, индивидуальных и личностно-смысловых свойств; выполняет функции генетического механизма в процессах надстраивания, совершенствования субъект-субъектного взаимодействия и варьирования содержания взаимодействия с родителями как субъектом образования.
- Нуклеарный принцип в исследовании психологической структуры базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями заключается в принятии целостности ядра и устойчивых взаимосвязей всех его компонентов; признании вариативности, неоднородности защитного пояса, характеризующего личностные и индивидуальные свойства носителя культуры; установлении взаимосвязей ядра и защитного пояса, порождающих новое качество исследуемой культуры; в признании одновременности изменений ядра и защитного пояса.
- Структура базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями включает в себя ядро и защитный пояс. Ядро есть целостность когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов; защитный пояс есть вариативность разнородных, неидентичных, разноплановых образований, которые относятся и к личностной, и к индивидуальной сферам психолога. Развитие нуклеарной структуры сопровождается возникновением новообразований - аутопсихологических, когнитивных и эмоциональных компетенций.
- Развитие базовой культуры взаимодействия с родителями у будущих и начинающих психологов образования с позиций системной методологии обеспечивается системой условий и факторов, которые взяты за основу внедрения психолого-педагогических технологий целеполагания, проектирования, прогнозирования, самонаблюдения, самосовершенствования взаимодействия психолога с родителями.
1.Шумакова, О.А. Основы психологической концепции развития базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – № 2(13). – 2011. – С. 141–143 (0,5 п.л.).
2.Шумакова, О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – № 1(15). – 2011. – С. 149–151 (0,5 п.л.).
3.Шумакова, О.А. Условия и факторы совершенствования взаимодействия будущих педагогов-психологов с родителями обучающихся / О.А. Шумакова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – №5 (84). – 2010. – С. 106–112 (0,5ºп.л.).
4.Шумакова, О.А. Совершенствование психолого-педагогического взаимодействия с родителями: опыт инновационной культуры будущего педагога-психолога / О.А. Шумакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. – № 10. – 2010. – С. 262–269 (0,5 п.л.).
5.Шумакова, О.А. Методологические стратегии психологических исследований феномена инновационной культуры / О.А. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №4. – С. 248–252 (0,6 п.л.).
6.Шумакова, О.А. Психологические закономерности формирования инновационной культуры / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №1. – С. 242–245 (0,5 п.л./ 0,25 п.л.).
7.Шумакова, О.А. Освоение опыта инновационной культуры: практика психотехнологического содействия / О.А. Шумакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. – № 8. – 2008. – С. 120–133 (0,6 п.л.).
8.Шумакова, О.А. Технология продуктивного освоения профессионального опыта будущих педагогов-психологов / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – 2008. – №12 (88). – С. 289–297 (0,6 п.л.).
9.Генезис и морфология ядра инновационной культуры личности / О.А. Шумакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. – 2008. – № 7. – С. 188–198 (0,7 п.л.).
10.Шумакова, О.А. Акмецелевые стратегии самосовершенствования инновационной культуры личности в процессе профессионализации / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (81): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 289–297 (0,5 п.л.).
11.Шумакова, О.А. Динамика рефлексивной самооценки инновационной умелости будущих специалистов в области образования / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №11 (78): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С.º205–211 (0,7 п.л.).
12.Шумакова, О.А. Акмепсихологические предпосылки проектирования содержания инновационной культуры личности на этапе профессиональной подготовки / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №11 (75): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 277–283 (0,5 п.л.).
13.Шумакова, О.А. Самонаблюдение в освоении профессионального опыта будущими педагогами–психологами / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №11 (62): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 332–338 (0,5ºп.л.).
14.Шумакова, О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О.А. Шумакова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №11 (62): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 326–332 (0,5 п.л.).
Монографии
15.Шумакова, О.А. Базовая культура взаимодействия психолога образования с родителями: проблемы развития и совершенствования / О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2011. – 240 с. (11 п.л.).
16.Шумакова, О.А. Психологу образования: взаимодействие с родителями / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2011. – 274 с. (11,8 п.л. / 10,4 п.л.).
17.Шумакова, О.А. Психолого-педагогические технологии профессиональных взаимодействий психолога с родителями в образовании / О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2010. – 228 с. (10 п.л.).
18.Шумакова, О.А. Инновационная культура будущего педагога: проблемы формирования и развития / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 240 с. (11,02 п.л. / 10,0 п.л.).
Учебники, учебные пособия, учебно-методические работы, программы
19.Шумакова, О.А. Психолого-педагогические технологии профессиональных взаимодействий педагога-психолога / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2010. – 204 с. (12 п.л. / 4 п.л.).
20.Шумакова, О.А. Педагогическая психология: учебное пособие / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Челябинск: Рекпол, 2010.– 116 с. (6 п.л. / 3 п.л.). (Гриф «Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям Педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика»).
21.Шумакова, О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивостью студентов-психологов: научно-методические рекомендации / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2010. – 116 с. (5,2 п.л. / 2,6 п.л.).
22.Шумакова, О.А. Развитие внимания детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом: научно-методические рекомендации / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2010. – 124 с. (5,6 п.л. / 2,8 п.л.).
23.Шумакова, О.А. Инновационные технологии профессиональной деятельности педагога-психолога: учебник / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Москва: Книжный дом «Университет», 2009. – 96 с. (5,58 п.л. / 2,8 п.л.).
24.Шумакова, О.А. Учебно-исследовательская практика в учреждениях разного типа и вида / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 78 с. (4,5 п.л. / 2,3 п.л.) (Гриф «Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям Педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика»).
25.Шумакова, О.А. Подготовка к итоговой аттестации: Библиотека специального психолога / В.И. Долгова, Л.В. Иванова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2008. – 115 с. (6,2 п.л. / 1,5 п.л.).
26.Шумакова, О.А. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Библиотека специального психолога / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2008. – 115 с. (6,2 п.л. / 2,0 п.л.).
27.Шумакова, О.А. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: Библиотека специального психолога / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2008. – 118 с. (6,2 п.л. / 2 п.л.).
28.Шумакова, О.А. Коррекционно-психологическая работа специального психолога: Библиотека специального психолога / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2008. – 104 с. (6,2 п.л. / 2,0 п.л.).
29.Шумакова, О.А. Педагогическая психология: модульно-рейтинговая программа: учебно-методическое пособие / О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. – 108 с. (4 п.л.).
30.Шумакова, О.А. Психолого-педагогическая антропология: модульно-рейтинговая программа для студентов факультета психологии (учебно-методическое пособие) / О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2006. – 40 с. (2 п.л.).
31.Шумакова, О.А. Теория обучения: учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета / О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. – 120 с. (5 п.л.) (Гриф «Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям Педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика»).
32.Шумакова, О.А. Государственный экзамен по психологии: учебно-методическое пособие / В.И. Долгова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. – 56 с. (2,5 п.л. / 1 п.л.).
33.Шумакова, О.А. Общепрофессиональная подготовка педагогов-психологов / О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. – 164с. (7 п.л.).
34.Шумакова, О.А. Психолого-педагогическая антропология: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов / О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. – 24 с. (1 п.л.).
35.Шумакова, О.А. Конфликтология: учебно-методическое пособие для студентов-психологов / О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. – 46 с. (1,5 п.л.).
36.Шумакова, О.А. Практика в педагогическом училище / В.И. Долгова, П.Т. Долгов, О.А. Шумакова. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2005. – 145с. (6 п.л. / 2 п.л.) (Гриф «Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям Педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика»).
Статьи в научных журналах, материалах конференций
37.Шумакова, О.А.Субъекты профессионального взаимодействия с родителями в образовании / О.А. Шумакова // Научное мнение: научный журнал / Санкт-петербургский университетский консорциум. – СПб., 2011. – №1. – С.143–146 (0,3 п.л.).
38.Шумакова, О.А. Психодидактические факторы развития инновационной культуры будущих педагогов / О.А. Шумакова // Объединенный научный журнал.– 2009. – №15. – С. 109–115 (0,2 п.л.).
39.Шумакова, О.А. Проблема выбора методологической стратегии в психологических исследованиях культуры личности будущего педагога-психолога / О.А. Шумакова // Объединенный научный журнал.– 2009. – №15. – С. 115–120 (0,2 п.л.).
40.Шумакова, О.А. Потенциал экономической подготовки в формировании инновационной культуры учащейся молодежи / О.А. Шумакова // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи: сб. научных трудов / под общ. ред. А.Ф. Аменда, А.А. Саламатова, А.А. Горчинской. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2009 – С. 190–202 (0,2 п.л.).
41.Шумакова, О.А. Инновационные технологии в общепрофессиональной и специальной подготовке / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2007. – С. 228–232 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
42.Шумакова, О.А. Использование инновационных технологий в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин на факультете психологии / О.А. Шумакова // Вузовское преподавание: проблемы и перспективы: материалы 8-ой междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 30-31 октября 2007 г. Ч.2. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2007. – С. 363–364 (0,1 п.л.).
43.Шумакова, О.А. Актуализация опыта будущих педагогов-психологов в процессе учебной практики / О.А. Шумакова // Современное образование и глобализация: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Оренбург, 20 апреля 2007 г.: в 3 ч. / под общ. ред.В.В. Нефедова, Ю.В. Нефедова, И.П. Белова. – Оренбург: Издательский центр «Скорпион», 2007. – Ч.2: Практическая психология: проблемы и решения. – С. 130–131 (0,1 п.л.).
44.Шумакова, О.А. Учебная практика как условие актуализации субъектного опыта будущих педагогов-психологов / О.А. Шумакова // Вузовское преподавание: проблемы и перспективы: материалы 8-ой междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 30-31 октября 2007 г. – Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2007. – С. 363–364 (0,1 п.л.).
45.Шумакова, О.А. Влияние профессионально значимых качеств на формирование эмоциональной устойчивости личности студентов в период производственной практики / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Психологическая безопасность. Устойчивость. Психотравма: материалы первого междунар. форума, Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г. – СПб: Изд-во «Книжный дом», 2006. – С. 219–221 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
46.Шумакова, О.А. Коммуникативная функция преподавателя в процессе подготовки студента-психолога к производственной практике / О.А. Шумакова // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся и студентов вузов: материалы XII междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 16-17 мая, 2005 г. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005. – С. 90–93 (0,1 п.л.).
47.Шумакова, О.А. Оказание коммуникативной поддержки студентов-психологов в процессе производственной практики в образовательном учреждении / О.А. Шумакова // Человеческий потенциал и конкурентоспособность России: материалы XXII междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 14-15 апреля 2005 г. / Урал. соц.-экон. ин-т, АтиСО. – Челябинск, 2005. – С. 310–314 (0,1 п.л.).
48.Шумакова, О.А. Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов / О.А. Шумакова // Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития: материалы III всерос. межвуз. науч.-практ. конф., Челябинск, 3 марта 2005 г.: в 2 ч. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – Ч. 2. – С. 153–156 (0,1 п.л.).
49.Шумакова, О.А. О некоторых аспектах самореализации личности / Н.В. Уварина, О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. – 2004. – № 25. – С. 263–267 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
50.Шумакова, О.А. Формирование у студентов педагогического вуза умения взаимодействовать в профессиональном сообществе в процессе производственной практики / О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. – 2004. – № 25. – С. 162–166 (0,1 п.л.).
51.Шумакова, О.А. К самоактуализации через самообразование / Н.В. Уварина, О.А, Шумакова // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. – 2004. – № 24. – С. 210–213 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
52.Шумакова, О.А. Самостоятельная работа студента педагогического вуза как форма подготовки к профессиональной деятельности / О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. – 2004. – № 24. – С. 132–135 (0,1 п.л.).
53.Шумакова, О.А. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам как одно из направлений менеджмента образовательного процесса / О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. – 2003. – № 18. – С. 143–150 (0,2 п.л.).
54.Шумакова, О.А. К вопросу о качестве профессиональной подготовки будущего педагога с позиции менеджмента образовательного процесса // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр подготовки резерва руководящих кадров. Сер. 3. Менеджмент в образовании. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2003. – № 18. – С. 132–136 (0,1 п.л.).
55.Шумакова, О.А. Проблема формирования мотивации трудовой деятельности / О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер. 3. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников. Центр трудового воспитания и профессионального самоопределения школьников. – 2002. – № 13. – С. 41–44 (0,1 п.л.).
56.Шумакова, О.А. Возможности деятельностного подхода в психолого-педагогических исследованиях / О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. Сер.3. Экономическое образование. – 2002. – № 15.– С. 193–195 (0,1 п.л.).
57.Шумакова, О.А. Проблемы использования информационных технологий в образовательном процессе современной школы / О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2002. – №12. – С. 228–231 (0,1 п.л.).
58.Шумакова, О.А. К вопросу о мониторинге образовательного процесса в начальной школе / О.А. Шумакова // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. – 2002. – № 12. – С. 231–236 (0,1 п.л.).