Научная тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО И АМОРТИЗАЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»
Специальность: 08.00.10
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Обоснован концептуальный подход и сформулированы основные положения концепции по модернизации налоговой политики РФ с усилением в ней стимулирующей роли налогов, направленной на активизацию инвестиционной деятельности с использованием механизма ускоренной амортизации и целевых налоговых льгот, обязательным сокращением сроков обновления основных фондов, проведением начисления амортизационных отчислений с первоначальной, а не с остаточной стоимости основных фондов, восстановлением в бухгалтерской отчетности экономической категории «амортизационный фонд» при одновременном установлении жесткого контроля за его расходованием[1], отменой взимания НДС по капитальным вложениям в период строительства[2]. Более активное использование стимулирующей функции налогов может позволить увеличить долю инвестиций в ВВП с 21% (2008 г.) до 32-35%, а годовые темпы его прироста в реальном выражении до 9-10%.

2. Сформулирована авторская концепция подхода к формированию эффективной налоговой политики, основными характерными признаками которой являются:

  • прогрессивная шкала подоходного налога по физическим лицам с максимальной налоговой ставкой в размере 50-60%;
  • снижение налоговой нагрузки на юридические лица в обмен на целевое увеличение с их стороны инвестиций в основные фонды;
  • сохранение на относительно высоком уровне налога на прибыль в размере 30-35% в сочетании с проведением политики ускоренной амортизации и использования других целевых налоговых льгот, позволяющих в этом случае существенно ускорить темпы инвестиционной деятельности и повысить ее эффективность;
  • активное использование налоговых поступлений, как от физических лиц, так и от других источников на стимулирование инвестиций в основные фонды посредством целевых налоговых льгот.

Страны, берущие на вооружение эту концепцию, показывают наиболее устойчивые темпы экономического развития и повышения жизненного уровня населения.

3. Обоснована совокупность современных теоретико-методологических положений концептуального характера, в том числе разработан целостный комплексный подход по взаимодействию налоговых инструментов с амортизационными отчислениями в целях усиления их совместного влияния на инвестиционные процессы путем введения обязательного контроля за целевым использованием амортизационных отчислений, сокращением сроков обновления основных фондов, переориентации фискальной функции налога на прибыль на стимулирующую.

Дано комплексное обоснование факторов, благодаря которым амортизационные отчисления стали основным источником финансирования расширенного воспроизводства:

  • исследовано влияние амортизационных отчислений на уровень и динамику основных макроэкономических показателей, в условиях активного использования политики ускоренной амортизации;
  • выявлено, что активное использование ускоренной амортизации в целях обновления основных фондов и финансирования расширенного воспроизводства, является одной из форм косвенного субсидирования развития экономики из бюджета государства. При этом приращение инвестиций обычно многократно превышает объем субсидий, выделяемых для этого. Так, объём инвестиций по отношению к выделенным денежным средствам на их стимулирование со стороны государства при налоговой ставке на прибыль в 20 % увеличивается в 5 раз, а при налоговой ставке в 33% - в 3 раза;
  • доказано на основе расчетов проведенных автором, что амортизационные отчисления сегодня стали наиболее эффективным инвестиционным ресурсом. Сравнение внутренней нормы прибыли (IRR) трех вариантов источников финансирования инвестиций выявило, что эффективность использования для этих целей амортизационных отчислений в 2 раза выше, чем использование прибыли и в 4 раза по сравнению с банковским кредитом;

4. Научно обосновано и доказано расчетами автора, что снижение налоговых ставок является пассивным и менее эффективным методом стимулирования инвестиционной деятельности. Российская и международная статистика показывают, что только 30% дополнительных средств, получаемых бизнесом в результате снижения налоговых ставок, тратится на инвестиции в основные фонды. Наиболее эффективный метод стимулирования инвестиций - целевые налоговые льготы. Эффект от их использования многократно превышает эффект от снижения налоговых ставок.

5. Доказано на основе последних преобразований в налоговой политике развитых стран, активно использующих для стимулирования инвестиционной деятельности ускоренную амортизацию и целевые налоговые льготы, что государству в этом случае стало выгоднее не снижать налоговую ставку по прибыли, а сохранять ее на относительно высоком уровне и не для того, чтобы собрать больше налогов, а потому что она начинает проявлять себя как более сильный стимул, побуждающий к инвестиционной деятельности.

6. Установлены новые закономерности в динамике налоговой нагрузки, рассчитываемой по ВВП и раздельно по юридическим и физическим лицам. Анализ статистической отчетности по промышленно развитым странам, начиная с середины прошлого века, показал, что налоговая нагрузка в них, рассчитанная по доли налогов в ВВП, повышается при одновременном снижении ее по юридическим и физическим лицам. Выявлено, что увеличение доли налогов в ВВП, когда основная масса поступлений по ним падает на физические лица, свидетельствует не о росте налоговой нагрузки на экономику, а о повышении эффективности ее функционирования. Низкая доля налогов в ВВП - это не достоинство, а недостаток, который указывает на низкий уровень доходов населения, когда основная масса налогов, как это имеет место в России, вынужденно собирается с юридических лиц. Данное обстоятельство - тормозом развития и модернизации экономики.

7. В целях активизации инвестиционной деятельности в России, в диссертации научно обосновано предложение о создании специального «реинвестиционного фонда»[3] на базе рентных доходов, получаемых от деятельности топливно-энергетического комплекса страны. Основное назначение финансовых средств этого фонда должно быть направлено на стимулирование использование прибыли хозяйствующих субъектов через амортизационные отчисления и целевые налоговые льготы на ускорение обновления основных фондов и расширенное производство. Доказано, что при соответствующей корректировке налогового законодательства[4], каждый рубль, потраченный из этого фонда должен обеспечить увеличение инвестиций на 5 рублей.

8. На основе анализа налогообложения в топливных отраслях России проведена оценка объема рентных доходов, формирующихся от реализации нефти, нефтепродуктов и природного газа, разработана новая классификация рент, в зависимости от факторов и условий их формирования. Особо выделены такие категории рент как институциональная, инновационная и антирента[5].

На базе новой классификации рент научно обоснованы и сформулированы основные принципы распределения ренты, получаемой в зависимости от факторов ее сформировавших, между государством, как единоличным собственником природного ресурса, и бизнесом. Разработана доведенная до практического применения авторская методика определения рентных доходов и оптимального их распределения с учетом интересов государства и бизнеса. Методика представляет собой программу последовательного нахождения оптимальной пропорции распределения прибыли на основе анализа действующего налогообложения, показателей производственной деятельности компании с учетом технико-экономических показателей разработки ею эксплуатируемых месторождений.

9. Выявлено на основании изменений, произошедших в налоговой политике промышленно развитых стран, что формирование коротких циклов в развитии капиталистической экономики в последние десятилетия (1980-2008 гг.) связано не с технологическими, а с институциональными факторами. Преобладающее влияние на цикличность стали оказывать:

  • активная политика государства по стимулированию инвестиционной деятельности посредством амортизационных отчислений и целевых налоговых льгот с выделением на эти цели значительных финансовых средств из его бюджета;
  • минимизация участия сбережений населения, корпоративного сектора и накопленных средств банков в обновление основных фондов и расширенное воспроизводство;
  • существенное снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков с высокими доходами в форме физических лиц;
  • более высокая эффективность операций на финансовых рынках по отношению к инвестиционной деятельности;

Все эти изменения периодически способствуют надуванию «пузырей» на финансовых рынках с одновременным замедлением инвестиционной деятельности. В определенный момент эти «пузыри» лопаются, что вызывает еще большее замедление инвестиционной деятельности и, в конечном счете, ведет к падению темпов роста экономики.


[1] Начиная с 1992 г., в бухгалтерской отчетности отсутствует накопительный счет по амортизационным отчислениям и контроль за их целевым использованием.

[2] В России, в отличие от большинства развитых стран, НДС взимается по капитальным расходам в виде приобретения основных средств, нематериальных активов, строительно-монтажных работ в период строительства и подлежит зачету в пользу налогоплательщика только в момент сдачи объекта в эксплуатацию (См.. Грибкова Н.Б. Налоги в системе государственного регулирования экономики России. М., 2004. С. 229.)

[3] Реинвестиции означают целенаправленное использование части совокупной прибыли, получаемой от деятельности хозяйствующих субъектов и освобожденной от налога на прибыль, на обновление основных фондов, расширение производства и увеличение собственного оборотного капитала.

[4] В корректировку законодательства обязательно должны войти: активизация в стране политики ускоренной амортизации и использования целевых налоговых льгот, введение обязательного контроля за целевым использованием амортизационных отчислений, отмена взимания НДС с амортизационных отчислений, которые сегодня являются одним из элементов вновь созданной стоимости.

[5] Антирента это сверхприбыль хозяйствующих субъектов, получаемая в результате нарушения действующих экологических стандартов, недофинансирования обновления основных фондов за счет нецелевого использования амортизационных отчислений, нарушения регламентов извлечения топливных ресурсов и т.д.

Список опубликованных работ
Монографии и книги:

1. Соколов, М.М. Некоторые современные тенденции в политике налогообложения и их отражение в налоговой политике России / М.М. Соколов. М.:ИЭ РАН, 2010. – 9 п.л.

2. Соколов, М.М. Основные направления стимулирования инновационного развития России. - 1,5 п.л. // В книге «Взаимодействие государства и бизнеса в системе инновационного развития российской экономики» / М.М. Соколов. М.: ИЭ РАН, 2007. – 12,2 п. л.

3. Соколов, М.М. Активизация амортизационной политики. – 0,8 п. л. // В книге «Модернизация финансовой сферы России» / Под ред. В.К. Сенчагова / М.М. Соколов, В.К.Сенчагов, Б.В.Губин и др. М., СПб.: Нестор-История, 2001. – 12 п.л.

4. Соколов, М.М. Бюджет начального этапа модернизации» (по материалам независимой экспертизы 2011-2013гг.) / Под ред. В.К. Сенчагова / М.М. Соколов, В.К.Сенчагов, Б.В.Губин и др. М.: ИЭ РАН, 2011. – 9,8 п.л.

5. Соколов, М.М. О концептуальных подходах к формированию государственной политики цен в Российской Федерации / М.М Соколов и др. М.: Российская академия наук, Отделение общественных наук – Секция экономики, Национальный Институт развития, 2009. – 6 п.л.

Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК для публикаций результатов научных исследований

6.Соколов, М.М. Роль амортизации в накоплении / М.М. Соколов // Экономист. 2010. № 7. С. 36-57. (1,8 п.л.)

7.Соколов, М.М. Потенциальные возможности использования активной амортизационной политики в целях ускорения развития и модернизации экономики России / М.М. Соколов //Экономика в промышленности. 2011. № 3. (0,8 п.л.)

8.Соколов, М.М. Внутренние цены ТЭК не должны зависеть от внешних / М.М. Соколов // Экономист. 2009. № 12. С. 32–46. (1,5 п.л.)

9.Соколов, М.М. Налоговая нагрузка и ее регулирование / М.М. Соколов // Экономист. 2008. № 3. С. 54–63. (1,0 п.л.).

10. Соколов, М.М. Основные системные пороки налоговой политики России / М.М. Соколов // Вестник научной информации. Институт экономики РАН. 2007. № 2. С. 5–24. (1,0 п.л.).

11.Соколов, М.М. Амортизационная политика и диверсификация экономики / М.М. Соколов // Экономист. 2010. № 10. С. 20–24. (0,6 п.л.).

12.Соколов, М.М. Современные изменения в налогообложении и их влияние на развитие экономики и общества //Электронный ресурс// Российский экономический конгресс. Сб. докладов участников конгресса. / М.М. Соколов. М.:ИЭ РАН, 2009. 1.СД-РОМ. Регистр. № - ISBN, в Книжной палате РФ. (0.6 п.л.).

13.Соколов, М.М. Современные тенденции в политике налогообложения физических и юридических лиц, взаимосвязь социальных и экономических аспектов» / М.М. Соколов // Экономика Украины (научный журнал). ISSN 0131-7741. Киев. 2009. № 8. С. 30–41 (0,8 п.л.).

14.Соколов, М.М. Фантом в теории налогообложения (О кривой Артура Лаффера)» / М.М. Соколов //Экономика Украины (научный журнал). ISSN 0131-7741. Киев. 2010. № 7. С. 50–58 (0,7 п.л.).

Научные публикации в других изданиях:

15.Соколов, М.М. Эволюционные изменения в амортизационной политике как особой форме налогового воздействия на развитие экономики / М.М. Соколов// Все о налогах (научно-практический журнал). 2010. № 10, 11 (2 п.л.).

16.Соколов, М.М. Критический взгляд на кривую Артура Лаффера / М.М. Соколов // Все о налогах (научно-практический журнал). 2008. № 12 (0,9 п.л.).

17.Соколов, М.М. Основные направления налоговых реформ в России и их результаты / М.М. Соколов // Все о налогах (научно-практический журнал). 2008. № 5. (1,1 п.л.).

18.Соколов, М.М. Налог на добычу полезных ископаемых / М.М. Соколов // Налоговое планирование. 2008. № 1 (0.6 п.л.).

19.Соколов, М.М. О взаимосвязи налогообложения физических и юридических лиц / М.М. Соколов // Все о налогах (научно-практический журнал). 2009. №4 (1,0 п.л.).

20.Соколов, М.М. К вопросу об органическом строении капитала / М.М. Соколов // Известия АН СССР. Серия экономическая. 1983. № 1 (0,8 п.л.).

21.Соколов, М.М. О механизме роста цен в капиталистических странах / М.М. Соколов // Известия АН СССР. Серия экономическая. 1980. № 2 (1,0 п.л.).

22.Соколов, М.М. Тенденции развития мирового топливно-энергетического рынка и движение цен / М.М. Соколов // МЭ и МО. 1973. № 12 (0,9 п.л.).

23.Соколов, М.М. О механизме ценообразующих факторов на мировых капиталистических рынках / М.М. Соколов //Вопросы ценообразования. 1972. вып. 6. (0,8 п.л.).

24.Соколов, М.М. Влияние фактора овеществленного труда на формирование затрат и цен / В книге «Факторы динамики цен в развитых капиталистических странах / М.М. Соколов. М., 1978. 1,2 п. л.

25.Соколов, М.М. Обоснование концепции развития ТЭК в системе развития народного хозяйства / В книге «Экономические проблемы развития топливно-энергетического комплекса СССР» / М.М. Соколов. М.: ВНИИКТЭП, 1979. Вып. 4. (2,0 п.л.)

26.Соколов, М.М. Триллионы для инвестиций в стране найдены / М.М. Соколов // Конъюнктура. 2011. № 1 (0,5 п.л.).