- теоретически обоснованы и уточнены содержания понятий «туристский регион», «туристская зона», «туристский центр», разработаны структурные схемы их представления, установлено соотношение между этими понятиями;
- выявлены ключевые факторы, влияющие на развитие туристского региона, а именно: стабильность экономического, социального и политического положения; сохранение и приумножение туристских ресурсов региона; совершенствование туристской инфраструктуры; наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития; улучшение качества жизни населения, проживающего в принимающем туристском регионе;
- установлено, что основными системообразующими факторами развития сферы туризма являются объекты туристского интереса - аттракторы; предложен методологический подход к выявлению, использованию и развитию свойств аттракторов, позволяющий активизировать и эффективно использовать места привлекательности, особенности использования которых определяют методы и формы развития обслуживающей туристов инфраструктуры региона;
- предложена методика маркетинговых исследований туристского региона с целью формирования его стратегии развития на основе соблюдения основополагающих тенденций устойчивого развития;
- исследованы процессы и тенденции инвестирования в модернизацию, реконструкцию туристских проектов, на примере, туристского комплекса Республики Дагестан, определены приоритетные направления инвестирования в условиях формирования и функционирования целевых долгосрочных туристских программ;
- разработан процессный подход инвестирования туристских программ, обеспечивающий оптимизацию принятия инвестиционных решений с учетом интегрированного воздействия организационных, экономических и инновационных факторов в условиях неопределенности рыночных отношений;
- предложен методологический подход к формированию и использованию потенциалов региона для развития туристской индустрии, позволяющий синтезировать и классифицировать их с учетом современных требований, что расширяет ресурсную базу управления и способствует повышению эффективности принимаемых управленческих решений;
- обоснована объективная необходимость использования в методологии управления туристской индустрией в регионе элементов теории отраслевых рынков в процессах горизонтальной, вертикальной и конгломерационной интеграции, позволяющая определить границы влияния рынка туристских услуг на новые формы туристских структурных образований;
- предложен набор инструментов по выявлению возможного перечня рисков развития туристского региона и выбора методов управления ими для разработки программы мероприятий по снижению уровня рисков развития туристского региона;
- разработана модель по формированию интегрированной системы управления устойчивым развитием регионального туристского комплекса, базирующаяся на принципах социосинергетики с использованием синтезированных потенциалов в процессе производства туристских услуг, позволяющая достигнуть поставленных целей путем концентраций и интеграции имеющихся туристских ресурсов региона.
1.Камилова З.М., Лайпанов С. Агротуризм – альтернативный путь развития сельских территорий // Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал АПК: экономика, управление. – Москва: 2008. С.35-36. - 3,1 п.л./ 1,2 п.л.
2.Камилова З.М., Маруткина Е.А.. Программно-целевой подход как инструмент стратегического развития предпринимательских структур в туристско-рекреационной сфере // Ученые записки «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России». Сборник научных трудов Российской Академии Предпринимательства. Вып.XIII. – Москва: 2008. С. 129-136. - 0,4 п.л./ 0,2п.л.
3.Камилова З.М., Маруткина Е.А. Выбор модели стратегического развития для туристической фирмы в условиях неожиданных изменений предпринимательской среды // Ученые записки «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России». Сборник научных трудов Российской Академии Предпринимательства. Вып.XIV. – Москва: 2008. С. 259-267. - 0,4 п.л./0,2 п.л.
4.Камилова П.Д., Камилова З.М. Туристская дестинация как основа конкурентоспособности региона // Ученые записки «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России». Сборник научных трудов Российской Академии Предпринимательства. Вып.XVIII. – Москва: 2009.С.137-144. - 0,4 п.л./0,2 п.л.
5.Камилова З.М. Налогообложение как компонент экономического механизма функционирования регионального туристского комплекса // Учёные записки «Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России». Сборник научных трудов Российской Академии Предпринимательства. Вып. XXIII. – Москва: 2009. С.92-99. - 0,4 п.л.
6.Камилова З.М. Организационные аспекты формирования интегрированной системы управления устойчивым развитием регионального туристского комплекса // Путеводитель предпринимательства № 4-5. С.146-157. - 0,4 п.л
7.Магомедов А-Н.Д., Соколова Ж.Е., Таран В.В., Камилова З.М. Дополнительные источники фермерского дохода в США // Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий № 12. – Москва: 2009. С.82-85. - 9,8п.л./3,4п.л.
8.Камилова З.М. Основные направления интеграций предприятий регионального туристского комплекса // М: Путеводитель предпринимателя: научно-практическое издание. – М: РАП, 2010. – Выпуск 6. С.72-79. 0,44 п.л.
Монографии и статьи в периодических научных изданиях в материалах конференций и в сборниках научных трудов вузов:
9.Камилова З.М. Формирование маркетинговой концепции управления туристско-рекреационным комплексом. – Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН». 2005. - 7,5 п.л.
10.Камилова З.М., Бескаев Ю.Ю. Формирование механизма управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса. – Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН». 2006. - 7,5 п.л./ 3,1 п.л.
11.Камилова З.М. Формирование эффективного механизма управления предприятиями туристской индустрии. – Махачкала: ГУП «Типография ДНЦ РАН». 2007. - 9,25 п.л.
12.Камилова З.М. Пирбудагова С.М. Стратегическое управление региональным туристско-рекреационным комплексом. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2009. - 148с. - 9,8 п.л.
13.Камилова З.М. Механизм формирования интегрированной системы управления устойчивым развитием регионального туристского комплекса. - Махачкала: Лотос, 2010. -21,46.
14.Яхъяев М.А., Камилова З.М. Особенности маркетинговой деятельности в процессе активизации рекреационных ресурсов РД // Ученые записки «Предпринимательство в России: проблемы и перспективы»: Материалы Международной научно-практической конференции. Выпуск IV - Москва, Российская Академия Предпринимательства. – Москва: 2003. - 0,6/0,4 п.л.
15.Камилова З.М. Роль маркетинговых элементов в системе управления туристской отраслью // Материалы республиканского научно-практического семинара «Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем». - Махачкала: ГОУ ВПО «ДГТУ», 2003. - 0,2 п.л.
16.Камилова З.М. Некоторые направления улучшения использования туристско-рекреационного потенциала РД // Региональный вестник молодых ученых: Сборник статей молодых ученых и аспирантов. – Москва: Изд.центр СМУР «Academa», 2005г. №1. - 0,2 п.л.
17.Камилова З.М. Маркетинговые средства информации потребителей // Вестник молодых ученых Дагестана: Ежеквартальный сборник статей молодых ученых и аспирантов. – Махачкала: Изд.дом «Наука», 2005г.№1. - 0,2 п.л.
18.Камилова З.М. Анализ потенциала развития предпринимательства в сфере туризма Республики Дагестан // – Махачкала: ДагЦНТИ, 2006. - 0,2 п.л.
19.Камилова З.М. Место гостевых домов в туризме республики // Современные реформы: Актуальность и эффективность. Сборник научных трудов ДГУ. Изд. «Формат». – Махачкала: 2006. - 0,4 п.л.
20.Камилова З.М. Средства размещения как условия повышения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса Дагестана // Конкурентоспособность предприятий и организаций. Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции ПГСХА. – Пенза: 2006. - 0,2 п.л.
21.Камилова З.М., Шабанова М.М. Роль туризма в организации комплексного отдыха // Сборник научных трудов. Современные реформы: актуальность и эффективность. – Махачкала: ДГТУ. 2006. – С. 55-60. – 0,3п.л.
22.Камилова З.М. Определение стратегических альтернатив туристскими организациями // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2007. - 0,5 п.л.
23.Камилова З.М. Практика реализации государственных стратегий в сфере туризма в зарубежных странах // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2007. - 0,5 п.л.
24.Камилова З.М. Особенности развития предпринимательства в туристско-рекреационной сфере // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2007. - 0,4 п.л.
25.Камилова З.М. Разработка методических подходов к проведению стратегического анализа предпринимательской деятельностью в туристской сфере // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2007. - 0,4 п.л.
26.Камилова З.М. Предпринимательская деятельность как объект стратегического управления в туризме и рекреации // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,3 п.л.
27.Камилова З.М. Факторы определяющие эффективность стратегического управления предпринимательскими структурами в сфере туризм // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,4 п.л.
28.Камилова З.М. Основы стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,2 п.л.
29.Камилова З.М. Специфика стратегического управления туристской фирмой // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,3 п.л.
30.Камилова З.М. Анализ конкуренции в туристской сфере // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,4 п.л.
31.Камилова З.М. Моделирование стратегического развития предприятий туристско-рекреационного комплекса // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,4 п.л.
32.Камилова З.М. Программирование стратегического развития туристско-рекреационной сферы Республики Дагестан // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,3 п.л.
33.Камилова П.Д., Камилова З.М. Методические рекомендации по стратегическому развитию туристского региона с учетом потребностей туристов // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,6 п.л./ 0,4 п.л.
34.Камилова З.М., Камилова П.Д. Характеристика туризма как социально-экономического явления // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации.– Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,3 п.л.
35.Камилова З.М. Особенности управления туристским регионом // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,3 п.л.
36.Камилова З.М. Анализ рекреационного потенциала развития предпринимательства в туристской сфере Республики Дагестан // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,2 п.л.
37.Павлюченко Е.И., Камилова З.М. Содержание и структура регионального туристского комплекса // Сборник научных трудов «Современный менеджмент: Состояние и перспективы». – Махачкала: ДГТУ, 2009. - 0,6 п.л. / 0,3 п.л.
38.Шабанова М.М. Камилова З.М. Роль функции нормирования в управлении устойчивым развитием регионального туристского комплекса // Сборник научных трудов «Современный менеджмент: состояние и перспективы». – Махачкала: ДГТУ, 2009. - 0,6 п.л. / 0,3 п.л.
39.Шабанова М.М, Камилова З.М. Содержание и функции регионального туристского комплекса // Сборник научных трудов «Современный менеджмент: состояние и перспективы» - Махачкала: ДГТУ, 2009. - 0,6 п.л. /0,3 п.л.
40.Камилова З.М., Маруткина Е.А. Теоретические основы стратегического управления предпринимательской деятельностью в туристско-рекреационной сфере // Информационный листок Дагестанского Центра научно-технической информации. – Махачкала: ДагЦНТИ, 2009. - 0,2 п.л.
41.Камилова З.М. Шабанова М.М. Моделирование процессов управления инвестиционной деятельностью в туристской сфере // Актуальные проблемы социально-экономического развития России в современных условиях: сборник научных и научно-практических работ. – М:Челябинский филиал. РАП. Выпуск 4. 2010. С. 81-89. – 0,3/0,1 п.л.
42.Камилова З.М., Шабанова М.М. Управление предпринимательскими структурами в туризме в условиях риска // Современные проблемы экономики: актуальность и эффективность: сборник научных трудов. – Махачкала: ДГТУ. 2010. – С.350-353. – 0,3/0,2 п.л.
43.Камилова З.М. Проблемы развития индустрии отдыха в России // Ежемесячный научный журнал «Молодой учёный». – Чита:2011. – С.162-165. – 0,4п.л.