- основы реализации функции надзора и правовых средств ее реализации в рассматриваемой сфере, правового регулирования и организационно-методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности;
- предмет и приоритетные направления прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности;
- пределы прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности, возможность их уточнения;
- факторы, влияющие на состояние законности, которая в сфере защиты свободы экономической деятельности в значительной мере обеспечивается органами прокуратуры;
- критерии оценки результативности деятельности прокуроров по защите свободы экономической деятельности, в том числе эффективности новых методов в работе прокуратуры;
- правовые и организационные механизмы повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности.
2. Вывод о неразрывной связи принципа законности со свободой экономической деятельности, уяснение смысла которой составляет теоретическую предпосылку для определения предмета, пределов и приоритетных направлений прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности, когда эта свобода:
- существует в виде субъективных прав и, значит, всегда в строго определенных границах, что позволяет отсечь от свободы экономической деятельности и связанной с ней активности ее крайние, негативные проявления, такие как игнорирование обязательных требований государства к хозяйствующим субъектам, злоупотребление правом;
- способствует формированию в общественном сознании идеи о целесообразности и необходимости такого реально правомерного поведения всех субъектов, реализующих свободу экономической деятельности, при котором фактически достигается всеобщность права;
- становится гарантированным, охраняемым государством внешним и внутренним состоянием независимости субъектов права, познающих действительность и действующих в соответствии с познанным, разумно сочетающих свои интересы с интересами иных субъектов права и общества, и выражается в возможности осуществления законной добросовестной предпринимательской и иной экономической деятельности без вмешательства третьих лиц, в том числе государственных и муниципальных органов.
3. Доказано, что в настоящее время российская прокуратура, сохранив традиционные для отечественной правовой системы черты механизма постоянного контроля за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов, превратилась в один из высокоэффективных инструментов реализации принципов демократии, защиты прав хозяйствующих субъектов и свободы экономической деятельности.
Поскольку в функции уголовного преследования прокуратуры в результате реформирования были смещены акценты и возможности ее реализации, укрепление законности при защите свободы экономической деятельности в настоящее время в существенной степени проводится вне уголовного процесса с использованием не связанных с уголовным преследованием прокурорско-надзорных средств реагирования.
4. Исходя из того, что свобода - это способность человека действовать в своих интересах и целях, реализуемая в соответствии с принципом общего дозволения и подвергаемая необходимым ограничениям, связанным с защитой интересов общества и государства, дано авторское определение предмета прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности, под которым понимается соблюдение федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций норм Конституции Российской Федерации, направленных на регулирование экономических отношений и обеспечение свободы экономической деятельности; исполнение ими законодательных норм императивного характера, определяющих правовое пространство свободы экономической деятельности, в котором хозяйствующие субъекты полностью свободны в выборе и использовании любых средств для повышения эффективности предпринимательской и иной экономической деятельности и достижения наилучших результатов этой деятельности, в приложении своего труда, в пользовании созданным и заработанным, а также тех запретов и ограничений, затрагивающих свободу экономической деятельности хозяйствующих субъектов, которые прямо установлены законом; соответствие законам издаваемых указанными органами нормативных правовых актов, влияющих на правовое пространство свободы экономической деятельности.
5. Выделены основные критерии, определяющие пределы прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности: виды нормативных правовых актов, охраняющих и гарантирующих свободу экономической деятельности, надзор за исполнением которых возложен на прокуроров; объекты прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности; объем полномочий прокурора по выявлению нарушений законов о свободе экономической деятельности; достаточность знаний о предмете прокурорского надзора, позволяющая прокурору принять взвешенное, необходимое решение; характер вмешательства прокуроров в деятельность поднадзорных объектов, который определяется, в первую очередь, потребностями защиты публичного интереса; принцип диспозитивности, предопределяющий возможность участников регулируемых отношений самостоятельно и в соответствии со своими интересами выбирать наиболее целесообразный для них вариант поведения и предполагающий устранение необоснованного вмешательства государства в оперативно-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов; принцип запрета злоупотребления правом, согласно которому исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав.
6. Внесены предложения, направленные на более точное закрепление пределов прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности, в том числе позволяющие:
- закрепить новые полномочия прокуроров в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе путем дополнения п. 1 ст. 22 полномочиями, связанными с дачей согласия органам контроля на проведение внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, формированием ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, отказом контролирующему органу во включении предложения о проверочном мероприятии в план контрольных мероприятий; абз. 3 п. 1 ст. 22 положением следующего содержания: «Согласование с органами прокуратуры проверки, проводимой по требованию прокурора, не требуется»;
- законодательно регламентировать критерии, по которым возможно оценить существующую угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, отсутствие которых негативно сказывается на должной реализации прокурорами новых полномочий при принятии решений о согласовании внеплановых выездных проверок;
- учитывая, что со стороны контролирующих органов могут возникать препятствия ввиду отсутствия прямого для них указания, установить в Законе № 294-ФЗ обязательность для органов контроля выполнения требования прокурора о проведении проверки с указанием на то, что по поручению прокурора проверка может быть проведена без согласования с органами прокуратуры.
7. Обоснован вывод о том, что новые полномочия по обеспечению гарантии недопущения, минимизации правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, возложенные на органы прокуратуры Законом № 294-ФЗ, формируют принципиально новую систему укрепления законности в сфере защиты свободы экономической деятельности, поскольку вводят в прокурорский надзор дополнительную информационную составляющую, призванную охватить как можно больше субъектов государственного контроля и предпринимательской среды для выявления нарушений законов в области охраны свободы экономической деятельности. Получая полную информацию от всех контролирующих органов о готовящихся проверках, прокурор имеет возможность противодействовать не только единичным фактам нарушений свободы экономической деятельности, но и их массовым проявлениям, чем достигается основная цель наделения органов прокуратуры новыми полномочиями - повысить эффективность правозащитной деятельности прокуратуры.
8. В целях оптимизации прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности выделены существенно влияющие на состояние законности в рассматриваемой области факторы комплексного характера, в том числе: защита добросовестной конкуренции; развитие инновационной экономики; укрепление финансовых рынков и повышение ликвидности банковской системы; государственная поддержка предпринимательства и создание условий для развития конкурентоспособной отечественной промышленности; снижение административных барьеров; создание эффективного механизма защиты хозяйствующих субъектов от рейдерских атак; противодействие коррупции, а также правового характера: неурегулированность правом определенных отношений в различных правовых сферах, затрагивающих свободу экономической деятельности; противоречия в действующем законодательстве, обеспечивающем свободу экономической деятельности; принятие «дефектных» нормативных правовых актов, ущемляющих законные права, свободы, интересы хозяйствующих субъектов, не обеспеченных для своего осуществления необходимыми ресурсами (материальными, кадровыми и иными); наличие коррупционных факторов в нормативных правовых актах о свободе экономической деятельности.
9. В целях надлежащей организации деятельности прокуратуры по содействию правовыми средствами преодолению отставания развития инновационной экономики в России разработана направленная на раскрепощение творческой активности, свободы предпринимательства авторская, научно обоснованная классификация наиболее опасных правонарушений, препятствующих развитию и внедрению инноваций, которые являются необходимыми инструментами для развития конкурентной среды, в том числе: несоблюдение норм законодательства при закреплении за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, выделенных на НИР и НИОКР, при осуществлении правовой охраны таких результатов интеллектуальной деятельности; нарушения законодательства при организации учета, а также в процессе использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и др.
10. Доказано, что разработка новых подходов к конструированию методик прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности, рекомендаций по наиболее эффективному выявлению средствами прокурорского надзора нарушений свободы экономической деятельности и обстоятельств, способствующих им, возможна на основании адаптации и модификации с учетом специфики надзорной практики приемов и методов криминалистики, разработанных для расследования преступлений экономической направленности, в том числе криминалистических теории отражения, классификации признаков преступлений, некоторых средств их обнаружения. Правонарушения экономической направленности различаются по степени общественной опасности, поэтому усилия прокуроров должны быть направлены на нейтрализацию тех из них, которые в большей степени оказывают влияние на решимость совершать преступления, наиболее тесно связаны с ними, создают условия для перерастания правонарушений меньшей общественной опасности в преступные деяния, что определяет структуру и содержание методических пособий по осуществлению прокурорского надзора в сфере защиты свободы экономической деятельности.
11. Предлагается исходить из того, что отправным моментом при разработке методик прокурорского надзора является способ совершения правонарушения, в связи с чем вносится предложение о включении в методику прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности положений о следах правонарушений, отраженных в документах и обусловленных способом совершения противоправных деяний; источников информации о нарушениях свободы экономической деятельности; основных (типичных) видов нарушений соответствующих законов; признаков, свидетельствующих о наличии таких нарушений; обстоятельств, способствующих их совершению; сведений о типичных «серых схемах» обхода требований законов о свободе экономической деятельности, которые позволят выявить точки роста противоправной активности, способы совершения наиболее опасных противоправных действий, связанных с ограничением свободы экономической деятельности, приносящих существенный вред интересам общества и государства, и предложить меры по их нейтрализации или снижению общественной опасности.
12. Разработан алгоритм проведения проверок, направленных на выявление нарушений законов о свободе экономической деятельности, с учетом их признаков, способов совершения этих нарушений в различных правовых сферах: антимонопольной, кредитно-финансовой, осуществления государственного и муниципального контроля, противодействия рейдерству и коррупционным проявлениям, защиты интеллектуальной собственности, что позволяет более эффективно применять надзорные полномочия прокуроров.
13. Сформулированы предложения по повышению эффективности действующей организационной модели прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности, в том числе: укрепление взаимодействия с предпринимательским сообществом, правовое просвещение предпринимателей и представителей контролирующих органов, усиление роли общественных советов по защите малого и среднего бизнеса созданных при прокуратурах субъектов Российской Федерации, использование специфических форм взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами.
14. Разработаны предложения по устранению недостатков и коллизий действующих законов о свободе экономической деятельности, деформирующих правовой порядок в различных правовых сферах: антимонопольной, кредитно-финансовой, осуществления государственного и муниципального контроля, оказания государственной поддержки предпринимательству, защиты интеллектуальной собственности, противодействия рейдерству и коррупции, определены пути их преодоления с конкретными рекомендациями, направленными на общую цель: повышение эффективности защиты свободы экономической деятельности средствами прокурорского надзора, в том числе:
- законодательно урегулировать виды контроля (надзора), выпавшие из зоны действия Закона № 294-ФЗ (пробирный, земельный), поскольку в нем отсутствуют основания для проведения выездных внеплановых проверок в ряде областей;
- дополнить основания отмены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом результатов проведенных с грубым нарушением закона проверок, установленные в ст. 20 Закона № 294-ФЗ (заявление юридического лица, индивидуального предпринимателя), таким, как заявление прокурора;
- разграничить понятия административного расследования и проверки контролирующих органов путем внесения дополнений в Закон № 294-ФЗ в целях предотвращения возможности оформлять внеплановую проверку в качестве административного расследования. Для устранения правовой неопределенности в данном вопросе предлагается, в частности, имплементировать норму ст. 20 Закона № 294-ФЗ в КоАП РФ, дополнив ст. 26.2 КоАП РФ («Доказательства») положением о недопустимости использования доказательств, полученных при проведении проверки в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если такая проверка проведена с грубыми нарушениями требований законодательства;
- разработать как на федеральном, так и на региональном уровнях реестры субъектов малого и среднего бизнеса, отсутствие которых препятствует возможности соблюдения законодательно установленных сроков проведения проверок, осуществления эффективного прокурорского надзора в сфере защиты свободы экономической деятельности;
- внести дополнения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в отношении осуществления процедур надзора на консолидированной основе, в частности, деятельности банковских групп и банковских холдингов, составляющих значительную долю в числе действующих кредитно-банковских организаций;
- установить в ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» обязанность, а не право, а также сроки утверждения органами государственной и муниципальной власти порядка формирования, ведения и опубликования перечней государственного и муниципального имущества, подлежащего передаче в долгосрочную аренду на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства, порядка и условий предоставления в аренду такого имущества; внести в указанную статью изменения, касающиеся конкретизации назначения недвижимого имущества, которое может быть включено в Перечень государственного и муниципального имущества, подлежащего передаче в долгосрочную аренду на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе с учетом его социальной значимости.
1. Бут, Н.Д. Законодательство о банках и банковской деятельности / Н.Д. Бут, И.С. Викторов, А.В. Паламарчук // Законность. – 2000. – № 11. – С. 16–20. Вклад автора – 0,2 п.л.
2. Бут, Н.Д. Надзор за исполнением законодательства о лицензировании / Н.Д. Бут, А.В. Паламарчук // Законность. – 2000. – № 6. С. 7–11. Вклад автора – 0,2 п.л.
3. Бут, Н.Д. Свобода экономической деятельности и законность / Н.Д. Бут // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2007. – № 2. – С. 3–10. – 0,3 п.л.
4. Бут, Н.Д. Свобода экономической деятельности / Н.Д. Бут, О.С. Опенышев // Законность. – 2008. – № 8. – С. 2–6. Вклад автора – 0,2 п.л.
5. Бут, Н.Д. Некоторые вопросы осуществления государственными надзорными органами проверок предпринимателей / Н.Д. Бут, М.П. Сухомлинова // Информационно-измерительные и управляющие системы. Труды военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. – М., 2008. – С. 61–72. Вклад автора – 0,2 п.л.
6. Бут, Н.Д. Защита прав субъектов малого и среднего бизнеса органами прокуратуры / Н.Д. Бут // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.– 2009. – № 2 (10). – С. 16–21. – 0,3 п.л.
7. Бут, Н.Д. Свобода экономической деятельности и защита ее от незаконных ограничений / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2010. – № 1 (15). – С. 10–15. Вклад автора – 0,2 п.л.
8. Бут, Н.Д. Обеспечение прокуратурой свободы экономической деятельности / Н.Д. Бут // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2010. – № 2 (16). – С. 7–12. – 0,3 п.л.
9. Бут, Н.Д. Угрозы свободе экономической деятельности и их устранение / Н.Д. Бут // Законы России. – 2010. – № 4. – С. 95–100. – 0,3 п.л.
10. Бут, Н.Д. Совершенствование защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля / Н.Д. Бут // Законность. – 2010. – № 5. – С. 51–56. – 0,25 п.л.
11. Бут, Н.Д. Прокурор защищает свободу экономической деятельности и труда / Н.Д. Бут // Кадровик. – 2010. – № 9. – С. 67–73. – 0,3 п.л.
Монографии, научно-практические и учебные пособия
12. Бут, Н.Д. Защита прокурором прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности: монография / Н.Д. Бут, А.В. Паламарчук. – М.: Мир энциклопедий Аванта+Астрель. – 2011. – 19 п.л. Вклад автора – 6 п.л.
13. Бут, Н.Д. Свобода экономической деятельности и законность: монография / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков. – М.: Юрлитинформ. – 2010. – 26,5 п.л. Вклад автора – 22 п.л.
14. Бут, Н.Д. Государственный контроль и защита предпринимательства: монография / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук. – М.: Генеральная прокуратура РФ. – 2009. – 26,65 п.л. Вклад автора – 4 п.л.
15. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: сб. метод. материалов / Н.Д. Бут, А.Х. Казарина, А.В. Паламарчук и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+ Астрель. – 2010. – 45,5 п.л. Вклад автора – 2,5 п.л.
16. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности: науч.-метод. пособие / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков,
А.В. Паламарчук. – М.: Генеральная прокуратура. – 2008. – 15 п.л. Вклад автора – 6 п.л.
17. Бут, Н.Д. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности: науч.-метод. пособие / Н.Д. Бут, А.В. Ларьков, О.С. Опенышев, Паламарчук А.В. – М.: ОАО «Нижполиграф». – 2007. – 10 п.л. Вклад автора – 4,7 п.л.
18. Бут, Н.Д. Противодействие недружественным поглощениям: науч.-пр. пособие / Н.Д. Бут, И.С. Викторов, Д.А. Звягинцев, О.С. Опенышев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2006. – 22 п.л. Вклад автора – 15 п.л.
19. Бут, Н.Д. Государственная собственность в Российской Федерации (правовое регулирование, правоприменительная и прокурорская практика): науч.-пр. комментарий / Н.Д. Бут, Д.Г. Алексеева, и др. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 36 п.л. Вклад автора – 10 п.л.
20. Бут, Н.Д. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование: науч.-пр. пособие / Н.Д. Бут, Т.В. Ашиткова и др. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2002. – 23,52 п.л. Вклад автора – 8,2 п.л.
21. Бут, Н.Д. Организация проведения надзорных проверок по исполнению законодательства о банковской деятельности: методическое пособие / Н.Д. Бут, А.В. Паламарчук, И.С. Викторов. – М.: ООО «ИРЦ Газпром». – 1999. – 7,3 п.л. Вклад автора – 4,2 п.л.
22. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о лицензионной деятельности в сфере экономики: науч.-метод. пособие / Н.Д. Бут, И.С. Викторов и др. – М.: ОАО «Молодая гвардия». – 2001. – 12,6 п.л. Вклад автора – 4,5 п.л.
23. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства контролирующими органами: метод. пособие / Н.Д. Бут, И.С. Викторов, Н.П. Власова. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. – 2001. – 7 п.л. Вклад автора – 3 п.л.
24. Бут, Н.Д. Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной собственности: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, И.С. Викторов и др. – М., 2004. – 1,5 п.л. Вклад автора – 0,5 п.л.
25. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о банках и банковской деятельности: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, В.Б. Ястребов и др. – М., 1996. – 1,5 п.л. Вклад автора – 0,8 п.л.
26. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о ценных бумагах: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, Т.В. Ашиткова и др.. – М., 1998. – 2 п.л. Вклад автора – 0,7 п.л.
27. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением банковского законодательства в деятельности Центрального банка Российской Федерации: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, И.С. Викторов, А.В. Паламарчук. – М., 1999. – 1,5 п.л. Вклад автора – 0,9 п.л.
28. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов органами контроля в сфере экономики: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, А.Х. Казарина и др. – М., 1999. – 1,5 п.л. Вклад автора – 0,5 п.л.
29. Бут, Н.Д. Методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства о призыве граждан на военную службу: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, И.С. Викторов и др. – М., 2001. – 1,3 п.л. Вклад автора – 0,3 п.л.
30. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением налогового законодательства в кредитно-финансовой сфере: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, Л.И. Демьяненко и др. – М., 1999. – 1,3 п.л. Вклад автора – 0,4 п.л.
31. Бут, Н.Д. Осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства об интеллектуальной собственности: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, И.С. Викторов и др. – М., 2003. – 1,5 п.л. Вклад автора – 0,4 п.л.
32. Бут, Н.Д. Организация прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности и осуществление прокурорами новых полномочий в сфере государственного и муниципального контроля: метод. рек. для прокуроров / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.Ж. Макашева. – М., 2009. – 2 п.л. Вклад автора – 0,9 п.л.
Научные статьи и иные научные работы
33. Бут, Н.Д. Система прокуратуры Российской Федерации и ее основные функции / Н.Д. Бут // Государственный контроль за экономикой. – М.: Юристъ, 2000. – С. 107–119. – 0.5 п.л.
34. Бут, Н.Д. Некоторые вопросы прокурорского реагирования на нарушения законодательства о лицензировании / Н.Д. Бут, А.В. Паламарчук // Укрепление законности в экономике, социальной сфере и административной деятельности средствами прокурорского надзора: сб. науч. трудов. – М., 2001. – С. 44–52. Вклад автора – 0,2 п.л.
35. Бут, Н.Д. Надзор за исполнением законодательства в деятельности федеральной комиссии по рынку ценных бумаг / Н.Д. Бут // Органы государственного контроля за соблюдением законодательства в экономике и социальной сфере Российской Федерации: функциональные полномочия, правоприменительная практика, прокурорский надзор:
сб. науч.-метод. трудов. – М.: ООО Издательский Дом «ОРЛИК». – 2003. – С. 172–186. – 0,6 п.л.
36. Бут, Н.Д. Надзор за исполнением законодательства Центральным банком Российской Федерации (Банком России) / Н.Д. Бут // Органы государственного контроля за соблюдением законодательства в экономике и социальной сфере Российской Федерации: функциональные полномочия, правоприменительная практика, прокурорский надзор: сб. науч.-метод. трудов. – М.: ООО Издательский Дом «ОРЛИК», 2003. – С. 215–226. – 0,5 п.л.
37. Бут, Н.Д. Надзор за законностью в деятельности государственных органов, регулирующих производство и реализацию алкогольной продукции / Н.Д. Бут, Н.П. Власова // Органы государственного контроля за соблюдением законодательства в экономике и социальной сфере Российской Федерации: функциональные полномочия, правоприменительная практика, прокурорский надзор: сб. науч.-метод. трудов. – М.: ООО Издательский Дом «ОРЛИК», 2003. – С. 237–246. Вклад автора – 0,3 п.л.
38. Бут, Н.Д. Экономические права граждан и их правовая защита средствами прокурорского надзора / Н.Д. Бут, И.С. Викторов // Актуальные проблемы совершенствования прокурорского надзора в социально-экономической сфере: сб. науч. трудов. – М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2005. – С. 19–46. Вклад автора – 0,7 п.л.
39. Бут, Н.Д. Прокурорский надзор за исполнением законов о призыве граждан на военную службу и об альтернативной гражданской службе / Н.Д. Бут, И.С. Викторов // Социальные права граждан: правовое регулирование, правоприменительная практика, прокурорский надзор: сб. науч. трудов. – М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2006. – С. 23–55. Вклад автора – 0,8 п.л.
40. Бут, Н.Д. Основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства, охраняющего свободу экономической деятельности / Н.Д. Бут // Проблемы совершенствования прокурорского надзора: сб. статей. – Иркутск, 2007. – Вып. 3. – С. 96–104. – 0,3 п.л.
41. Бут, Н.Д. Защита прокурором свободы экономической деятельности и труда / Н.Д. Бут // Вопросы трудового права. – 2010. – № 6. – С.45–51. – 0,3 п.л.
42. Бут, Н.Д. Защита прокуратурой прав предпринимателей /
Н.Д. Бут // Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации: сб. статей. – М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. – С. 61–66. – 0,25 п.л.
43. Бут, Н.Д. Формы и методы защиты прокурором свободы экономической деятельности / Н.Д. Бут // Личность, право, власть в современной России: сб. тезисов докладов VIII Всероссийской научно-практической конференции (Кострома, 2010 г.). – Том II. – Кострома, 2011. – С. 23–36. – 0,6 п.л.