- Высшее историческое образование как социальный институт на всех этапах его развития являлось неотъемлемой частью общественно-политической системы, которая предопределяла его цели, ставила задачи, трансформировала структуру и задавала содержание исторических курсов. Политический фактор в развитии высшего исторического образования практически всегда превалировал над потребностями личности, экономики или общества. В то же время высшее историческое образование имело и свою внутреннюю историю - историю людей, его составляющих, которые по-разному воспринимали требования общественно-политической системы, видоизменяли или приспосабливались к ней, наполняли структуру государственной системы подготовки историков своими чувствами, ценностями, мировоззренческими установками.
- Современное исследование проблем образования, которые могут рассматриваться как сфера взаимодействия самых различных факторов - экономических и политических, социальных и культурных, антропогенных и гносеологических, на наш взгляд, наиболее приемлемо и продуктивно с позиций «новой социальной» и «социокультурной истории». При такой исследовательской ориентации эволюционная динамика отечественной системы образования рассматривается не столько в традиционном контексте выявления сущности основных направлений и особенностей образовательной политики, организационной структуры этой системы, трансформации научно-познавательных парадигм, сколько с точки зрения взаимодействия различных участников и факторов образовательного процесса.
- Политические преобразования советской власти в 1917 - начале 1920-х гг. определили новые цели и задачи народного образования: сделать высшее образование, в том числе историческое, доступным, независимо от национального, социального происхождения и материального дохода. Однако, решая первостепенные задачи «перековки» дореволюционных взглядов историков, переделки структуры «буржуазных» университетов, «демократизации» исторических знаний, реформаторские мероприятия советской власти ломали складывавшиеся в течение столетия до революции методы, формы и приемы системы получения и преподавания исторического знания. В результате, к рубежу 1934 г., когда в партийных кругах было принято решение о восстановлении истории в школе и в вузе, высшее историческое образование практически утратило как свои методологические основы, так и, в значительной степени, кадровый потенциал.
- Реставрация системы высшего исторического образования во второй половине 1930-х гг., а также в военный и послевоенный период, потребовала значительных материальных и человеческих ресурсов. Исследование показало, что правительственная программа восстановления исторических факультетов во всех университетах страны, начатая в 1934 - 1936 гг., реально была осуществлена ценой огромных усилий только к концу 1940-х гг. «Кадровый голод», отсутствие учебных площадей, нехватка учебной литературы, особенно остро ощущавшиеся в отдаленных от центра вузах, - все эти проблемы стояли перед системой высшего исторического образования как в 1930-е, так и в 1950-е гг. Духовная атмосфера в вузовских сообществах, царившая в эти годы, не способствовала ни открытому научному диалогу, ни свободе и широте научных исследований.
- Изучение состояния высшего исторического образования на разных этапах его существования позволяет утверждать, что развитие этого социального института определялось не только путем властных указаний «сверху». Великая Отечественная война, принеся огромные человеческие и материальные потери для вузовских корпораций, одновременно унифицировала проявления человеческой активности, объединив в разрушенных и холодных зданиях и подвалах, в окопах и на передовой, в эвакуации и в условиях блокады и осторожную лояльность «старой» профессуры, и преданность «новой». И в годы войны, и в послевоенные годы, несмотря на сложное материально-бытовое положение и студентов, и преподавателей-историков, учебный процесс, как и научная работа, практически не прерывались.
- Развитие высшего исторического образования в 1960 - 1980-е гг. характеризовалось ростом сети вузов, изменением их структуры, в ходе которого исторические факультеты педвузов и некоторых университетов отделились от филологических и стали самостоятельными структурными единицами, ежегодно выпускающими тысячи учителей истории; заметным увеличением количества студентов и квалифицированных преподавателей. Можно сказать, что для исторического образования, по сравнению с предыдущими и последующими периодами, это было время стабилизации. Однако природа советской идеологии вступала в противоречие со свободой творческого поиска как в исторических исследованиях, так и в историческом образовании. Заданность и политизированность содержания учебных курсов, ограниченность научно-исследовательской работы, относительно низкий уровень жизни работников сферы образования - приводили к развитию кризисных тенденций в системе высшего исторического образования.
- Кризис власти в России второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. потребовал значительного обновления как исторического знания, так и самих целей высшего исторического образования. Однако и сегодня мы не можем констатировать, что все проблемы решены окончательно. Переход к плюрализму в методологии исторических исследований, интеграция науки и исторического образования, качественное обновление содержания исторических курсов и учебников, поиск новых форм, финансовая поддержка талантливых преподавателей и студентов - решение этих и других проблем в области высшего исторического образования необходимо сегодня не только для современной модернизации образования, но и для сохранения национального самосознания и национальной гордости народа.
- Подводя итог развития высшего исторического образования в советское время, можно констатировать, что при бесспорных достижениях вузов в это время в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров, организация учебно-воспитательного процесса в вузах была зависима от государственных планов и учебных программ. Разрыв системных связей гуманитарной и естественнонаучной подготовки, составлявших основу высшего образования, привел к изменению профессионально-нравственного облика специалистов, к обеднению гуманитарного потенциала высшего образования, в том числе исторического, социальному нигилизму и падению творческого потенциала выпускников.
- В наши дни задача повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации становится одной из важнейших, и именно в университетах формируются новые механизмы обеспечения и оценки этого процесса. В основе этих механизмов - повышение эффективности использования внутренних ресурсов, создание условий обеспечения надежной гарантии качества подготовки, ведение внутреннего мониторинга образовательной деятельности и обеспечивающих процессов, а также результатов обучения. Система высшей школы на современном этапе призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание граждан с высокой нравственностью, патриотов России. Важную роль в этой связи приобретает формирование уважительного, толерантного отношения к истории и культуре своего и других народов.
1.Ушмаева, К.А. Учебники по истории: методология и концепция [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев, Э.М. Щагин // Новая и новейшая история. – № 5. – М.: Наука, 2003. – С. 149-157. – 0,8/0,3 п.л. – ISSN 0130-3864.
2.Ушмаева, К.А. Историки Юга России в годы Великой Отечественной войны [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского государственного университета. - Вып. 40. – Ставрополь: СГУ, 2005. – С. 29-37. – 0,8 п.л. – ISBN 5-88648-461-2
3.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование и Болонский процесс [Текст] / К.А. Ушмаева // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. Северо-Кавказский регион / гл. ред. Ю.А. Жданов. – № 1(133). – Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. - С. 95-101. – 0,7 п.л. – ISSN 0321-3056.
4.Ушмаева, К.А. Всероссийское совещание историков [Текст] / К.А. Ушмаева // Высшее образование в России. – 2005. – № 1. – С. 54-57. – 0,3 п.л.
5.Ушмаева, К.А. Россия и формирование единого европейского пространства высшего образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Философия образования. – № 3 (17). – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - С. 28-31. – 0,4 п.л. – ISSN 1811-0916.
6.Ушмаева, К.А. Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна» [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского госуниверситета. – Вып. 46. – Ч.1. - Ставрополь: СГУ, 2006. - С. 166-172. – 0,8 п.л. – ISBN 5-88648-523-6
7.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование: состояние и перспективы [Текст] / К.А. Ушмаева // «Alma mater» (Вестник высшей школы). – № 3. – М.: Российский университет дружбы народов, 2006. – С. 43-49. – 0,5 п.л. – ISSN 0321-0383.
8.Ушмаева, К.А. О концепции преподавания истории в вузе [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского государственного университета. – Вып. 51. – Ставрополь: СГУ, 2007. – С. 7-14. – 0,8 п.л. – ISBN 5-88648-571-6.
9.Ушмаева, К.А. Проблемы информатизации исторического и социально-экономического образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Саратовского социально-экономического университета. – № 1(20). – Саратов: Саратовский социально-экономический университет, 2008. – С. 90-92. – 0,4 п.л. – ISSN 1994-5094.
10.Ушмаева, К.А. Эволюция теоретико-методологических основ российской историографии на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / К.А. Ушмаева // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. Северо-Кавказский регион / гл. ред. Ю.А. Жданов. – № 3(145). – Ростов-на-Дону: РГУ, 2008 – С. 83-88. – 0,6 п.л. – ISSN 0321-3056.
11.Ушмаева, К.А. Проблемы повышения качества подготовки историков в современной России [Текст] / К.А. Ушмаева // Научные проблемы гуманитарных исследований / гл. ред. В.А. Казначеев. - № 8(15) - Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2008. – C. 122-127. – 0,5 п.л. – ISBN 978-5-89314-146-7.
12.Ушмаева, К.А. Отечественная историография исторического образования в вузах России (20 – 90-е гг. XX в.) [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. – Вып. 4. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – С. 110-120. – 0,8 п.л. – ISSN 1812-9323.
13.Ушмаева, К.А. Очерк истории Ставропольского государственного университета в годы Великой Отечественной войны: преподаватели и студенты на защите Родины [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 69. – Ставрополь: СГУ, 2010. – С. 3-12. – 1,0 п.л.
14.Ушмаева, К.А. Миссия советских историков в годы Великой Отечественной войны [Текст] / К.А. Ушмаева // Научная мысль Кавказа. – №1. – - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ, 2011. - C. 64-68. – 0,5 п.л. – ISSN 2072-0181.
15.Ушмаева, К.А. Советские преподаватели и студенты 1930-х гг.: историко-социальный портрет [Текст] / К.А. Ушмаева // Научные проблемы гуманитарных исследований / гл. ред. А.В. Казначеев. – Вып. 3. – Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2011. – C. 97-101. – 0,5 п.л. – ISSN 2071-9175.
Монографии
16.Ищенко, В.А., Ушмаева, К.А. и др. Историческое образование в России в конце XIX – начале XXI вв. [Текст] / В.А. Ищенко, К.А. Ушмаева [и др.]. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 383/114 с. – 22,5/6,7 п.л.
17.Ушмаева, К.А. Историки и власть на Юге России (1917-2000 гг.) [Текст] / К.А. Ушмаева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 367 с. – 21,6 п.л. – ISBN 5-88648-474-4
18.Ушмаева, К.А. Развитие высшего исторического образования в России (20-е – 90-е гг. XX в.) [Текст] / К.А. Ушмаева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 499 с. – 29,4 п.л. – ISBN 5-88648-588-0
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
19.Ушмаева, К.А. «Оттепель» 60-х годов и развитие исторического образования на Северном Кавказе [Текст] / К.А. Ушмаева // Запад – Россия – Кавказ: межвуз. научн.-теор. альманах. Вып. 1. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – C. 277-287. – 0,6 п.л.
20.Ушмаева, К.А. Историческая наука и образование на Северном Кавказе в первые послевоенные годы (1945-1950 гг.) [Текст] / К.А. Ушмаева // Вопросы отечественной и зарубежной истории глазами начинающих исследователей: сб.ст. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – C. 91-99. – 0,5 п.л.
21.Ушмаева, К.А. Становление высшего исторического образования на Северном Кавказе (1945-2000) [Текст] / К.А. Ушмаева // Magister Historia: сб. магистер. работ. – Ставрополь, 2003. – C. 96-113. – 0,8 п.л. – IBSN 5-88648-371-3
22.Ушмаева, К.А. Реализация теоретических подходов в учебниках по истории [Текст] / К.А. Ушмаева // Ставропольский альманах общества интеллектуальной истории. Вып.4. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С. 119-127. – 0,5 п.л.
23.Ушмаева, К.А. Многоуровневая подготовка историков и Болонский процесс [Текст] / К.А. Ушмаева // Западноевропейская цивилизация и Россия: общее и особенное: сб. материалов Всеросс. научн.-практ. конф. СГУ. – Ставрополь-М.: Изд-во СГУ, 2003. – C. 419-423. – 0,4 п.л.
24.Ушмаева, К.А. Историческому факультету СГУ – 60 лет [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев // Исследования по истории и историографии России и зарубежных стран: сб. научн. ст. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – C. 18-40. – 1,0/ 0,7 п.л.
25.Ушмаева, К.А. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и их реализация [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы становления гражданского общества на Юге России: материалы Всерос. научн.-практ. конф. г. Армавир, 17-18 апреля 2004 г. / научн. ред. А.А. Вартумян. – Ставрополь: ООО «Базис» , 2004. – С. 243-252. – 0,7 п.л.
26.Ушмаева, К.А. Системы и технологии современного высшего образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Системы и технологии современного менеджмента, права и образования: матер. межвуз. научн.-практ. конф. 21-22 ноября 2004 г. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 2005. – С . 225-228. – 0,3 п.л.
27.Ушмаева, К.А. Историческое образование как объект междисциплинарного исследования [Текст] / К.А. Ушмаева // Междисциплинарный подход до и после «постмодерна»: материалы Всерос. научн. конф. Ставрополь, 28-29 апреля 2005 г. – М.: ИВИ РАН, 2005. – С. 84-87. – 0,3 п.л.
28.Ушмаева, К.А. История образования России в дискурсах отечественных и зарубежных авторов [Текст] / К.А. Ушмаева // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Вып. 8. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – С. 130-140. – 0,6 п.л.
29.Ушмаева, К.А. Магистратура в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Наука и образование: VI Всероссийская научно-практическая конференция «Качество образования. Система непрерывного педагогического образования». Спецвыпуск. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. – С. 90-97. – 0,6 п.л.
30.Ушмаева, К.А. Магистратура как попытка интеграции российской и общеевропейской образовательных систем [Текст] / К.А. Ушмаева // Реформирование системы образования современного российского общества: проблемы и перспективы: сб. ст. / ред. В.И. Жуков. – Воронеж: НПИОК, 2005. – С. 95-101. – 0,4 п.л.
31.Ушмаева, К.А. Проблемы современной философии образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Высшее образование XXI века: матер. Всерос. научн.-практ. конференции. – СПБ.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. – С. 94-99. – 0,4 п.л.
32.Ушмаева, К.А. Развитие научных школ в Ставропольском государственном университете как важный фактор повышения качества образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: материалы III Всерос. научн.-практ. конференции. Тамбов, 18 октября 2005 г. / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. – С. 39-42. – 0,4 п.л. – ISBN 5-902517-71-0.
33.Ушмаева, К.А. Система исторического образования в условиях демократических реформ в России [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы становления гражданского общества на Юге России: материалы Всерос. научн-практ. конф. г. Армавир, 15-16 апреля 2005 г. / научн. ред. А.А. Вартумян. – Армавир: АИСО, 2005. – С. 273-283. – 0,7 п.л. – ISBN 5-98636-020-6.
34.Ушмаева, К.А. Изучение Северного Кавказа учеными национальных республик региона в 60-80-е гг. XX в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Кавказ. Балканы. Передняя Азия: сб. научн. тр. Вып. 3. – Махачкала, 2005. – С. 196-206. – 0,7 п.л.
35.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образования в документах советской и постсоветской эпохи [Текст] / К.А. Ушмаева // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: материалы IV Всерос. научн. чтений. Кемерово, 22 сентября 2006 г. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – С. 76-82. – 0,4 п.л. – ISBN 5-202-00943-7.
36.Ушмаева, К.А. Изучение истории университетского образования в России: традиционные и современные подходы [Текст] / К.А. Ушмаева // Новая локальная история: сб. научн. статей. - Вып. 3 – Ставрополь-Москва: СГУ, 2006. – С. 325-333. – 0,6 п.л.
37.Ушмаева, К.А. Междисциплинарный подход в социогуманитарном познании [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М., 2006. – С. 92-97. – 0,5 п.л.
38.Ушмаева, К.А. Эволюция методологических основ социогуманитарных наук в 20 – 30-е гг. XX в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы становления гражданского общества на Юге России: материалы Всерос. научно-практ. конф. г. Армавир, 14-15 апреля 2006 г. / научн. ред А.А. Вартумян.– Армавир: Изд-во АИСО, 2006. – С. 150-159. – 0,7 п.л. – ISBN 5-91153-002-3.
39.Ушмаева, К.А. Подготовка научно-педагогических кадров по истории в вузах Юга России в 60-80-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // История и обществознание: научный и учебно-методический ежегодник исторического факультета АГПУ / гл. ред. А.А. Панарин. – Вып. 4. – Армавир, 2006. – С. 63-72. – 0,6 п.л.
40.Ушмаева, К.А. Развитие высшего исторического образования в университетах Северного Кавказа в 60 – 80-е гг. XX в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Кавказ между Западом и Востоком: межвуз. сборник научн. работ. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – С. 117-131. – 0,9 п.л. – ISBN 5-8307-0079-4.
41.Ушмаева, К.А. Подготовка магистров истории к работе в профильных школах [Текст] / К.А. Ушмаева, З.В. Бочкарева // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной научно-практ. конф. г. Ставрополь, 25-27 марта 2006 г. – Ставрополь: СГУ, 2006. – С. 9-17. – 0,6/0,3 п.л.
42.Ушмаева, К.А. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-образовательных практиках университетов России [Текст] / К.А. Ушмаева // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» / отв. ред. И.М. Гарскова. – 2006. – № 34. – М.-Тамбов: Изд-во ТГУ. – C. 219-221. – 0,2 п.л. – ISBN 5-7511-1815-4.
43.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование в период перестройки [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: сб. научн. ст. – Ставрополь, 2006. – C. 106-112. – 0,6 п.л.
44.Ушмаева, К.А. Повседневная жизнь преподавателей и студентов в 20-е гг. ХХ в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал / гл. ред. В.Н. Ратушняк. – № 3-4 – Краснодар: КубГУ, 2007. – С. 35-43. – 0,7 п.л.
45.Ушмаева, К.А. Повседневность и быт преподавателей и студентов в 1990-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Быт как фактор экстремального влияния на историко-психологические особенности поведения людей: матер. XXII Межд. научн. конф. Санкт-Петербург, 17-18 декабря 2007 г. Ч. 2 / под ред. проф. С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2007. – C. 190-194. – 0,5 п.л. – ISBN 978-5-303-00315-6.
46.Ушмаева, К.А. Создание исторических факультетов и завершение консолидации марксистской историографии в СССР [Текст] / К.А. Ушмаева // История и обществознание: научный и учебно-методический ежегодник. Вып. 5. – Армавир: АГПУ, 2007. – С. 48-56. – 0,8 п.л.
47.Ушмаева, К.А. Культурная жизнь и повседневность преподавателей и студентов в 60 – 80-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ: научный и учебно-методический ежегодник. Вып. 5. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2007. – С. 191-195. – 0,5 п.л. – IBSN 978-5-91153-012-9.
48.Ушмаева, К.А. Постмодернизм и историческая наука [Текст] / К.А. Ушмаева, А.В. Лубский // Мировое политическое и культурное пространство: история и современность: материалы международной научной конференции. Казань, 20-25 мая 2006 г. – Казань: КГУ, 2007. – С. 167-172. – 0,4/0,2 п.л. – ISBN 5-98180-365-7.
49.Ушмаева, К.А. Реформирование высшего профессионального образования в России в 1990-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России: сб. статей. – Ставрополь: СФ МГЭИ, 2007. – С. 331-334. – 0,5 п.л.
50.Ушмаева, К.А. Основные этапы эволюции исторического образования в России [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные проблемы исторического и обществоведческого образования в школе и вузе: материалы Всерос. научн.-практ. конф. г. Армавир, 28-29 марта 2008 г. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2008. – С. 35-39. – 0,6 п.л.
51.Ушмаева, К.А. Социогуманитарные исследования российских историков 1990-х гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – Ставрополь: Кавказский край, 2008. – С. 197-201. – 0,5 п.л.
52.Ушмаева, К.А. Историческое образование в зарубежных странах [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2008. – Вып. 59. – С. 28-35. – 0,8/0,4 п.л. – ISSN 1998-6383.
53.Ушмаева, К.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / К.А. Ушмаева // Этюды молодежной политики. – Ставрополь: Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – С. 45-49. – 0,3 п.л.
54.Ушмаева, К.А. Современная реформа высшей школы в России: бакалавриат и магистратура [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев // Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России: материалы IX научн.-практ. конф. МГЭИ. – Ставрополь: СФ МГЭИ, 2009. – С. 3-12. – 0,5/0,3 п.л. – ISBN 978-5-904244-02-6.
55.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование в годы Великой Отечественной войны [Текст] / К.А. Ушмаева // Уроки Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и общественное переустройство России: материалы Всероссийской научно-практ. конф. г. Армавир, 29 апреля 2010 г. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2010. – С. 52-56. – 0,3 п.л.