Научная тема: «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ (20 – 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)»
Специальность: 07.00.02
Год: 2011
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Высшее историческое образование как социальный институт на всех этапах его развития являлось неотъемлемой частью общественно-политической системы, которая предопределяла его цели, ставила задачи, трансформировала структуру и задавала содержание исторических курсов. Политический фактор в развитии высшего исторического образования практически всегда превалировал над потребностями личности, экономики или общества. В то же время высшее историческое образование имело и свою внутреннюю историю - историю людей, его составляющих, которые по-разному воспринимали требования общественно-политической системы, видоизменяли или приспосабливались к ней, наполняли структуру государственной системы подготовки историков своими чувствами, ценностями, мировоззренческими установками.
  2. Современное исследование проблем образования, которые могут рассматриваться как сфера взаимодействия самых различных факторов - экономических и политических, социальных и культурных, антропогенных и гносеологических, на наш взгляд, наиболее приемлемо и продуктивно с позиций «новой социальной» и «социокультурной истории». При такой исследовательской ориентации эволюционная динамика отечественной системы образования рассматривается не столько в традиционном контексте выявления сущности основных направлений и особенностей образовательной политики, организационной структуры этой системы, трансформации научно-познавательных парадигм, сколько с точки зрения взаимодействия различных участников и факторов образовательного процесса.
  3. Политические преобразования советской власти в 1917 - начале 1920-х гг. определили новые цели и задачи народного образования: сделать высшее образование, в том числе историческое, доступным, независимо от национального, социального происхождения и материального дохода. Однако, решая первостепенные задачи «перековки» дореволюционных взглядов историков, переделки структуры «буржуазных» университетов, «демократизации» исторических знаний, реформаторские мероприятия советской власти ломали складывавшиеся в течение столетия до революции методы, формы и приемы системы получения и преподавания исторического знания. В результате, к рубежу 1934 г., когда в партийных кругах было принято решение о восстановлении истории в школе и в вузе, высшее историческое образование практически утратило как свои методологические основы, так и, в значительной степени, кадровый потенциал.
  4. Реставрация системы высшего исторического образования во второй половине 1930-х гг., а также в военный и послевоенный период, потребовала значительных материальных и человеческих ресурсов. Исследование показало, что правительственная программа восстановления исторических факультетов во всех университетах страны, начатая в 1934 - 1936 гг., реально была осуществлена ценой огромных усилий только к концу 1940-х гг. «Кадровый голод», отсутствие учебных площадей, нехватка учебной литературы, особенно остро ощущавшиеся в отдаленных от центра вузах, - все эти проблемы стояли перед системой высшего исторического образования как в 1930-е, так и в 1950-е гг. Духовная атмосфера в вузовских сообществах, царившая в эти годы, не способствовала ни открытому научному диалогу, ни свободе и широте научных исследований.
  5. Изучение состояния высшего исторического образования на разных этапах его существования позволяет утверждать, что развитие этого социального института определялось не только путем властных указаний «сверху». Великая Отечественная война, принеся огромные человеческие и материальные потери для вузовских корпораций, одновременно унифицировала проявления человеческой активности, объединив в разрушенных и холодных зданиях и подвалах, в окопах и на передовой, в эвакуации и в условиях блокады и осторожную лояльность «старой» профессуры, и преданность «новой». И в годы войны, и в послевоенные годы, несмотря на сложное материально-бытовое положение и студентов, и преподавателей-историков, учебный процесс, как и научная работа, практически не прерывались.
  6. Развитие высшего исторического образования в 1960 - 1980-е гг. характеризовалось ростом сети вузов, изменением их структуры, в ходе которого исторические факультеты педвузов и некоторых университетов отделились от филологических и стали самостоятельными структурными единицами, ежегодно выпускающими тысячи учителей истории; заметным увеличением количества студентов и квалифицированных преподавателей. Можно сказать, что для исторического образования, по сравнению с предыдущими и последующими периодами, это было время стабилизации. Однако природа советской идеологии вступала в противоречие со свободой творческого поиска как в исторических исследованиях, так и в историческом образовании. Заданность и политизированность содержания учебных курсов, ограниченность научно-исследовательской работы, относительно низкий уровень жизни работников сферы образования - приводили к развитию кризисных тенденций в системе высшего исторического образования.
  7. Кризис власти в России второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. потребовал значительного обновления как исторического знания, так и самих целей высшего исторического образования. Однако и сегодня мы не можем констатировать, что все проблемы решены окончательно. Переход к плюрализму в методологии исторических исследований, интеграция науки и исторического образования, качественное обновление содержания исторических курсов и учебников, поиск новых форм, финансовая поддержка талантливых преподавателей и студентов - решение этих и других проблем в области высшего исторического образования необходимо сегодня не только для современной модернизации образования, но и для сохранения национального самосознания и национальной гордости народа.
  8. Подводя итог развития высшего исторического образования в советское время, можно констатировать, что при бесспорных достижениях вузов в это время в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров, организация учебно-воспитательного процесса в вузах была зависима от государственных планов и учебных программ. Разрыв системных связей гуманитарной и естественнонаучной подготовки, составлявших основу высшего образования, привел к изменению профессионально-нравственного облика специалистов, к обеднению гуманитарного потенциала высшего образования, в том числе исторического, социальному нигилизму и падению творческого потенциала выпускников.
  9. В наши дни задача повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации становится одной из важнейших, и именно в университетах формируются новые механизмы обеспечения и оценки этого процесса. В основе этих механизмов - повышение эффективности использования внутренних ресурсов, создание условий обеспечения надежной гарантии качества подготовки, ведение внутреннего мониторинга образовательной деятельности и обеспечивающих процессов, а также результатов обучения. Система высшей школы на современном этапе призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание граждан с высокой нравственностью, патриотов России. Важную роль в этой связи приобретает формирование уважительного, толерантного отношения к истории и культуре своего и других народов.
Список опубликованных работ
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования материалов докторских диссертаций

1.Ушмаева, К.А. Учебники по истории: методология и концепция [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев, Э.М. Щагин // Новая и новейшая история. – № 5. – М.: Наука, 2003. – С. 149-157. – 0,8/0,3 п.л. – ISSN 0130-3864.

2.Ушмаева, К.А. Историки Юга России в годы Великой Отечественной войны [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского государственного университета. - Вып. 40. – Ставрополь: СГУ, 2005. – С. 29-37. – 0,8 п.л. – ISBN 5-88648-461-2

3.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование и Болонский процесс [Текст] / К.А. Ушмаева // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. Северо-Кавказский регион / гл. ред. Ю.А. Жданов. – № 1(133). – Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. - С. 95-101. – 0,7 п.л. – ISSN 0321-3056.

4.Ушмаева, К.А. Всероссийское совещание историков [Текст] / К.А. Ушмаева // Высшее образование в России. – 2005. – № 1. – С. 54-57. – 0,3 п.л.

5.Ушмаева, К.А. Россия и формирование единого европейского пространства высшего образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Философия образования. – № 3 (17). – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. - С. 28-31. – 0,4 п.л. – ISSN 1811-0916.

6.Ушмаева, К.А. Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна» [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского госуниверситета. – Вып. 46. – Ч.1. - Ставрополь: СГУ, 2006. - С. 166-172. – 0,8 п.л. – ISBN 5-88648-523-6

7.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование: состояние и перспективы [Текст] / К.А. Ушмаева // «Alma mater» (Вестник высшей школы). – № 3. – М.: Российский университет дружбы народов, 2006. – С. 43-49. – 0,5 п.л. – ISSN 0321-0383.

8.Ушмаева, К.А. О концепции преподавания истории в вузе [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского государственного университета. – Вып. 51. – Ставрополь: СГУ, 2007. – С. 7-14. – 0,8 п.л. – ISBN 5-88648-571-6.

9.Ушмаева, К.А. Проблемы информатизации исторического и социально-экономического образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Саратовского социально-экономического университета. – № 1(20). – Саратов: Саратовский социально-экономический университет, 2008. – С. 90-92. – 0,4 п.л. – ISSN 1994-5094.

10.Ушмаева, К.А. Эволюция теоретико-методологических основ российской историографии на рубеже XX-XXI вв. [Текст] / К.А. Ушмаева // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. Северо-Кавказский регион / гл. ред. Ю.А. Жданов. – № 3(145). – Ростов-на-Дону: РГУ, 2008 – С. 83-88. – 0,6 п.л. – ISSN 0321-3056.

11.Ушмаева, К.А. Проблемы повышения качества подготовки историков в современной России [Текст] / К.А. Ушмаева // Научные проблемы гуманитарных исследований / гл. ред. В.А. Казначеев. - № 8(15) - Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2008. – C. 122-127. – 0,5 п.л. – ISBN 978-5-89314-146-7.

12.Ушмаева, К.А. Отечественная историография исторического образования в вузах России (20 – 90-е гг. XX в.) [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. – Вып. 4. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. – С. 110-120. – 0,8 п.л. – ISSN 1812-9323.

13.Ушмаева, К.А. Очерк истории Ставропольского государственного университета в годы Великой Отечественной войны: преподаватели и студенты на защите Родины [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 69. – Ставрополь: СГУ, 2010. – С. 3-12. – 1,0 п.л.

14.Ушмаева, К.А. Миссия советских историков в годы Великой Отечественной войны [Текст] / К.А. Ушмаева // Научная мысль Кавказа. – №1. – - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ, 2011. - C. 64-68. – 0,5 п.л. – ISSN 2072-0181.

15.Ушмаева, К.А. Советские преподаватели и студенты 1930-х гг.: историко-социальный портрет [Текст] / К.А. Ушмаева // Научные проблемы гуманитарных исследований / гл. ред. А.В. Казначеев. – Вып. 3. – Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2011. – C. 97-101. – 0,5 п.л. – ISSN 2071-9175.

Монографии

16.Ищенко, В.А., Ушмаева, К.А. и др. Историческое образование в России в конце XIX – начале XXI вв. [Текст] / В.А. Ищенко, К.А. Ушмаева [и др.]. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – 383/114 с. – 22,5/6,7 п.л.

17.Ушмаева, К.А. Историки и власть на Юге России (1917-2000 гг.) [Текст] / К.А. Ушмаева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 367 с. – 21,6 п.л. – ISBN 5-88648-474-4

18.Ушмаева, К.А. Развитие высшего исторического образования в России (20-е – 90-е гг. XX в.) [Текст] / К.А. Ушмаева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 499 с. – 29,4 п.л. – ISBN 5-88648-588-0

Статьи, опубликованные в других научных изданиях

19.Ушмаева, К.А. «Оттепель» 60-х годов и развитие исторического образования на Северном Кавказе [Текст] / К.А. Ушмаева // Запад – Россия – Кавказ: межвуз. научн.-теор. альманах. Вып. 1. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – C. 277-287. – 0,6 п.л.

20.Ушмаева, К.А. Историческая наука и образование на Северном Кавказе в первые послевоенные годы (1945-1950 гг.) [Текст] / К.А. Ушмаева // Вопросы отечественной и зарубежной истории глазами начинающих исследователей: сб.ст. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – C. 91-99. – 0,5 п.л.

21.Ушмаева, К.А. Становление высшего исторического образования на Северном Кавказе (1945-2000) [Текст] / К.А. Ушмаева // Magister Historia: сб. магистер. работ. – Ставрополь, 2003. – C. 96-113. – 0,8 п.л. – IBSN 5-88648-371-3

22.Ушмаева, К.А. Реализация теоретических подходов в учебниках по истории [Текст] / К.А. Ушмаева // Ставропольский альманах общества интеллектуальной истории. Вып.4. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С. 119-127. – 0,5 п.л.

23.Ушмаева, К.А. Многоуровневая подготовка историков и Болонский процесс [Текст] / К.А. Ушмаева // Западноевропейская цивилизация и Россия: общее и особенное: сб. материалов Всеросс. научн.-практ. конф. СГУ. – Ставрополь-М.: Изд-во СГУ, 2003. – C. 419-423. – 0,4 п.л.

24.Ушмаева, К.А. Историческому факультету СГУ – 60 лет [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев // Исследования по истории и историографии России и зарубежных стран: сб. научн. ст. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – C. 18-40. – 1,0/ 0,7 п.л.

25.Ушмаева, К.А. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и их реализация [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы становления гражданского общества на Юге России: материалы Всерос. научн.-практ. конф. г. Армавир, 17-18 апреля 2004 г. / научн. ред. А.А. Вартумян. – Ставрополь: ООО «Базис» , 2004. – С. 243-252. – 0,7 п.л.

26.Ушмаева, К.А. Системы и технологии современного высшего образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Системы и технологии современного менеджмента, права и образования: матер. межвуз. научн.-практ. конф. 21-22 ноября 2004 г. – Ростов-на-Дону: РИНХ, 2005. – С . 225-228. – 0,3 п.л.

27.Ушмаева, К.А. Историческое образование как объект междисциплинарного исследования [Текст] / К.А. Ушмаева // Междисциплинарный подход до и после «постмодерна»: материалы Всерос. научн. конф. Ставрополь, 28-29 апреля 2005 г. – М.: ИВИ РАН, 2005. – С. 84-87. – 0,3 п.л.

28.Ушмаева, К.А. История образования России в дискурсах отечественных и зарубежных авторов [Текст] / К.А. Ушмаева // Ставропольский альманах Российского общества интеллектуальной истории. Вып. 8. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. – С. 130-140. – 0,6 п.л.

29.Ушмаева, К.А. Магистратура в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Наука и образование: VI Всероссийская научно-практическая конференция «Качество образования. Система непрерывного педагогического образования». Спецвыпуск. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. – С. 90-97. – 0,6 п.л.

30.Ушмаева, К.А. Магистратура как попытка интеграции российской и общеевропейской образовательных систем [Текст] / К.А. Ушмаева // Реформирование системы образования современного российского общества: проблемы и перспективы: сб. ст. / ред. В.И. Жуков. – Воронеж: НПИОК, 2005. – С. 95-101. – 0,4 п.л.

31.Ушмаева, К.А. Проблемы современной философии образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Высшее образование XXI века: матер. Всерос. научн.-практ. конференции. – СПБ.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. – С. 94-99. – 0,4 п.л.

32.Ушмаева, К.А. Развитие научных школ в Ставропольском государственном университете как важный фактор повышения качества образования [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании: материалы III Всерос. научн.-практ. конференции. Тамбов, 18 октября 2005 г. / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. – С. 39-42. – 0,4 п.л. – ISBN 5-902517-71-0.

33.Ушмаева, К.А. Система исторического образования в условиях демократических реформ в России [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы становления гражданского общества на Юге России: материалы Всерос. научн-практ. конф. г. Армавир, 15-16 апреля 2005 г. / научн. ред. А.А. Вартумян. – Армавир: АИСО, 2005. – С. 273-283. – 0,7 п.л. – ISBN 5-98636-020-6.

34.Ушмаева, К.А. Изучение Северного Кавказа учеными национальных республик региона в 60-80-е гг. XX в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Кавказ. Балканы. Передняя Азия: сб. научн. тр. Вып. 3. – Махачкала, 2005. – С. 196-206. – 0,7 п.л.

35.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образования в документах советской и постсоветской эпохи [Текст] / К.А. Ушмаева // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: материалы IV Всерос. научн. чтений. Кемерово, 22 сентября 2006 г. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. – С. 76-82. – 0,4 п.л. – ISBN 5-202-00943-7.

36.Ушмаева, К.А. Изучение истории университетского образования в России: традиционные и современные подходы [Текст] / К.А. Ушмаева // Новая локальная история: сб. научн. статей. - Вып. 3 – Ставрополь-Москва: СГУ, 2006. – С. 325-333. – 0,6 п.л.

37.Ушмаева, К.А. Междисциплинарный подход в социогуманитарном познании [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М., 2006. – С. 92-97. – 0,5 п.л.

38.Ушмаева, К.А. Эволюция методологических основ социогуманитарных наук в 20 – 30-е гг. XX в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Проблемы становления гражданского общества на Юге России: материалы Всерос. научно-практ. конф. г. Армавир, 14-15 апреля 2006 г. / научн. ред А.А. Вартумян.– Армавир: Изд-во АИСО, 2006. – С. 150-159. – 0,7 п.л. – ISBN 5-91153-002-3.

39.Ушмаева, К.А. Подготовка научно-педагогических кадров по истории в вузах Юга России в 60-80-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // История и обществознание: научный и учебно-методический ежегодник исторического факультета АГПУ / гл. ред. А.А. Панарин. – Вып. 4. – Армавир, 2006. – С. 63-72. – 0,6 п.л.

40.Ушмаева, К.А. Развитие высшего исторического образования в университетах Северного Кавказа в 60 – 80-е гг. XX в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Кавказ между Западом и Востоком: межвуз. сборник научн. работ. – Карачаевск: КЧГУ, 2006. – С. 117-131. – 0,9 п.л. – ISBN 5-8307-0079-4.

41.Ушмаева, К.А. Подготовка магистров истории к работе в профильных школах [Текст] / К.А. Ушмаева, З.В. Бочкарева // Эвристическое образование: материалы 9-й региональной научно-практ. конф. г. Ставрополь, 25-27 марта 2006 г. – Ставрополь: СГУ, 2006. – С. 9-17. – 0,6/0,3 п.л.

42.Ушмаева, К.А. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-образовательных практиках университетов России [Текст] / К.А. Ушмаева // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» / отв. ред. И.М. Гарскова. – 2006. – № 34. – М.-Тамбов: Изд-во ТГУ. – C. 219-221. – 0,2 п.л. – ISBN 5-7511-1815-4.

43.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование в период перестройки [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: сб. научн. ст. – Ставрополь, 2006. – C. 106-112. – 0,6 п.л.

44.Ушмаева, К.А. Повседневная жизнь преподавателей и студентов в 20-е гг. ХХ в. [Текст] / К.А. Ушмаева // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал / гл. ред. В.Н. Ратушняк. – № 3-4 – Краснодар: КубГУ, 2007. – С. 35-43. – 0,7 п.л.

45.Ушмаева, К.А. Повседневность и быт преподавателей и студентов в 1990-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Быт как фактор экстремального влияния на историко-психологические особенности поведения людей: матер. XXII Межд. научн. конф. Санкт-Петербург, 17-18 декабря 2007 г. Ч. 2 / под ред. проф. С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2007. – C. 190-194. – 0,5 п.л. – ISBN 978-5-303-00315-6.

46.Ушмаева, К.А. Создание исторических факультетов и завершение консолидации марксистской историографии в СССР [Текст] / К.А. Ушмаева // История и обществознание: научный и учебно-методический ежегодник. Вып. 5. – Армавир: АГПУ, 2007. – С. 48-56. – 0,8 п.л.

47.Ушмаева, К.А. Культурная жизнь и повседневность преподавателей и студентов в 60 – 80-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ: научный и учебно-методический ежегодник. Вып. 5. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2007. – С. 191-195. – 0,5 п.л. – IBSN 978-5-91153-012-9.

48.Ушмаева, К.А. Постмодернизм и историческая наука [Текст] / К.А. Ушмаева, А.В. Лубский // Мировое политическое и культурное пространство: история и современность: материалы международной научной конференции. Казань, 20-25 мая 2006 г. – Казань: КГУ, 2007. – С. 167-172. – 0,4/0,2 п.л. – ISBN 5-98180-365-7.

49.Ушмаева, К.А. Реформирование высшего профессионального образования в России в 1990-е гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России: сб. статей. – Ставрополь: СФ МГЭИ, 2007. – С. 331-334. – 0,5 п.л.

50.Ушмаева, К.А. Основные этапы эволюции исторического образования в России [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные проблемы исторического и обществоведческого образования в школе и вузе: материалы Всерос. научн.-практ. конф. г. Армавир, 28-29 марта 2008 г. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2008. – С. 35-39. – 0,6 п.л.

51.Ушмаева, К.А. Социогуманитарные исследования российских историков 1990-х гг. [Текст] / К.А. Ушмаева // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – Ставрополь: Кавказский край, 2008. – С. 197-201. – 0,5 п.л.

52.Ушмаева, К.А. Историческое образование в зарубежных странах [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2008. – Вып. 59. – С. 28-35. – 0,8/0,4 п.л. – ISSN 1998-6383.

53.Ушмаева, К.А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / К.А. Ушмаева // Этюды молодежной политики. – Ставрополь: Ставропольский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. – С. 45-49. – 0,3 п.л.

54.Ушмаева, К.А. Современная реформа высшей школы в России: бакалавриат и магистратура [Текст] / К.А. Ушмаева, А.А. Аникеев // Социально-психологические, экономические и юридические проблемы развития современного общества в России: материалы IX научн.-практ. конф. МГЭИ. – Ставрополь: СФ МГЭИ, 2009. – С. 3-12. – 0,5/0,3 п.л. – ISBN 978-5-904244-02-6.

55.Ушмаева, К.А. Высшее историческое образование в годы Великой Отечественной войны [Текст] / К.А. Ушмаева // Уроки Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и общественное переустройство России: материалы Всероссийской научно-практ. конф. г. Армавир, 29 апреля 2010 г. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2010. – С. 52-56. – 0,3 п.л.