Научная тема: «ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Негосударственный финансовый контроль (НФК) - осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности: Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля - совокупность теоретических положений и базовых принципов, позволяющих реализовать урегулированную нормами права, эффективную и взаимно обусловленную деятельность системы негосударственного финансового контроля; Система негосударственного финансового контроля - совокупность управомоченных негосударственных органов, реализующих финансовый контроль; Институт НФК - система правовых норм, регулирующих деятельность негосударственных контрольных органов; ФК, как предмет правового регулирования,- общественные отношения по поводу финансово-контрольной деятельности, осуществляемой управомоченными негосударственными органами в интересах собственников хозяйствующих субъектов, государства и общества в целом; Предмет НФК, как специфического вида деятельности, связанного с обеспечением контрольной функции управления,- фактические данные о деятельности организации и ее имущественном положении, об осуществляемых организацией хозяйственных операций и их целесообразности, о наличии и движении имущества и обязательств, об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, устанавливаемые управомоченными негосударственными органами, в результате исследования данных бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных, материальных и иных носителей информации; Объект НФК может быть определен в общем (широком) и узком (специфическом) понимании, при этом в общем понимании - это предприятия и организации, подлежащие контролю, в узком понимании, - совокупность документальных, материальных и иных носителей информации, которые исследуются в ходе финансово-контрольной деятельности; Контролируемое лицо - субъект финансового контроля, организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; Контролер - субъект финансового контроля, управомоченные негосударственные органы и организации, включая общественные, их подразделения и представители, осуществляющие финансово-контрольную деятельность; Контрольные мероприятия -действия управомоченных лиц (контролеров), направленные на исследование объекта контроля; Финансово-контрольная информация - фактические данные об объекте финансового контроля, необходимые для реализации задач финансового контроля. Источники финансово-контрольной информации - совокупность материальных, документальных и иных носителей информации об объекте финансового контроля; Стандарты негосударственного финансового контроля - комплекс единых требований, являющихся методологической базой для ведения финансово-контрольной деятельности всеми субъектами негосударственного финансового контроля; Право контрольных действий - совокупность прав доступа ко всем источникам информации, относящимся к управлению финансовыми и материальными ресурсами хозяйствующего субъекта, предоставляемых контролеру в соответствии с действующим законодательством, стандартами финансового контроля и внутренними правилами хозяйствующего субъекта.
  2. При создании отечественной интегрированной системы НФК необходимо учитывать не только инновационные подходы и методы, получившие распространение в экономически-развитых странах, но и имеющийся у них негативный опыт, обусловленный теоретическими недоработками, а также сложностью и масштабом решаемых задач: закрепленный в национальных и международных стандартах аудиторской деятельности отказ от выполнения обязанностей, связанных с целенаправленным выявлением признаков противоправных и недобросовестных действий, привел к снижению достоверности финансовой отчетности публичных компаний и ослабил доверия общества к финансовым институтам; введение в США законодательных требований об обязательном использовании участниками хозяйственного оборота информационно-технических средств внутрихозяйственного контроля вызвало резкое ухудшение финансовых показателей малых и средних предприятий, что противоречит сущности контроля, как функции рационального управления хозяйствующими субъектами; саморегулируемые профессиональные объединения бухгалтеров, возникшие в Европе и США на рубеже ХХ века, не смогли разработать высококачественные стандарты аудита, отражающие интересы пользователей финансовой отчетности, за всю историю своего существования. В современной правовой и экономической теории доминирует точка зрения, согласно которой все виды НФК, включая внешний аудит, ориентированы на реализацию информационной (обеспечивающей) функции в системе управления хозяйствующими субъектами. Осуществление данного подхода на законодательном уровне приводит к искусственному ограничению обязанностей контролеров, что не соответствует ни современным социально-экономическим условиям, ни общественным интересам. Негосударственный финансовый контроль призван реализовать не только управленческую, но и правоохранительную функцию, связанную с защитой прав собственников и иных заинтересованных лиц от противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов. Осуществление правоохранительной функции подразумевает корректировку цели и задач НФК. Цель НФК - формирование достаточной и обоснованной уверенности в том, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемыми организациями были и будут выполнены требования законодательства, решения собственников и указания администрации. Задачи НФК: 1) предотвращение, выявление и устранение препятствий и рисков, возникающих при реализации решений собственников и указаний администрации хозяйствующих субъектов, 2) обеспечение законности при совершении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности; 3) предотвращение и выявление недобросовестных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций ; 4) контроль за рациональным и эффективным использованием финансовых, трудовых и природных ресурсов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.
  3. Важной особенностью международной практики в условиях информационного общества является передача ряда государственных функций по регулированию НФК общественным организациям, представляющим интересы пользователей финансовой отчетности (закон Сарбейнса-Оксли (США, 2002), новая редакция восьмой директивы Евросоюза 2006/43/ЕС). С учетом международной практики следует внести изменения в текст пп.1 п.2 ст. 16 Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» в следующей редакции «Общественный совет вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также предложения о порядке осуществления Советом внешнего контроля качества работы аудиторских организаций»;
  4. Предложено и обосновано применение термина «бюджетно-значимые организации» в отношении предприятий и организаций, вступающих в хозяйственные отношения с государством и играющих, в силу этого, особую роль в социально-экономической жизни общества. К указанной категории следует отнести крупнейших налогоплательщиков, государственные унитарные предприятия, предприятия со смешанной формой собственности, арендаторов госсобственности, банки, обслуживающие государственный бюджет, получателей государственных заказов, объекты государственных инвестиций, участников приоритетных социально-экономических программ и т.д. К «бюджетно-значимым организациям» должно применяться законодательное обязывание по поводу прохождения процедуры обязательного аудита. Ряд теоретических концепций, принятых в стандартах аудита (цель аудита, существенность, выборка, оценка системы внутреннего контроля) требуют корректировки, с учетом их влияния на эффективность выявления признаков противоправных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций. Существует необходимость в разработке правоохранительных контрольных процедур, включающих применение специальных расчетно-аналитических и документальных методов, а также методов фактического контроля. Система профессиональной подготовки и аттестации аудиторов недостаточно учитывает современные международные тенденции развития внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности. В частности аудиторы не обладают специальными навыками в сфере выявления признаков противоправных действий, оценки сопутствующего риска, выработки практически-полезных рекомендаций в этой области. Необходимо ужесточить требования действующего законодательства в отношении качества обязательного аудита, в частности, следует регламентировать обязательное участие аудиторов в инвентаризации имущества и обязательств организаций по состоянию на дату окончания аудируемого периода. В случае проведения обязательного аудита следует определить участие в инвентаризации как обязанность аудиторов, при проведении инициативного аудита - как рекомендуемую контрольную процедуру.
  5. Реформа системы бухгалтерского учета, предусмотренная законопроектом Минфина РФ «О бухгалтерском учете» № 385329-5 от  02.06.2010, способна оказать негативное воздействие на состояние НФК в Российской Федерации по следующим основаниям. отказ от отечественной практики использования унифицированных форм первичных документов, ориентированных на «юридическую форму», а не на «экономическое содержание» фактов хозяйственной жизни способен негативно повлиять на эффективность НФК, т.к. вызовет существенное усложнение внешнего финансового контроля хозяйствующих субъектов; основной сферой государственного регулирования предлагается считать только одну из задач бухгалтерского учета - формирование достоверной финансовой отчетности, при этом задача проверки соблюдения действующего законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности полностью исключается из бухгалтерской практики, что лишает финансовый контроль информационной среды, соответствующей единым законодательным требованиям. отказ от обязательного использования Плана счетов и инструкции по его применению, а также от категорий синтетических и аналитических счетов приведет к тому, что понятия, исторически играющие важную роль в российском бухгалтерском учете, потеряют нормативное значение, а контрольные процедуры, предусматривающие использование указанных понятий, потеряют смысл. Как следствие, принимая во внимание широкую практику намеренного искажения данных бухгалтерского учета для вуалирования следов экономических преступлений, можно прогнозировать значительное повышение трудоемкости контрольных действий, а также снижение их эффективности. Для решения указанных проблем представляется целесообразным: внести в пункт 1 статьи 3 законопроекта «О бухгалтерском учете» следующее дополнение: «синтетический учет - обобщенное представление данных бухгалтерского учета об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, использующее группировку по определенным экономическим признакам; аналитический учет - детализированное представление данных бухгалтерского учета об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, использующее лицевые, материальные и иные аналитические счета; план счетов бухгалтерского учета - единый систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета»; пункт 4 статьи 9 законопроекта принять в следующей редакции: «Обязательные формы первичных учетных документов утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необязательные формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта»; Статью 1 законопроекта дополнить пунктом 3 в следующей редакции: «Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о финансовом состоянии организации и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для принятия экономических, управленческих и иных решений; обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также для выполнения решений собственников и указаний администрации  (руководящего органа) при ведении организацией финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение информацией о признаках отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также об имеющихся резервах обеспечения  финансовой устойчивости».
  6. Дано определение контрольного правоотношения в сфере НФК как формы общественного отношения, устанавливаемого для разграничения интересов субъектов правоотношения (контролирующих и контролируемых лиц) по поводу реализации контрольной функции управления хозяйствующими субъектами в порядке, определяемом нормами права. По сравнению с урегулированными нормами права государственными финансово-контрольными отношениями, правовые отношения в сфере НФК имеют ряд особенностей:складываются для осуществления деятельности, ориентированной на достижение уставных целей контролируемых организаций, при этом реализуется одна из обязательных функций управления, обеспечивающая достижение запланированных результатов финансово-хозяйственной деятельности; характеризуются теоретической независимостью контролируемых и контролирующих субъектов, что подразумевает не только отсутствие административного подчинения, но и самостоятельность контролирующих субъектов в выборе методов, форм и способов контрольных действий;подразделяются на «внешние» и «внутренние». Поскольку внутренний контроль осуществляется подразделениями самих контролируемых организаций, то реализация контроля опосредуется трудовой формой правовых отношений. Этим обусловлена институциональная проблема обеспечения независимости внутренних контролирующих субъектов, находящихся в административном подчинении у руководителей предприятий и организаций. Разработана система принципов негосударственного финансового контроля, включающая: законность, интегрированность, рациональность и приоритет «человеческого фактора». Дано определение принципа «законности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что все субъекты контрольных отношений обязаны соблюдать действующее законодательство Российской Федерации. Дано определение принципа «интегрированности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что финансовый контроль должен являться неотъемлемой частью системы управления контролируемой организацией. Дано определение принципа «рациональности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что при осуществлении финансового контроля необходимо учитывать объективную ограниченность трудовых, финансовых и временных ресурсов контролеров и контролируемых организаций, и, в соответствии с задачами финансового контроля, производить планирование и реализацию контрольных процедур таким образом, чтобы обеспечить их максимальную эффективность. Дано определение принципа «приоритета человеческого фактора» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что результативность и эффективность финансового контроля достигаются, прежде всего, целенаправленными действиями должностных лиц и сотрудников контролируемой организации, с использованием заключений и рекомендаций внешних контрольных органов.
  7. Разработана схема интеграции системы НФК с использованием внутреннего (внутрихозяйственного) контроля в качестве основного (базового) элемента, предусматривающего три уровня интеграции с другими видами НФК (внутренним и внешним аудитом, общественным и муниципальным контролем):на правовом уровне - права и обязанности субъектов контрольной деятельности (контролёров, администрации и сотрудников контролируемой организации) должны быть взаимно согласованы; на функциональном уровне - результаты деятельности внутренних и внешних контролёров должны быть отражены в планах и программах контролируемой организации; на информационном уровне - порядок обмена данными между внешними контролерами и контролируемой организацией должен быть формализован в договоре на оказание услуг по проведению финансового контроля. 
  8. Негосударственный финансовый контроль (НФК) - осуществляемая негосударственными контрольными органами деятельность, направленная на реализацию контрольной функции управления, а также на выявление и предупреждение противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов при ведении финансово-хозяйственной деятельности: Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля - совокупность теоретических положений и базовых принципов, позволяющих реализовать урегулированную нормами права, эффективную и взаимно обусловленную деятельность системы негосударственного финансового контроля; Система негосударственного финансового контроля - совокупность управомоченных негосударственных органов, реализующих финансовый контроль; Институт НФК - система правовых норм, регулирующих деятельность негосударственных контрольных органов; ФК, как предмет правового регулирования,- общественные отношения по поводу финансово-контрольной деятельности, осуществляемой управомоченными негосударственными органами в интересах собственников хозяйствующих субъектов, государства и общества в целом; Предмет НФК, как специфического вида деятельности, связанного с обеспечением контрольной функции управления,- фактические данные о деятельности организации и ее имущественном положении, об осуществляемых организацией хозяйственных операций и их целесообразности, о наличии и движении имущества и обязательств, об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, устанавливаемые управомоченными негосударственными органами, в результате исследования данных бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных, материальных и иных носителей информации; Объект НФК может быть определен в общем (широком) и узком (специфическом) понимании, при этом в общем понимании - это предприятия и организации, подлежащие контролю, в узком понимании, - совокупность документальных, материальных и иных носителей информации, которые исследуются в ходе финансово-контрольной деятельности; Контролируемое лицо - субъект финансового контроля, организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; Контролер - субъект финансового контроля, управомоченные негосударственные органы и организации, включая общественные, их подразделения и представители, осуществляющие финансово-контрольную деятельность; Контрольные мероприятия -действия управомоченных лиц (контролеров), направленные на исследование объекта контроля; Финансово-контрольная информация - фактические данные об объекте финансового контроля, необходимые для реализации задач финансового контроля. Источники финансово-контрольной информации - совокупность материальных, документальных и иных носителей информации об объекте финансового контроля; Стандарты негосударственного финансового контроля - комплекс единых требований, являющихся методологической базой для ведения финансово-контрольной деятельности всеми субъектами негосударственного финансового контроля; Право контрольных действий - совокупность прав доступа ко всем источникам информации, относящимся к управлению финансовыми и материальными ресурсами хозяйствующего субъекта, предоставляемых контролеру в соответствии с действующим законодательством, стандартами финансового контроля и внутренними правилами хозяйствующего субъекта.
  9. При создании отечественной интегрированной системы НФК необходимо учитывать не только инновационные подходы и методы, получившие распространение в экономически-развитых странах, но и имеющийся у них негативный опыт, обусловленный теоретическими недоработками, а также сложностью и масштабом решаемых задач: закрепленный в национальных и международных стандартах аудиторской деятельности отказ от выполнения обязанностей, связанных с целенаправленным выявлением признаков противоправных и недобросовестных действий, привел к снижению достоверности финансовой отчетности публичных компаний и ослабил доверия общества к финансовым институтам; введение в США законодательных требований об обязательном использовании участниками хозяйственного оборота информационно-технических средств внутрихозяйственного контроля вызвало резкое ухудшение финансовых показателей малых и средних предприятий, что противоречит сущности контроля, как функции рационального управления хозяйствующими субъектами; саморегулируемые профессиональные объединения бухгалтеров, возникшие в Европе и США на рубеже ХХ века, не смогли разработать высококачественные стандарты аудита, отражающие интересы пользователей финансовой отчетности, за всю историю своего существования. В современной правовой и экономической теории доминирует точка зрения, согласно которой все виды НФК, включая внешний аудит, ориентированы на реализацию информационной (обеспечивающей) функции в системе управления хозяйствующими субъектами. Осуществление данного подхода на законодательном уровне приводит к искусственному ограничению обязанностей контролеров, что не соответствует ни современным социально-экономическим условиям, ни общественным интересам. Негосударственный финансовый контроль призван реализовать не только управленческую, но и правоохранительную функцию, связанную с защитой прав собственников и иных заинтересованных лиц от противоправных и недобросовестных действий администрации и сотрудников хозяйствующих субъектов. Осуществление правоохранительной функции подразумевает корректировку цели и задач НФК. Цель НФК - формирование достаточной и обоснованной уверенности в том, что при ведении финансово-хозяйственной деятельности контролируемыми организациями были и будут выполнены требования законодательства, решения собственников и указания администрации. Задачи НФК: 1) предотвращение, выявление и устранение препятствий и рисков, возникающих при реализации решений собственников и указаний администрации хозяйствующих субъектов, 2) обеспечение законности при совершении хозяйственных операций, ведении бухгалтерского и налогового учета, составлении бухгалтерской и налоговой отчетности; 3) предотвращение и выявление недобросовестных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций ; 4) контроль за рациональным и эффективным использованием финансовых, трудовых и природных ресурсов при ведении финансово-хозяйственной деятельности.
  10. Важной особенностью международной практики в условиях информационного общества является передача ряда государственных функций по регулированию НФК общественным организациям, представляющим интересы пользователей финансовой отчетности (закон Сарбейнса-Оксли (США, 2002), новая редакция восьмой директивы Евросоюза 2006/43/ЕС). С учетом международной практики следует внести изменения в текст пп.1 п.2 ст. 16 Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» в следующей редакции «Общественный совет вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа проекты федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также предложения о порядке осуществления Советом внешнего контроля качества работы аудиторских организаций»;
  11. Предложено и обосновано применение термина «бюджетно-значимые организации» в отношении предприятий и организаций, вступающих в хозяйственные отношения с государством и играющих, в силу этого, особую роль в социально-экономической жизни общества. К указанной категории следует отнести крупнейших налогоплательщиков, государственные унитарные предприятия, предприятия со смешанной формой собственности, арендаторов госсобственности, банки, обслуживающие государственный бюджет, получателей государственных заказов, объекты государственных инвестиций, участников приоритетных социально-экономических программ и т.д. К «бюджетно-значимым организациям» должно применяться законодательное обязывание по поводу прохождения процедуры обязательного аудита. Ряд теоретических концепций, принятых в стандартах аудита (цель аудита, существенность, выборка, оценка системы внутреннего контроля) требуют корректировки, с учетом их влияния на эффективность выявления признаков противоправных действий администрации и сотрудников контролируемых организаций. Существует необходимость в разработке правоохранительных контрольных процедур, включающих применение специальных расчетно-аналитических и документальных методов, а также методов фактического контроля. Система профессиональной подготовки и аттестации аудиторов недостаточно учитывает современные международные тенденции развития внутрихозяйственного контроля и аудиторской деятельности. В частности аудиторы не обладают специальными навыками в сфере выявления признаков противоправных действий, оценки сопутствующего риска, выработки практически-полезных рекомендаций в этой области. Необходимо ужесточить требования действующего законодательства в отношении качества обязательного аудита, в частности, следует регламентировать обязательное участие аудиторов в инвентаризации имущества и обязательств организаций по состоянию на дату окончания аудируемого периода. В случае проведения обязательного аудита следует определить участие в инвентаризации как обязанность аудиторов, при проведении инициативного аудита - как рекомендуемую контрольную процедуру.
  12. Реформа системы бухгалтерского учета, предусмотренная законопроектом Минфина РФ «О бухгалтерском учете» № 385329-5 от  02.06.2010, способна оказать негативное воздействие на состояние НФК в Российской Федерации по следующим основаниям. отказ от отечественной практики использования унифицированных форм первичных документов, ориентированных на «юридическую форму», а не на «экономическое содержание» фактов хозяйственной жизни способен негативно повлиять на эффективность НФК, т.к. вызовет существенное усложнение внешнего финансового контроля хозяйствующих субъектов; основной сферой государственного регулирования предлагается считать только одну из задач бухгалтерского учета - формирование достоверной финансовой отчетности, при этом задача проверки соблюдения действующего законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности полностью исключается из бухгалтерской практики, что лишает финансовый контроль информационной среды, соответствующей единым законодательным требованиям. отказ от обязательного использования Плана счетов и инструкции по его применению, а также от категорий синтетических и аналитических счетов приведет к тому, что понятия, исторически играющие важную роль в российском бухгалтерском учете, потеряют нормативное значение, а контрольные процедуры, предусматривающие использование указанных понятий, потеряют смысл. Как следствие, принимая во внимание широкую практику намеренного искажения данных бухгалтерского учета для вуалирования следов экономических преступлений, можно прогнозировать значительное повышение трудоемкости контрольных действий, а также снижение их эффективности. Для решения указанных проблем представляется целесообразным: внести в пункт 1 статьи 3 законопроекта «О бухгалтерском учете» следующее дополнение: «синтетический учет - обобщенное представление данных бухгалтерского учета об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, использующее группировку по определенным экономическим признакам; аналитический учет - детализированное представление данных бухгалтерского учета об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, использующее лицевые, материальные и иные аналитические счета; план счетов бухгалтерского учета - единый систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета»; пункт 4 статьи 9 законопроекта принять в следующей редакции: «Обязательные формы первичных учетных документов утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необязательные формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта»; Статью 1 законопроекта дополнить пунктом 3 в следующей редакции: «Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о финансовом состоянии организации и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для принятия экономических, управленческих и иных решений; обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также для выполнения решений собственников и указаний администрации  (руководящего органа) при ведении организацией финансово-хозяйственной деятельности; обеспечение информацией о признаках отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также об имеющихся резервах обеспечения  финансовой устойчивости».
  13. Дано определение контрольного правоотношения в сфере НФК как формы общественного отношения, устанавливаемого для разграничения интересов субъектов правоотношения (контролирующих и контролируемых лиц) по поводу реализации контрольной функции управления хозяйствующими субъектами в порядке, определяемом нормами права. По сравнению с урегулированными нормами права государственными финансово-контрольными отношениями, правовые отношения в сфере НФК имеют ряд особенностей:складываются для осуществления деятельности, ориентированной на достижение уставных целей контролируемых организаций, при этом реализуется одна из обязательных функций управления, обеспечивающая достижение запланированных результатов финансово-хозяйственной деятельности; характеризуются теоретической независимостью контролируемых и контролирующих субъектов, что подразумевает не только отсутствие административного подчинения, но и самостоятельность контролирующих субъектов в выборе методов, форм и способов контрольных действий;подразделяются на «внешние» и «внутренние». Поскольку внутренний контроль осуществляется подразделениями самих контролируемых организаций, то реализация контроля опосредуется трудовой формой правовых отношений. Этим обусловлена институциональная проблема обеспечения независимости внутренних контролирующих субъектов, находящихся в административном подчинении у руководителей предприятий и организаций. Разработана система принципов негосударственного финансового контроля, включающая: законность, интегрированность, рациональность и приоритет «человеческого фактора». Дано определение принципа «законности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что все субъекты контрольных отношений обязаны соблюдать действующее законодательство Российской Федерации. Дано определение принципа «интегрированности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что финансовый контроль должен являться неотъемлемой частью системы управления контролируемой организацией. Дано определение принципа «рациональности» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что при осуществлении финансового контроля необходимо учитывать объективную ограниченность трудовых, финансовых и временных ресурсов контролеров и контролируемых организаций, и, в соответствии с задачами финансового контроля, производить планирование и реализацию контрольных процедур таким образом, чтобы обеспечить их максимальную эффективность. Дано определение принципа «приоритета человеческого фактора» как базовой характеристики НФК, предусматривающей, что результативность и эффективность финансового контроля достигаются, прежде всего, целенаправленными действиями должностных лиц и сотрудников контролируемой организации, с использованием заключений и рекомендаций внешних контрольных органов.
  14. Разработана схема интеграции системы НФК с использованием внутреннего (внутрихозяйственного) контроля в качестве основного (базового) элемента, предусматривающего три уровня интеграции с другими видами НФК (внутренним и внешним аудитом, общественным и муниципальным контролем):на правовом уровне - права и обязанности субъектов контрольной деятельности (контролёров, администрации и сотрудников контролируемой организации) должны быть взаимно согласованы; на функциональном уровне - результаты деятельности внутренних и внешних контролёров должны быть отражены в планах и программах контролируемой организации; на информационном уровне - порядок обмена данными между внешними контролерами и контролируемой организацией должен быть формализован в договоре на оказание услуг по проведению финансового контроля.
Список опубликованных работ
1. Монографии, учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы

1.Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля: Монография. М.: ВГНА Минфина РФ. 2007. - 14,0 п.л.

2.Котов В.В. Теоретические проблемы негосударственных контрольных правоотношений: Монография. М.: ВГНА Минфина РФ. 2008. - 11,2 п.л.

3.Котов В.В. Правовая бухгалтерия (в соавторстве с Чаадаевым С.Г., Назаркиным И.Ж и Чадиным М.В.) : Учебник, М.: ВГНА Минфина РФ, 2009. – 27, 6 п.л.

4.Котов В.В. Правовое регулирование негосударственного финансового контроля: Учебно-методический комплекс, М.: ВГНА Минфина РФ, 2010. – 10,9 п.л.

5.Котов В.В. Правовое регулирование аудиторской деятельности (в соавторстве с Чаадаевым С.Г. и Назаркиным И.Ж.): Учебное пособие, М.: ВГНА Минфина РФ, 2007. – 8,0 п.л.

6.Котов В.В. Методы изучения и анализа судебной практики: Учебно-методический комплекс, М.: ВГНА Минфина РФ, 2007. – 2,1 п.л.

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации:

7.Котов В.В. О трактовке негосударственного финансового контроля правовой наукой // Современное право. 2008. № 1. - 0,4 п.л.

8.Котов В.В. О теоретических проблемах правовой концепции интегрированной системы негосударственного финансового контроля // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 1. - 0,5 п.л.

9.Котов В.В. Анализ социально-экономических последствий применения закона «Сарбейнса-Оксли» (США) // ЭПОС, 2008. № 1. - 0,4 п.л.

10.Котов В.В. Выявление мошенничества как одна из задач аудита // Черные дыры российского законодательства. 2008. № 2. - 0,4 п.л.

11.Котов В.В. О некоторых проблемах регулирования обязательного аудита // Черные дыры российского законодательства. 2008. № 2. - 0,4 п.л.

12.Котов В.В. О теоретических проблемах аудита как института финансового контроля // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. - 0,5 п.л.

13.Котов В.В. О реализации концепции негосударственного финансового контроля в системе законодательства Российской Федерации // Современное право, 2008. № 12, - 0,4 п.л.

14.Котов В.В. Историко-правовые аспекты внутреннего аудита в США и Западной Европе, // Современное право, 2009. №1, - 0,5 п.л.

15.Котов В.В. Содержание и структура негосударственного контрольного правоотношения // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. - 0,5 п.л.

16.Котов В.В. Историко-правовые аспекты регулирования муниципального контроля в США и Великобритании // Современное право, 2009. №2, - 0,5 п.л.

17.Котов В.В. Общественный финансовый контроль в США : исторический и правовой аспекты // Современное право, 2009. №2, - 0,5 п.л.

18.Котов В.В. Юридические факты в негосударственных финансово-контрольных правоотношениях // Современное право. 2009. № 3. - 0,5 п.л.

19.Котов В.В. О субъектах негосударственного контрольного правоотношения // Современное право. 2009. № 5. - 0,5 п.л.

20.Котов В.В. О теоретических проблемах правоотношений в сфере негосударственного финансового контроля // Современное право. 2009. № 7. - 0,5 п.л.

21.Котов В.В. Реализация правоохранительной функции негосударственного финансового контроля в хозяйственной практике // Современное право. 2010. № 7. - 0,5 п.л.

Иные научные статьи:

22.Котов В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля // Проблемы модернизации современной экономики России в ХХI веке. Материалы X Международной межвузовской научно-практической конференции, - М., 2009, - 0,2 п.л.

23.Котов В.В. Бухгалтерское право как инновационный элемент российской системы права (в соавторстве с Чаадаевым С.Г. и Чадиным М.А.) // Государство и право, 2008, №10. – 0,3 п.л.

24.Котов В.В. Борьба с корпоративным мошенничеством как фактор развития финансового контроля: опыт США // Экономика. Налоги. Право, 2009, №1. – 1,0 п.л.

25.Котов В.В. Современный аудит и судебная бухгалтерия // СПС «Консультант Плюс», 2006. - 0,6 п.л.

26.Котов В.В. О некоторых проблемах регулирования бухгалтерского учета // СПС «КонсультантПлюс», 2007. - 1,0 п.л.

27.Котов В.В. Учет и контроль: финансово-экономический анализ (в соавторстве с Чаадаевым С.Г.) // Экономика и управление, №5(31), 2007. – 0,3/0,6 п.л.

28.Котов В.В. Ревизионные союзы и аудиторские организации: формируется ли система негосударственного финансового контроля // СПС «Консультант Плюс», 2009. - 0,4 п.л.

29.Котов В.В. Специальные вопросы использования материалов судебной практики налоговыми консультантампи // СПС «КонсультантПлюс», 2009. - 1,4 п.л.

30.Котов В.В. Аудит: институциональные реформы в условиях финансового кризиса // Экономика. Налоги. Право, 2009, №3. - 1,0 п.л.

31.Котов В.В. Корпоративное мошенничество в России // Вестник ВГНА Минфина России, №3, 2008. - 0,3 п.л.

32.Котов В.В. Ответы специалиста на вопросы читателей // Учет, налоги, право №48, 2001. - 0,1 п.л