2. К основным, проявляющимся закономерно и системно признакам готической поэтики, характерным для картины мира, которая строится по мифотворческому типу, представляется обоснованным отнести следующие:
- Отдельные произведения выступают как элементы единой системы готического мифа.
- Моделирование картины мира осуществляется в соответствии с принципом мифотворчества эпохи модерна как конструкции, творческим началом которой является эмоционально-иррациональное переживание действительности в ее непрозрачности и непознаваемости, как таящей в себе нечто непредвиденное, опасное и ужасное.
- Специфические аспекты мировосприятия и образности, которые характерны для готики и которые принято обобщенно называть фантастикой, обладают статусом маркирующих жанр элементов.
- Структурирование картины мира происходит в системе базовых для культуры Европы отношений и границ при одновременном создании ситуации перехода, неопределенности и проблематизации этих границ.
- Готическая литература проявляет основные признаки литературы массовой, что позволяет говорить о принадлежности готики массовому сознанию - специфической форме коллективного сознания эпохи сформированного и доминирующего современного индивидуального сознания.
3. Поэтологические аспекты развертывания структур мифологического мышления в литературной готике определяют особые художественные свойства готического мифа, придающие ему своеобразие по сравнению с иными мифологическими системами.
- На основе полемики рационального и иррационального, колебания на границе серьезного доверия и недоверчивой иронии по отношению к базовым составляющим мифа развертываются игровые характеристики.
- Текст в литературной готике многообразно осмысляется и разрабатывается как единство осязаемости формы и метафизики передаваемой информации и играет основополагающую роль - в фабульном, сюжетном, стилистическом, идеологическом отношениях.
- Специфическая визуальность литературной готики обусловливает выраженные театральные и кинематографические потенциалы: готический сюжет разрабатывает тему театра как способ визуализации базовых идей, а его элементы становятся продуктивным средством визуализации философского наполнения в кино.
4. В русле готического мифа формируется художественный мир Г. Майринка, нацеленный на концепирование «я» человека и в этом отношении близкий духовному учению эзотерического толка. Способы и результаты перехода на иную когнитивную ступень - получения основополагающей информации об истинном устройстве мира и человеческом «я» - разрабатываются из характерных элементов готического сюжета.
5. Игровой потенциал готического мифа как фикциональной системы реализуется в мифологии Г.Ф. Лавкрафта, в основе которой - элементы готической поэтики, «укрупненные» до состояния базовых свойств мироздания и его восприятия человеком. В готических координатах выстраивается эсхатология Лавкрафта как результат объединения понятий архаического мифа о хаосе и космосе в образе безразличной Вселенной, не подвластной человеческому пониманию.
6. Готический миф проявляет себя в художественных произведениях, не относящихся напрямую к готическим, поскольку для интенций и задач автора, лежащих за пределами готического мифа, его элементы оказываются весьма продуктивными.
1.Заломкина Г.В. Готический миф. Самара: Издательство «Самарский университет», 2010. – 328 с. (21,75 п.л.)
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов диссертации:
2.Заломкина Г.В. Полумир, розенкрейцеры и госужас: Готическая интерпретация советской действительности в романе А. Солженицына «В круге первом» // Вестник Самарского государственного университета. 2005. № 4 (38). С. 104–110. (0,5 п.л.)
3.Заломкина Г.В. Игровые составляющие ранней литературной готики // Вестник московского университета. Серия 9. Филология. 2008. №3. С. 54–61. (0,5 п.л.)
4.Заломкина Г.В. Смыслы библиотеки в романе Э. Костовой «Историк» // Библиотековедение. 2008. № 3. С. 119–124. (0,4 п.л.)
5.Заломкина Г.В. Рецензия на монографию: Готическая традиция в русской литературе / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. – 349 с. // Новое литературное обозрение. 2008. № 93. С. 353–355. (0,1 п.л.)
6.Заломкина Г.В. Сталкер на обочине. Концепт чужого и готический quest у братьев Стругацких и Андрея Тарковского // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 3 (69). С. 108–114. (0,5 п.л.)
7.Заломкина Г.В. Специфика фантастического в литературной готике // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 7 (73). С. 192–197. (0,5 п.л.)
8.Заломкина Г.В. Голубая книжка, трехпалубный роман и библиотека Минервы (массовое готическое чтение в Британии на рубеже XVIII—XIX веков) // Библиотековедение. 2010. № 1. С. 94–98. (0,4 п.л.)
9. Заломкина Г.В. Рецензия на монографию: Antonella d´Amelia. Paesaggio con figure. Letteratura e arte nella Russia moderna. Carocci editore. 2009. – 315 c. // Новое литературное обозрение. 2010. № 104. С. 374–376 (0,2 п.л.)
10.Заломкина Г.В. Подходы к пониманию готического мифа// Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 5 (79). С. 178–184. (0,5 п.л.)
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
11.Заломкина Г.В. Готический сюжет как литературный код в романе У.Эко «Имя розы» // Компаративистика: современная теория и практика: Международная конференция и XIV Съезд англистов (13-15 сентября 2004 г.). Том второй. Самара: Издательство СГПУ, 2004. С. 172–182. (0,6 п.л.)
12.Заломкина Г.В. Москва–Петушки: другая дорога в Икстлан. Код трансцендентного перехода у Вен. Ерофеева и В.Пелевина // Памяти профессора В.П.Скобелева: проблемы поэтики и истории русской литературы XIX–XX веков: Международный сборник научных статей / под. ред. С.А. Голубкова, Н.Т. Рымаря. Самара: Издательство «Самарский университет», 2005. С. 335–345. (0,6 п.л.)
13.Заломкина Г.В. Текст как поэтическая доминанта в страшных рассказах М.Р.Джеймса // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы Четвертых Андреевских чтений. Сборник научных статей. М.: Экон-Информ, 2006. С. 152–159.(0,5 п.л.)
14.Заломкина Г.В. Зеркальность в романе Густава Майринка “Walpurgisnacht” // На пути к произведению. К 60-летию Николая Тимофеевича Рымаря: сб. ст. Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. С. 223–232. (0,5 п.л.)
15.Заломкина Г.В. Готический роман и готическая драма: диалектика театральности // XVIII век: театр и кулисы. Сборник научных статей. М.: Экон-информ, 2006. С. 233–240.(0,5 п.л.)
16.Заломкина Г.В. Функция рамки в готическом сюжете // Рама и граница. Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 3/ науч. ред. Н.Т.Рымарь; Germanistische Institutspartnerschaft Bochum-Samara. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. С. 79–89.(0,75 п.л.)
17.Заломкина Г.В. Подходы к пониманию медленного письма: Поэтика зазора в текстах Ш. Абдуллаева, А. Драгомощенко, А. Уланова // Поэтика рамы и порога: Функциональные формы границы в художественных языках.[Граница и опыт границы в художественном языке. Вып. 4] / науч. ред. Н.Т. Рымарь. Самара: Издательство «Самарский университет», 2006. С. 369–380. (0,6 п.л.)
18.Заломкина Г.В. Готический роман // Большая Российская энциклопедия. Т. 7. Гермафродит – Григорьев. / пред. науч-ред. сов. Ю.С. Осипов, отв. ред. Кравец С. Л. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2007. С.551.(0,05 п.л.)
19.Заломкина Г.В. Картезианка Анна Радклиф (гендерные аспекты рациональности в ранней готике) // XVIII век: женское/мужское в культуре эпохи / под ред. Н. Т. Пахсарьян. М.: Экон-Информ, 2008. С. 338–354.(0,5 п.л.)
20.Заломкина Г.В. Советское захолустье как посмертное существование в повести В.Войновича «Путем взаимной переписки» // Коды русской классики: «провинциальное» как смысл, ценность и код: материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы СамГУ Сергея Алексеевича Голубкова (Самара, 29–30 ноября 2007 года)». Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. С. 287 – 295. (0,5 п.л.)
21.Заломкина Г.В. Punch macabre: Смыслы кукольного спектакля в страшных рассказах М.Р.Джеймса // Литература и театр: сборник научных статей. Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. С. 102–111. (0,5 п.л.)
22.Механизмы страшного в готическом сюжете // Теория литературы: актуальные проблемы современной науки: сборник научных статей/ под ред. Э.П. Хомич. Барнаул: АлтГПА, 2009. С. 122–132.(0,5 п.л.)
23.Заломкина Г.В. «Остров Борнгольм» Н.М.Карамзина: фрагмент как новая форма литературной готики // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. 2009. № 14. С. 171–180. (0,5 п.л.)
24.Заломкина Г.В. Сюрреалистическое осмысление русского классика в рассказе Томмазо Ландольфи «Жена Гоголя»// Гоголевский сборник. Вып. 3 (5): Материалы международной научной конференции «Н.В.Гоголь и мировая культура», посвященной двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя. Самара, 29–31 мая 2009 г. СПб., Самара: ПГСГА, 2009. С. 369–379.(0,5 п.л.)
25.Заломкина Г.В. Мотив инфернального влечения во французской готической прозе // Французский язык в современном мире. Сборник статей. Самара: ПГСГА, 2010. С. 96 –107. (0,5 п.л.)
26. Заломкина Г.В. Семантика актерства в эзотерическом мифе Г. Майринка // Литература и театр: проблемы диалога. Самара: Офорт-пресс, 2011. С. 123 – 129. (0,5 п.л.)
27.Заломкина Г.В. Пародия в готическом мифе // Проблемы литературного пародирования: материалы международной научной конференции «Поэтика пародирования: серьезное / смешное», посвященной памяти профессора В.П.Скобелева (Самара, 23–24 апреля 2010 г.)/ науч. ред. Н.Т.Рымарь. Вып. 2. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011. С. 61–70. (0,6 п.л.)